Открытый урок
по окружающему миру
в 3 классе на тему:
«Природа и наша безопасность»
(Муниципальный этап конкурса
«Учитель года России – 2018)
Учитель начальных классов
МБОУ «Гимназия № 18»
Г. Черкесска
Кештова Елена Арабиевна
Конспект урока составлен
группой учителей начальных классов
МБОУ «Гимназия № 18»
Оргмомент.
- Ребята, добрый день!
Слайд 2
- Существует такая поговорка: «Всё красивое от природы, а доброе от человека». И чтобы окружающий нас мир стал чуточку добрее, начнём с себя, поделимся своим теплом и хорошим настроением, улыбнёмся друг другу.
II. Постановка цели и задач урока.
Слайд 3
(на экране: ребус со словом «опасность».)
- Что обозначают эти знаки? (слайд «опасные места»)
- А в природе мы встречаем опасности?
- Какие опасности в живой природе? (слайд)
-Какие опасности в неживой природе? (слайд)
-Сегодня мы отправимся в экспедицию. Кто знает, что такое экспедиция? (не ответят, сама скажу: - Экспедиция – это путешествие со специально определённой целью . ) Цель нашей экспедиции - исследование природных опасностей.
Слайд с целями:
Будем учиться:
- (я говорю) правильно вести себя во время грозы;
- распознавать ядовитые растения и грибы;
- избегать опасности при встречах и общении с животными.
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока (дети говорят, подтверждаю слайдом. Если не говорят, вывожу тему на доску) «Природа и наша безопасность».
- Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать.
Возьмём с собой любознательность, находчивость, выручку, взаимопомощь – это необходимые качества при работе командой в любой экспедиции.
- На партах лежат путевые дневники (показываю свой). В них – карта, где мы будем отмечать проведенные исследования.
(Какой-то звук – фоновая мелодия)
-Итак, в путь! Наша экспедиция в лес начинается на лесной опушке. (Подхожу к карте, показываю на лесную опушку, нажимаю на кнопочку и раздаётся звук грозы)
- Ребята, звуки какого природного явления мы услышали? (Гроза)
(разворачиваю флажок с названием 1-ого исследования)
1 исследование – опасности природных явлений.
Эвристическая беседа.
У: Что такое гроза? (Бурное ненастье с дождём, громом и молнией.)
- Что во время грозы происходит раньше: гром или молния? (Молния)
- Почему молния происходит раньше? (Скорость света больше скорости звука.)
Недаром у рус. народа есть загадка:
Сначала блеск,
Потом треск,
А затем плеск.
- Что опаснее гром или молния? (Молния)
- Почему она опаснее грома? (1 ответ детей)
(Объяснение учителя:)
- А вы знаете, что молния – это сильный электрический заряд, направленный от облака в землю.(анимация)
Молния опасна своим электрическим разрядом (видеоотрывок).
- Прямое попадание молнии может вызвать пожар и повредить линии электропередач, в результате чего могут погибнуть люди.
- Итак, гроза застала нас на открытой местности. Чтобы спастись от неё, надо соблюдать правила. Открываем путевые дневники на 1 странице – 1 исследование.
-Выберите верное утверждение:
Обведите номер верного утверждения:
1. Находиться на открытой местности, вблизи металлических сооружений,
линий электропередач.
2. Не искать убежища под большими деревьями
3. Ездить на велосипеде или мотоцикле.
4. Нельзя купаться, отойти подальше от водоёма.
5. Если укрыться негде, то стоит переждать грозу, присев на корточки под невысокими насаждениями.
- Назовите номера верных утверждений (спрашиваю одного).
- Правильные ответы – 2, 4, 5. (на доске слайд)
- Мы завершили 1-ое исследование. Обведите цифру 1 в маршрутном листе.
2 исследование.
(подхожу к доске и говорю)
Гроза закончилась, теперь мы можем зайти в лес и продолжить нашу экспедицию.
- Мы уже в лесок зашли,
Ой, и что же мы нашли?
Он стоит на толстой ножке,
В крепкой шляпе у дорожки.
- Это…… (хором - гриб) – слайд*
- Есть среди вас знатоки грибов? (Даааааааааааааа) (достаю грибы)
- Проверим! Соберём съедобные грибы в лукошко, называя их. (складывают грибы в лукошко, остались 2 несъедобных
- Почему эти грибы не взяли? (они несъедобные)
- Назовите их (показываю в руке оставшиеся грибы).
Слайд* картинки грибов
- Обратите внимание, кроме известных нам мухомора и бледной поганки существуют и другие ядовитые грибы. (Называем их) Ядовитых в природе более 200 видов.
-Какой из этих грибов самый опасный? (отвечают, говорю да/нет)
- Королевой ядовитых грибов является бледная поганка. Её яд подобен змеиному.
- Лесу нужны и съедобные грибы, и не съедобные. Они помогают растениям всасывать из почвы воду с растворёнными в ней солями. А мухомором лечатся лоси.
Работа в парах. Составление правил безопасности ( работа с пазлами).
- У вас на столах пазлы. Составьте из них правило, работая в паре.
(Опрашивая, открываю по одному правилу последовательно)
Не брать гриб, если сомневаешься в нём.
Не трогать ядовитые грибы, оставить их для животных.
Больше читать о грибах – будет меньше сомнений!
- Молодцы! Вы верно составили правила. У вас на столах полная памятка. Откройте вторую страницу путевого дневника, вклейте памятку грибника и запомните её. Это исследование мы успешно завершили. Обведите цифру 2 в маршрутном листе.
(на столах лежат готовые памятки)
(пока дети работают, подхожу к доске, разворачиваю флажок «Привал»).
- А сейчас привал. (включаю музыку) – Повторяй за мной!
ФИЗМИНУТКА. (слайд-видео)
- Отдохнули, отправляемся дальше.
3 исследование.
- Откройте третью страницу путевого дневника. Определите предмет следующего исследования. (слайд 23):
- Расшифруйте анаграмму. (Что у вас получилось? - Растения.) слайд 23.1. (поворачиваю флажок на карте)
- Растения бывают ядовитые. Давайте их рассмотрим.
(Выходят дети в шапочках)
-Волчье лыко.
- Дурман
-Вороний глаз
- Белена
- Ландыш. (стою около ландыша и указываю на него)
- Ребята, ландыш занесён в Красную книгу Карачаево-Черкесии.
- Продолжаем работу в дневниках. Соедините рисунки с названиями растений. (слайд-вопрос)слайд 24 Проверьте. (слайд-отгадка) слайд 25
- Запомните, как выглядят эти растения. У них ядовитые ягоды и сок. Обходите их стороной.
- Закончено и это исследование. Отметьте в карте.
(Обратиться к экрану.)
Слайд 26. (Звучит звук из рации - голос МЧСника. (Группа 3-б, я база, на данном участке леса часто встречаются змеи. Будьте осторожны!)
- База, группа 3-б информацию приняла. Спасибо за предупреждение.
4 исследование.
- На карте этот участок обозначен «опасные животные».
- Ребята, о встрече с какими опасными животными нас предупредили?
(со змеями )
- О змеях прочтём в учебнике на стр. 28.
- ________________, читай 1 абзац.
- В нашей республике наиболее распространены гадюки – горные, степные и другие. (показываю гадюку) Есть ужи (показываю ужа)
- Об их отличиях расскажет серпентолог – специалист по змеям. (слайд 27 видео)
- Ещё раз подчеркнём мысль серпентолога. ________, прочитай 2 абзац на стр. 28.
- Откройте 4-ую страницу в путевом дневнике. Слайд 28 Перед вами изображение гадюки и ужа. Подпишите изображения правильно.
Слайд 28. 1. – Проверьте
- Каким цветом пятна у ужа в области головы? –( Желтые)
Слайд 29
. – А знаете, что еще есть белые и оранжевые.
- При встрече со змеёй держите дистанцию, не подходите близко.
-Завершили 4 исследование, отметьте в маршрутном листе.
(нажимаю на мышку - слышим лай собаки )
5 исследование
Слайд 30.
-Нас встречает пёс. Значит впереди домик лесника.
- Большинство ребят, когда видят собачку, хотят её погладить, покормить. Но, к сожалению, нельзя предугадать поведение животного. Помните: некусачих собак не бывает!
Слайд 31
- Откройте стр.5 в своих путевых дневниках. Зоологи считают, что в общении с кошками и собаками нужно помнить 3 главных «НЕ» - это три запретных действия. Дополним их. Вам помогут знаки, изображённые на экране. ( дети пишут правила, я говорю, почему эти действие запретные.) (слайд на экране без ответов)
(слайд 32 с ответами, когда допишут и ответят)
-После общения с любимым животным обязательно вымыть руки с мылом! Если вдруг вас кошка или собака укусила, глубоко оцарапала, обязательно обратитесь к врачу!
- Отметьте 5 исследование.
Первичная проверка понимания и усвоения темы.
Мини-тест по правилам безопасности.
- Подведем итог наших исследований в ходе экспедиции: что мы узнали и запомнили.
Слайд 33.
- Откройте последнюю страницу путевого дневника. Выполните самостоятельно тестовую работу.
Тест.
Найди несъедобный гриб.
а. Белый гриб
б. Лисички
в. Бледная поганка
Какое растение съедобно?
а. Волчье лыко
б. Белена
в. Щавель
Какое животное в лесу может быть опасным?
Чем опасна гроза?
а. Можно промокнуть
б. Можно оглохнуть
в. Может ударить молния
Что делать, если увидел чужую собаку?
а. Поиграть с ней
б. Убежать
в. Остановиться
- Для взаимопроверки обменяйтесь путевыми дневниками. Слайд 34 Во всех вопросах правильный ответ находится под буквой в. (демонстрация на слайде правильного ответа)
- Поставьте себе ниже теста оценку. (Самооценка)
Подведение итогов урока.
Наша экспедиция завершилась. Подведём её итоги:
- Какая была тема нашего урока? (Природа и наша безопасность)
- Итоговый тест показал, что вы запомнили правила безопасности в природе, значит цели нашей экспедиции достигнуты.
Слайд 35 Домашнее задание: Обязательное задание: выучить записи в путевом дневнике . Подготовить сообщение о безопасности в живой или неживой природе по выбору. (звук рации: «Группа 3-б, я лесник, примите дары леса.)
(Ставлю на стол корзинку) – Эти гостинцы вы получите позже.
Рефлексия.
- Ребята, мне понравилась наша совместная работа в ходе экспедиции. И если вам понравилась наша экспедиция, и вы хотите отправиться в новую, возьмите рюкзачки и прикрепите на доску. (Прикрепили и под музыку вышли «Если с другом вышел в путь»). Слайд 36.
.