МКОУ «Суджанская средняя общеобразовательная школа №2»
ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА
6 класс
на тему: «СОЛО И ТУТТИ»
УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ
НЕКЛЮДОВА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА
СУДЖА
Тема урока: «Соло и тутти»
Класс: 6
Четверть: 4
Программа: авторы: Т.И. Науменко, В.В. Алеев.
Тип урока: изучение нового материала,
Цели деятельности учителя: создать условия для ознакомления с тембрами музыкальных инструментов симфонического оркестра, дать понятие учащимся о соло и тутти, о значении в выражении музыкальных образов.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся слушать и анализировать музыкальные произведения: Н.А. Римский-Корсаков. Три чуда, из оперы «Сказка о царе Салтане», наблюдать в музыкальном произведении примеры содружества нескольких видов искусства; получат возможность развивать умение выбирать тембры музыкальных инструментов для различных образов;
Метапредметные:
познавательные - внимательно слушают, формулируют ответы на вопросы, для получения необходимой информации пользуются справочной литературой, анализируют и делают выводы, строят рассуждения;
коммуникативные - осваивают диалоговую форму общения;
регулятивные - организовывают свою деятельность, принимают ее цели и задачи, выбирают средства реализации этих целей и применяют их на практике.
Личностные: оценивают результаты деятельности.
Музыкальный материал: Н.А. Римский-Корсаков. Три чуда, из оперы «Сказка о царе Салтане», в презентации – звуки музыкальных инструментов.
Дополнительный материал: презентация к уроку «Соло и тутти», И. Крылов. Басня «Квартет».
Оборудование: экран, видеопроектор, ноутбук, баян, CD-диск; наглядный материал (картины презентации, термины, понятия), раздаточный материал.
ХОД УРОКА.
1. ОРГМОМЕНТ.
-Здравствуйте, ребята.
2. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ НАСТРОЙ.
-Я очень рад нашей встрече, которая дарит нам сегодня прекрасную возможность взаимного общения и надеюсь, что благодаря музыке наше
общение станет не только интересным, но и полезным.
3. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.
-Очень часто для того, чтобы интересно и полезно провести время, мы отправляемся в гости или приглашаем гостей к себе. Вот и я сегодня пришла к вам не одна. Я пригласила сегодня в гости известных вам героев. Кто они? Откуда?
(Заходят подготовленные, переодетые дети с инструментами: Мартышка, Осел, Козел, Мишка)
-Они так долго готовились к этой встрече и настолько соскучились по живому общению, что хотят как можно быстрее продемонстрировать вам свои умения. А вы подумайте, чем отличается музыка, которую они сыграют.
(Ребята играют р.н.п. «Во саду ли, в огороде» по одному).
-Чем отличаются звучание этих инструментов? (Отличаются тембром).
-Что такое тембр? (Тембр - специфическая окраска звука, свойственная данному музыкальному инструменту или голосу.
-Как исполняли герои музыкальное произведение? (По одному)
(Прикрепляю на доске табличку: СОЛО)
-А как еще можно исполнить? (Всем вместе).
(Прикрепляю на доске табличку: ТУТТИ)
4.ФОРМУЛИРОВКА ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА.
-Каждый знает, что в гостях время пролетит интересно и незаметно, если разговор будет вестись вокруг темы, которая интересна всем.
Ребята, а вам интересны эти необычные слова? Так какую же музыкальную тему на правах хозяев предложите вы для взаимной беседы? (соло и тутти).
ТЕМА УРОКА: Соло и тутти.
-Ребята, а что мы сегодня на уроке с вами узнаем, какие цели перед собой поставим; исходя из темы урока? (Должны узнать, что такое СОЛО и ТУТТИ).
-Хорошо! Ребята! Мы с вами в 3 классе слушали симфоническую сказку «Петя и волк» С.С. Прокофьева, где композитор охарактеризовал каждый образ именно присущим ему инструментом: птичку – флейта, утку – гобой, кошку – кларнет, Петю – квартет струнных инструментов и т. д. Так что же нам надо понять? (Почему композиторы некоторые произведения пишут для соло, а некоторые - для тутти).
-Поэты нам передают содержание и образы путём – слов, художники путём – красок и кистей, композиторы – путём звуков. У каждого инструмента своё звучание. Так над чем мы ещё поговорим? (О тембре звука).
-А ещё, какую роль играют тембры музыкальных инструментов для понимания образов в исполнении соло и тутти. Ребята, а вы все знаете, как звучат различные инструменты? (Нет).
- Так что надо сделать? (Узнать, как они звучат).
Планирование деятельности:
-Я предлагаю составить план нашей работы на уроке .
Учиться различать соло и тутти.
Выяснить, какую роль играют тембры музыкальных инструментов для понимания образов в исполнении соло и тутти.
5. РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА.
1. (Дети сидят за столами по группам)
- Работать над новой темой мы будем в группах. У вас лежат на столах иллюстрации инструментов и характеристика к ним. Вы должны познакомиться с текстом о представленных музыкальных инструментах и выделить в этих описаниях только характеристику голоса этого инструмента.
(Учащиеся работают в группах.)
-Представьте, пожалуйста, результат вашей работы (шесть карточек в каждой группе и шесть ответов)
- Хорошо, молодцы! Вы услышали словесную характеристику звучания, а теперь я думаю, пришёл черёд услышать ещё раз как они звучат и проверить себя.
(Игра «Звуки музыкальных инструментов»).
- Оцените свою работу:
Что вам нужно было сделать?
Удалось ли правильно назвать инструменты?
Вы выполнили это задание самостоятельно или вам потребовалась помощь?
2. - А теперь давайте прослушаем, с помощью какого инструмента создается образ белки? (Флейты).
(Прослушивание музыки «Три чуда»)
- Так что же такое соло? (Это когда один музыкант играет на инструменте или поёт).
- А ещё какое чудо было? (Богатыри выходили из моря).
- С помощью каких инструментов создаётся образ богатырей? А их много было? Как они шагали? Весь оркестр играл? Значит, как можно назвать этот способ исполнения? (Тутти)
-Какую роль играют соло и тутти в музыкальном произведении? (Чтобы показать образ одного персонажа композитор выбирает солирующий инструмент, а сразу много образов – тутти).
(Инсценирование басни.)
- Что-то мы забыли про наших музыкантов. Давайте их попросим сыграть что-нибудь. Как пытались играть музыканты? (Вместе).
- т.е. тутти. А почему не получилось? (Не было дирижера).
- Кто такой дирижер? (Руководитель оркестра).
- Что такое оркестр? (Оркестр – многочисленный коллектив музыкальных инструментов, исполняющий произведения, специально предназначенные для данного состава).
- Наши артисты пытались пересаживаться, но у них совместная игра не шла на лад. В чём-то артисты были правы. Ведь у каждого из инструментов свой тембр звука и своя громкость звучания, и они должны быть правильно рассажены в оркестре. Я предлагаю вам внимательно ознакомиться с тем, как инструменты расположены в оркестре и поиграть в игру.
(Игра «Рассади оркестр»)
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
- Давайте подведём итог работы на уроке.
Что узнали нового, с чем познакомились?
Что у вас получилось лучше всего?
В чём испытывали затруднения?
Над чем надо ещё поработать?
Что запомнилось, понравилось на уроке?
(На столе у ребят карточки)
-Если и вам понравилась наша беседа, то прилепите эти нотки с улыбкой к мажору, а кому не понравилось наше общение – нотки с грустью – к минору.
-Я очень рад и мне приятно было поговорить с вами! Спасибо за приём!
На этом наша беседа подошла к концу. До новых встреч.
Методические материалы к уроку.
Искусство. Музыка. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – М.: Дрофа, 2012г.
Музыка. 6 класс. Фонохрестоматия, Т.И. Науменко, В.В. Алеев – М.: Дрофа, 2010.
Портрет и биография Н. А. Римского-Корсакова HYPERLINK "http://biopeoples.ru/genius/1416-nikolay-rimskiy-korsakov.html"http://biopeoples.ru/genius/1416-nikolay-rimskiy-korsakov.html
Портрет А.С. Пушкина HYPERLINK "http://tnu.podelise.ru/pars_docs/refs/234/233602/233602_html_44307521.jpg"http://tnu.podelise.ru/pars_docs/refs/234/233602/233602_html_44307521.jpg
Три чуда из оперы Н.А. Римского-Корсакова HYPERLINK "http://www.youtube.com/watch?v=eAWgF3wkf5s" http://www.youtube.com/watch?v=eAWgF3wkf5s