СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект открытого урока на тему "Творчество А.Блока"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План-конспект открытого урока на тему "Творчество А.Блока"»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«МЕЛИТОПОЛЬСКИЙ КОЛЛЕДЖ ТРАНСПОРТА И СФЕРЫ УСЛУГ»













ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Тема: «Творчество А. Блока. Лирика»









Разработал (а):

Преподаватель литературы

Чижова Оксана Валентиновна












г. Мелитополь 2024г.

Тема урока: Творчество Александра Блока

Цели:

1. Ознакомить учащихся с жизнью и творчеством Блока.

2. Проанализировать основные темы и мотивы его поэзии.

3. Развивать навыки литературного анализа и критического мышления.

Оборудование:

- Презентация о жизни Блока

- Чтение его стихотворений

- Записи музыкальных произведений, вдохновлённых его поэзией

Структура урока:

1. Введение (5-10 минут)

- Краткая биография Александра Блока.

Родился 16 (28) ноября 1880 года в Санкт-Петербурге в семье профессора Варшавского университета и дочери ректора Санкт-Петербургского университета А. Н. Бекетова.  С трёх лет воспитывался в богемной среде, к которой принадлежала семья матери. Первые стихи написал в пять лет. 

В 1889 году начал учиться сразу со второго класса во Введенской гимназии, а в 1897 году, очутившись с матерью за границей, продолжил обучение в немецком курортном городке Бад-Наухайм. В 1898 году, будучи уже в России, окончил гимназию и в августе поступил на юридический факультет Петербургского университета. Через три года перевёлся на славяно-русское отделение историко-филологического факультета, которое окончил в 1906 году. 

В 1903 году Блок женился на Любови Менделеевой, дочери Дмитрия Ивановича Менделеева. Впоследствии он посвятил ей большое число (около 800) стихотворений. 

Революции Блок встретил со смешанными чувствами. Он отказался от эмиграции, считая, что должен быть с Россией в трудное время. В начале мая 1917 года он начал писать книгу под названием «Последние дни Императорской власти». 

Оказавшись в тяжёлом материальном положении, он серьёзно болел и 7 августа 1921 года умер в своей последней петроградской квартире от воспаления сердечных клапанов. 



- Обсуждение исторического контекста его творчества.

2. Основная часть (30-40 минут)

- Темы и мотивы:

- Любовь и разочарование.

Тема любви и разочарования в лирике Александра Блока занимает центральное место и является одной из ключевых в его поэзии. Вот основные аспекты, которые стоит рассмотреть:

1. Любовь как идеал - Прекрасная Дама: В ранних стихах Блока любовь часто представляется как недостижимый идеал. Образ Прекрасной Дамы символизирует недосягаемую красоту и чистоту, к которой стремится поэт. - Эмоциональная глубина: Любовь у Блока наполнена сильными эмоциями, она может быть как вдохновляющей, так и мучительной.

2. Разочарование и утрата - Сложности любви: В лирике Блока любовь нередко оборачивается разочарованием. Он исследует темы потери, одиночества и несоответствия между идеалом и реальностью. - Стихотворение "Ночь, улица, фонарь, аптека": Здесь ощущается тоска и безысходность, что отражает внутренние переживания поэта.

- Природа и её символика.

Природа и образы: Блок использует природные образы для передачи своих чувств. Цветы, особенно розы, символизируют как красоту любви, так и её хрупкость. - Контраст: Часто в его стихах присутствует контраст между светлыми моментами любви и темной стороной разочарования.

- Философские размышления о жизни и смерти.

Блок не только описывает любовь и разочарование, но и размышляет о их философском значении. Он задаётся вопросами о смысле жизни, о том, как любовь может быть одновременно источником счастья и боли.

- Чтение стихотворений:

- Выбор нескольких ключевых произведений (например, "Ночь, улица, фонарь, аптека", "Стихи о Прекрасной Даме").

- Обсуждение их содержания и эмоционального воздействия.

- Литературный анализ:

- Анализ художественных средств: метафоры, символы, ритм.

- Влияние символизма на поэзию Блока.

3. Практическая часть (15-20 минут)

- Групповая работа: учащиеся делятся на группы и выбирают одно стихотворение для глубокого анализа.

- Презентация результатов работы.

4. Заключение (5-10 минут)

- Обсуждение значимости творчества Блока в русской литературе.

- Вопросы для саморефлексии:

Каково ваше восприятие поэзии Блока?

Какие эмоции она вызывает?

5. Домашнее задание

- Написать эссе на тему: «Как творчество Блока отражает дух времени?»

Дополнительные материалы:

- Подборка критических статей о Блоке.

- Видеоматериалы о его жизни и творчестве.