МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ ОБПОУ «СУДЖАНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИСКУССТВ ИМЕНИ Н. ПЛЕВИЦКОЙ»
ПЛАН-КОНСПЕКТ
Открытого урока по «Постановке голоса» преподавателя ОБПОУ
«Суджанский колледж искусств имени Н. В. Плевицкой»
Егоровой Светланы Викторовны.
Тема урока: Вокальная работа над песнями:
1. «Кари глазки» Волгоградская обл.
2. «Донская плясовая», муз. В. Позднеева, сл. народные
Урок проводится со студенткой 3 курса отделения «Сольное и хоровое народное пение» Сигутиной В.
Суджа 2023 г.
Тема урока: | Вокальная работа над песнями |
Программа: | 1. «Кари глазки» Волгоградская обл. 2. «Донская плясовая», муз. В. Позднеева, сл. народные |
Цель урока: | Выработка мастерства, динамической яркости в целях достижения максимальной выразительности и красоты интонации. Освоение естественной, открытой манеры пения. 3. Добиться осознанного исполнения произведений. 4. Развитие эмоционально-образной стороны произведений. |
Задачи урока: | Выработать умение концентрировать внимание, т. к. способ пения – это, прежде всего, образное мышление. 2. Управление дыханием. 3. Управление голосовыми связками, формирование высоты и интенсивности звука, правильно артикулировать и интонировать. 4. Воспитание художественного вкуса у студентки. |
Задачи для достижения цели включают в себя три основных направления:
- образовательное
- развивающее
- образовательное
Образовательную функцию в обучении студента можно увидеть в понимании им исполняемых песен как единое целое нотного и литературного текста; в усвоении и применении знаний, умений и навыков вокально-технических приемов (звуковедением, правильной артикуляции, владение динамикой, чувство фразировки).
Прежде чем приступить к работе над песнями, была проведена большая подготовительная работа. Студентке было дано задание освоить певческую манеру исполнения песен Белгородской области, диалект, ознакомиться с творчеством Г. Пономаренко, послушать его произведения в исполнении известных народных исполнителей.
Развивающий момент в образовании студента можно видеть постоянно на уроках, когда формируется вокально-технический навык в пении. При работе над песнями необходимо напоминать о правильном певческом дыхании, умении грамотного расходования его при пении длинных фраз, о опоре пения, о высокой певческой позиции. Постоянно, развивая эти навыки, можно добиться красивого, наполненного звучания голоса при пении.
Воспитательные функции заложены в самом процессе обучения и образования студента, как музыканта. Весь процесс разучивания, работа над песней, затем исполнение ее на сценической площадке, способствует эстетическому развитию и воспитанию у обучающегося любви к музыкальному искусству и становление его, как исполнителя музыканта и педагога.
Тип урока: комбинированный
Форма: индивидуальный
Методы и технологии обучения:
- словесные: образные сравнения, словесные пояснения, помогающие раскрыть образную сферу песни, разбор текста;
- наглядные: прослушивание аудио записи, показ голосом;
- проблемные: поиск самостоятельного решения исполнительских задач;
- исследовательские: самостоятельное исследование творчества исполнителей народной песни, изучение стилевых особенностей, манеры исполнения певческих регионов России.
План урока
Дыхательные упражнения и распевание, направленное на вокальные и технические сложности песен, учитывая при этом уровень подготовки и индивидуальные особенности студентки. (5 мин)
Разъяснение творческих задач. (5 мин)
Требовательность к точности и тонкости передачи характера песен; не затягивая и не ускоряя темпа без серьезного основания. Студентка и педагог должны как можно больше концентрировать внимание на технической стороне, это поможет выработать у певца вокальный, а не смысловой образ.
Работа над песнями, их смыслом, жанром. Петь с точным воспроизведением мелодии, в диалекте « Ой, матушка тошно мне» Белгородская область.
Сценическое воплощение художественного образа в песнях. Помочь студентке раскрыться и почувствовать песню, ее текстовую особенность, пережить песню, как свою, при этом учитывать индивидуальные оттенки прочтения текста, богатство духовного содержания. (30 мин)
Подведение итогов, домашнее задание. ( 5 мин)
Содержание урока.
I. Дыхательные упражнения.
а) медленно вдыхать воздух через нос и медленно выдыхать через рот.
б ) быстрые, резкие вдохи и выдохи .
В народном пении большое внимание уделяется выработке правильного фонационного дыхания. Используется смешанный тип, включающий грудное, нижнереберное (диафрагмальное) и брюшное дыхание. В вокальном обиходе оно часто обозначается одним словом – «живот», т. е. «дышать животом», «петь в живот». При голосовом действии, после вдоха, голосовая щель смыкается. Во время выдоха, грудной воздух, встречая сопротивление сомкнутых голосовых складок, усиливает напор на них снизу. Этот напор размыкает голосовую щель, заставляя вибрировать голосовые складки, однако они тут же снова смыкаются. Смыкание и размыкание происходит быстро и постоянно, пока человек говорит, или поет и пока есть воздух в груди.
При крике и крикливом пении этот процесс происходит более форсировано и резко. При такой манере голос становится неуправляемым, страдает качество пения и травмируются голосовые складки. При плавном и постепенном выдохе грудной воздух, прорываясь маленькими порциями, вызывает щадящее мягкое смыкание голосовых складок. И, наоборот: при грубом и жестком смыкании под влиянием напора грудного воздуха, голосовые складки, соприкасаясь всей массой, подавляют этот акустический эффект. Чем медленнее и постепеннее выдох, тем меньше количество воздуха единовременно прорывается через сомкнутые голосовые складки. Соответственно с этим и они смыкаются мягче и деликатнее. Легкие колебания голосовых складок, в режиме мягкого смыкания, создают наилучшие условия для естественного раскрытия и взаимодействия грудного и головного резонаторов. Такое смыкание обеспечивает образно- смысловая интонация, посланная сверху. Даже при сильном звуке и твердой атаке она создает возможность эластичного, а не жестокого смыкания голосовой цели.
Распевание
1.Большое значение имеют распевки. Упражнение на соединение регистров и на правильную артикуляцию «Не белы снега»
Дыхание при этом активное и очень хорошо собирается. Очень важно распеть гласные. Если не распеть гласные, то мы не сможем петь. Нужно отталкиваться от согласных и распеть гласные. Это упражнение со скачком и гласной «ы».
2.Упражнение направленное на артикуляцию - «Катерина не ходи за ворота», оно полезно и для дыхания.
3.Упражнение «Иванушка».
Это упражнение со скачком и гласной «А». «А»
II. Разъяснение творческих задач.
Основополагающая установка на естественность звучания, которая проявляется в натуральном тембре голоса, искренности выражаемых чувств, психофизиологической свободе поющего, - является обязательной предпосылкой формирования правильных певческих навыков. Установка идет на всеобщие элементы певческого образования: это – певческое дыхание, высокая певческая позиция, округление звука, единую манеру звукообразования на протяжении всего диапазона голоса, подвижность речевого (артикуляционного) аппарата, прочность и чистоту звучания гласных букв, филировка и мягкая атака звука, кантилену пения.
Пение в высокой певческой позиции гарантирует полетность голоса. Важно найти правильную точку головного резонирования и мысленно удерживать ее в процессе пения – это является залогом однородного звучания голоса. Важной задачей в народном пении является – артикуляция, соединение регистров, «вертикально» мыслить, петь в диалекте и чистота интонации звука. Помимо всего этого, и пожалуй , самое главное – народная характерность, достигаемая правильно организуемым, открытым способом голосообразования и речевой манерой интонирования.
III. Работа над песнями.
Прежде чем приступить к работе над песней, нужно иметь точное и ясное представление не только о том, что студент хочет выразить, но и как, какими средствами он сможет это сделать. Чем больше знаешь о песне, тем легче передать ее художественный образ, пережить ее.
Песня «Ой, матушка тошно мне» Белгородской области, с. Подсереднее.
Песни Белгородщины отличаются широкой амплитудой дыхания, многочисленными распевами гласных, огласовками гласных. Здесь присутствует гетерофонный тип мелодики. Песня построена на варьировании мелодии.Из трех куплетов партитуры не повторяется не один куплет.
Это не просто лирическая песня, а объективное лирико – драматическое повествование. Прослушивание в записи этой песни поможет услышать местный диалект, интонацию и почувствовать ее драматургию. Без понимания этого нельзя понять глубины чувства заложенного в песне и найти соответствующие им правдивые интонации.
Прослушивание песни; обратить внимание на чистое интонирование, артикуляцию, на произношение слов в диалекте. Допускается и приветствуется импровизация, если это не выходит из рамок общего контекста песни.
В этой песне происходит диалог дочери и матери, о тяжелой женской доле, судьбе. Поэтому, нужно интонационно и тембрально по- разному спеть слова дочери и матери.
В первом куплете песни необходимо обратить внимание на преддыхательное пение, для того, чтобы, больше передать драматургию песни. А также, многочисленные форшлаги и словообрывы.
Второй куплет песни короче, меняется метроритмическая форма. В художественном смысле диалог здесь ведет мать, поэтому нужно изменить тембровую окраску голоса и интонацию.
Обратить внимание на мелкие длительности, поэтому нужно спеть практически речетативом, но на голошении.
В третьем куплете дочь открывает свою проблему, свои переживания, а значит, идет интонационное развитие; меняется посыл звука, дыхание более глубокое, крепкая «опора» звука.
На протяжении всей песни, постараться добиться максимально ровного звуковедения, без выкриков; одинаковой манеры исполнения, в диалекте; высокой певческой позиции; интонирование и технических приемов как средства отражения эмоционального состояния.
Второе произведение «Тополиная метель» - авторское.
Главный акцент – это работа над художественным образом. Эта песня веселого, задорного характера, с достаточно широким мелодическим развитием, разнообразным ритмом, с большими скачками, что и является сложностью для исполнения.
Следует обратить внимание на дикцию, четкое произношение текста, окончания фраз. Для плавного соединения скачков, необходимо держать высокую певческую позицию.
Необходимо расставить правильно акценты в тексте и правильно подавать интонацию. Добиться активной подаче звука, найти кульминацию в каждом куплете и произведении в целом.
Сценическое воплощение художественного образа в песнях.
Сохранить в пении народную характерность и одновременно достичь акустической полноты, эстетической выразительности звучания певческого голоса – труднейшая задача. Творческая работа начинается с осмысления ее содержания, времени и обстоятельства места действия, в зависимости от которых определяется характер песни. Необходимо почувствовать и определить линию драматургического развития сюжета. В соответствии с нею выстроить динамику, фразировку, определить кульминацию.
Помочь студентке раскрыться и почувствовать песню, ее текстовую особенность, пережить песню, как свою, при этом учитывать индивидуальные оттенки прочтения текста, богатство духовного содержания.
IV. Подведение итогов урока, определение домашнего задания.
Анализ, самоанализ, эмоциональная настроенность. Хорошо провести со студенткой диагностику работы. Это помогает понять уровень своей подготовки, качество выполнения поставленных задач, мотивацию оценки педагога. Анализ оценки должен не угнетать, а пробуждать к совершенствованию.
Задание на дом:
а) работа над интонацией, чистым интонированием нотного текста;
б) работа над гласными звуками с огласовками;
в) работа у зеркала ( мимика, движение рук, глаз и т д)