МКОУ «Кищинская СОШ имени Гасбала Сулейманова»
Дахадаевский район Республика Дагестан
План-конспект
открытого урока по химии
на тему:
«Гидролиз солей»
9 кл.
Касумова Марзигет Абдуллаевна
учительница химии
МКОУ «Кищинская СОШ имени Г. Сулейманова»
2019 год
Тип урока: изучения нового материала
Цели урока: сформировать у учащихся понятие гидролиза солей
Задачи урока:
Дидактические:
Сформировать понятие о гидролизе солей; углубить знания учащихся об обратимых химических реакциях,; научиться составлять ионные уравнения гидролиза; закрепить практические навыки определения среды раствора; установить взаимосвязи между строением и свойствами солей; самостоятельно применить усвоенные и закрепленные ранее знания для получения и систематизации информации о классификации солей;
Развивающие:
Развивать умения для поиска взаимосвязи между изученным ранее и новым материалом; умения устанавливать причинно-следственные связи; умения поиска решения поставленных проблем; логическое мышление (умения сравнивать, наблюдать, обобщать, делать выводы);
коммуникативные навыки при работе в группах; продолжать формировать умение оценивать свою деятельность и деятельность других участников процесса.
Воспитательные:
Воспитывать самостоятельность, терпимость и уважение к своим партнерам, чувство ответственности, уверенность в себе.
Используемые технологии: проблемно- поисковые , проектная , коммуникативные
Форма организации учебной деятельности учащихся: урок-исследование
Методы обучения: химический эксперимент, проблемная беседа, самостоятельное решение проблемной ситуации. аналогия, мини-проект , поручение.
Оборудование: универсальный индикатор;набор солей;оборудование и реактивы для демонстрационного эксперимента и эксперимента учащихся.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Актуализация. опорных знаний
Как и любой вопрос, имеющий большое практическое значение и применение, основан на теории, а именно теории протекания химических явлений, теории растворов. Поэтому мы должны повторить основные идеи и понятия, имеющие непосредственное отношение к теме урока.
Назовите формулы сильных оснований.
Назовите формулы слабых оснований.
Назовите формулы сильных кислот.
Назовите формулы слабых кислот.
По какому признаку эти вещества классифицируют на сильные и слабые?
Какие ионы образуются при диссоциации оснований?
Какова среда раствора в данном случае?
Какие ионы образуются при диссоциации кислот?
Какова среда раствора?
Сделайте вывод, присутствие каких ионов обуславливает щелочную и кислотную реакцию среды.
Как изменится цвет лакмуса в щелочной и кислотной среде?
Постановка проблемного вопроса .Какова окраска лакмуса в растворах солей хлорида натрия, сульфата цинка, карбоната натрия.
Ответы учащихся, обоснование предположений.
Подтвердим ваши ответы экспериментом.
Создание проблемной ситуации
Химический эксперимент.
Перед вами три пробирки, в которых растворы хлорида натрия, сульфата цинка, карбоната натрия. Добавляем раствор лакмуса Какова окраска лакмуса в растворах данных солей. Какова среда растворов? Какие ионы обусловливают данную среду? Откуда они появились?
Можем ли мы, основываясь на имеющихся знаниях, объяснить результаты опыта? Действительно, вы столкнулись с неизвестным пока для вас явлением, которое не можете грамотно истолковать на основании имеющегося у вас опыта и знаний.
3 Мотивация учебной деятельности
Это явление – гидролиз солей в водных растворах, и ему мы посвятим сегодняшний урок. Он логически продолжает изучение закономерностей протекания химических реакций, смещения равновесия обратимых процессов и является одним из существенных вопросов теории растворов. Понимание процессов, происходящих при гидролизе солей, необходимо для объяснения явлений, происходящих в живых организмах, природных комплексах и системах. Многие вопросы биологии, медицины, гидрологии связаны с явлением гидролиза солей, поскольку он является основой их устойчивости и равновесия.
4. Изучение нового материала
Рассмотрим название явления «гидролиз». Данный термин состоит из двух составных частей от греческого «гидро» – вода, «лизис» – разложение. Дословно, гидролиз – разложение водой.
Гидролиз — одно из важнейших химических свойств солей. Рассмотрим подробнее процесс их гидролиза.
Соль мы рассматриваем как продукт взаимодействия кислоты и основания.
Можно выделить 4 типа солей. Обратимся к схеме:
Соль, образованная сильным основанием и сильной кислотой
Соль, образованная слабым основанием и сильной кислотой.
Соль, образованная сильным основанием и слабой кислотой.
Соль, образованная слабым основанием и слабой кислотой.
эксперимент с раствором соли хлорид натрия. Поместим в пробирку раствор данной соли и добавим лакмусовую бумагу. Что вы наблюдаете? (Изменение окраски - не происходит). Для сравнения в другую пробирку пометим дистиллированную воду и так же добавим лакмусовую бумагу. Что мы наблюдаем? (изменение окраски, также не происходит).
Какой вывод мы можем сделать на основе этих наблюдений? (Раствор соли хлорид натрия так же как и дистиллированная вода имеет pH=7, среда нейтральная).
Используя таблицу растворимости, проанализируем состав соли. (Соль NaCl образованна кислотой HCl и гидроксидом натрия NaOH). Какой силы эти электролиты? (Соляная кислота – сильный электролит, гидроксид натрия – сильное растворимое основание, щелочь).
Предлагаю одному из учащихся составить уравнение реакции гидролиза, записав его на доске:
NaCl ↔ Na+ + Cl –
HOH ↔ OH – + H+
NaCl + HOH ↔ NaOH + HCl
Na+ + Cl – + HOH ↔ Na+ + OH – + H+ + Cl –
HOH ↔ OH – + H+
pH=7,
[H+] = [OH –].
Учащиеся делают вывод: силы электролитов равны и записывают определение:
Раствор соли, образованной сильным основанием и сильной кислотой имеет нейтральную среду, т.к. равенство концентраций ионов водорода и гидроксид-ионов не нарушено. Можно сказать, что такие соли гидролизу не подвергаются.
Эксперимент с раствором хлорида меди (II). В
раствор хлорида меди (II) и опустим в него индикаторную бумагу (лакмус). Что мы наблюдаем? (Окраска раствора становится красной.) Для сравнения в другую пробирку поместим раствор соляной кислоты и также опустим в него лакмусовую бумагу. Что мы наблюдаем теперь? (Окраска раствора так же становится красной.)
Какой вывод мы можем сделать на основе этих наблюдений? (Раствор соли хлорида меди (II) также как и раствор кислоты имеет pH
Действительно, убедимся в этом используя данные таблицы растворимости. Проанализируем состав соли. Соль можно рассматривать как продукт реакции нейтрализации основания кислотой. Каким основанием и какой кислотой может быть образованна эта соль? какими электролитами являются эти основание и кислота? (Соль СиCl2 образована слабым основанием Сu(OH)2 (нерастворимое основание) и сильной кислотой HCl).
Рассмотрим, что же происходит при взаимодействии соли с водой? Составим уравнение реакции: молекулярное, полное и сокращенное ионные.
C
uCl2 ↔ Cu2+ + 2Cl –
HOH ↔ OH – + H+
C
uCl2 + HOH ↔ HCl + CuOHCl
Cu2+ + 2Cl – + HOH ↔ H+ + Cl – + CuOH+ + 2Cl –
Cu2+ + HOH ↔ CuOH+ + H+
pH
[H+] [OH –].
Учащиеся делают вывод: что сильнее, того и больше. И записывают определение:
Раствор соли, образованной слабым основанием и сильной кислотой, имеет кислую среду, т.к. имеется избыток ионов водорода.(гидролиз по КАТИОНУ)
Объясним эксперимент с раствором карбоната натрия. Поместим в пробирку раствор данной соли и опустим в него лакмусовую бумагу. Что вы наблюдаете? (бумага окрасилась в синий цвет). Для сравнения в другую пробирку пометим раствор гидроксида натрия и так же опустим лакмус. Что мы наблюдаем? (бумага окрасилась в синий цвет).
Какой вывод мы можем сделать на основе этих наблюдений? (Раствор соли карбонат натрия так же как и раствор гидроксида натрия имеет pH7, среда щелочная).
Используя таблицу растворимости, проанализируем состав соли. (Соль Na2CO3 образованна угольной кислотой H2CO3 и гидроксидом натрия NaOH). Какой силы эти электролиты? (Угольная кислота – слабая летучая кислота, гидроксид натрия – сильное растворимое основание, щелочь).
Предлагаю одному из учащихся составить уравнение реакции гидролиза, записав его на доске:
H
2O ↔ H+ + OH-
Na2CO3 ↔ CO32-+ 2Na+
Na2CO3 + HOH ↔ NaOH + NaHCO3
2Na+ + CO32 – + HOH ↔ Na+ + OH – + Na+ + HCO3 –
CO32 – + HOH ↔ OH – + HCO3 –
pH7,
[H+] OH –].
Учащиеся убеждаются в правильности вывода: что сильнее, того и больше. И записывают определение:
Раствор соли, образованной сильным основанием и слабой кислотой, имеет щелочную среду, т.к. имеется избыток гидроксид-анионов.(гидролиз по АНИОНУ)
Какой еще может быть случай образования солей? (Соль может быть образованна слабым основанием и слабой кислотой)
C
uCO3 ↔ Cu2+ + CO32 –
HOH ↔ OH – + H+
CuCO3 + 2HOH → Cu(OH)2↓+ CO2↑+ H2O
Раствор соли, образованной слабым основанием и слабой кислотой имеет среду разную, т.к. равенство концентраций ионов водорода и гидроксид-ионов определяется константой диссоциации образующихся при гидролизе веществ. (гидролиз и по КАТИОНУ и по АНИОНУ)
Очевидно, такому же необратимому гидролизу подвергается соль карбонат меди (II)
Учащийся делает вывод:
Соли, образованные слабым основанием и слабой летучей кислотой, подвергаются необратимому гидролизу, т.е. полностью разлагаются
5. Закрепление изученного материала ( 3группы. Каждой группе провести опыт и заполнить таблицу на основе раствора одной соли: сульфат калия, нитрат магния, сульфид натрия)
Работать будет три группы, в которых вы распределяете свои роли: теоретики, аналитики, оформители, докладчики. Планируете свою работу, активно работаете, каждый в соответствии со своей ролью и сообща. При необходимости консультируетесь. Продумываете форму презентации своего мини – проекта. Осуществляете презентацию своей деятельности. Отвечаете на вопросы. По мере выступления члены каждой группы заполняют таблицу.
Презентация мини-проектов.Внести эти данные в таблицу:
Гидролиз солей
№ п/п | Тип соли | Примеры | Уравнение гидролиза | Гидролиз | Среда раствора |
1. | Образована слабым основанием и сильной кислотой. | | | | |
2. | Образована сильным основанием и слабой кислотой. | | | | |
3. | Образована слабым основанием и слабой кислотой. | | | | |
4. | Образована сильным основанием и сильной кислотой. | | | | |
6. Рефлексия
Думаю, теперь мы сможем сформулировать определение понятия «гидролиз»
Проанализируйте записи молекулярных уравнений рассмотренных процессов:
К какому типу мы отнесем данные реакции?
Какие вещества в них участвуют?
В чем заключается сущность гидролиза? Какие продукты данных взаимодействий с точки зрения теории электролитической диссоциации мы получили?
Итак, гидролиз – это реакция обмена между некоторыми солями и водой приводящая к образованию слабого электролита.
-Оценка деятельности групп
- Оценка деятельности учащихся работы своей группы
6. Домашнее задание: § 25 №1 пис
7