МКОУ «Харбукская СОШ»
Дахадаевский район Республика Дагестан
План-конспект
открытого урока по биологии
на тему:
Класс Земноводные, или Амфибии
Учитель биологии: Амирханова Маржанат Амирхановна
Харбук 2020 год
Тема: Класс Земноводные, или Амфибии
Цели:
Образовательная: сформировать понятие об образе жизни, особенностях внешнего и внутреннего строения земноводных на примере лягушки в связи со средой обитания; познакомить с многообразием, значением земноводных и необходимостью их охраны.
Развивающая: развивать познавательный интерес, логическое мышление, биологическую речь, умение анализировать, делать выводы и аргументировано отвечать на поставленные вопросы; умение в
ысказывать собственное мнение и его обосновывать.
Воспитательная: бережное отношение к природе
Тип урока: комбинированный
Методы: объяснительный, наглядные, практические.
Формы организации познавательной деятельности: коллективная, индивидуальная
Ход урока:
1.Организационный момент
2.Опрос домашнее го задания
«Загадочные рыбки» - дифференцированное задание (Вырезаны трафареты рыбок разной окраски. На них с обратной стороны написаны вопросы. На оценку «5» - красные рыбки, на оценку «4» - зелёные; на оценку «3» – жёлтые.
Вопросы на «5»:
Чем костные рыбы отличаются от хрящевых?
Назовите отделы тела и плавники рыб.
Перечислите особенности размножения рыб.
Какие приспособления к водной среде обитания имеются у рыб?
Вопросы на «4»:
Перечислите известные вам отряды костных рыб.
Перечислите представителей костных рыб.
Перечислите представителей хрящевых рыб.
Почему осетровые рыбы очень ценятся?
Вопросы на «3»:
Каково хозяйственное значение рыб?
Каких рыб своей местности вы знаете?
Актуализация знаний учащихся
А сейчас, ребята, вы мне поможете определить тему нашего урока (Звучат голоса земноводных).
Ребята представьте себе: знойный летний вечер, мы сидим на берегу реки и слышим разные голоса животных.
Что это за животные? О чем они говорят? Наверное, они рассказывают о своих проблемах, о своих тайнах, некоторые из которых мы постараемся сегодня приоткрыть.
Вы узнаете эти голоса? Кому они принадлежат? А случалось ли вам вспугнуть лягушку, сидящую на берегу? Где в первую очередь она старалась спрятаться? (в воде)
Таким образом, лягушек можно встретить и на суше, и в воде. Не случайно их относят к классу Земноводных или Амфибий. Второе название было предложено шведским учёным К. Линеем в 18 веке.
Запись учащимися темы урока: «Класс Земноводные, или Амфибии»
Ребята, какие чувства вызывают у вас лягушки, жабы и другие земноводные? (Ответы детей). Посмотрим, изменится ли у вас отношение к ним в конце урока.
Что вы знаете о земноводных?
Ребята, а что бы вы ещё хотели бы узнать о земноводных? Учащиеся прикрепляют листочки на «Дерево знаний».
III. Изучение нового материала
Трудно назвать другую группу животных, которые вызывали бы у человека такое чувство настороженного интереса и, пожалуй, даже некоторого суеверного страха и вместе с тем отвращения, как земноводные.
«Издревле и до нынешних дней ни одно семейство животных не вызывало всеобщего отвращения, ни одно не преследовалось столь беспощадно, но и столь несправедливо, как семейство жаб» (Альфред Брем).
Сегодня мы приступаем к изучению новой группы животных – земноводных, как переходной формы от водных животных к типично-наземным.
Общая характеристика
Задание 2. Составить опорный конспект, самостоятельно изучив текст учебника.
Амфибии - это животные, приспособленные к жизни и на суше, и в воде.
Отделы тела - голова, туловище, конечности.
Дыхание - легкие (кислородом воздуха), кожа (кислородом, растворенным в воде)
Кровеносная система - 2 круга кровообращения, сердце - 3 камеры.
Температура тела - непостоянная, зависит от окружающей среды
Размножение: раздельнополые, оплодотворение внутреннее или наружное. В воде. Развитие с превращением: икра - личинка (головастик) - взрослое животное.
Среда обитания - суша, вода
На суше - во взрослом состоянии.
В воде - размножение, рост, развитие.
3) Внутреннее строение
Задание 3. Рассмотрите внутренне строение лягушки. Используя учебник и рисунок, ответьте на вопросы.
1 группа:
Как происходит процесс дыхания?
Перечислите органы пищеварительной системы.
2 группа:
Сколько камер в сердце амфибий? Назовите их. Сколько кругов кровообращения?
Дайте характеристику нервной системыземноводных?
3 группа:
Задание 4. Проблемные задачи:
Если кожу лягушки смазать растительным маслом или обсыпать крахмалом, то через некоторое время она погибнет. Чем это можно объяснить?
Голодная лягушка отказалась, есть помещенных в аквариум умерщвленных насекомых. Почему? (Лягушки реагируют только на движущуюся добычу)
Если лягушке открыть ротовую полость и оставить ее в таком положении продолжительное время, то она задохнется. Объясните почему?
Особенности размножения лягушек и забота о потомстве (рассказ учителя с использованием слайдов и флеш-анимации)
Классификация земноводных – рассказ учителя с использованием слайдов. Презентации учащихся.
IV. Закрепление изученного материала
Задание 4. Впишите в таблицу перечисленные ниже признаки:
1. обтекаемая форма тела,
2. жаберное дыхание,
3. два круга кровообращения,
4. слизистая кожа,
5. легочное дыхание,
6. развитие яиц в воде,
7. наличие барабанных перепонок,
8. развитие с метаморфозом,
9. пятипалая конечность,
10. наличие внутреннего уха,
11. слюнные железы.
Признаки рыб
Признаки земноводных
Ответ: 1, 2, 6,10 Ответ: 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9,11
6.Итог урока: Ребята, а что бы вы ещё сегодня вы узнали о земноводных? Учащиеся прикрепляют цветочки на дерево знаний на «Дерево знаний».
5.Домашнее задание: § 48, Доклад «Значение земноводных в природе и жизни человека
Задание 2. Составить опорный конспект, самостоятельно изучив текст учебника.
Амфибии –
Среда обитания –
Численность -
Размеры –
Происхождение –
Покровы –
Температура тела –
Отдела скелета -
Размножение:
Задание 2. Составить опорный конспект, самостоятельно изучив текст учебника.
Амфибии –
Среда обитания –
Численность -
Размеры –
Происхождение –
Покровы –
Температура тела –
Отдела скелета -
Размножение:
Задание 2. Составить опорный конспект, самостоятельно изучив текст учебника.
Амфибии –
Среда обитания –
Численность -
Размеры –
Происхождение –
Покровы –
Температура тела –
Отдела скелета -
Размножение:
Задание 3. Рассмотрите внутренне строение лягушки. Используя учебник и рисунок, ответьте на вопросы.
1 группа:
Как происходит процесс дыхания?
Перечислите органы пищеварительной системы.
Задание 3. Рассмотрите внутренне строение лягушки. Используя учебник и рисунок, ответьте на вопросы.
2 группа:
Сколько камер в сердце амфибий? Назовите их. Сколько кругов кровообращения?
Дайте характеристику нервной системыземноводных?
Задание 3. Рассмотрите внутренне строение лягушки. Используя учебник и рисунок, ответьте на вопросы.
3 группа:
Задание 4. Проблемные задачи:
Если кожу лягушки смазать растительным маслом или обсыпать крахмалом, то через некоторое время она погибнет. Чем это можно объяснить?
Голодная лягушка отказалась, есть помещенных в аквариум умерщвленных насекомых. Почему? (Лягушки реагируют только на движущуюся добычу)
Если лягушке открыть ротовую полость и оставить ее в таком положении продолжительное время, то она задохнется. Объясните почему?
Задание 4. Проблемные задачи:
Если кожу лягушки смазать растительным маслом или обсыпать крахмалом, то через некоторое время она погибнет. Чем это можно объяснить?
Голодная лягушка отказалась, есть помещенных в аквариум умерщвленных насекомых. Почему? (Лягушки реагируют только на движущуюся добычу)
Если лягушке открыть ротовую полость и оставить ее в таком положении продолжительное время, то она задохнется. Объясните почему?
Задание 4. Проблемные задачи:
Если кожу лягушки смазать растительным маслом или обсыпать крахмалом, то через некоторое время она погибнет. Чем это можно объяснить?
Голодная лягушка отказалась, есть помещенных в аквариум умерщвленных насекомых. Почему? (Лягушки реагируют только на движущуюся добычу)
Если лягушке открыть ротовую полость и оставить ее в таком положении продолжительное время, то она задохнется. Объясните почему?
Оценочный лист
Фамилия и имя
обучающегося
Этапы работы
Количество баллов
Задание 1. Загадочные рыбки
Задание 2. Опорный конспект
Задание 3. Строение
Задание 4. Проблемные задачи
Задание 5. Таблица признаков
Оценка за урок:
Оценочный лист
Фамилия и имя
обучающегося
Этапы работы
Количество баллов
Задание 1. Загадочные рыбки
Задание 2. Опорный конспект
Задание 3. Строение
Задание 4. Проблемные задачи
Задание 5. Таблица признаков
Оценка за урок:
Оценочный лист
Фамилия и имя
обучающегося
Этапы работы
Количество баллов
Задание 1. Загадочные рыбки
Задание 2. Опорный конспект
Задание 3. Строение
Задание 4. Проблемные задачи
Задание 5. Таблица признаков
Оценка за урок:
Тема: Класс Земноводные, или Амфибии
Цели:
Образовательная: сформировать понятие об образе жизни, особенностях внешнего и внутреннего строения земноводных на примере лягушки в связи со средой обитания; познакомить с многообразием, значением земноводных и необходимостью их охраны.
Развивающая: развивать познавательный интерес, логическое мышление, биологическую речь, умение анализировать, делать выводы и аргументировано отвечать на поставленные вопросы; умение высказывать собственное мнение и его обосновывать.
Воспитательная: бережное отношение к природе
Тип урока: комбинированный
Методы: объяснительный, наглядные, практические.
Формы организации познавательной деятельности: коллективная, индивидуальная
Ход урока:
1.Организационный момент
2.Опрос домашнее го задания
«Загадочные рыбки» - дифференцированное задание (Вырезаны трафареты рыбок разной окраски. На них с обратной стороны написаны вопросы. На оценку «5» - красные рыбки, на оценку «4» - зелёные; на оценку «3» – жёлтые.
Вопросы на «5»:
Чем костные рыбы отличаются от хрящевых?
Назовите отделы тела и плавники рыб.
Перечислите особенности размножения рыб.
Какие приспособления к водной среде обитания имеются у рыб?
Вопросы на «4»:
Перечислите известные вам отряды костных рыб.
Перечислите представителей костных рыб.
Перечислите представителей хрящевых рыб.
Почему осетровые рыбы очень ценятся?
Вопросы на «3»:
Каково хозяйственное значение рыб?
Каких рыб своей местности вы знаете?
Актуализация знаний учащихся
А сейчас, ребята, вы мне поможете определить тему нашего урока (Звучат голоса земноводных).
Ребята представьте себе: знойный летний вечер, мы сидим на берегу реки и слышим разные голоса животных.
Что это за животные? О чем они говорят? Наверное, они рассказывают о своих проблемах, о своих тайнах, некоторые из которых мы постараемся сегодня приоткрыть.
Вы узнаете эти голоса? Кому они принадлежат? А случалось ли вам вспугнуть лягушку, сидящую на берегу? Где в первую очередь она старалась спрятаться? (в воде)
Таким образом, лягушек можно встретить и на суше, и в воде. Не случайно их относят к классу Земноводных или Амфибий. Второе название было предложено шведским учёным К. Линеем в 18 веке.
Запись учащимися темы урока: «Класс Земноводные, или Амфибии»
Ребята, какие чувства вызывают у вас лягушки, жабы и другие земноводные? (Ответы детей). Посмотрим, изменится ли у вас отношение к ним в конце урока.
Что вы знаете о земноводных?
Ребята, а что бы вы ещё хотели бы узнать о земноводных? Учащиеся прикрепляют листочки на «Дерево знаний».
III. Изучение нового материала
Трудно назвать другую группу животных, которые вызывали бы у человека такое чувство настороженного интереса и, пожалуй, даже некоторого суеверного страха и вместе с тем отвращения, как земноводные.
«Издревле и до нынешних дней ни одно семейство животных не вызывало всеобщего отвращения, ни одно не преследовалось столь беспощадно, но и столь несправедливо, как семейство жаб» (Альфред Брем).
Сегодня мы приступаем к изучению новой группы животных – земноводных, как переходной формы от водных животных к типично-наземным.
Общая характеристика
Задание 2. Составить опорный конспект, самостоятельно изучив текст учебника.
Амфибии - это животные, приспособленные к жизни и на суше, и в воде.
Отделы тела - голова, туловище, конечности.
Дыхание - легкие (кислородом воздуха), кожа (кислородом, растворенным в воде)
Кровеносная система - 2 круга кровообращения, сердце - 3 камеры.
Температура тела - непостоянная, зависит от окружающей среды
Размножение: раздельнополые, оплодотворение внутреннее или наружное. В воде. Развитие с превращением: икра - личинка (головастик) - взрослое животное.
Среда обитания - суша, вода
На суше - во взрослом состоянии.
В воде - размножение, рост, развитие.
3) Внутреннее строение
Задание 3. Рассмотрите внутренне строение лягушки. Используя учебник и рисунок, ответьте на вопросы.
1 группа:
Как происходит процесс дыхания?
Перечислите органы пищеварительной системы.
2 группа:
Сколько камер в сердце амфибий? Назовите их. Сколько кругов кровообращения?
Дайте характеристику нервной системыземноводных?
3 группа:
Задание 4. Проблемные задачи:
Если кожу лягушки смазать растительным маслом или обсыпать крахмалом, то через некоторое время она погибнет. Чем это можно объяснить?
Голодная лягушка отказалась, есть помещенных в аквариум умерщвленных насекомых. Почему? (Лягушки реагируют только на движущуюся добычу)
Если лягушке открыть ротовую полость и оставить ее в таком положении продолжительное время, то она задохнется. Объясните почему?
Особенности размножения лягушек и забота о потомстве (рассказ учителя с использованием слайдов и флеш-анимации)
Классификация земноводных – рассказ учителя с использованием слайдов. Презентации учащихся.
IV. Закрепление изученного материала
Задание 4. Впишите в таблицу перечисленные ниже признаки:
1. обтекаемая форма тела,
2. жаберное дыхание,
3. два круга кровообращения,
4. слизистая кожа,
5. легочное дыхание,
6. развитие яиц в воде,
7. наличие барабанных перепонок,
8. развитие с метаморфозом,
9. пятипалая конечность,
10. наличие внутреннего уха,
11. слюнные железы.
Признаки рыб
Признаки земноводных
Ответ: 1, 2, 6,10 Ответ: 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9,11
6.Итог урока: Ребята, а что бы вы ещё сегодня вы узнали о земноводных? Учащиеся прикрепляют цветочки на дерево знаний на «Дерево знаний».
5.Домашнее задание: § 48, Доклад «Значение земноводных в природе и жизни человека
Задание 2. Составить опорный конспект, самостоятельно изучив текст учебника.
Амфибии –
Среда обитания –
Численность -
Размеры –
Происхождение –
Покровы –
Температура тела –
Отдела скелета -
Размножение:
Задание 2. Составить опорный конспект, самостоятельно изучив текст учебника.
Амфибии –
Среда обитания –
Численность -
Размеры –
Происхождение –
Покровы –
Температура тела –
Отдела скелета -
Размножение:
Задание 2. Составить опорный конспект, самостоятельно изучив текст учебника.
Амфибии –
Среда обитания –
Численность -
Размеры –
Происхождение –
Покровы –
Температура тела –
Отдела скелета -
Размножение:
Задание 3. Рассмотрите внутренне строение лягушки. Используя учебник и рисунок, ответьте на вопросы.
1 группа:
Как происходит процесс дыхания?
Перечислите органы пищеварительной системы.
Задание 3. Рассмотрите внутренне строение лягушки. Используя учебник и рисунок, ответьте на вопросы.
2 группа:
Сколько камер в сердце амфибий? Назовите их. Сколько кругов кровообращения?
Дайте характеристику нервной системыземноводных?
Задание 3. Рассмотрите внутренне строение лягушки. Используя учебник и рисунок, ответьте на вопросы.
3 группа:
Задание 4. Проблемные задачи:
Если кожу лягушки смазать растительным маслом или обсыпать крахмалом, то через некоторое время она погибнет. Чем это можно объяснить?
Голодная лягушка отказалась, есть помещенных в аквариум умерщвленных насекомых. Почему? (Лягушки реагируют только на движущуюся добычу)
Если лягушке открыть ротовую полость и оставить ее в таком положении продолжительное время, то она задохнется. Объясните почему?
Задание 4. Проблемные задачи:
Если кожу лягушки смазать растительным маслом или обсыпать крахмалом, то через некоторое время она погибнет. Чем это можно объяснить?
Голодная лягушка отказалась, есть помещенных в аквариум умерщвленных насекомых. Почему? (Лягушки реагируют только на движущуюся добычу)
Если лягушке открыть ротовую полость и оставить ее в таком положении продолжительное время, то она задохнется. Объясните почему?
Задание 4. Проблемные задачи:
Если кожу лягушки смазать растительным маслом или обсыпать крахмалом, то через некоторое время она погибнет. Чем это можно объяснить?
Голодная лягушка отказалась, есть помещенных в аквариум умерщвленных насекомых. Почему? (Лягушки реагируют только на движущуюся добычу)
Если лягушке открыть ротовую полость и оставить ее в таком положении продолжительное время, то она задохнется. Объясните почему?
Оценочный лист
Фамилия и имя
обучающегося
Этапы работы
Количество баллов
Задание 1. Загадочные рыбки
Задание 2. Опорный конспект
Задание 3. Строение
Задание 4. Проблемные задачи
Задание 5. Таблица признаков
Оценка за урок:
Оценочный лист
Фамилия и имя
обучающегося
Этапы работы
Количество баллов
Задание 1. Загадочные рыбки
Задание 2. Опорный конспект
Задание 3. Строение
Задание 4. Проблемные задачи
Задание 5. Таблица признаков
Оценка за урок:
Оценочный лист
Фамилия и имя
обучающегося
Этапы работы
Количество баллов
Задание 1. Загадочные рыбки
Задание 2. Опорный конспект
Задание 3. Строение
Задание 4. Проблемные задачи
Задание 5. Таблица признаков
Оценка за урок: