СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План- конспект открытого урока в 1 классе. Учитель начальных классов Гайворон Е.Б.Тема: Звуки [д], [д’]. Буква Д, д.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке урока содержится много доп.интересной информации.

Просмотр содержимого документа
«План- конспект открытого урока в 1 классе. Учитель начальных классов Гайворон Е.Б.Тема: Звуки [д], [д’]. Буква Д, д.»

Урок чтения в 1 классе УМК «Школа России». Тема: Звуки [д], [д’]. Буква Д, д.

План- конспект открытого урока в 1 классе. Учитель начальных классов Гайворон Е.Б.


Урок чтения в 1 классе

УМК «Школа России»

Тема: Звуки [д], [д’]. Буква Д, д.

Цель: организовать деятельность учащихся по ознакомлению со звуками [д], [д’] и буквами, их обозначающими.

Задачи:

1) обучающая – выделять звуки в словах, давать характеристику звукам, вырабатывать навыки работы по алгоритму, вырабатывать навыки осознанного чтения.

2) развивающая – развивать умение давать развёрнутые ответы на вопросы, способствовать обогащению словарного запаса, зрительной, слуховой памяти, логического и критического мышления, внимания, развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения.

3) воспитывающая – воспитывать бережное отношение к русскому языку, его истории, создать условия для развития любознательности.

Тип урока: урок открытия нового знания

Планируемые результаты.

Предметные: познакомиться со звуками [д], [д’] и буквами, их обозначающими,

научиться различать звуки [д], [д’], составлять слова, предложения с использованием звуков [д], [д’], преобразовывать слова.

Метапредметные:

Регулятивные: создать эмоционально-положительный настрой на урок, создать ситуацию успеха, доверия; учиться выделятьновое в изучаемом.

Познавательные: формировать умение самостоятельно формулировать познавательные задачи, делать выводы, развивать умение осознанно строить речевые высказывания,различать звуки и буквы, гласные и согласные,выделять новые звуки в словах, по алгоритму давать характеристику звукам [д], [д’]. 

Коммуникативные: развивать умение сотрудничать с учителем и детьми, высказывать корректно свою точку зрения,

учиться оценивать собственное поведение и поведение окружающих,отрабатывать умение взаимодействовать в парах, группах.

Личностные: формировать положительное отношение к русскому языку, истории возникновения слов в русском языке,способствовать развитию любознательности, активности и заинтересованности в познании мира, способности к организации собственной деятельности, доброжелательности, умения слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.

Оборудование: компьютер, наглядности, карточки со словами

Формы организации познавательной деятельности учащихся: парная, групповая, фронтальная.


Планируемый результат обучения и формирование УУД:

цель всего урока и отдельного задания; умение сравнивать, анализировать, группировать,

классифицировать, обобщать.

чтения; внимательное отношение к красоте окружающего мира, к нравственному

содержанию поступков; формирование самооценки на основе критериев успешности

учебной деятельности.

осуществлять взаимный контроль

Ход урока.

I.Орг. момент.

II.1.Мотивационный момент.

Мотивирование к учебной деятельности.

Давайте в начале работы вспомним, какие мы (ученики озвучивают): любознательные, доброжелательные, активные, смелые, усидчивые, воспитанные, внимательные, работоспособные и т. д.(слова – таблички висят на стене).

Как надо работать, чтобы урок принес вам пользу и вы получили новые знания?

2. Актуализация опорных знаний (Ситуация успеха).

С какими буквами мы познакомились на предыдущих уроках? (Дети перечисляют, учитель вносит ответы в таблицув левую часть «Знаю» на доске).

Что учимся делать? (читать, делать выводы, анализировать…)

  • Мы продолжаем знакомство с УНТ. Что относится к УНТ? (сказки, былины, легенды, пословицы, поговорки, песни, частушки,считалки, загадки, потешки, прибаутки, скороговорки и др.).

  • Какие пословицы вы знаете? (Дети приводят примеры).

  • К нам в гости сегодня пришёл Дракончик (изображение или мягкая игрушка). Он подготовилдля вас пословицу.

(На доске пословица)Дружные воробьи и ястреба победят.

Определите тему пословицы(о дружбе) и главную мысль(Поясните смысл этой пословицы).

Объяснять смысл пословицы, обобщать вы научились, а умеете ли вы анализировать.

III«Открытие» нового знания.

1.Создание проблемной ситуации (Ситуация разрыва).

Из этой пословицы наш гость Дракончик забрал часть букв, осталось несколько букв. Сгруппируйте их в 2 столбика и докажите свою точку зрения.

Д р у н ы в о ба п т

р у н ы в о б а п т (изучали) Д ( не изучали)

2.Формулирование темы и цели урока.

Какая тема урока?(Дети предлагают варианты. Запись на доске (предварительная): Звук [д]. Буква Д)

Какие цели и задачи поставим на урок?Дети предлагают варианты: познакомитьсясновымизвуками, исследовать эти звуки, охарактеризовать их, научиться читать слоги, слова с этимизвуками, узнать какой буквой обозначаютсяэти звуки(Запись на доске).

3. Постановка проблемы.

Можем ли сразу сказать, какие работы умеет выполнять буква Д? (Нет) (Обозначает твёрдый согласный звук [д] и мягкий согласный звук [д’]).

Можем ли сразу дать характеристику звукам? (нет)

Перед нами проблема? Как будем искать решение проблемы?(в группах).

Какие задачи надо решить в группе?

1.Какие работы(1 или 2 работы) умеет выполнять буква Д.

2.Дать характеристику звуку (или звукам).

4. Работа в группах.

Алгоритм работы(проговорить)

1) проговорить правила работы в группе;

2)распределить роли;

3) обозначить задачи, исследовать проблему;

4) выводы записать в виде схемы, таблицы или правила;

5) презентацию (предварительную) провести в группе.

5. Презентация работ групп.

Чтобы узнать, какие работы умеет выполнять буква Дмы взяли такие слова…(например, дом и день)

Проанализировали слова и сделали вывод, что буква Д выполняет 2 работы: обозначает твёрдый согласный звук [д] и мягкий согласный звук [д’]).

Чтобы датьхарактеристику звукам, мы работали по алгоритму (звук [д]согласный,парныйтвёрдый/мягкий,звонкий).

6. Преобразование темы (точная формулировка темы): Звуки [д], [д’]. Буква Д, д.

7.Историческая справка (сообщают подготовленные ученики).

Прибыла буква Д к нам из греческого алфавита. Там она называлась «дельта» и писалась в виде треугольника(Δ).

Наша буква Д самая красивая по значению.В Древней Руси,в старославянском алфавите буква «д» звучала как «добро». Значение у неё было такое же, как и звучание — добро, доброжелательность, добродушие. Именно эти качества славяне считали главными в человеке. Без добра и в наши дни, конечно, не обойтись. И в сказках добро всегда побеждает зло.

Буква «д» - пятая буква алфавита.

Почти 200 лет назад (1857г.) была создана морская азбука. Она была составлена специально для торгового флота. Каждый флажок в азбуке соответствовал конкретной букве из азбуки.

Для обозначения буквы Дбыл один желтый прямоугольный флаг. Смысл этого знака был «добро», а использовали его, когда надо было передать фразу «да, согласен, разрешаю».Это был сигнал капитана для моряков, которые сразу понимали, что капитан «дал добро», и они могут действовать по плану.

Морская азбука- один желтый прямоугольный флаг

8. Зарядка для глаз (сколько спряталось букв Д на карточке с другими буквами).

9. Упр. на дыхание «Звуковая лесенка»

IV. Первичное закрепление.

  1. Чтение слогов и слов.

Прочитаем слоги с буквой Д.

ДА ДЯ ДО ДЁ

ДЫ ДИ ДУ ДЮ

Придумайте такие слова, чтобы в них были эти слоги.

2. Игра «Тим и Том»(показывает учитель изображение Тима-дети подбирают слова с [д’])

3. Чтение слов с новой буквой. Придумывать слова вы научились. Теперь будем читать слова с буквой-гостьей.

4. Преобразование слов.

Ребята, Дракончик попросил придумать ему имя с новой буквой (Деня, Дракоша…).

Я приготовила слова, а Дракончик заменил буквы. Перед вами слова. Замените первую букву в слове на букву Д. Какое новое слово получится?

СOM ВОЖДЬ

КОЧКА ПОРОГИ

КРУГ МАНЯ

ЛАТЫ РОГ

НОЧЬ СОН

ПАР МАША

ТАНЯ ТИМА

5.Словарная работа.

1)СОН-Дон. Дон-что это такое? Река в России. Какие ещё реки знаете? Как мы будем писать это слово? (С большой буквы).

КРУГ-друг.Кто такой друг? Какие пословицы о дружбе вы знаете?

ПАР –дар. Вы знаете, что от слова дар у древних славянбыли образованы имена.(Читают имена на доске)Дарина, Дарёна, Дара, Даромира и др.

Поднимите руки те ребята, у кого в имени есть буква Д, в отчестве, в фамилии, в имени мамы, в имени папы, брата, сестры, бабушки, дедушки и т.д.

МАША-Даша.

Имя Даша с персидского означает: побеждать и повелевать.

Даяна-«божественная».

Андрей- сдревне-греческого — «мужественный, храбрый».

Фёдор - (от греческого) дар Божий.

Владимир - «владеть миром». Мир в значении «согласие».

2) надо заменить слово на противоположное по смыслу, но с буквой д. Какие первые звуки в новых словах?

Враждовать – дружить (твёрдый звук [д])

Безделье – дело (мягкий звук [д′])

Ночь – день (мягкий звук [д′])

Нет – да (твёрдый звук [д])

V. Закрепление.

1.Какой буквой обозначаются звуки [д], [д’]?

Какую работу выполняет буква Д? (выполняет 2 работы: обозначает твёрдый согласный звук [д] и мягкий согласный звук [д’]).

От чего зависит твердость или мягкость согласных звуков?

2. Работа с текстом. Работа в парах. Взаимопроверка.

1) прочитать текст;

2) пересказать;

3) составить 3 своих вопроса к тексту;

4) посчитать сколько раз встретились слова с буквой Д.

Сейчас новое задание даёт Дракончик. Я приготовила тексты для чтения, а Дракончик немного испортил их. Придется вам работать с такими текстами.

1 уровень (стандарт)

В деревне Доброй течёт длинная р _чка. На реч_е МОСТ из дер_ва. У стоит деревянный . Его дедушка построил для .У дома растёт . Его посадил Данила. В дереве есть дупло для дятла. Дед живёт один.


2 уровень (продвинутый)

В деревне Доброй течёт длинная р _чка. На реч_е МОСТ из дер_ва. У стоит деревянный . Его дедушка построил для .У дома растёт . Его посадил Данила. В дереве есть дупло для дятла. Дед живёт один. У деда День рождения. Ему 99лет. К нему пришли друзья Дима и Данил и дети Даша и Денис. Напилилидров. Принесли в_ды. П_дарили п_дарки .

Дополнительный материал.

Буква "Д" очень любит играть.Я расскажу вам,во что можно поиграть с буквой "Д"

Работа с артикуляцией.

Чистоговорки с буквой Д

Од-од-од — поливаем огород.
Ед-ед-ед — на диване лежит плед!
Ду-ду-ду — яблоки растут в саду.
Да-да-да — в кране есть вода!                            

Буква «Д» может поиграть в скороговорки

Дед Данила делил дыню:

Дольку Диме, дольку Дине.

 

Буква «Д» загадывает загадки 

Шея длинная такая,

Хвост крючком. И не секрет:

Любит всех она лентяев,

А ее лентяи - нет!   (Двойка)                                   

А напоследок сообщим

Что есть еще и витамин

В рыбьем жире обитает

От рахита помогает   (Витамин Д)

Витамин D часто называют «солнечным витамином»так как он естественным образом вырабатывается в нашей коже под воздействием солнечных лучей. D2 — есть в растениях, грибах. 

 

Назовите птиц, в названии которых будет новая буква (дятел, дрозд, дрофа…)

Назовите животных, в названии которых будет новая буква (дельфин, медведь…)

VI.Рефлексия.

- Какая тема урока была?

- Какие задачи ставили? Чему научились? Достигли поставленных целей?

- Какой буквой обозначаются звуки [д], [д’]?

-Какие работы умеет выполнять буква Д? (Обозначает твёрдый согласный звук Д и мягкий согласный звук Д)

- От чего зависит твердость или мягкость согласных звуков?

А ещё какие задачи ставили? (задачи записаны на доске).

- Кто достиг поставленных задач?

- Почему у нас все получилось?

- Что помогло нам достичь поставленных задач?

VII. Итог урока.