План – конспект открытого урока преподавателя высшей квалификационной категории МБУ ДО «Тереньгульская детская школа искусств»
Н.М. Усачевой
Тема урока: «Развитие технических и художественных навыков в классе баяна».
Характеристика урока: открытый урок.
Тип урока: комбинированный
Форма работы: индивидуальная
Цель урока: формирование исполнительских и развитие технических навыков игры на инструменте, создание художественного образа в процессе работы над произведениями.
Задачи урока:
Обучающая: освоение, обобщение и накопление игровых навыков на инструменте. Работа над художественным образом в произведениях.
Развивающая: развитие технических способностей, слухового восприятия музыки, эмоционального отношения к исполнению музыкального произведения. Развитие мышления, умения анализировать и самостоятельно работать.
Воспитательная: воспитание творческого отношения к работе над техническим и художественным развитием. Формирование систематичности приобретения технических навыков.
Здоровьесберегающая: правильная посадка - правильный подгон ремней для правой и левой руки, стул, подобранный соответственно росту ученика, постановка инструмента. Развитие мышц пальцев, что положительно влияет на память. Умение рационально использовать свое время.
Методы:
словесные;
практические;
наглядные;
демонстрация видеоматериала.
Технические средства: баян для ученика, баян для педагога, пульт,
стол, стулья, ноты, рабочая тетрадь ученика, наглядные пособия, ноутбук.
План урока
1. Организационный момент:
- приветствие, сообщение названия темы и цели урока.
- диалог об успеваемости ученика.
2. Основная часть:
- работа над гаммой ля мажор, этюдом и музыкальными произведениями.
закрепление пройденного материала, концертное исполнение пьес.
3. Подведение итогов. Оценка. Домашнее задание.
Репертуарный список:
1. Гамма Es-dur, арпеджио, аккорды.
2. Юхно «Этюд - вальс» d-moll.
3. Ю. Гаврилов «Танго золотого петуха».
4. Белорусская народная песня «Савка и Гришка», обр. А Коробейникова.
5. Д. Самойлов «Сонатина».
Ход урока:
Открытый урок посвящён работе над технически сложными местами в изучаемых произведениях, гамме и этюде, а также работе над художественным образом в произведениях. Задача педагога показать ученику приёмы работы преодоления технических трудностей. В процессе урока прорабатываются все приёмы вместе с учеником, для того, чтобы ученик смог дома самостоятельно отрабатывать технически сложные места и следил за звуком.
Урок начинается с проигрывания гаммы ми бемоль в 1,2 октавы различными группировками и штрихами, арпеджио и аккордов. Такую работу ведем систематически, чтобы развивать пальцевую беглость, свободную координацию движения рук и умение правильно выбрать аппликатуру. Планомерная работа над гаммами способствует развитию пальцевой четкости, выработке определённых двигательных приёмов, на основе которых легче и быстрее осваиваются технические трудности, встречающиеся в музыкальных произведениях. Работаем над динамикой, соблюдением верной аппликатуры, сменой меха, а не «механически» отыгрываем материал. При этом должен работать слуховой контроль. Ученику рекомендуется ярче выполнять динамические оттенки, акцентировать внимание на смене меха, а также уметь исполнять гамму комплексно без остановок.
С. Юхно «Этюд - вальс» d-moll. Проигрываем «Этюд» в медленном темпе c соблюдением штрихов, особое внимание уделяем 2 части, где мелодия изложена двойными нотами в терцию, здесь необходимо строго соблюдать аппликатуру, чтобы добиться штриха legato. Показ педагога. В левой руке необходимо работать над «вальсовым аккомпанементом» с опорой на первую долю (бас) и более легким (на staccato) исполнением аккордов. Затем, «Этюд» исполняется учеником с соблюдением штрихов и динамических оттенков.
Ю. Гаврилов «Танго золотого петуха» - преподаватель рассказывает о танго, показывает видеозапись танца в исполнении танцоров, затем преподаватель проигрывает пьесу. При исполнении пьесы учащимся, уделяем особое внимание исполнению точных штрихов в правой руке и фразировкой, которая на баяне связана с техникой владения мехом, так как каждая фраза должна быть уложена в одно определенное движение меха – сжим или разжим, а также работаем над художественным образом. В левой руке отрабатывается аккомпанемент с характерным ритмом танго. Ученику предложено посмотреть видео с Международного конкурса исполнения пьесы Ю. Гаврилова «Танго золотого петуха» конкурсантом такого же возраста. Ученик отмечает, что пьеса исполнена легко и виртуозно.
Концертное исполнение пьесы.
4. Белорусская народная песня «Савка и Гришка» обр. А Коробейникова. Уделяем особое внимание работе над штрихами, фразировкой, звуковедением, динамикой, отрабатывая трудные места. Каждую фразу педагог просит активнее подводить к моменту кульминации. Показ педагога. Эта пьеса на народной основе, носит подвижный, веселый, шутливый, радостный характер. Ученик отрабатывает исполнительское мастерство.
5. Д. Самойлов «Сонатина». Работа над произведением крупной формы является неотъемлемой частью обучения исполнительству на музыкальном инструменте. Сонатина – это соната, отличающаяся малыми размерами, простотой содержания, небольшой разработкой. На её примере мы знакомимся с особенностями музыкального языка в период классицизма. Вместе с учеником называем все разделы сонатного allegro и что для них характерно. Подчеркиваем, что, будучи насыщена драматизмом, сонатная форма обычно требует исполнения в довольно быстром темпе, почему и называется сонатным allegro. Ей присущи: контрастность динамики, большая моторная устремлённость, контрастность образов, точность артикуляции и ритма. Ставим задачу выработки умения гибко переключаться на новые звуковые и технические задачи. Ученик исполняет экспозицию в умеренном темпе. Необходимо добиться лёгкости аккомпанемента. Показ педагога. Отмечаем, что играть нужно только той аппликатурой, которая указана в тексте. Играть сначала в медленном темпе активными пальцами, затем в подвижном и в быстром. Подчёркиваем, что учить в быстром темпе отдельные отрывки нужно, а «гонять» целиком нельзя. Динамическая линия от piano к forte приводит к разработке, драматическому центру сонатной формы. В ней происходит разработка темы, которая излагается аккордами в другой тональности. Необходимо точное исполнение партии левой руки и ровное выстраивание динамической линии. Показ педагога. В репризе тема проходит в основной тональности без изменений. В небольшой коде утверждается основная тональность.
При помощи ноутбука послушали запись исполнения этой сонатины. Послушав, ученик отмечает виртуозность и техничность исполнения. Ученику ставится задача больше работать над техничными местами, фразировкой, координацией, добиваться целостного исполнения пока в умеренном, но едином темпе.
Итог урока:
Подводя итоги работы, я хотела бы отметить, что задачи, поставленные преподавателем на сегодняшнем уроке, были выполнены. Оценка за урок - «5».
Домашнее задание:
работать над гаммами и произведениями таким образом, как мы это делали в классе.
Ты сегодня хорошо поработал, и я уверена, что через несколько уроков произведения будут исполнены технично и выразительно.
На этом наш урок закончен. Спасибо.