МКОУ «Ярагказмалярская СОШ имени М.Ярагского»
План-конспект
открытого урока по геометрии в 7б классе
Дата: 27.11.2018 г
Тема: «"Признаки равенства треугольников"
Подготовил учитель математики
Алхасова Зарема Исражевна
Директор МКОУ «Ярагказмалярская СОШ имени .Ярагского»
Аюбова Фезина Михралиевна _______________
учитель: Алхасова Зарема Исражевна
предмет: геометрия
класс: 7 б класс
дата:27.11.2018г
Тема: "Признаки равенства треугольников"
тип урока: комбинированный.
цели:
Содержательная:
с помощью практических знаний обеспечить понимание учащимися отличия между первым, вторым и третьим признаками равенства треугольников, а также между определением равных треугольников и признаками равенства треугольников.
Деятельностная:
формировать у учащихся навыки доказательства утверждений с помощью практических действий и ранее изученных понятий и теорем.;
формировать у учащихся умения применять признаки равенства при определении равенства треугольников;
Развивающая:
формировать ключевые компетенции учащихся: информационную (умение анализировать информацию, сравнивать, делать выводы), проблемную (умение ставить проблемы и с помощью имеющихся знаний находить выход из ситуации); коммуникативную (умение работать в группах, умение слушать и слышать других, принимать мнение других)
Оборудование: мультимедиа проектор, раздаточный материал, копировальная бумага, маркеры
Организационный момент. Мотивация.
-Доброе утро ребята. Сегодня на уроке мы будем открывать «новые знания», работать классом, в группах, индивидуально.
Работать мы будем по плану: (слайд 1)
Я уже знаю?
Я хочу узнать?
Я узнаю сам!
Попробую применить!
Я справлюсь!
Мои успехи.
Что мне предстоит
(слайд 2)
Девизом нашего урока является высказывание немецкого математика Феликса Хаусдорфа «Есть в математике нечто, вызывающее восторг…» так как на уроках геометрии очень важно уметь «смотреть» и «видеть», замечать и отличать различные особенности геометрических фигур. Даю «установку»: развивать и тренировать свое геометрическое зрение.
Кто ничего не замечает,
Тот ничего не изучает.
Кто ничего не изучает,
Тот вечно хнычет и скучает.
Актуализация знаний. - Итак, начнем с первого пункта. Для того, чтобы приступить к познанию нового надо ответить себе на вопрос "Что Я знаю?".
(слайд 3-7)
Задание1.Блиц-опрос.
Вставь пропущенное слово.
В геометрии фигуры называются _____________, если они совпадают при наложении.
Фигура, состоящая из трех точек не лежащих на одной прямой и _______ отрезков соединяющих эти точки, называется________________________
Элементы треугольника:______________, _______________, ___________
В треугольнике АВС между сторонами АВ и АС лежит угол:________
Стороне ВС треугольника АВС прилежат углы:_____, ______
Утверждение, истинность которого требует доказательства, называется __________________
Равносторонний треугольник - это треугольник, у которого ________________________________________
В равнобедренном треугольнике две равные стороны называются__________________________________
Отрезки АВ, ВС, АС треугольника АВС называются:
Отрезок, соединяющий вершину с серединой противоположной стороны, называется:
В равнобедренном треугольнике углы при основании:____________________________
Треугольник называется равнобедренным, если:__________________________________
Перпендикуляр, проведённый из вершины треугольника к прямой, содержащей противоположную сторону, называется:______________________________________
Биссектрисой треугольника называется:______________________________________
Биссектриса, проведённая к основанию, является медианой и высотой в ________________треугольнике
(слайд 8)
Постановка проблемной ситуации.
Цель: повышение мотивации обучения, постановка проблемной ситуации. А теперь внимательно посмотрите на рисунок. Какой вопрос можно поставить к этому рисунку?
Ответ учащихся (Есть ли на рисунке равные треугольники?)
- При выполнении задания вы выделили несколько групп схожих треугольников среди других по равенству трех пар соответственных элементов. Скажите, а как одним словом называют отличительные свойства одного предмета от других?
Ответ учеников (признак)
-Сформулируйте тему и цели нашего урока.
(слайд 9)
Открытие нового знания. (Я узнаю сам!)
Цель: подведение учеников к самостоятельному формулированию признаков равенства треугольников и способа доказательства.
- На какой главный вопрос мы должны ответить на данном уроке?
(слайд 10-13)
Проблемный вопрос: Достаточно ли иметь три пары соответственных элементов, для того, чтобы сделать вывод о равенстве данных треугольников.
-Каким способом мы сможем ответить на свой вопрос? Попробуем доказать или опровергнуть наше предположение, используя практический путь.
Практическая работа №1
Алгоритм действий выполнения практической работы №1:
Маркером на копировальной бумаге обвести стороны АВ и АС, выделить угол А
Вершину А совместить с вершиной А1.
Наложить сторону АВ на сторону А1В1.
Наложить сторону АС на сторону А1С1
Так как АВ=А1В1, то точка В совпадет с точкой ______
Так как ____________________________
____________________________________
Вывод: ___________________________________________
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Прочитать признак в учебнике (стр. 30)
Проговорить в парах формулировку теоремы
Практическая работа № 2.
Алгоритм действий выполнения практической работы №2 :
Маркером на копировальной бумаге обвести сторону АС, угол А, угол С.
Наложить сторону АС на сторону А1С1.
Угол А совместится с углом А1
Угол С совместится с углом С1
Вершина В общая точка сторон АВ и ВС окажется лежащей и на луче _____ и на луче _____
__________________________________
__________________________________
Вывод:___________________________
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Прочитать признак в учебнике (стр. 38)
Проговорить в парах формулировку теоремы
Практическая работа № 3. (Самостоятельное устное составление алгоритма)
Алгоритм действий выполнения практической работы №2:
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
Вывод:_____________________________________
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Прочитать признак в учебнике (стр. 39)
Проговорить в парах формулировку теоремы
Физкульт.минутка для глаз:
Закройте глаза на несколько секунд сильно напрягая глазные мышцы, затем раскройте их, расслабив мышцы. Повторите 3-4 раза. посмотрите на переносицу и задержите взор. Затем посмотрите вдаль. Повторите 3-4 раза. Медленно наклоняйте голову: вперед-влево-вправо-назад. повторите 3-4 раза. Поморгайте несколько раз глазами, не напрягая мышц. сделайте глубокий вдохи медленный выдох.
(слайд 14-20)
Первичное применение полученных знаний.(Попробую применить!)
Цель: уточнение алгоритма использования нового знания, включение его в систему знаний ученика. Решение задач по готовым чертежам. Необходимо определить признак равенства данных треугольников.
(слайд 21)
Закрепление: «Я справлюсь!» (Самостоятельная работа, после которой ученики осуществляют взаимную проверку)
Докажите, что треугольники равны, заполните пропуски в записях. |
| | |
ΔPRS = ΔKMN, по __ признаку т.к.: | ΔADB = ΔBDC, По __ признаку т.к. | ΔВOD= ΔAOC, По__ признаку . т.к. |
1. = | 1. = | 1. = |
2. L = L | 2. = | 2. = |
3. L = L | 3. – общая | 3. L = L (как вертик.) |
Эталон ответа:
Докажите, что треугольники равны, заполните пропуски в записях. |
ΔNNP = ΔPRQ, по II признаку т.к.: | ΔADB = ΔBDC, по III признаку т.к. | ΔАВC= ΔDBC, по I признаку . т.к. |
1. RS = KN | 1. AD = DC | 1. BO = OC |
2. L S = L K | 2. AB = BC | 2. DO = OA |
3. L R = L N | 3. DB – общая | 3. L BOD= L AOC (как вертик.) |
Итоги урока:
«Какие открытия вы сделали сегодня на уроке?»;
«Что научились делать?»;
«Сколько способов вы знаете, чтобы определить, равны ли треугольники?»
Выставление оценок
Количество суммарных баллов:
от 21 до 23 баллов - оценка "5"
от 18 до 20 баллов - оценка "4"
если количество баллов ниже 18 баллов, то работу по усвоению данного материала мы продолжим на последующих уроках.
Домашнее задание: п. 15, 19, 20 №94а), №122