СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План - конспект открытого урока по изо "Золотая осень" (4 класс)

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

План открытого урока по изо "Осенний натюрморт" (3 класс)

Просмотр содержимого документа
«План - конспект открытого урока по изо "Золотая осень" (4 класс)»


План открытого урока изобразительного искусства

«Золотая осень» в 4 классе

Тип урока: комбинированный


Цель:

расширить пред­ставления учащихся о многообразии и красоте окружающего мира и пейзаже, как особом жанре живопи­си

Задачи:

  • развивать у детей интерес к пейзажной живописи, помогать осмысливать свои чувства, отношение к воспринимаемому пейзажу;

  • учить внимательно рас­сматривать художественную картину;

  • обратить внимание учащихся на следующие средства выразительности: цвет и цветосочетания, расположение на холсте, композицию, формат картины, близкие и дальние планы;

  • обратить вни­мание учащихся на то, что с помощью цвета можно рассказать о своем настроении, отношении к изображаемому пейзажу;

  • обогатить и активизировать словарь детей: ввести в него искусствоведчес­кие термины, эпитеты и метафоры, об­разные выражения, которые дети смогут использовать в своих суждениях для передачи эмоционального состояния челове­ка;

  • развивать наблю­дательность, эмоциональную отзывчивость, ас­социативное образное мышление;

  • воспитывать патриотические чувства: любовь к Родине, восхищение природой Руси, гордость за творчество русских художников;

  • вызвать у детей желание нарисовать золотую осень, пробудить воображение детей, их твор­ческие способности


Подготовительная работа.

Экскурсия в парк или лес. Рисование осенних деревьев и кустов, осенней лужайки, лепка овощей и фруктов, составление осенних букетов, игра с листьями, рассматривание иллю­страций с изображениями осени, разучивание и чтение стихов, слушание отрывков музыкальных произведений и пение песен об осени. Прове­дение урока по знакомству со свойствами теп­лых и холодных цветов.


Оборудование.

Компьютер, проектор, колонки, экран, сканер

Гуашь, кисти, бумага для рисования на всех детей


Ход урока

  1. Организационный момент.

Учитель. Закройте глаза и послушайте музыку. (Включить запись фрагмента «Осень» из концерта фа-мажор «Времена года» Антонио Вивальди)

Учитель. Какие чувства вызвала у вас эта мелодия? (Предполагаемые ответы учащихся: грусть, умиротворение, печаль, нежность…)

Учитель. Да, в музыке слышится светлая, легкая печаль. Мелодия звучала так нежно и светло. О каком времени года хотел рассказать композитор? (Выслушать ответы детей) Да, вот так композитор чувствовал золотую осень. (Если не догадаются, прочитать стихотворение А. С. Пушкина, не называя время года, а потом еще раз попросить назвать время года.)


  1. Постановка цели.

Учитель. Послушайте, как об этом вре­мени года говорил Александр Сергеевич Пуш­кин.

Унылая пора!

Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье.

В багрец и в золото одетые леса...

Учитель. А какие стихотворения об осени помните вы?


Лес, точно терем расписной. Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь, в листве сквозной.

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной.

За лето высох он от солнца...

(И. Бунин)

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора —

Весь лень стоит, как бы хрустальный.

И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял и падал колос.

Теперь уж пусто все — простор везде.—

Лишь паутинки тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле.

Но далеко еще до первых зимних бурь

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле...

(Ф. И. Тютчев.)


(Выслушать ответы детей)


  1. Мотивация учебной деятельности

Учитель. Ах, как дивно рассказали об осени поэты! Представители какой профессии тоже очень красиво изображают осень, природу? (Выслушать ответы детей) Конечно, художники. Каким же образом художник может рассказать о золотой осени? (Выслушать ответы детей) Ему нужно нарисовать, изобразить на холсте то, что он видел или видит в природе, что вызвало у него радость, удивление красотой осени. Но он должен нарисовать так, чтобы мы узнавали и деревья, и кусты, и речку. А с помощью красок он может изобразить время года: зиму, лето, осень, весну. И свое настроение: радость, грусть, тревогу, спокойствие, тишину.

Презентация с осенними пейзажами под музыку А. Вивальди «Времена года»

Учитель. Какое настроение у вас вызывают эти картины? (Выслушать ответы детей) Что объединяет все эти картины? (Изображена природа, осень) Как называют картины, на которых изображена природа? (Пейзаж) Скажите, а что вы чувствуете, глядя на эти осенние пейзажи? (Выслушать ответы детей) Прелестные картины, трогающие наше сердце своей красотой. Давайте вспомним песню об осени, которую вы разучивали на уроке музыке. Под эту песню можно и потанцевать.

  1. Актуализация знаний

Учитель. А сейчас мы подробно рассмотрим картину «Золотая осень», которую написал художник Исаак Ильич Левитан. (Презентация)




Посмотрите на картину и скажите: что чувствовал художник, когда рисо­вал золотую осень? (Он показал, как красива наша природа в любое время года, что невозможно не любить Русь, эти леса, поля, реки и равнины.) Как он смог выразить свое чувство красками? Ведь художник выражает свои чувства с помощью красок. Какие краски здесь радостные? А какие краски выражают грусть? (Выслушать ответы детей)

Учитель. Да, радость художник передал теплыми красками, но он использовал и холодные тона, их меньше. Поэтому, глядя на картину, мы чув­ствуем радость, удовольствие от пышной красо­ты природы, но в то же время и легкую грусть прощания с летом, с осыпающейся листвой де­ревьев, увядающей травой, с теплом и солнцем. Какая же здесь нарисована осень?

(Предполагаемые ответы учащихся: нарядная, яркая, золотая, веселая)

Учитель. Да, художник назвал эту картину «Золотая осень». А как вы думаете, по­чему он ее так назвал — «золотая»? Какие цвета он использовал?

(Предполагаемые ответы учащихся: много желтых, оранжевых красок)

Учитель. Как эти цвета можно на­звать одним словом? Какие они?

(Предполагаемые ответы учащихся: теплые, радостные, веселые)

Учитель. Молодцы, дети! Художник очень радовался, увидев эту красоту. Он восхи­щался ею, почувствовал это праздничное на­строение, эти нарядные краски осени. Славная осень! А что интересного, красивого увидел ху­дожник?

(Предполагаемые ответы учащихся: красивые березки, луга, речку)

Учитель. А какого цвета травка на лугах?

(Предполагаемый ответ учащихся: зеленого)

Учитель. Посмотрите внимательно: зеленого ли? Нет, она коричневато-зеленая, зе­леновато-коричневая, желтоватая, бурая. К концу лета она от солнышка подсохла. Давайте внимательно рассмотрим картину. С левой стороны, близко к нам, на переднем плане, художник нарисовал не­сколько деревьев. Что это за деревья?

(Предполагаемые ответы учащихся: березки)

Учитель. Расскажите о них. Какие они?

(Предполагаемые ответы учащихся: « Они тоненькие, с белыми стволами. На двух передних листочки почти все облетели. А у тех, которые чуть дальше, листва еще есть. Она золотая, желтая, коричневато-оранжевая.»)

Учитель. А еще дальше, на дальнем плане, видна группа березок. Такую группу назы­вают «роща». А листочки на этих березках видны?

(Предполагаемый ответ учащихся: нет)

Учитель. Правильно, нарисованы только чуть виднеющиеся стволы и пышные кроны де­ревьев — ведь деревья далеко, а издалека лис­точки не рассмотреть. Чтобы показать, что эти березки далеко, художник расположил их на холсте выше, чем те деревья, которые мы видим на переднем плане.

А теперь посмотрите на правую сторону карти­ны. Что же здесь нарисовано?

(Предполагаемый ответ учащихся: речка)

Учитель. Да, речка. Близко к нам она синяя, есть даже немного фиолетового цвета, а вдали — беловато-голубая. Синие и фиолето­вые — это холодные тона. Посмотрите, как на­рядно смотрятся вместе теплые оранжевые, жел­тые, золотые и холодные сине-фиолетовые краски. А чего больше — теплых красок или хо­лодных?

(Предполагаемый ответ учащихся: теплых)

Учитель. Вдали, на излучине (изгибе) реки, стоит одино­кая березка, яркая, как свечка. Справа от нее — хоровод зеленовато-коричневатых деревьев. А что изобразил художник на самом дальнем плане, там, где начинается небо? (Выслушать ответы детей) Да, на горе мы видим зеленую пашню, несколько домиков, а дальше — стена березок и лес. А какого цвета небо?

(Предполагаемые ответы учащихся: голубое, с легкими белыми облачка­ми)

Учитель. Чего больше на картине — неба или земли? (Выслушать ответы детей) Каждый художник старается выразить через картины свое отношение к Родине. Все делают это по-разному. Левитану очень понравилась красота земли, осенней при­роды и поэтому художник выбрал форматом данного полотна вы­тянутый по горизонтали прямоугольник, что по­зволило ему изобразить большое про­странство земли.

А есть ли на картине солнышко? Как вы догадались? Мы видим тени от деревьев — значит, солнышко есть. Солнышко «зажгло» золото листвы, и де­ревья пламенеют ярким желто-оранжевым све­том!

Вот так может рассказать художник о том, что ему понравилось.

А сейчас мы все вместе исполним танец-импровизацию «Листья желтые над городом кружатся»



  1. Практическая часть

Учитель. Сегодня мы послушали музыку и стихотворения об осени, рассмотрели картины художников. Нам было радостно и немного грустно. Музыка, стихи и картины подарили нам эту радость и легкую, светлую грусть.


А теперь попробуй­те, как художники, нарисовать осень. Но не забудьте, что вы рисуете яркую золотую осень. Значит, нужно подобрать такие же звучные, чистые, на­сыщенные, яркие краски.


Дети приступают к рабо­те.

Можно включить запись мело­дии А. Вивальди «Времена года», толь­ко

негромко.

  1. Эмоционально-эстетическая оценка и самооценка

В процессе работы учитель осуществляет индивидуальную помощь детям, нуждающимся в поощрении, одобрении. В конце занятия следует рассмотреть все рабо­ты, особо выделить выразительно выполненные, те, в которых ощущается радость, яркость золо­той осени. Оценке подлежит и придуманный сюжет. Следует обратить внима­ние на то, какими изобразительными средства­ми удалось передать «золотую осень».

Учитель. Давайте сейчас посмотрим наши рисунки о золотой осени. Удалось ли нам рассказать о том, какая она нарядная? Полюбуемся, какие мы худож­ники. Получилась ли у нас радостная, нарядная, золотая осень? (Обсуждаются рисунки детей.) Да, очень красивые краски вы подобрали, придумали интересные пейзажи — как настоя­щие художники! Молодцы!


  1. Итог урока


Можно предложить детям оформить вы­ставку работ и этими работами украсить классный кабинет или другие помещения школы. Можно напечатать календари, вставив рисунок ребенка. Получатся неповторимые работы.


  1. Уборка рабочих мест.

  2. Домашнее задание: прочитать русские народные сказки с описанием русского быта.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!