МБОУ «Меусишинская СОШ им. Абдурахманова Ш.Р.»
Дахадаевского района, Республики Дагестан
План-конспект
открытого урока по химии
на тему:
«Важнейшие классы бинарных соединений. Оксиды»
8 класс
Учитель химии: Магомедова Салимат Багомедовна
2022 год
План-конспект по теме: «Важнейшие классы бинарных соединений. Оксиды»
Учитель химии МБОУ «Меусишинская СОШ им. Абдурахманова Ш.Р.» -
Магомедова Салимат Багомедовна
Цель: обобщить знания обучающихся о составе оксидов, рассмотреть их классификацию.
Задачи:
Образовательная: Познакомить учащихся с оксидами, их составом и классификацией, рассмотреть названия оксидов, распространение в природе и применение; познакомить с гидридами и летучими водородными соединениями путём сочетания коллективной и индивидуальной деятельности учащихся, использования различных форм и методических приёмов.
Развивающая: Развивать умение классифицировать оксиды, давать им химические названия, определять степени окисления по формуле, выводить формулы бинарных соединений по степеням окисления элементов,
Воспитательная: Воспитывать умение работать в группе, желание помогать друг другу; привить любовь к предмету химии, заинтересованность процессами, происходящими вокруг в окружающем мире, формировать культуру безопасного обращения с веществами.
Оборудование и материалы: вода, минеральная вода, образцы оксидов, луковый отвар, яйцо, дихромат аммония, презентация “Оксиды”. Учебник по химии 8 класс О. С. Габриелян.
Тип урока, урок изучения и первичного закрепления знаний, (с использованием презентации).
Форма урока. Фронтальная, индивидуальная, групповая (выполнение проекта).
Структура урока
Актуализация необходимых знаний и умений (по теме предыдущего урока “Степень окисления”), включая проверку домашних заданий (параграф §17).
Учащиеся
дают определение степени окисления,
называют элементы с постоянной степенью окисления,
по правилу определяют степень окисления бинарного соединения (письменно в рабочей тетради),
дают названия бинарным соединениям (по карточкам - фронтально)
по названию бинарного соединения, используя степени окисления, выводят формулу (письменно).
Объяснение нового материала “Важнейшие классы бинарных соединений”.
В тетради записывается тема урока.
Наверное, сложно переоценить значение веществ, которые мы будем сегодня изучать, для нашей планеты и для людей. Та где нет этих веществ, нет жизни. Эти вещества образуют минералы, руды, глины. Есть и жидкий минерал, доминирующий на нашем плане. Что же это за вещества вы ответите мне через несколько минут, когда разгадаете три загадки. Итак, перед вами три шкатулки - в них разные вещества, относящиеся к теме нашего сегодняшнего урока.
Перед вами шкатулка №1. Древний философ Фалес из Милета еще в VI веке до нашей эры назвал это вещество первым началом и сущностью всего.
Она и дождь, и град, и снег,
Туман и гололед,
Носитель благ, предвестник бед
Й радуга и лед (Вода).
Вода H2O — самое удивительное, самое распространенное и самое необходимое вещество на нашей планете. Вода покрывает 3/4 площади поверхности Земли, или 361 млн. км“. Льдом покрыто 20% суши, вода влияет на климат. Тело человека на 2/3 состоит из воды. Без воды невозможно представить жизнь человека. Показ презентации “Оксиды”. (Слайд №2).
Запишите формулу воды в тетрадь и дайте химическое название.
Записывается определение оксидов. Оксиды - это сложные вещества, состоящие из двух химических элементов, один из которых - кислород в степени окисления -2. (Слайд №3).
А что в шкатулке №2?
Это газ, необходимый растениям для фотосинтеза.
Это газ, выделяемый нами при выдохе.
И последняя шкатулка. Для того, чтобы разобраться, что же в ней, послушайте отрывок из стихотворения А. Ахматовой:
На рукомойнике моем позеленела медь,
Но так играет луч на нем,
Что весело глядеть
Что произошло с медью? Она окислилась. Что означает - окислилась?
Вы разгадали три загадки. Получили три разных вещества. Первое - вода - жидкость, без которой немыслимо существование жизни на земле. Второе вещество - углекислый газ, газ необходимый растениям для фотосинтеза, а значит для питания и жизни. Третье вещество твердое - оксид меди (II). Что же между ними общего?
Обучающиеся выдвигают предположение о схожести состава молекул.
Состоят из двух элементов.
Сложные вещества.
В состав молекул обязательно входит кислород со степенью окисления -2.
Такие соединения называют оксидами.
Рассмотрим три формулы веществ, разгаданных вами. Чем они отличаются? (учащиеся говорят, что в первых двух формулах на первом месте стоит неметалл, а в третьей формуле - металл.)
Классификация оксидов: оксиды: солеобразующие (основные, кислотные, амфотерные) и несолеобразующие (сллйд№4).
Приглашаются к доске два ученика и выполняют задание: один выписывает и называет солеобразующие оксиды, другой – несолеобразующие оксиды.
Углекислый газ СО2- оксид углерода (IV), диоксид углерода (запись в тетрадь). (Слайд №5).
Содержание углекислого газа в атмосфере относительно невелико, всего 0,04— 0.03%.
Растения, благодаря фотосинтезу, усваивают углекислый газ из атмосферы, превращая минеральные вещества в органические - глюкозу, крахмал и выделяют кислород.
Образуется углекислый газ при дыхании и сгорании топлива, при тлении и гниении органических веществ, содержится в вулканических газах.
Минеральные источники содержат углекислый газ.
При увеличении давления до 60 атм. Углекислый газ превращается в бесцветную жидкость, которая используется при тушении пожара. При испарении этой жидкости образуется твердая снегообразная масса. Её прессуют и получают “сухой лёд”, используемый для хранения мороженого и пищевых продуктов. Ценность сухого льда заключается не только в его охлаждающем действии, но и в том, что продукты в углекислом газе не плесневеют, не гниют.
Угарный газ СО - оксид углерода (II) (запись в тетрадь) образуется при неполном сгорании топлива, в выхлопных газах. Очень опасный для здоровья, загрязняет атмосферу. Используется в металлургии для восстановления металлов из их оксидов, при обработке мяса животных и рыбы для придания им цвета (Слайд №6).
Негашёная известь СаО - оксид кальция (запись в тетрадь). Белое тугоплавкое вещество, которое энергично взаимодействует с водой, образуя гашёную известь, применяемую в строительстве. Оксид кальция используется в производстве сахара. (Слайд №7).
Кварцевый песок, кремнезём, горный хрусталь, кварц, яшма, кремень, аметист, опал SiО2 - оксид кремния (запись в тетрадь). Используется в производстве стекла, огнеупоров, в строительстве, в производстве ювелирных украшений. (Слайд №8).
Боксит (глина), рубин, сапфир, корунд Аl2Оз - оксид алюминия (запись в тетрадь). Используется в ювелирном деле, в металлургии, как огнеупорный материал, катализатор. (Слайд №9).
В презентации представлены и другие оксиды. Оксид хрома(Ш) - Сг20з -кристаллы зеленого цвета, нерастворимые в воде. Сr2Оз используют как пигмент при изготовлении декоративного зеленого стекла и керамики. (Слайд №10).
Оксид хрома (Ш) можно получить в результате разложения дихромата аммония: (КMnO4 =N2 + Сг2О3 + 4 Н2О.
Демонстрируется опыт «Вулканчик»: в чашку с оранжевым веществом (дихромат аммония) капнем спирта и поднесем горящую лучину. Происходит энергичная химическая реакция, напоминающая извержение вулкана. Вещество, вылетающее из чашки, и есть Сг2О3. (Оксид хрома 3)
Оксид цинка - используется для приготовления белой масляной краски (цинковые белила).
Список этот можно долго продолжать. Вы тоже можете, используя природные материалы и свой труд, получить краску в домашних условиях. Но сегодня на уроке мы будем работать с яичной темперой. Приготовить ее несложно, для этого потребуются пигменты различных цветов. Порошок малахита, густой луковый отвар и оксид хрома (Ш) смешивают с яичным желтком, в который добавляется очень мало подкисленной уксусом воды или белого сухого вина. Краска готова.
Обучающиеся расписывают яйцо.
Вот и подошло к концу наше путешествие по стране оксидов. Посмотрите ваши записи в тетради и поделитесь своими впечатлениями о том, что вы узнали на уроке.
Закрепление материала, изученного на уроке.
Контроль и оценка учебных достижений учащихся.
Экспресс-тест (самопроверка), пишут на листочках и проверяют, ставят оценку.
Напишите формулы следующих оксидов:
а) оксид железа(Ш), б) оксид марганца(П), в) оксид натрия, г) оксид цинка,
д) оксид алюминия, е) оксид хрома (V1), ж) оксид магния, 3) оксид марганца(VП).
Назовите следующие оксиды:
а) СО2, б) Си2О, в) Сг2ОЗ,
г) К20, д) СаО, е) SiO2,
ж) S03, 3) Р2О5.
Укажите основные оксиды:
а) СаО, 6) СгОЗ, в) МпО, г) FеО,
д) Р2О5, е) С02, ж) СиО з) К20
Подведение итогов.
Д. Хевелси говорил: «Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удается связать воедино разрозненные факты им наблюдаемые», сегодня мы попытались создать «портрет оксидов» из тех фактов, которые были известны и из новых сведений об этом классе неорганических соединений.
Что узнали нового?
Что было наиболее интересным?
О чем хотелось бы узнать больше?
Выставление оценок за урок.
Задание на дом (параграф 18, по рабочей тетради стр.62, № 1-7).