СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План - конспект открытого урока по теме " Важнейшие классы бинарных соединений. Оксиды"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План - конспект открытого урока по теме " Важнейшие классы бинарных соединений. Оксиды"»





МБОУ «Меусишинская СОШ им. Абдурахманова Ш.Р.»

Дахадаевского района, Республики Дагестан





План-конспект

открытого урока по химии

на тему:

«Важнейшие классы бинарных соединений. Оксиды»

8 класс










Учитель химии: Магомедова Салимат Багомедовна














2022 год



План-конспект по теме: «Важнейшие классы бинарных соединений. Оксиды»



Учитель химии МБОУ «Меусишинская СОШ им. Абдурахманова Ш.Р.» -

Магомедова Салимат Багомедовна



Цель: обобщить знания обучающихся о составе оксидов, рассмотреть их классификацию.



Задачи:

Образовательная: Познакомить учащихся с оксидами, их составом и классификацией, рассмотреть названия оксидов, распространение в природе и применение; познакомить с гидридами и летучими водородными соединениями путём сочетания коллективной и индивидуальной деятельности учащихся, использования различных форм и методических приёмов.

Развивающая: Развивать умение классифицировать оксиды, давать им химические названия, определять степени окисления по формуле, выводить формулы бинарных соединений по степеням окисления элементов,

Воспитательная: Воспитывать умение работать в группе, желание помогать друг другу; привить любовь к предмету химии, заинтересованность процессами, происходящими вокруг в окружающем мире, формировать культуру безопасного обращения с веществами.

Оборудование и материалы: вода, минеральная вода, образцы оксидов, луковый отвар, яйцо, дихромат аммония, презентация “Оксиды”. Учебник по химии 8 класс О. С. Габриелян.

Тип урока, урок изучения и первичного закрепления знаний, (с использованием презентации).

Форма урока. Фронтальная, индивидуальная, групповая (выполнение проекта).

Структура урока

  1. Актуализация необходимых знаний и умений (по теме предыдущего урока “Степень окисления”), включая проверку домашних заданий (параграф §17).

Учащиеся

  • дают определение степени окисления,

  • называют элементы с постоянной степенью окисления,

  • по правилу определяют степень окисления бинарного соединения (письменно в рабочей тетради),

  • дают названия бинарным соединениям (по карточкам - фронтально)

  • по названию бинарного соединения, используя степени окисления, выводят формулу (письменно).

  1. Объяснение нового материала “Важнейшие классы бинарных соединений”.

В тетради записывается тема урока.

  • Наверное, сложно переоценить значение веществ, которые мы будем сегодня изучать, для нашей планеты и для людей. Та где нет этих веществ, нет жизни. Эти вещества образуют минералы, руды, глины. Есть и жидкий минерал, доминирующий на нашем плане. Что же это за вещества вы ответите мне через несколько минут, когда разгадаете три загадки. Итак, перед вами три шкатулки - в них разные вещества, относящиеся к теме нашего сегодняшнего урока.


Перед вами шкатулка №1. Древний философ Фалес из Милета еще в VI веке до нашей эры назвал это вещество первым началом и сущностью всего.

Она и дождь, и град, и снег,

Туман и гололед,

Носитель благ, предвестник бед

Й радуга и лед (Вода).

Вода H2O — самое удивительное, самое распространенное и самое необходимое вещество на нашей планете. Вода покрывает 3/4 площади поверхности Земли, или 361 млн. км“. Льдом покрыто 20% суши, вода влияет на климат. Тело человека на 2/3 состоит из воды. Без воды невозможно представить жизнь человека. Показ презентации “Оксиды”. (Слайд №2).

Запишите формулу воды в тетрадь и дайте химическое название.

Записывается определение оксидов. Оксиды - это сложные вещества, состоящие из двух химических элементов, один из которых - кислород в степени окисления -2. (Слайд №3).

А что в шкатулке №2?

  • Это газ, необходимый растениям для фотосинтеза.

  • Это газ, выделяемый нами при выдохе.

И последняя шкатулка. Для того, чтобы разобраться, что же в ней, послушайте отрывок из стихотворения А. Ахматовой:

На рукомойнике моем позеленела медь,

Но так играет луч на нем,

Что весело глядеть

Что произошло с медью? Она окислилась. Что означает - окислилась?

Вы разгадали три загадки. Получили три разных вещества. Первое - вода - жидкость, без которой немыслимо существование жизни на земле. Второе вещество - углекислый газ, газ необходимый растениям для фотосинтеза, а значит для питания и жизни. Третье вещество твердое - оксид меди (II). Что же между ними общего?

Обучающиеся выдвигают предположение о схожести состава молекул.

  1. Состоят из двух элементов.

  2. Сложные вещества.

  3. В состав молекул обязательно входит кислород со степенью окисления -2.

  4. Такие соединения называют оксидами.

Рассмотрим три формулы веществ, разгаданных вами. Чем они отличаются? (учащиеся говорят, что в первых двух формулах на первом месте стоит неметалл, а в третьей формуле - металл.)

Классификация оксидов: оксиды: солеобразующие (основные, кислотные, амфотерные) и несолеобразующие (сллйд№4).


Приглашаются к доске два ученика и выполняют задание: один выписывает и называет солеобразующие оксиды, другой – несолеобразующие оксиды.

Углекислый газ СО2- оксид углерода (IV), диоксид углерода (запись в тетрадь). (Слайд №5).

  • Содержание углекислого газа в атмосфере относительно невелико, всего 0,04— 0.03%.

  • Растения, благодаря фотосинтезу, усваивают углекислый газ из атмосферы, превращая минеральные вещества в органические - глюкозу, крахмал и выделяют кислород.

  • Образуется углекислый газ при дыхании и сгорании топлива, при тлении и гниении органических веществ, содержится в вулканических газах.

  • Минеральные источники содержат углекислый газ.

  • При увеличении давления до 60 атм. Углекислый газ превращается в бесцветную жидкость, которая используется при тушении пожара. При испарении этой жидкости образуется твердая снегообразная масса. Её прессуют и получают “сухой лёд”, используемый для хранения мороженого и пищевых продуктов. Ценность сухого льда заключается не только в его охлаждающем действии, но и в том, что продукты в углекислом газе не плесневеют, не гниют.

Угарный газ СО - оксид углерода (II) (запись в тетрадь) образуется при неполном сгорании топлива, в выхлопных газах. Очень опасный для здоровья, загрязняет атмосферу. Используется в металлургии для восстановления металлов из их оксидов, при обработке мяса животных и рыбы для придания им цвета (Слайд №6).

Негашёная известь СаО - оксид кальция (запись в тетрадь). Белое тугоплавкое вещество, которое энергично взаимодействует с водой, образуя гашёную известь, применяемую в строительстве. Оксид кальция используется в производстве сахара. (Слайд №7).

Кварцевый песок, кремнезём, горный хрусталь, кварц, яшма, кремень, аметист, опал SiО2 - оксид кремния (запись в тетрадь). Используется в производстве стекла, огнеупоров, в строительстве, в производстве ювелирных украшений. (Слайд №8).

Боксит (глина), рубин, сапфир, корунд Аl2Оз - оксид алюминия (запись в тетрадь). Используется в ювелирном деле, в металлургии, как огнеупорный материал, катализатор. (Слайд №9).

В презентации представлены и другие оксиды. Оксид хрома(Ш) - Сг20з -кристаллы зеленого цвета, нерастворимые в воде. Сr2Оз используют как пигмент при изготовлении декоративного зеленого стекла и керамики. (Слайд №10).

Оксид хрома (Ш) можно получить в результате разложения дихромата аммония: (КMnO4 =N2 + Сг2О3 + 4 Н2О.

Демонстрируется опыт «Вулканчик»: в чашку с оранжевым веществом (дихромат аммония) капнем спирта и поднесем горящую лучину. Происходит энергичная химическая реакция, напоминающая извержение вулкана. Вещество, вылетающее из чашки, и есть Сг2О3. (Оксид хрома 3)

Оксид цинка - используется для приготовления белой масляной краски (цинковые белила).


Список этот можно долго продолжать. Вы тоже можете, используя природные материалы и свой труд, получить краску в домашних условиях. Но сегодня на уроке мы будем работать с яичной темперой. Приготовить ее несложно, для этого потребуются пигменты различных цветов. Порошок малахита, густой луковый отвар и оксид хрома (Ш) смешивают с яичным желтком, в который добавляется очень мало подкисленной уксусом воды или белого сухого вина. Краска готова.

Обучающиеся расписывают яйцо.

Вот и подошло к концу наше путешествие по стране оксидов. Посмотрите ваши записи в тетради и поделитесь своими впечатлениями о том, что вы узнали на уроке.

  1. Закрепление материала, изученного на уроке.

  2. Контроль и оценка учебных достижений учащихся.

Экспресс-тест (самопроверка), пишут на листочках и проверяют, ставят оценку.

Напишите формулы следующих оксидов:

а) оксид железа(Ш), б) оксид марганца(П), в) оксид натрия, г) оксид цинка,

д) оксид алюминия, е) оксид хрома (V1), ж) оксид магния, 3) оксид марганца(VП).

Назовите следующие оксиды:

а) СО2, б) Си2О, в) Сг2ОЗ,

г) К20, д) СаО, е) SiO2,

ж) S03, 3) Р2О5.

Укажите основные оксиды:

а) СаО, 6) СгОЗ, в) МпО, г) FеО,

д) Р2О5, е) С02, ж) СиО з) К20

  1. Подведение итогов.

Д. Хевелси говорил: «Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удается связать воедино разрозненные факты им наблюдаемые», сегодня мы попытались создать «портрет оксидов» из тех фактов, которые были известны и из новых сведений об этом классе неорганических соединений.

  • Что узнали нового?

  • Что было наиболее интересным?

  • О чем хотелось бы узнать больше?

Выставление оценок за урок.

  1. Задание на дом (параграф 18, по рабочей тетради стр.62, № 1-7).











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!