План-конспект открытого урока по музицированию Кардаильской Татьяны Николаевны, преподавателя МБУ ДО «Гиагинская детская школа искусств»
Тема урока: «Развитие творческих способностей учащегося посредством дисциплины «Музицирование» Тип урока: Закрепление Цель урока: Развитие творческих навыков учащегося Задачи урока: 1.закрепить необходимые знания для подбора гармонии, для досочинения мелодии с текстом; 2. развивать эмоциональную раскрепощенность и отзывчивость учащегося, фантазию, воображение; активизировать творческую активность; 3.Воспитывать интерес к музыкальному искусству, музыкально-осознанное отношение к музыкальному произведению. Методы: словесный (объяснение); наглядно-зрительный (использование наглядных пособий); наглядно-слуховой (прослушивание музыкальных произведений); метод анализа и сравнения; репродуктивный; проблемно-поисковый; исследовательский. Наглядные пособия: аудиозапись показ портретов композиторов нотный материал
План урока:
1. Организационный момент.
- приветствие;
- сообщение темы и цели урока
2. Основная часть урока.
-закрепление пройденного материала
- объяснение нового материала;
- проверка понимания пройденного материала
3.Заключение.
-подведение итогов
-домашнее задание.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Преподаватель: Здравствуй, Ксения! На уроках «Музицирования» мы с тобой занимались разными видами деятельности: либо подбором по слуху мелодии и аккомпанемента и их записью, либо транспонированием, или досочинением мелодий, сочинением и импровизацией.
Сегодня же на уроке у нас будут такие виды деятельности: досочинение мелодии, подбор аккомпанемента, транспонирование, а тема сегодняшнего урока «Развитие творческих способностей учащегося посредством дисциплины «Музицирование».
2. Основная часть урока.
Преподаватель: И начнем мы с очень интересного задания из учебника В.Подвалы «Давайте сочинять музыку» 1-2 кл., гл.1 - это досочинение мелодии песенки «Лето!» В песенке есть начало – 1-е предложение, но отсутствует 2-е музыкальное предложение. Его и нужно досочинить.
По просьбе преподавателя уч-ся читает текст песенки: «Слева - лето, справа – лето. До чего прекрасно это!» Определяет тональность – до мажор, выясняет предполагаемый по тексту характер песенки - жизнерадостный. Педагог обращает внимание ученицы на знаки препинания в тексте, а именно на восклицательный знак в конце.
Ксения сама радостно приходит к выводу: Поэтому и должно звучать жизнерадостно! Преподаватель, опираясь на некоторый предыдущий опыт ученицы, предлагает импровизировать 2-е предложение песенки, учитывая интонационное родство 1-го предложения. Уч-ся успешно справляется с заданием, применив во 2-м предложении секвенцию и закончив мелодию на тонике до мажора 1-й октавы.
Преподаватель: Замечательно, но…звучит не особенно жизнерадостно. А просто повествовательно, утвердительно. В чем же ошибка?
Ксения: Я поняла! Тоника в первой октаве звучит не так звонко и ярко, как во второй октаве. Нужно в конце сыграть Тонику во второй октаве!
Преподаватель: Совершенно верно! Молодец!
Уч-ся играет и поет песенку «Лето!»
Преподаватель: Видишь, как важно обращать внимание на знаки препинания в тексте. И на характер стиха. Музыка, несомненно, должна выразительно подчеркивать настроение стихотворения. Когда русский композитор М.И.Глинка сочинил свой романс «Я помню чудное мгновенье» на стихи А.С.Пушкина, музыковеды высказывались, что «гений поэта и гений композитора слились в этом романсе воедино!» Настолько выразительно музыка Глинки подчеркивала поэтичность и лирику пушкинского творения! И как тонко и чутко Глинка отразил в музыке изменения настроения стиха.
Звучит романс «Я помню чудное мгновенье» Глинки.
Преподаватель: А теперь к песенке «Лето!» подберем аккорды. Какие аккорды нужно использовать?
Ксения: Главные трезвучия лада: Тоническое, субдоминантовое и доминантовое.
Преподаватель: Давай вспомним, почему они называются главными?
Ксения: Потому что эти трезвучия на I, IV и V ступенях остаются в мажоре - мажорные, а в миноре – минорные. А Доминантовое трезвучие является исключением, т.к. используется в гармоническом виде с VII повышенной ступенью.
Преподаватель: Правильно.
Как подтверждение - наглядное пособие с изображением главных трезвучий лада
Уч-ся правильно подбирает аккорды по слуху.
Преподаватель: Какую фактуру можно применить в аккомпанементе?
Ксения: Так как это песенка радостная и размер в мелодии двухдольный, то можно применить фактуру польки.
Преподаватель: Верно. Но я тебе усложню задание. Аккомпанемент нужно играть, используя аккорды в тесном расположении. Справишься?
Ксения: Хорошо, я попробую. Только сначала медленно.
Уч-ся успешно справляется с заданием и в более подвижном темпе.
Преподаватель: Ксюша, ты уже играешь песенку по памяти! Еще более сложное задание – транспонирование этой песенки в тональности, ну предположим, белых клавиш.
Уч-ся делает разбор движения мелодии по ступеням лада, определяя на каких ступенях происходит начало и окончание предложений. И далее транспонирует песенку в разных тональностях.
3.Заключение.
Преподаватель: Итак, на что нужно обращать внимание при сочинении мелодии на текст?
Ответ: на настроение стихотворения, на смену настроения, на знаки препинания, размер.
Оценка учащейся.
Домашнее задание: Играть только аккомпанемент песенки двумя руками в фактуре польки, при этом мелодию не играть, а исполнять ее голосом.