Конспект урока в 1 классе на тему: «КТО ТАКИЕ ПТИЦЫ?»
Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся):
Предметные результаты:
знать, что птицы — животные, тело которых покрыто перьями;
приводить примеры птиц;
выделять существенные признаки природных объектов;
узнавать птиц на рисунке;
определять птиц с помощью атласа-определителя.
Метапредметные результаты:
понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
рассматривать иллюстрации учебника;
извлекать из них нужную информацию;
исследовать строение пера птицы;
проводить самопроверку;
описывать птицу по плану;
сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;
отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Личностные результаты:
осознавать разнообразие и красоту птиц.
Оборудование. У учителя — таблица с изображением птиц; большая застёжка-молния; слайды, демонстрирующие птиц с красивым и необычным оперением. У учащихся — цветные фишки; набор птичьих перьев, ножницы, лупа, стаканчик с водой и пипетка для выполнения практической работы.
Предварительная работа. До начала урока целесообразно провести наблюдения за птицами в окрестностях школы. Объектом наблюдений могут быть самые обычные птицы: синицы, воробьи, вороны, галки и др. Целенаправленные наблюдения как бы заново открывают детям этих привычных животных. Пусть учащиеся назовут встреченных птиц (если они им известны) и под руководством учителя проверят себя с помощью атласа-определителя «От земли до неба»; постараются определить неизвестных им птиц; внимательно рассмотрят внешний вид встреченных птиц (размеры, окраска, другие особенности); понаблюдают за их поведением (как передвигаются по земле, как летают, что и как едят, как общаются с другими птицами, как реагируют на появление человека). При организации наблюдений учитель может воспользоваться рекомендациями, данными в атласе-определителе (с. 120—121).
Ход урока
Мотивация и целеполагание. Учитель: «Мы уже знаем, кто такие насекомые и кто такие рыбы. А теперь скажите, за какими животными мы наблюдали во время последней прогулки? (За птицами.) Вот и новый вопрос Муравьишки: «Кто такие птицы?». Дети высказываются свое мнение, после чего зачитывается текст рубрики «Что узнаем, чему научимся».
Актуализация знаний и умений. Детям предлагается первое задание на с. 36 учебника («Вспомните, каких птиц вы знаете.») Как и на предыдущих уроках, учитель просит детей внимательно слушать друг друга и постараться запомнить, какие примеры будут приведены. Если кто-то из учащихся назовет животное, не относящееся к птицам (например, летучую мышь), не следует сразу исправлять ошибку. Достаточно сказать, что кое-кто из ребят ошибся, а кто именно, мы скоро узнаем.
Освоение нового содержания и его применение. Звучит рассказ Муравья Вопросика: «Однажды вечером я гулял по лесу. Вот и солнышко стало садиться. За лесом, на окраине деревни, прокукарекал петух, созывая кур на насест. Большая ночная бабочка пролетела надо мной, бесшумно взмахивая крыльями. С резким свистом промчалась над лесной тропинкой летучая мышь. А в глубине леса с ветки на ветку прыгало-перелетало удивительное животное, похожее на белку. «Какие разные животные, — подумал я, — но все они умеют летать... Наверное, все они — птицы». А вы как думаете, ребята?»
Учитель предлагает рассмотреть на рисунке в учебнике (с. 36) животных, которых назвал Муравьишка. Действительно ли все они — птицы? Дети говорят, что бабочка — насекомое. Учитель спрашивает: «Знает ли кто-нибудь из вас похожее на белку животное, о котором сказал Муравей?» Если дети не знают, сообщает: «Это летяга. Птица ли она? А летучая мышь — птица?» Учитель подводит детей к выводу: чтобы правильно ответить на эти вопросы, нужно знать общий признак птиц, который отличает их от других животных. Умение летать не подходит — мы знаем, что не только птицы летают, но и, например, насекомые». Возможно, дети сразу выскажут предположение, что этот признак — перья.
Это предположение получает подтверждение в ходе знакомства со строением птиц. Дети самостоятельно изучают его на примере голубя по рисунку в учебнике. Затем кто-либо из учащихся рассказывает по рисунку о строении тела птицы. После этого работа продолжается фронтально: дети находят те же части тела у других птиц, изображенных в учебнике или на демонстрационной таблице. Обращается внимание на то, что тело всех птиц покрыто перьями. Это и есть общий признак птиц. Учитель просит рассмотреть на рисунке Черепаху, спрашивает: «Чем она себя украсила? (Перьями.) Кто узнал эти перья? (Это перья павлина.)»
Учитель: «Кто же такие птицы? (Это животные, тело которых покрыто перьями.) Не случайно птиц часто называют «пернатые». Ребята, кто же из вас ошибся, когда мы в начале урока перечисляли птиц?»
Далее под руководством учителя проводится практическая работа «Исследуем перья птиц». Задания выполняются в парах; изученные перья учащиеся зарисовывают в рабочей тетради (с.25, №1).
Учитель: «Рассмотрите предложенные перья. Одинаковые они или разные? Чем они различаются? (Дети называют разные признаки — цвет, размер, форму и т.д.) А что у них общего?» Учащиеся находят у разных перьев стержень и бородки. Рассматривают перо под лупой и выясняют, что бородки скрепляются наподобие застёжки-молнии (учитель демонстрирует такую застёжку). По усмотрению учителя можно провести несколько опытов-наблюдений. Например: «Положите перо на ладонь и подуйте на него. (Летит, лёгкое.) Отрежьте кончик пера ножницами. (Внутри оно пустое, полое.) Вот почему перья лёгкие. Капните водой из пипетки на перо. (Капелька скатилась, перо не намокает.) Вот почему перья могут защитить птицу от воды. Найдите самое маленькое и самое большое перо. Сравните их на ощупь. (Одно мягкое, пушистое; другое упругое, жёсткое.) Для чего птице нужны разные перья?» Дети высказываются. Учитель поясняет: «Большие упругие перья находятся в крыльях, они нужны для полёта; более мягкие перья покрывают тело птицы и защищают его; самые мягкие, пушистые перья (пуховые) согревают птицу. Есть и такие перья, которые служат специально для украшения». Учитель демонстрирует слайды, изображающие птиц с необычными перьями, например павлина, венценосного журавля, райскую птицу, колибри.
В ходе практической работы возможна физкультминутка: дети совершают движения, показывая, как летит и падает на землю перышко.
Следующий этап урока посвящён расширению представлений детей о многообразии мира птиц. Учащиеся, работая в парах, самостоятельно выполняют задание на с. 37 учебника с использованием атласа-определителя «От земли до неба» и «Страничек для самопроверки».
Дополнительно учитель может предложить отметить фишками тех птиц, которых дети видели в природе, рассказать, что им известно о той или иной птице.
После этого дети учатся описывать птиц по плану, приведенному в учебнике (с. 37).
Затем Муравей Вопросик говорит, что очень хотел бы почувствовать себя птицей и немного полетать. Учитель предлагает детям:
Давайте мы с вами руками помашем,
и что-нибудь птичье давайте мы скажем...
А вдруг это будет?
А вдруг мы взлетим?
Давайте попробуем,
что мы сидим?!
Э. Мошковская
Дети встают, выполняют движения, что-то говорят по-птичьи. Этот фрагмент урока может послужить физкультминуткой.
Последующую работу можно организовать по вариантам, как на уроке «Кто такие насекомые?» Одним учащимся предлагается придумать сказочную историю по рисунку на с. 37 учебника, другим – выполнить задание повышенной сложности в рабочей тетради (с.25-26, №2).
В заключительной части урока выполняется задание в рабочей тетради (с. 26, № 3). При недостатке времени его можно выполнить в группе продленного дня или дома.
Выводы и обобщения. При подведении итогов урока учитель просит ещё раз ответить на вопрос «Кто такие птицы?». Ответ сверяется с выводом учебника (с.37).
Контроль и оценка достижений. Проводится с помощью блока вопросов и заданий на с. 37 учебника.
Рекомендации для занятий в семье
1. Выполните с ребенком задание в рабочей тетради (с.26, №3), если оно не было выполнено на уроке или в группе продленного дня.
2. В «Научном дневнике» начните выполнение задания № 3. Наблюдайте за погодой в течение недели. Каждый день заполняйте строку в разделе «Осень».