Шахэмирова Чураханум Магарамовна
учитель изобразительного искусства
МКОУ «Гогазская СОШ»
села Гогаз Ахтынского района РД
Дата проведения: 20.10.2019г.
План - Конспект урока ИЗО для 6 класса.
Тема: Введение. Изобразительное искусство в семье пластических искусств.
Цель:
Дать ученикам основные понятия темы «Искусство», жанры, виды.
Научить делать различия между понятиями
Развивать коммуникативные качества учащихся через умение работать в коллективе.
Задачи:
1.Воспитывать нравственно – эстетическое отношение к миру и любовь к искусству.
2.Развивать творческую и познавательную активность.
3.Дать определение понятию «Искусство», и познакомить детей с его разнообразными видами и жанрами.
Оборудование и материалы:
1.Подбор иллюстраций и репродукций произведений искусства различных жанров и видовискусства в целом.
2.Презентация по теме урока.
Тип урока.
Вводный урок. Урок-созерцание; урок-беседа; объяснение нового материала.
Общение учителя и учащихся по поводу рассматриваемых произведений строится в диалоговой форме.
План урока:
Организационный момент: приветствие, проверка готовности к уроку.
Сообщение темы урока.
Основная часть – знакомство с новым материалом.
Закрепление знаний.
Практическая/Домашняя работа (проверка)
Подведение итогов урока.
Ход урока
Орг. момент.
Приветствие. Готовность к уроку.
Сообщение темы урока. Беседа. (1сл.)
Основная часть.
Дорогие ребята! Сегодня мы начинаем изучать тему: “Изобразительное искусство в семье пластических искусств”. Мир искусства богат и сложен. Мы рассматриваем живописные полотна, в музеях рассматриваем статуи, слушаем музыку, читаем литературу, удивляемся красоте старинных построек, следим за театральным выступлением артистов, смотрим кинофильмы. И это разные, казалось бы, явления называются одним словом - искусство.
(2 сл.)Стоит задуматься, почему в истории человечества не было никогда, да и не могло быть общества без искусства. Во все времена, начиная с первобытных, человек оборудовал себе место для жилья, создавал форму орудий и пешей, украшал себя и предметы, принадлежащие ему, и изображал свои представления об окружающем мире.
Искусство (от старославянского слова искоусъ- опыт, попытка, искать решение) – это художественное творчество в целом, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей. Когда говорят о видах искусства, имеют в виду различные произведения, которые могут быть объединены по какому-то общему для них признаку. Сегодня наша задача познакомится с видами изобразительного искусства.Они имеют различное назначение в жизни людей, а следовательно у них разные художественные средства и возможности.
(3 сл.)Основными видами являются:
Живопись (работа, выполненная в цвете, красками, на плоскости)
Графика (работа, выполненная линиями, штрихами, на плоскости без красок)
Скульптура (работа, выполненная в объёме путём высекания, лепки, отливки)
Архитектура (искусство создавать здания, сооружения, комплекс сооружений)
Декоративно-прикладное искусство (искусство украшать)
До XIX века тремя главными видами считались:
Архитектура (зодчество)
Скульптура (высекание)
Живопись (писать живо)
Затем появился ещё один вид искусства
Чтобы не запутаться во всем многообразии пространственных искусств, поделим их на три группы.
(4 сл.)1.Конструктивные виды искусства - это архитектура и дизайн, то есть искусства художественной постройки. Они создают и организуют пространственно-предметную среду нашей жизни.Конструктивность, то есть образное построение, присутствует во всех произведениях пространственных искусств.
Архитектура (лат. architectura, от греч. architéktôn — строитель) (зодчество), искусство проектировать и строить здания и другие сооружения (а также их комплексы), создающие материально организованную среду.
(5 сл.)2.Декоративные или декоративно-прикладные виды искусства: их название происходит от слоим -декор» — украшать. Человек с древнейших времён украшает себя, свои постройки и вещи, используй ритмические узоры, различные знаки и символы. Орнамент зародился на заре человечества: он играл роль заклинания, оберега. И сегодня человек отделяет с помощью украшении праздники от будней, значительное от обыденного, нарядное от по вседневного. С помощью украшений мы в нашей жизни показываем, «кто есть кто», свои роли, черты характера, намерении и тем самым организуем наше общение. И во всех этил случаях декоративному искусству необходимы изображения, которые превращаются в орнаменты и знаки.
Декоративность в той или иной мере присутствует в любом произведении пространственною искусства — даже если это картины. Ведь изображение в картине в каком-то смысле есть система знаков, и поверхность картины немного похожа наособым способом организованный орнамент, да и создана она бывает часто для того, чтобы украшать какое-то помещение.
Декоративно-прикладное искусство (лат. Décor–украшать) - создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту, и художественная обработка утилитарных предметов (утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, одежда, украшения, игрушки и т. д.).
(6 сл.)3.Изобразительные виды искусства имеют целью художественное познание и формирование наших образных представлений о мире.
Люди всегда изображают то, что их волнует, что им интересно, то, о чем они думают, к чему стремятся. В изобразительном искусстве они воплощают свои представления о прекрасном, высоком, значительном. В изобразительном искусстве становятся видимыми повседневные переживания людей, они обретают свою художественную плоть. Художник создаёт образы самых разных людей, в которых выражает свои представления о красоте человека, создаёт образ красоты природы. В искусстве оживает прошлое и строится будущее. Образ нашей жизни предстаёт перед нами, и, вглядываясь в него, мы познаём и строим себя.
Живопись, графика, скульптура — основные виды изобразительного искусства.
Скульптура (лат. sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю), ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную, трёхмерную форму и выполняются из твердых или пластических материалов.
Живопись, вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность.
Графика (греч. graphikë, от gráphô — пишу), вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные изображения (гравюра, литография, монотипия и др.), основанные на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями...
Все виды искусства в свою очередь подразделяются на жанры:
(7сл.) Жанр – вид художественных произведений, характеризующийся определёнными темами.
К жанрам изобразительного искусства относятся:
Бывает:
Морской
Деревенский
Архитектурный
Городской
По временам года
Натюрморт – изображение предметов: цветов, дичи, утвари
Портрет – изображение человека
Анималистический– изображение животных
Бытовой - изображение жизни людей
Батальный – изображение военных действий
Сказочно-былинный – изображение сказочных героев
Исторический – изображение исторических событий
4. Закрепление.
Вот мы и познакомились с видами и жанрами изобразительного искусства. Для закрепления материала ответим на вопросы:
Какие виды изобразительного искусства вы узнали? (Ответ: живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно – прикладное искусство)
Какие виды были одни из первых? (Ответ: живопись, скульптура, архитектура)
Что такое живопись? ( Ответ: работа выполненная в цвете, красками, на плоскости)
Что такое графика? ( Ответ: работа выполненная линиями, штрихами, на плоскости без красок)
Что такое скульптура? ( Ответ работа выполненная в объёме путём высекания, лепки, отливки)
Что такое декоративно-прикладное искусство? ( Ответ: искусство украшать,создавать художественные изделия, имеющие утилитарное и бытовое назначение)
Что такое архитектура? (Ответ: искусство создавать здания, сооружения, комплекс сооружений)
Что такое жанр изобразительного искусства? (Ответ: вид художественных произведений, характеризующийся определёнными темами)
Какие жанры изобразительного искусства вы узнали? (Ответ: пейзаж, натюрморт, портрет, анималистический, бытовой, батальный, сказочно-былинный, исторический)
Какие виды пейзажа бывают? (Морской, деревенский, архитектурный, городской, по временам года)
5. Практическая работа/Домашнее задание (проверка).
Дать понятие (охарактеризовать) один из видов изобразительного искусства.(Первый ряд готовит сообщение о декоративно - прикладном искусстве; второй - о скульптуре; третий – о живописи; четвёртый – о графике; пятый – об архитектуре; шестой – даёт характеристику самому слову «искусство»).
6. Итог урока.