План-конспект открытого урока
по предмету: "Специальность и чтение с листа"
с обучающейся 4 класса отделения специального фортепиано
Апухтиной Анной
МКОУ ДО "Медвенская детская школа искусств"
преподавателя Калуцкой Натальи Алексеевны
Тема урока: «Развитие техники, в процессе работы над произведениями подвижного характера, в классе специального фортепиано».
Цель урока: овладение различными приёмами игры для успешного технического развития. Развитие тембрового слуха, формирование эмоционального и осмысленного отношения к музыке.
Задачи:
Образовательная: освоение технических формул.
Развивающая: развитие технических навыков исполнительства, а также образного представления, благодаря разным техническим элементам.
Воспитательная: воспитывать интерес и осознанное отношение к работе.
Методы урока: словесный, практический, наглядный.
Тип урока: закрепление полученных знаний.
Оборудование: фортепиано, ноты, иллюстрации.
Музыкальный материал:
Упражнения, гамма Ми-бемоль Мажор.
К.Черни «Этюд» (Ре мажор).
Т. Лак Тарантелла
Чтение с листа: В.А. Моцарт "Ария"
План урока:
I. Организационный этап
1) приветствие.
2) сообщение темы урока и цели
II. Основная часть урока
1) работа над упражнениями и гаммой
2) работа над произведениями
3) чтение с листа
III. Заключительный этап
1) итог урока
2) домашнее задание
3) рефлексия
Ход урока :
I. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока, настрой обучающейся.
Понятие «фортепианной техники» не сводится к понятию быстрой, ловкой и громкой игры. Данное понятие гораздо шире, объемнее, так как фортепианная техника по сути есть техника художественного выражения. Она включает в себя не только быстроту и ловкость, которые сами по себе являются немаловажными предпосылками хорошей техники, но и ритм исполнения, динамику, артикуляцию и т. д.
Говоря о развитии технических навыков у обучающихся, имеется в виду сумма знаний, умений, навыков, приемов игры на фортепиано, при помощи которых учащийся добивается нужного художественного, звукового результата. Вне музыкальной задачи техника не может существовать. «Техника без музыкальной воли - это способность без цели, а становясь самоцелью, она никак не может служить искусству», - писал Иосиф Гофман, один из крупнейших пианистов.
II. Основная часть урока.
Разыгрывание. Игра упражнений и гаммы Ми-бемоль Мажор.
В основе гаммообразных последовательностей лежит подкладывание 1-го пальца, рука и локоть должны двигаться параллельно клавиатуре. Обучающаяся сначала играет упражнения на подкладывание большого пальца, №34,37 из сборника Ш.Ганона «Пианист-виртуоз». Эти упражнения нужны для достижения беглости, независимости, силы и равномерного развития пальцев, а также гибкости запястья — всех тех свойств, которые необходимы для хорошего исполнения; кроме того, эти упражнения рассчитаны на то, чтобы левая рука достигла такой же беглости, как и правая. Затем Аня играет гамму в четыре октавы. Для выработки беглости пальцев обучающаяся играет гамму приёмом «стаккато». Этот приём обостряет ощущение кончиков пальцев, приучает слух к отчётливому исполнению каждого звука. При игре аккордов следить за тем, чтобы локти не висели и после каждого аккорда освобождались. Обращать внимание на работу пятых пальцев, т. к. они часто «не добирают» звук. Аккордовую последовательность нужно слышать как мелодическую линию, прослушанную пальцами, обратить внимание на динамическое развитие. В работе над арпеджио необходимо следить за единством интонации мелодической линии. В коротких арпеджио требуется движение от 1-го звука снизу вверх и опора на «раз». Для этого надо сделать замах первым пальцем, тогда «раз» прозвучит ярче. Для более успешной работы нужно поиграть короткие арпеджио отдельно каждой рукой и проконтролировать движение кисти. В длинных арпеджио большое значение имеет подкладывание 1-го пальца, а также перемещение руки из тесного положения в широкое. В медленном темпе 1-й палец медленно уходит под ладонь, в быстром темпе играем позиционно, переход скользящий. Это Ане удается не сразу, поэтому она работает отдельно каждой рукой, добиваясь осмысленного исполнения, а затем переходит к игре двумя руками, сохраняя общее легато. Хроматическую гамму педагог попросила сыграть по 6 звуков, следя за полноценной работой левой руки, положением пальцев, динамическим развитием.
Работа над произведениями.
К.Черни «Этюд» № 29 (Ре Мажор) под редакцией Г.Гермера
Карл Черни (1791-1857), известный австрийский композитор, сочинявший в самых различных музыкальных жанрах, выдающийся пианист, один из любимых учеников Л.Бетховена, а так же великий фортепианный педагог. Этюды и упражнения К.Черни – фундаменальная школа последовательного овладения техническими навыками. В комплексном воспитании пианистов взаимосвязанное музыкально-слуховое и техническое развитие проникает во все его сферы. Педагог должен предостеречь обучающегося от проявления формального подхода к развитию техники, при котором технические достижения измеряются лишь степенью подвижности и силы пальцев при явной недооценки качества звучания. Непроизвольно вырабатывается внешне виртуозная, бескрасочная игра с признаками напряженности мускулатуры рук и пальцев.
Педагог: «Аня, сегодня мы продолжим работу над преодолением технических трудностей в этюде. Необходимо добиться более свободного и уверенного исполнения. Пожалуйста, сядь правильно за фортепиано и настройся на работу».
Форма этюда двухчастная, репризного строения. Размер 4/8.Мелодическая линия распределена между обеими руками. Играется штрихом легато в левой руке, длинная залигованная нота, затем стаккато - в правой .
Игра обучающейся уверенная, темп для четвертого класса подвижный. Но возникают лишние толчкообразные и неловкие движения в левой руке, она должна играть из-за такта и без толчка.
В музыкальной педагогике наилучшим способом пояснения любого приёма является его показ на инструменте. Используется два варианта показа. Педагог дает задание Ане: «Внимательно послушай и выбери понравившееся исполнение.»
Отрицательный показ. Цель отрицательного показа оттолкнуть от показываемого. Немного утрируется не правильное исполнение обучающейся для того, чтобы можно было разглядеть ошибку.
Положительный показ. Игра этюда в левой руке без толчка, при объединяющей плавности всей руки, в правой опора на терции и затем легкое стаккато. Точное выполнение фразировки. Обучающейся понравилось исполнение второго варианта.
Аня, даёт словесную характеристику различному исполнению вариантов.
Отрицательный показ. Левая начинает играть с толчка, мелодическая линия при переходе из левой руки в правую руку звучит неровно и неловко.
Положительный показ. Звук ровный, без толчков. Выполнение динамических оттенков делает музыку яркой и интересной.
Очень важно, чтобы последним исполнялся правильный вариант, потому что именно он останется в памяти ребёнка.
Начиная с медленного темпа, проводится работа по два такта, по фразам, добиваясь свободы, пластичности пианистических движений, постепенно формируя навык приспособления пальцев к естественному звукоизвлечению. Для обучающейся трудность исполнения представляет переход мелодической линии из одной руки в другую. Нужно добиться ловкости движений рук и ровности звука. Очень важен слуховой контроль. Обучающаяся должна не просто выполнять правильные движения, она должна услышать, что правильные движения позволяют играть ровным, глубоким звуком. Слуховой контроль способствует осмысленному приспособлению рук к игре любого приёма и помогает более плодотворно заниматься самостоятельно при подготовке домашнего задания.
Домашнее задание. Учить по два такта, по фразам, по частям в медленном темпе. Слушать свою игру и помнить, что правильные движения «рождают» красивый звук.
Т.Лак «Тарантелла»
Тарантелла - это народный итальянский танец южан. Впоследствии стал национальным. Танцуется в сопровождении гитары, тамбурина и кастаньет. Размер - 6/8.Быстый, зажигательный, темпераментный с прыжками. Танец звучит на одном дыхании.
Тарантелла - одна из известных пьес композитора. Имеет 3-хчастную форму со вступлением и кодой, что свойственно более сложным формам, как увертюры, симфонии. Пьеса - очень быстрая, непрерывного движения, с четкой артикуляцией.
Аня играет в среднем темпе, соблюдая все штрихи и аппликатуру. Не получаются гибкие и удобные повороты, более острое и легкое стаккато «под ладошку». Исправляются ошибки. Ведется работа над фразировкой, динамикой, непрерывностью движения, быстротой перенесения рук от одной группы нот к другой. Прорабатывается в начале фразы, затем предложения и периоды, добиваясь непрерывности движения и лёгкости исполнения. Эта пьеса очень полезна для развития мелкой моторики и выносливости.
Чтение с листа
В процессе овладения музыкальным инструментом фортепиано и приобретаемых навыков игры, одним из главных для обучающегося навыков остается чтение нот с листа. Именно оно создает основу для быстрого освоения нотного материала, которое в свою очередь приводит к совершенствованию фортепианной игры, умению правильно интонационно и ритмически играть по нотам без остановок любое незнакомое произведение. Благодаря такому навыку, учащийся может расширять свой кругозор, познавать и открывать для себя все новые и новые музыкальные произведения. Начиная работу чтения с листа с элементарных заданий и последовательно совершенствуя навыки быстрого и осмысленного разучивания, учащийся одновременно с этим развивается музыкально. Умение свободно читать с листа благоприятно влияет на весь учебный процесс обучающегося.
Для чтения с листа педагог выбрала произведение: В.А. Моцарт «Ария».
После просмотра предложенного произведения Аня сначала проанализировала его: назвала темп, размер, тональность, динамику, повторения, указала характер произведения. Затем сыграла его.
III. Подведение итогов. Домашнее задание.
Сегодня, ты молодец! На протяжении всего урока ты была внимательной, слушала и исправляла свои ошибки.
Домашнее задание
Упражнения №34, №37 отработать подкладывание 1 пальца, постепенное нарастание и затихание звучности, равномерное звучание.
Гамма Ми бемоль Мажор работать над всеми видами как на уроке.
К. Черни «Этюд» - начиная с медленного темпа, проводить работу по два такта, по фразам, добиваясь свободы, пластичности пианистических движений, постепенно формируя навык приспособления пальцев к естественному звукоизвлечению. Добиваться ровного звучания, незаметного подкладывания 1 пальца.
Т.Лак «Тарантелла» - отрабатывать гибкие и удобные повороты, более острое и легкое стаккато «под ладошку». .
Чтение с листа: В.А. Моцарт «Ария» читать с листа.
Оценка: 5.
Рефлексия.
1.Ты поняла, что техника не должна быть оторвана от звучания и звукоизвлечения.
2. Скажи, какие у тебя были трудности ?
3.Как ты считаешь, ты достигла цели, произведения зазвучали интереснее?
4. Ты довольна результатом?
Я рада, что ты слышишь свое исполнение и можешь сказать получилось у тебя или нет. Если будешь регулярно заниматься, то будешь уметь совмещать технические и задачи звукоизвлечения, и произведения в твоем исполнении будут ярче и выразительнее.
Список литературы:
1.Куликова Е.Фортепианное упражнение как жанр и метод работы,
СПб, 2009
2.Николаев А. А. Работа над этюдами и упражнениями М,1955
3.Николаев А. А. Очерки по истории фортепианной педагогики и
теории пианизма. – М., 1980
4.Савшинский С. И. Работа пианиста над техникой. – Л., 1968
5.Таузиг К. Ежедневные упражнения для фортепиано. – М., 1962
6.Штепанова – Курцова И. Фортепианная техника, Киев, МУ, 1986