СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект открытого урока по химии на тему: «Гидролиз солей» 9 кл.

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План-конспект открытого урока по химии на тему: «Гидролиз солей» 9 кл.»





МКОУ «Кищинская СОШ имени Гасбала Сулейманова»

Дахадаевский район Республика Дагестан





План-конспект

открытого урока по химии

на тему:

«Гидролиз солей»


9 кл.






Касумова Марзигет Абдуллаевна

учительница химии

МКОУ «Кищинская СОШ имени Г. Сулейманова»









2019 год


Тип урока: изучения нового материала

Цели урока: сформировать у учащихся понятие гидролиза солей

Задачи урока:

Дидактические:

Сформировать понятие о гидролизе солей; углубить знания учащихся об обратимых химических реакциях,; научиться составлять ионные уравнения гидролиза; закрепить практические навыки определения среды раствора; установить взаимосвязи между строением и свойствами солей; самостоятельно применить усвоенные и закрепленные ранее знания для получения и систематизации информации о классификации солей;


Развивающие:

Развивать умения для поиска взаимосвязи между изученным ранее и новым материалом; умения устанавливать причинно-следственные связи; умения поиска решения поставленных проблем; логическое мышление (умения сравнивать, наблюдать, обобщать, делать выводы);

коммуникативные навыки при работе в группах; продолжать формировать умение оценивать свою деятельность и деятельность других участников процесса.



Воспитательные:

Воспитывать самостоятельность, терпимость и уважение к своим партнерам, чувство ответственности, уверенность в себе.



Используемые технологии: проблемно- поисковые , проектная , коммуникативные


Форма организации учебной деятельности учащихся: урок-исследование


Методы обучения: химический эксперимент, проблемная беседа, самостоятельное решение проблемной ситуации. аналогия, мини-проект , поручение.

Оборудование: универсальный индикатор;набор солей;оборудование и реактивы для демонстрационного эксперимента и эксперимента учащихся.

 

Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Актуализация. опорных знаний

Как и любой вопрос, имеющий большое практическое значение и применение, основан на теории, а именно теории протекания химических явлений, теории растворов. Поэтому мы должны повторить основные идеи и понятия, имеющие непосредственное отношение к теме урока.

  • Назовите формулы сильных оснований.

  • Назовите формулы слабых оснований.

  • Назовите формулы сильных кислот.

  • Назовите формулы слабых кислот.

  • По какому признаку эти вещества классифицируют на сильные и слабые?

  • Какие ионы образуются при диссоциации оснований?

  • Какова среда раствора в данном случае?

  • Какие ионы образуются при диссоциации кислот?

  • Какова среда раствора?

  • Сделайте вывод, присутствие каких ионов обуславливает щелочную и кислотную реакцию среды.

  • Как изменится цвет лакмуса в щелочной и кислотной среде?

  • Постановка проблемного вопроса .Какова окраска лакмуса в растворах солей хлорида натрия, сульфата цинка, карбоната натрия.

Ответы учащихся, обоснование предположений.

Подтвердим ваши ответы экспериментом.

Создание проблемной ситуации

Химический эксперимент.

Перед вами три пробирки, в которых растворы хлорида натрия, сульфата цинка, карбоната натрия. Добавляем раствор лакмуса Какова окраска лакмуса в растворах данных солей. Какова среда растворов? Какие ионы обусловливают данную среду? Откуда они появились?

Можем ли мы, основываясь на имеющихся знаниях, объяснить результаты опыта? Действительно, вы столкнулись с неизвестным пока для вас явлением, которое не можете грамотно истолковать на основании имеющегося у вас опыта и знаний.

3 Мотивация учебной деятельности

Это явление – гидролиз солей в водных растворах, и ему мы посвятим сегодняшний урок. Он логически продолжает изучение закономерностей протекания химических реакций, смещения равновесия обратимых процессов и является одним из существенных вопросов теории растворов. Понимание процессов, происходящих при гидролизе солей, необходимо для объяснения явлений, происходящих в живых организмах, природных комплексах и системах. Многие вопросы биологии, медицины, гидрологии связаны с явлением гидролиза солей, поскольку он является основой их устойчивости и равновесия.

4. Изучение нового материала

Рассмотрим название явления «гидролиз». Данный термин состоит из двух составных частей от греческого «гидро» – вода, «лизис» – разложение. Дословно, гидролиз – разложение водой.

Гидролиз — одно из важнейших химических свойств солей. Рассмотрим подробнее процесс их гидролиза.

Соль мы рассматриваем как продукт взаимодействия кислоты и основания.

Можно выделить 4 типа солей. Обратимся к схеме:

  1. Соль, образованная сильным основанием и сильной кислотой

  2. Соль, образованная слабым основанием и сильной кислотой.

  3. Соль, образованная сильным основанием и слабой кислотой.

  4. Соль, образованная слабым основанием и слабой кислотой.



эксперимент с раствором соли хлорид натрия. Поместим в пробирку раствор данной соли и добавим лакмусовую бумагу. Что вы наблюдаете? (Изменение окраски - не происходит). Для сравнения в другую пробирку пометим дистиллированную воду и так же добавим лакмусовую бумагу. Что мы наблюдаем? (изменение окраски, также не происходит).

Какой вывод мы можем сделать на основе этих наблюдений? (Раствор соли хлорид натрия так же как и дистиллированная вода имеет pH=7, среда нейтральная).

Используя таблицу растворимости, проанализируем состав соли. (Соль NaCl образованна кислотой HCl и гидроксидом натрия NaOH). Какой силы эти электролиты? (Соляная кислота – сильный электролит, гидроксид натрия – сильное растворимое основание, щелочь).

Предлагаю одному из учащихся составить уравнение реакции гидролиза, записав его на доске:


NaCl ↔ Na+ + Cl



HOH ↔ OH + H+


NaCl + HOH ↔ NaOH + HCl

Na+ + Cl + HOH ↔ Na+ + OH + H+ + Cl

HOH ↔ OH + H+

pH=7,

[H+] = [OH ].

Учащиеся делают вывод: силы электролитов равны и записывают определение:

Раствор соли, образованной сильным основанием и сильной кислотой имеет нейтральную среду, т.к. равенство концентраций ионов водорода и гидроксид-ионов не нарушено. Можно сказать, что такие соли гидролизу не подвергаются.


Эксперимент с раствором хлорида меди (II). В

раствор хлорида меди (II) и опустим в него индикаторную бумагу (лакмус). Что мы наблюдаем? (Окраска раствора становится красной.) Для сравнения в другую пробирку поместим раствор соляной кислоты и также опустим в него лакмусовую бумагу. Что мы наблюдаем теперь? (Окраска раствора так же становится красной.)

Какой вывод мы можем сделать на основе этих наблюдений? (Раствор соли хлорида меди (II) также как и раствор кислоты имеет pH

Действительно, убедимся в этом используя данные таблицы растворимости. Проанализируем состав соли. Соль можно рассматривать как продукт реакции нейтрализации основания кислотой. Каким основанием и какой кислотой может быть образованна эта соль? какими электролитами являются эти основание и кислота? (Соль СиCl2 образована слабым основанием Сu(OH)2 (нерастворимое основание) и сильной кислотой HCl).

Рассмотрим, что же происходит при взаимодействии соли с водой? Составим уравнение реакции: молекулярное, полное и сокращенное ионные.



C uCl2 ↔ Cu2+ + 2Cl


HOH ↔ OH + H+

C uCl2 + HOHHCl + CuOHCl


Cu2+ + 2Cl + HOH ↔ H+ + Cl + CuOH+ + 2Cl

Cu2+ + HOH ↔ CuOH+ + H+

pH

[H+] [OH ].

Учащиеся делают вывод: что сильнее, того и больше. И записывают определение:

Раствор соли, образованной слабым основанием и сильной кислотой, имеет кислую среду, т.к. имеется избыток ионов водорода.(гидролиз по КАТИОНУ)


Объясним эксперимент с раствором карбоната натрия. Поместим в пробирку раствор данной соли и опустим в него лакмусовую бумагу. Что вы наблюдаете? (бумага окрасилась в синий цвет). Для сравнения в другую пробирку пометим раствор гидроксида натрия и так же опустим лакмус. Что мы наблюдаем? (бумага окрасилась в синий цвет).

Какой вывод мы можем сделать на основе этих наблюдений? (Раствор соли карбонат натрия так же как и раствор гидроксида натрия имеет pH7, среда щелочная).

Используя таблицу растворимости, проанализируем состав соли. (Соль Na2CO3 образованна угольной кислотой H2CO3 и гидроксидом натрия NaOH). Какой силы эти электролиты? (Угольная кислота – слабая летучая кислота, гидроксид натрия – сильное растворимое основание, щелочь).

Предлагаю одному из учащихся составить уравнение реакции гидролиза, записав его на доске:


H 2O H+ + OH-


Na2CO3 CO32-+ 2Na+


Na2CO3 + HOH ↔ NaOH + NaHCO3


2Na+ + CO32 – + HOH ↔ Na+ + OH + Na+ + HCO3

CO32 – + HOH ↔ OH + HCO3

pH7,

[H+] OH ].

Учащиеся убеждаются в правильности вывода: что сильнее, того и больше. И записывают определение:

Раствор соли, образованной сильным основанием и слабой кислотой, имеет щелочную среду, т.к. имеется избыток гидроксид-анионов.(гидролиз по АНИОНУ)



Какой еще может быть случай образования солей? (Соль может быть образованна слабым основанием и слабой кислотой)





C uCO3 ↔ Cu2+ + CO32


HOH ↔ OH + H+

CuCO3 + 2HOH → Cu(OH)2↓+ CO2↑+ H2O

Раствор соли, образованной слабым основанием и слабой кислотой имеет среду разную, т.к. равенство концентраций ионов водорода и гидроксид-ионов определяется константой диссоциации образующихся при гидролизе веществ. (гидролиз и по КАТИОНУ и по АНИОНУ)


Очевидно, такому же необратимому гидролизу подвергается соль карбонат меди (II)

Учащийся делает вывод:

Соли, образованные слабым основанием и слабой летучей кислотой, подвергаются необратимому гидролизу, т.е. полностью разлагаются





5. Закрепление изученного материала ( 3группы. Каждой группе провести опыт и заполнить таблицу на основе раствора одной соли: сульфат калия, нитрат магния, сульфид натрия)

Работать будет три группы, в которых вы распределяете свои роли: теоретики, аналитики, оформители, докладчики. Планируете свою работу, активно работаете, каждый в соответствии со своей ролью и сообща. При необходимости консультируетесь. Продумываете форму презентации своего мини – проекта. Осуществляете презентацию своей деятельности. Отвечаете на вопросы. По мере выступления члены каждой группы заполняют таблицу.

Презентация мини-проектов.Внести эти данные в таблицу:

Гидролиз солей

п/п

Тип соли

Примеры

Уравнение

гидролиза

Гидролиз

Среда раствора

1.

Образована слабым основанием и сильной кислотой.

 

 

 

 

2.

Образована сильным основанием и слабой кислотой.

 

 

 

 

3.

Образована слабым основанием и слабой кислотой.

 

 

 

 

4.

Образована сильным основанием и сильной кислотой.

 

 

 

 

6. Рефлексия

Думаю, теперь мы сможем сформулировать определение понятия «гидролиз»

Проанализируйте записи молекулярных уравнений рассмотренных процессов:

К какому типу мы отнесем данные реакции?

Какие вещества в них участвуют?

В чем заключается сущность гидролиза? Какие продукты данных взаимодействий с точки зрения теории электролитической диссоциации мы получили?

Итак, гидролиз – это реакция обмена между некоторыми солями и водой приводящая к образованию слабого электролита.

-Оценка деятельности групп

- Оценка деятельности учащихся работы своей группы

 

6. Домашнее задание: § 25 №1 пис


7