СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект открытого урока музыки в 6 классе на тему: "Соло и тутти"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создать условия для ознакомления с тембрами музыкальных инструментов симфонического оркестра, дать понятие учащимся о соло и тутти, о значении в выражении музыкальных образов.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект открытого урока музыки в 6 классе на тему: "Соло и тутти"»

МКОУ «Суджанская средняя общеобразовательная школа №2»





ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

6 класс



на тему: «СОЛО И ТУТТИ»







УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ

НЕКЛЮДОВА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА






СУДЖА

Тема урока: «Соло и тутти»

Класс: 6

Четверть: 4

Программа:  авторы: Т.И. Науменко, В.В. Алеев.

Тип урока: изучение нового материала, 

Цели деятельности учителя: создать условия для ознакомления с тембрами музыкальных инструментов симфонического оркестра, дать понятие учащимся о соло и тутти, о значении в выражении музыкальных образов.

Планируемые результаты:

Предметные: научатся слушать и анализировать музыкальные произведения: Н.А. Римский-Корсаков. Три чуда, из оперы «Сказка о царе Салтане», наблюдать в музыкальном произведении примеры содружества нескольких видов искусства; получат возможность развивать умение выбирать тембры музыкальных инструментов для различных образов;

Метапредметные:

познавательные - внимательно слушают, формулируют ответы на вопросы, для получения необходимой информации пользуются справочной литературой, анализируют и делают выводы, строят рассуждения;

коммуникативные - осваивают диалоговую форму общения;

регулятивные - организовывают свою деятельность, принимают ее цели и задачи, выбирают средства реализации этих целей и применяют их на практике.

Личностные: оценивают результаты деятельности.

Музыкальный материал: Н.А. Римский-Корсаков. Три чуда, из оперы «Сказка о царе Салтане», в презентации – звуки музыкальных инструментов.

Дополнительный материал: презентация к уроку «Соло и тутти», И.  Крылов. Басня «Квартет».

Оборудование: экран, видеопроектор, ноутбук, баян, CD-диск; наглядный материал (картины презентации, термины, понятия), раздаточный материал.



ХОД УРОКА.

1. ОРГМОМЕНТ.

-Здравствуйте, ребята.

2. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ НАСТРОЙ.

-Я очень рад нашей встрече, которая дарит нам сегодня прекрасную возможность взаимного общения и надеюсь, что благодаря музыке наше

общение станет не только интересным, но и полезным.

3. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

-Очень часто для того, чтобы интересно и полезно провести время, мы отправляемся в гости или приглашаем гостей к себе. Вот и я сегодня пришла к вам не одна. Я пригласила сегодня в гости известных вам героев. Кто они? Откуда?

(Заходят подготовленные, переодетые дети с инструментами: Мартышка, Осел, Козел, Мишка)

-Они так долго готовились к этой встрече и настолько соскучились по живому общению, что хотят как можно быстрее продемонстрировать вам свои умения. А вы подумайте, чем отличается музыка, которую они сыграют.

(Ребята играют р.н.п. «Во саду ли, в огороде» по одному).

-Чем отличаются звучание этих инструментов? (Отличаются тембром).

-Что такое тембр? (Тембр - специфическая окраска звука, свойственная данному музыкальному инструменту или голосу.

-Как исполняли герои музыкальное произведение? (По одному)

(Прикрепляю на доске табличку: СОЛО)

-А как еще можно исполнить? (Всем вместе).

(Прикрепляю на доске табличку: ТУТТИ)

4.ФОРМУЛИРОВКА ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА.

-Каждый знает, что в гостях время пролетит интересно и незаметно, если разговор будет вестись вокруг темы, которая интересна всем.

Ребята, а вам интересны эти необычные слова? Так какую же музыкальную тему на правах хозяев предложите вы для взаимной беседы? (соло и тутти).

ТЕМА УРОКАСоло и тутти.

-Ребята, а что мы сегодня на уроке с вами узнаем, какие цели перед собой поставим; исходя из темы урока? (Должны узнать, что такое СОЛО и ТУТТИ).

-Хорошо! Ребята! Мы с вами в 3 классе слушали симфоническую сказку «Петя и волк» С.С. Прокофьева, где композитор охарактеризовал каждый образ именно присущим ему инструментом: птичку – флейта, утку – гобой, кошку – кларнет, Петю – квартет струнных инструментов и т. д. Так что же нам надо понять? (Почему композиторы некоторые произведения пишут для соло, а некоторые - для тутти).

-Поэты нам передают содержание и образы путём – слов, художники путём – красок и кистей, композиторы – путём звуков. У каждого инструмента своё звучание. Так над чем мы ещё поговорим? (О тембре звука).

-А ещё, какую роль играют тембры музыкальных инструментов для понимания образов в исполнении соло и тутти. Ребята, а вы все знаете, как звучат различные инструменты? (Нет).

- Так что надо сделать? (Узнать, как они звучат).

Планирование деятельности:

-Я предлагаю составить план нашей работы на уроке .

  • Слушать музыку

  • Учиться различать соло и тутти.

  • Выяснить, какую роль играют тембры музыкальных инструментов для понимания образов в исполнении соло и тутти.

5. РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА.

1. (Дети сидят за столами по группам)

- Работать над новой темой мы будем в группах. У вас лежат на столах иллюстрации инструментов и характеристика к ним. Вы должны познакомиться с текстом о представленных музыкальных инструментах и выделить в этих описаниях только характеристику голоса этого инструмента.

(Учащиеся работают в группах.)

-Представьте, пожалуйста, результат вашей работы (шесть карточек в каждой группе и шесть ответов)

- Хорошо, молодцы! Вы услышали словесную характеристику звучания, а теперь я думаю, пришёл черёд услышать ещё раз как они звучат и проверить себя.

(Игра «Звуки музыкальных инструментов»).

- Оцените свою работу:

Что вам нужно было сделать?

Удалось ли правильно назвать инструменты?

Вы выполнили это задание самостоятельно или вам потребовалась помощь?

2. - А теперь давайте прослушаем, с помощью какого инструмента создается образ белки? (Флейты).

(Прослушивание музыки «Три чуда»)

- Так что же такое соло? (Это когда один музыкант играет на инструменте или поёт).

- А ещё какое чудо было? (Богатыри выходили из моря).

- С помощью каких инструментов создаётся образ богатырей? А их много было? Как они шагали? Весь оркестр играл? Значит, как можно назвать этот способ исполнения? (Тутти)

-Какую роль играют соло и тутти в музыкальном произведении? (Чтобы показать образ одного персонажа композитор выбирает солирующий инструмент, а сразу много образов – тутти).

(Инсценирование басни.)

- Что-то мы забыли про наших музыкантов. Давайте их попросим сыграть что-нибудь. Как пытались играть музыканты? (Вместе).

- т.е. тутти. А почему не получилось? (Не было дирижера).

- Кто такой дирижер? (Руководитель оркестра).

- Что такое оркестр? (Оркестр – многочисленный коллектив музыкальных инструментов, исполняющий произведения, специально предназначенные для данного состава).

- Наши артисты пытались пересаживаться, но у них совместная игра не шла на лад. В чём-то артисты были правы. Ведь у каждого из инструментов свой тембр звука и своя громкость звучания, и они должны быть правильно рассажены в оркестре. Я предлагаю вам внимательно ознакомиться с тем, как инструменты расположены в оркестре и поиграть в игру.

(Игра «Рассади оркестр»)

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

- Давайте подведём итог работы на уроке.

Что узнали нового, с чем познакомились?

Что у вас получилось лучше всего?

В чём испытывали затруднения?

Над чем надо ещё поработать?

Что запомнилось, понравилось на уроке?

(На столе у ребят карточки)

-Если и вам понравилась наша беседа, то прилепите эти нотки с улыбкой к мажору, а кому не понравилось наше общение – нотки с грустью – к минору.

-Я очень рад и мне приятно было поговорить с вами! Спасибо за приём!

На этом наша беседа подошла к концу. До новых встреч.

Методические материалы к уроку.

  1. Искусство. Музыка. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – М.: Дрофа, 2012г.

  2. Музыка. 6 класс. Фонохрестоматия, Т.И. Науменко, В.В. Алеев – М.: Дрофа, 2010.

  3. Портрет и биография Н. А. Римского-Корсакова HYPERLINK "http://biopeoples.ru/genius/1416-nikolay-rimskiy-korsakov.html"http://biopeoples.ru/genius/1416-nikolay-rimskiy-korsakov.html

  4. Портрет А.С. Пушкина HYPERLINK "http://tnu.podelise.ru/pars_docs/refs/234/233602/233602_html_44307521.jpg"http://tnu.podelise.ru/pars_docs/refs/234/233602/233602_html_44307521.jpg

  5. Три чуда из оперы Н.А. Римского-Корсакова HYPERLINK "http://www.youtube.com/watch?v=eAWgF3wkf5s" http://www.youtube.com/watch?v=eAWgF3wkf5s



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!