Тема урока: Тайны географических названий
Цели урока:
углубить знания о расположении крупных географических объектов на территории нашего края,
развивать умение обозначать географические объекты на контурной карте,
укреплять государственное, гражданское и национальное самосознание у школьников,
воспитывать экологическую культуру, чувство патриотизма, ответственность за судьбу природы края,
реализация межпредметных связей между географией, историей, литературой и экологией Краснодарского края.
Оборудование:
на доске размещены: эпиграф к уроку, прикрепляющиеся таблички с названиями крупных географических объектов края (двухсторонний скотч), кресс-кросс, физические карты России и Краснодарского края, политическая карта Европы;
на каждой парте: карточка-напоминание с перечислением географических объектов края, атлас Краснодарского края, контурная карта Краснодарского края.
Тип урока: комбинированный урок.
Ход урока:
Эпиграф к уроку:
Даль степей сквозная,
Гор размах орлиный-
Сторона родная,
Край наш тополиный.
Виктор Подкопаев.
1. Организационный момент.
2. Подведение итогов творческого задания.
На предыдущем уроке учащимся было дано задание - сочинить четверостишие о нашем крае или Краснодаре. Учитель выявляет учащихся, выполнивших домашнее задание. Дети читают свои стихотворения.
1. Дала Екатерина
Казакам земли в дар.
Прошли года, и вырос
Наш город Краснодар. ( Дебёлый Артём)
2. Краснодарский край родимый,
Ты для каждого любимый,
Кто родился здесь и рос.
Здесь то жарко, то – мороз. ( Иваха Настя )
3. В Краснодаре есть музеи,
Парки, скверы, галереи.
Есть всегда куда пойти,
Время с пользой провести. ( Даркова Виолетта)
4. Край ты мой любимый,
Родина моя!
Я на свет здесь появился.
Не забуду я тебя! ( Морозов Никита)
5. И даже тогда, когда пасмурно в небе
Ты слышишь меня и зовёшь.
Ты край наш родимый, Отчизна, Держава!
И в наших сердцах ты живёшь.
( Пяткина Вика)
3.Изучение нового материала.
Учитель:
Да, ребята, вы правы, наш край не только красив, но и богат. Кубань по праву называют жемчужиной России. Действительно, трудно найти еще более благословенный край, где бы прекрасный теплый климат сочетался с разнообразной и богатой природой, а высокоплодородные земли с голубыми лиманами Приазовья, переходящими на юге в предгорные хвойно-лиственные леса, обрамленные с запада изумрудной зеленью уникального Черноморского побережья.
С глубокой древности человек осваивал эти просторы. Кубань издавна была связующим мостом между Европой и Азией. Шли годы, века, сменялись племена, народы, появлялись новые поколения, а Кубань по-прежнему оставалась краем, манившим своим степным привольем.
К концу 18в. ее заселили казаки. Датой образования Краснодарского края считается 13 сентября 1937 года, когда было принято решение о разделении Азово-Черноморского края, куда раньше входила территория Кубани, на Ростовскую область и Краснодарский край. Длина границ края составляла 1500 км, из которых 800 км – сухопутных, 700 км – морских. С этого времени границы края существенно не менялись, а по своим размерам он превосходит ряд европейских государств (Дания, Голландия, Латвия, Литва; Бельгия и Швейцария вместе взятые).
По территории нашего края протекают множество рек, по берегам которых раскинулись великолепные леса, возвышаются величественные горы. И каждый из этих географических объектов имеет свое неповторимое название, в прошлом которого может быть скрыто немало тайн.
А вот вам еще информация к размышлению. Попробуйте разгадать этот
кресс-кросс. Здесь зашифрованы названия рек нашего края.
Б | А | К | В | П | Д | У | Р | У | П |
К | О | У | У | Ф | Х | А | Х | К | Е |
Й | П | Б | Ю | С | Т | Л | А | Б | А |
С | Б | А | Я | С | О | Ч | И | Ю | Ц |
У | С | Н | Б | Е | Л | А | Я | Е | Я |
Г | П | Ь | Г | П | Ш | А | Д | А | Д |
В левом верхнем углу стрелками показано, как расположены слова в таблице. Ответы - Бейсуг, Кубань, Уруп, Сочи, Лаба, Белая, Ея, Пшада (дети называют реки сами).
ЗАДАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:
№1. Рассмотреть физическую карту Краснодарского края в атласе. Найти указанные в карточке крупные географические объекты.
№2. Прикрепить к карте Краснодарского края на доске таблички с названиями географических объектов.
По ходу прикрепления учащимися табличек, учитель даёт краткую историческую справку о происхождении названий некоторых географических объектов.
Историческая справка (материал для учителя).
Чёрное море
1.турки и другие завоеватели, которые приходили на его берега с целью покорения местного населения, встречали серьёзное сопротивление со стороны черкесов, адыгов и других племён. За это, якобы, турки и прозвали море Караденгиз – Чёрное, негостеприимное;
2.из-за сильных штормов, во время которых вода в море темнеет;
3.металлические предметы (например, якоря), опущенные на некоторую глубину, поднимаются на поверхность почерневшими под действием находящегося на глубине сероводорода.
Азовское море (у него выявлено около 240 древних названий, вариантов и разночтений)
1.Темеринда (Темерунда), или Мать моря (Чёрного);
2.Римские путешественники нарекли Меотское море - Меотис палюс, т.е. Меотское болото, подчёркивая его малые размеры в сравнении с такими исполинами, как Средиземное или Чёрное моря;
3.т.к. море было богато рыбой, татаро-монгольские завоеватели называли его Чабак-денгиз (чабак – лещ, Лещевое море), а в результате постепенной трансформации Чабак-Дзабак-Забак-Азак-Азов произошло современное название моря.
Река Кубань
1.во времена Геродота река имела название Гипанис, что в переводе с греческого означает Конская река; потом греки переименовали её в Антики (с греческого «антикей - осётр»), что означает Осетровая река;
2.Вардан – бурная, стремительная, разливающаяся река;
3.Кобан – стремительная.
Река Ея
Название дали ногайцы, которые встречали здесь беглых крестьян. Имя Иван звучало на языке кочевников как «Яне», «Яйя». Поэтому и реку ногайцы прозвали Яйя. А новосёлы – русские – переделали чужеродное их слуху наименование в Ея.
Река Адагум
Река названа, вероятно, одним из тюркских племён, издавна обитавших в этих местах. По-тюркски «ада» - остров, «Кум» - песок.
Река Гиага
Происхождение связывают с татарским словом «жиагу» - хитрая, или адыгейским – высохшая.
Гора Фишт
По-адыгейски «фишт» - белая голова. Такое название дано горе скорее всего из-за того, что снега на её вершине никогда не тают.
Учитель: Если посмотреть на карту нашего края, то можно увидеть, сколько личных имён принадлежит посёлкам, станицам, сёлам, есть даже озёра и горы.
№3. Ответить на вопросы:
1.Подумайте и назовите географические объекты, в названии которых есть личные имена.
После ответов учащихся учитель даёт краткую географическую справку о личных именах в названиях озёр, гор и населённых пунктов нашего края.
Географическая справка (материал для учителя).
Озеро - ЕКАТЕРИНовский лиман
Гора – СЕРГиев Гай
МИХАЙЛОВский перевал
Населённые пункты – АЛЕКСАНДРовская
АНАСТАСиевская
ОЛЬГинка
СЕМЁНовка
ДМИТРиевская
ВАРВАРовская
ПАВЛовская
ВЛАДИМИРовка
ФЁДОРовская
СТЕФАНовская
КОНСТАНТИНовская
ЕРМОЛовская
РОМАНовский
НИКОЛАевская.
Станица АЛЕКСАНДРОВСКАЯ (в Каневском районе) получила название в 1871 году, когда был образован Ейский уезд в честь особы императорской фамилии.
Официальная версия происхождения названия станицы АНАСТАСИЕВСКОЙ гласит, что станица названа в честь великой княгини Анастасии Михайловны – жены бывшего начальника области графа Сумарокова-Эльтона. Но существует ещё и легенда о происхождении этого названия.
Легенда о станице Анастасиевской.
Осенью 1866 года из Ростова-на-Дону в станицу Славянскую ехал странствующий купец. По дороге сломалось колесо. Что делать? Кругом плавни. Безлюдье. Зима на носу. Жена беременная. Купец распряг коней, вырыл землянку и поселился на берегу реки Давыдовки, впадающей в Калаусский лиман. Тут, в землянке, у купца и родилась дочь, которую назвали Анастасией. По-гречески Анастасия - воскресшая. По имени дочери купца, первого поселенца, и была названа станица, которую вскоре густо заселили казаки.
2. Ребята, подумайте и ответьте, как можно увековечить историю возникновения названий географических объектов нашего края? Что мы сможем сделать для этого?
Ответы учащихся. Например:
А) создать памятные таблички с краткой историей образования названия реки, озера, горы и т.д., прикрепить их возле географического объекта;
Б) подготовить плакаты с фотографиями географических объектов края и краткой историей образования их названий;
В) напечатать и раздать учащимся других классов листовки с краткой историей возникновения названий географических названий.
4. Закрепление нового материала.
С помощью карт атласа Краснодарского края выполнить задание:
Задание: Обозначить на контурной карте Краснодарского края географические объекты из карточки-напоминания.
Материал для учащихся.
1. КАРТОЧКА-НАПОМИНАНИЕ
Геогр. объекты | Примеры |
Моря | Чёрное, Азовское |
Реки | Кубань, Белая, Лаба, Мзымта, Ея, Кирпили, Сосыка, Челбасы, Албаши |
Лиман | Екатериновский |
Горы | Кавказ, г.Фишт |
Населённые пункты | Краснодар, Тихорецк, Темрюк, Тимашевск, Туапсе, Сочи, Анапа, Новороссийск, Ейск, ст. Павловская |
2. КОНТУРНАЯ КАРТА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
5. Подведение итогов работы.
Выставление в классный журнал и дневники учащихся оценок за домашнее творческое задание (сочинить четверостишие о Краснодаре или о Краснодарском крае), устные ответы на уроке, работу у доски и с контурными картами.
Учитель: Мне хочется завершить урок стихотворением кубанской школьницы Авдеевой Алены:
Родная Кубань! Равнины и горы,
Лугов многоцветье нам радуют взгляд.
Родная Кубань! Пшеничным простором
И теплым прибоем ласкает ребят.
Ты, житель Кубани, традициям мудрым,
Законам природы внимай, не перечь.
Давайте всем миром, казачьим народом
Родную природу любить и беречь!
6. Домашнее задание.
Найти информацию о происхождении 3 – 4 названий географических объектов Краснодарского края и обозначить эти объекты на контурной карте.
ПРИЛОЖЕНИЯ К УРОКУ:
(материал для учителя)
Карточки для прикрепления на доске.
11