Дахадаевский район Республика Дагестан
МБОУ «Кищинская СОШ имени Гасбала Сулейманова»
План-конспект
открытого урока по химии
Тема:
«Введение в органическую химию»
9 кл.
Составила:
Касумова Марзигет Абдуллаевна
учительница химии
МБОУ «Кищинская СОШ имени Г. Сулейманова»
2021 год
Тема урока: «Введение в органическую химию»
Предмет: Химия Класс: 9
Цель урока: Создание условий для «погружения» в органическую химию.
Задачи урока:
Образовательные. Изучить химический состав органических веществ, выявить отличие органических веществ от неорганических, определить предмет изучения органической химии, цели и задачи органической химии.
Развивающие. Развивать умение работать с первоисточником и дополнительной информацией: выделять главное и составлять опорный конспект. Формировать навыки проведения химического эксперимента, соблюдая правила техники безопасности. Формировать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы. Развивать память, логическое мышление, внимание.
Воспитательные. Воспитывать аккуратность, трудолюбие, патриотические, эстетические и нравственные качества.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Техническое обеспечение урока: Мультимедийный проектор, компьютер, оборудование и реактивы для проведения химического эксперимента.
Ожидаемый результат:
- определять понятия: предмет органической химии, органические вещества
- сравнивать органические и неорганические вещества
- знать цели и задачи органической химии,
- называть имена учёных – органиков
- уметь определять органические вещества в растительных объекта.
Ход урока
Оргмомент.
Доброе утро, ребята. Доброе утро, уважаемые гости! Улыбнёмся друг другу! И с хорошим настроением начнем наш урок .Надеюсь урок будет для вас продуктивным, а самое главное – полезным!
Урок я хочу начать словами М. Горького:
«Прежде всего и внимательнее всего изучайте химию. Это изумительная наука, знаете…Ее зоркий, смелый взгляд проникает в огненную массу солнца и во тьму земной коры, в невидимые частицы вашего сердца, и в тайны строения камня, и в безмолвную жизнь дерева. Она смотрит всюду и, везде открывая гармонию, упорно ищет начало жизни…»
Стадия вызова и целеполагания
Откройте тетради, запишите число.
Ребята, составим кластер, напишите в центре тетради словосочитание «химические вещества». Работаем в парах. Каждая пара составляет свой кластер.
Кластер заготовлен на доске слайд1
Какие ассоциации у вас связаны с этими словами? Подпишите примеры химических веществ, которые вам хорошо знакомы из повседневной жизни вокруг слов «химические вещества».
Слайд 2
В течении двух лет мы с вами изучали один раздел химии под названием «неорганическая химия». Посмотрите на схему и перечислите вещества, которые относятся к неорганическим веществам.
Называют неорганические вещества (вода, кислород и др…)
Какие вещества мы с вами еще не изучали, назовите их? Сахар, крахмал, жиры, белки…
Как вы думаете, какой раздел химии изучает эти вещества? - органическая химия.
С сегодняшнего урока мы начинаем изучать раздел - органические вещества и тема нашего урока (сформулируйте): «Предмет органической химии».
Вернемся к кластеру.
Эти органические вещества вам знакомы. Что входит в их состав? Знаем? – 9 класс
Какое они имеют строение? Знаем? -9 класс
Отличительные признаки, чем они отличаются от неорганических веществ?
Каких веществ больше – органических или неорганических? (причины многообразия) – 9класс
Посмотрите на слайд. Каких веществ больше?
II. Стадия осмысления содержания.
С глубокой древности человечество использовало для удовлетворения своих потребностей вещества растительного и животного происхождения: продукты питания, одежду, вещества для выделки кож, растительные» и эфирные масла. По мере развития цивилизации люди заучились выделять и использовать природные красители, лекарственные и душистые вещества, натуральные волокна, яды, опьяняющие и дурманящие средства.
Древние рукописи, летописи и рукописные книги донесли до нас знания наших далеких предков о способах выделения и использовании веществ «растительного и животного мира». Алхимики, например, умели получать концентрированную уксусную кислоту и ее соли: ацетат меди (II) (ярь-медянку) и ацетат свинца (II) (свинцовый сахар).
Первые попытки классификации веществ на органические и неорганические были предприняты еще IX—X вв. Арабский алхимик Абу Бакр ар Рази (865—925) впервые разделил вещества на представителей «минерального, растительного и животного царств». Эта классификация просуществовала почти 1000 лет!
На чем основывалось подобное разделение веществ? Давно было замечено, что «растительные и животные» вещества обладают похожими свойствами: легко разрушаются при нагревании, горят, многие из них растворяются в спиртах и в маслах. Систематическое изучение этих «нежных» веществ началось с работ выдающихся ученых: шведского химика К. Шееле и создателя научной химии француза А. Лавуазье. Они выделили в чистом виде из растительных и животных тел многие органические кислоты (щавелевую, яблочную, лимонную, молочную), глицерин, сложные эфиры уксусной и бензойной кислот.
В конце XVIII — начале XIX в. в науке господствовало учение под названием витализм (от лат. vita — жизнь). Сторонники витализма утверждали, что любые вещества живой природы могут образовываться в живых организмах только под действием особой «жизненной силы». Виталисты утверждали, что важнейший основополагающий синтез на нашей планете — фотосинтез невозможен вне зеленых растений. 6С02 + 6Н20 С6Н1206 + 602.
В начале XIX в. назрела необходимость выделить химию веществ растительного и животного происхождения в самостоятельную науку. Возникновение этой науки связано с именем знаменитого шведского химика.. Иенс Якоб Берцелиуса, давшего ей название «органическая химия». Органическая химия — это химия соединений углерода (кроме простейших: оксидов углерода, угольной кислоты и ее солей).
Природные, искусственные и синтетические органические соединения почти всегда состоят из атомов углерода и водорода. Органические соединения нередко содержат также атомы кислорода, азота и некоторых других элементов. Органических соединений, построенных этими элементами (в первую очередь углеродом и водородом). насчитывается около 30 млн. тогда как неорганических веществ, образованных всеми 110 элементами таблицы Д. И. Менделеева, насчитывается всего 100 тыс.
В о п р о с 4. Какое еще можно дать определение органической химии?
О т в е т. Органическая химия – это химия соединений углерода (записать формулировку в тетрадь).
В о п р о с 5. Помимо углерода какой химический элемент входит в состав органических веществ?
О т в е т. Помимо углерода в состав всех органических веществ входит химический элемент водород. Могут еще входить О, S, N и другие элементы (написать знаки химических элементов на доске).
В о п р о с 6. Какое химическое свойство может быть общим для органических веществ?
О т в е т. Все органические вещества горят.
Демонстрация эксперимента
Реактивы | Описание или схема опыта | Оборудование |
| | |
Оксид меди (II) CuO, сахарный песок, известковая вода | Известковая вода Смесь сахара и оксида меди (II) | 2 пробирки, пробка с газоотводной трубкой, штатив, спиртовка, спички, асбестовая сетка, сухое горючее. |
| | |
Меры предосторожности | Ход опыта | Примечания |
| | |
Сначала прогреть всю пробирку, а затем ее конец. По окончанию опыта вытащить газоотводную трубку из известковой воды, затем потушить спиртовку. | В сухую пробирку насыпать 0,2 г сахарного песка и в 2-3 раза больше оксида меди (II), все тщательно перемешать и начать нагревание. Записать свои наблюдения. 1. Какой газ вызвал помутнение известковой воды? Написать уравнение реакции. 2. Какое вещество образовалось на холодных стенках внутри пробирки? 3. Какое вещество образовалось из оксида меди (II)? Написать уравнение реакции между оксидом меди (II) и углеродом. Сделать вывод о принадлежности сахарного песка к органическим или неорганическим соединениям.) вывод о сказанном | Опыт прекратить, как только известковая вода помутнеет. |
Какие же вещества образуются при горении органических веществ? углекислый газ и вода (запись в тетради словами и реакцию) вывод о сказанном
Ребята, еще одно интересное свойство органических веществ – способность обугливаться, разлагаться при нагревании. Возьмем примеры из жизни. Что происходит с продуктами, содержащими крахмал, белок?
Если пережарить картошку, оладьи, блины, хлеб, происходит обугливание крахмала, входящего в состав картофеля и муки. При подгорании яиц или мяса обугливается белок, содержащийся в этих продуктах. Образуется уголь.
Ребята, а что произойдет, если на раскаленную сковороду положить поваренную соль, сахар?
Давайте проверим! Проведем опыт (инструкция по Т/Б)
Как вы думаете, почему поваренная соль и сахар ведут себя по-разному при нагревании?
- Данные вещества имеют разное строение кристаллических решеток.
Какая кристаллическая решетка у поваренной соли и у сахара? В поваренной соли NaCl – ионная кристаллическая решетка, а в сахаре С12Н22О11– молекулярная.
Практическая работа
Ребята, давайте запишем признаки органических веществ:
1) содержат углерод;
2) горят и (или) разлагаются с образованием углеродсодержащих продуктов;
3) молекулярная кристаллическая решетка
У доски Давайте вспомним строение атома углерода. Сколько у него энергетических уровней, в какой группе он находится? Сколько у него электронов на внешнем слое?
В возбужденном состоянии валентность углерода равна 4. И во всех органических соединениях атом углерода всегда четырехвалентный.
Самая простая формула в органической химии СН4 – метан. Используем структурные формулы.(Составляем структурную формулы) Валентность обозначается черточками: одна черточка соответствует единице валентности атома химического элемента.
Работа по составлению структурных формул (у доски и на местах)
Метан, этан, пропан, бутан, пентан, гексан, гептан, октан, нонан, декан,
Какие органические вещества, изученные на уроке, можно еще дописать в составленный нами «кластер»? нефть, свеча, пропан, глюкоза, бутан, дихлорметан, уксусная кислота, ацетилен, этан и т.д.
Какова валентность углерода в органических соединениях? В органических соединениях углерод всегда четырехвалентен
Какое химическое свойство является общим для органических соединений? Многие органические вещества горят или разлагаются при нагревании без допуска воздуха.
Какое значение имеют органические вещества в жизни общества? Это продукты питания, одежда, обувь, синтетические материалы, полимеры, энергоносители, лекарственные препараты, синтетические моющие средства, различные краски, лаки, красители, зубная паста, шампуни и т.д.
III. Рефлексия
Р
ебята, сегодня мы узнали, что изучает органическая химия. Какие химические вещества называются органическими. Раскрыли понятие валентности химических элементов. Рассмотрели значение органических веществ.
Работа с флип чартом что вы ожидали от урока и оправдались ли ваши надежды
V. Домашнее задание Cлайд 6
Приложение 1
А теперь представьте, что будет, если исчезнут органические вещества.
Не станет больше деревянных предметов, не будет шариковой ручки, сумки для книг, самих книг и тетрадей, сделанных из органического вещества – целлюлозы. В классе не будет линолеума, от парт останутся лишь металлические ножки. По улице не будут ездить машины – нет бензина, а от самих машин останутся лишь металлические части. Исчезнут корпуса компьютеров и телевизоров. В аптеках не будет большинства лекарств, и нечего будет есть (вся пища тоже состоит из органических соединений). Нечем будет помыть руки и нечего надеть на себя, ведь и мыло и хлопчатобумажные, шерстяные, синтетические волокна, кожа и кожезаменители, красители для тканей – все это производные углеводородов. Да и смотреть на этот мир будет некому – от нас останется лишь соленая вода да скелет, ведь организмы всех живых существ состоят из органических соединений.
Теперь вы понимаете какова роль органических соединений в природе и нашей жизни
это интересно
Пока Вы читаете данную статью, Ваши глаза используют органическое соединение – ретиналь, который преобразует световую энергию в нервные импульсы. Пока Вы сидите в удобной позе, мышцы спины поддерживают правильную осанку благодаря химическому расщеплению глюкозы с высвобождением требуемой энергии. Как Вы понимаете, пробелы между нервными клетками так же заполнены органическими веществами – медиаторами (или нейространсмиттерами), которые помогают всем нейронам стать одним целым. И данная слаженная система работает без участия Вашего сознания! Так глубоко, как биологи, только химики-органики понимают, насколько филигранно создан человек, как логично устроены внутренние системы органов и их жизненный цикл. Отсюда следует, что изучение органической химии – основа понимания нашей жизни! А качественное изучение – это путь в будущее, ибо новые лекарства создаются прежде всего в химических лабораториях.