СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 03.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект Открытого урока на тему" Симфоническое творчество Н.А.Римского-Корсакова. " Шахеразада"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План-конспект Открытого урока на тему" Симфоническое творчество Н.А.Римского-Корсакова. " Шахеразада"»

Министерство культуры Курской области

Областное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Беловская детская школа искусств»



















План – конспект

открытого урока по музыкальной литературе в 7 кл. по ДОПП

« Хоровое пение» на тему:

Симфоническое творчество Н.А. Римского-Корсакова « Шахеразада»







Подготовила: преподаватель А.Б. Иванова











2024 г.



Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: познакомиться с симфоническими произведениями Н.А.Римского-Корсакова, познакомить учащихся с музыкальными произведением сюитой « Шахеразада»,определить какие черты отличают симфонизм композитора в целом. Показать в чем особенности программы сюиты, рассказать ,что отличает эпический принцип музыкальной драматургии.

задачи урока:

- учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;

- формировать слушательскую культуру на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.

- осмысленно воспринимать музыкальные произведения (знать музыкальные жанры и формы, средства музыкальной выразительности, осознавать взаимосвязь между содержанием и формой в музыке).

Музыкальный материал: 1. Тема Шахеразады. 2. Тема Шахриара 3. « Рассказ царевича-Календера», 4.» Царевич и Царевна», 5 « Картина народного праздника в Багдаде»

Оборудование: мультимедийный экран, проектор, компьютер, презентация, видеофрагмент сюиты, фортепиано, нотный текст. Технологии интерактивного обучения.

Форма работы: коллективная, групповая, индивидуальная.

ход урока.

Преподаватель: - Здравствуйте, ребята!

Дети: – Здравствуйте!

Учитель: - В литературе звучит все многообразие музыки: музыка природы, музыка времен года. Музыке и музыкантам писатели посвящают целые поэмы, повести и даже романы. Все это означает, что музыка не только содружествует с литературой в форме песен, романсов, хоров и опер. Она находится среди важнейших тем самой литературы.

Взаимосвязи каких искусств мы с вами раскрываем на протяжении прошлых уроков?

Дети: - Взаимосвязи музыки и литературы..

Преп.: - Верно

Итак тема нашего урока Симфоническое творчество Н.А.Римского-Корсакова. Сюита « Шахеразада».

Н.А. Римский- Корсаков ( 1844-1908)говорил: « Мой род- это сказка, былины и непременно русские». Композитора вдохновляла красота народного искусства, песен, сказаний, обрядов. Страницы русской истории, экзотические образы Востока, картины природы словно оживают в музыке Римского-Корсакова. Мы знаем, что будучи знатоком оркестровки , Римский- Корсаков в разные периоды своей жизни писал симфонические произведения. Большинство из них -программные, потому что программность явилась одним из ведущих творческих принципов композитора. Среди оркестровых нужно выделить Увертюру на темы русских народных песен, Первую симфонию, Сербскую фантазию. Каприччио на испанские темы, Симфоническую сюиту « Антар». Но истинным шедевром его творчества является симфоническая сюита « Шахеразада». В этом произведении композитор воплотил любовь к восточной фантастике к образам сказок « Тысяча и одна ночь»

Известно, что тема Востока была одной из излюбленных тем в русской музыке XIX века, породившей немало подлинно прекрасных её страниц. Сказочный мир Востока раскрывали перед нами и Глинка в опере «Руслан и Людмила», и Бородин в опере «Князь Игорь», немало восточных тем встречается и в симфонической музыке русских композиторов, и в камерно-вокальном творчестве.

Н.А.Римский-Корсаков, русский композитор ХIХ века, был по своему образованию морским офицером. И по долгу службы он совершил кругосветное плавание на клипере «Алмаз». Во время путешествия композитор побывал в некоторых восточных странах и очень заинтересовался культурой и бытом этих государств. Особенно ему понравились арабские сказки под общим названием «Тысяча и одна ночь».

Вы слышали это название? Может кто знаком с некоторыми из этих сказок?

Дети вспоминают мультфильмы по мотивам арабских сказок: «Синдбад –мореход», «Али-Баба и сорок разбойников»,«Волшебная лампа Алладина».

Преп.: - Римский-Корсаков решил написать сюиту для симфонического оркестра по мотивам этих сказок. Слово «сюита» нам уже встречалось на предыдущих уроках. Напомните, что это за жанр и какое знакомое вам произведение написано в жанре сюиты?

Дети вспоминают «Картинки с выставки» М.П.Мусоргского и отдельные его части-пьесы, которые объединены одной темой.

Преп: - Да, действительно, сюита это цикл из самостоятельных частей, объединённых общим замыслом.

Это сюита -программное произведение. Первоначально композитор дал частям подзаголовки , но потом снял их, оставив только общую программу.

Программная музыка – это музыкальные произведения, имеющие названия или сопровождаются словесной программой, которая раскрывает их содержание.

«Шехеразада» — одно из немногих произведений Н.  Римского-Корсакова, созданное не в оперном, а в симфоническом жанре. Эта сюита написана композитором в 1888 г. Благодаря восточному колориту, переданному с помощью цитирования восточных мелодий, тем в восточном духе, имитации звучания восточных инструментов, «Шехеразада» по своей форме и стилю — многочастное циклическое музыкальное произведение, написанное для симфонического оркестра. Композитор дал каждой из частей собственное название:

1. Море и Синдбадов корабль.

2. Рассказ царевича Календера.

3. Царевич и царевна.

4. Багдадский праздник и корабль, разбивающийся о скалу с медным всадником.

Композитор назвал сюиту «Шехеразада» и приложил к партитуре следующую программу: Султан Шахриар, убеждённый в коварстве и неверности женщин, дал зарок казнить каждую из своих жён после первой ночи, но султанша Шехеразада спасла свою жизнь тем, что сумела занять его сказками, рассказывая ему их в продолжении тысячи и одной ночи, так что побуждаемый любопытством Шахриар постоянно откладывал её казнь и наконец совершенно оставил своё намерение. Много чудес рассказала ему Шехеразада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку и рассказ в рассказ».



Сюита состоит из 4х частей, где разбросаны разные образы восточной сказки.

На какие образы настраивает нас композитор?

Дети: - Шахриара и Шехеразады.

Давайте послушаем фрагменты 1-й части сюиты и подумаем, какие средства музыкальной выразительности использовал композитор, чтобы передать образы главных персонажей.

Дети слушают фрагмент 1части сюиты.

Преп.: - Итак, как в музыке композитор передал образы Шахрияра и Шехеразады?

А что ещё передаёт в музыке композитор, какой образ?

Дети: - Образ моря, мелодия оркестра передавала волны.

Преп.: - Всё правильно.

В теме Шахриара мы слышим повелительный унисон деревянных духовых инструментов, рисующий образ сильного и властного султана, могучего владыки своего государства, вольного свободно распоряжаться жизнью и смертью своих подданных.

А вот тема Шехеразады – нежная и томная, исполненная певучей скрипкой solo. В ней слышится и волшебство арабской ночи, и чарующий голос молодой рассказчицы, и полный таинственности колорит дивных восточных повествований.

В соответствии с программным замыслом есть в сюите и другие темы: мы слышим то рокот морских волн, то шумную суету многолюдного восточного города, то неторопливые интонации рассказчиков – самой Шехеразады и царевича Календера.

Темы Шахриара и Шехеразады звучат в каждой части симфонической сюиты; тема Шехеразады почти не изменяется, а тема Шахриара в конце произведения звучит умиротворённо — султан под влиянием прекрасных историй Шехеразады наконец оставил намерение казнить своих жён.

При всей содержательной целостности этого произведения, возникшего под влиянием определённого литературного первоисточника, мы можем сравнить его с красочной мозаикой разнообразных сказочных рисунков, образов, картин.

Подведем итог.

« Шахеразада» - одно из самых ярких произведений, рисующих мир музыкального Востока. В ней использован принцип картинности, сопоставления разных по характеру эпизодов.

Это сюита-один из образцов эпического симфонизма Римского-Корсакова. В ней проявляют те же принципы эпической музыкальной драматургии( контраст, сопоставление образов), что и в эпических операх композитора.

А теперь ребята ответьте на вопросы.

Преп. – Какое сочинение мы считаем вершиной симфонического творчества Римского-Корсакова?

Дети- сюита « Шахеразада»

Преп.. -Правильно.

Что является характерной чертой симфонизма Римского-Корсакова?

Дети- изобразительность и картинность.

Преп. -правильно.

Преп. – К какому типу симфонизма относится « Шахерезада»?

Дети: к эпическому.

Преп; -верно..

Итог:

Итак, на примере симфонической сюиты Н. Римского-Корсакова «Шехеразада» мы сегодня увидели, что конкретизирующая программность в значительно большей степени влияет на характер музыки, чем общая идея, выраженная в названии или эпиграфе (как, например, в пьесах из цикла «Времена года» П. Чайковского).

Обращение к определённым эпизодам или мотивам как будто обязывает композитора давать музыкальную интерпретацию именно конкретных эпизодов и мотивов, образов и сюжетов. Поэтому в таких сочинениях мы в большей степени можем объяснить содержательное значение музыкальных интонаций, гармоний и ритмов.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!