СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект открытого урока в 5-м классе "Изобразительное искусство в семье пластических искусств"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План-конспект открытого урока в 5-м классе "Изобразительное искусство в семье пластических искусств"»

Шахэмирова Чураханум Магарамовна

учитель изобразительного искусства

МКОУ «Гогазская СОШ»

села Гогаз Ахтынского района РД


Дата проведения: 20.10.2019г.




План - Конспект урока ИЗО для 6 класса.



Тема: Введение. Изобразительное искусство в семье пластических искусств.

Цель: 

  • Дать ученикам основные понятия темы «Искусство», жанры, виды.

  • Научить делать различия между понятиями

  • Развивать коммуникативные качества учащихся через умение работать в коллективе.

Задачи:

1.Воспитывать нравственно – эстетическое отношение к миру и любовь к искусству.

2.Развивать творческую и познавательную активность.

3.Дать определение понятию «Искусство», и познакомить детей с его разнообразными видами и жанрами.

Оборудование и материалы:

1.Подбор иллюстраций и репродукций произведений искусства различных жанров и видовискусства в целом.

2.Презентация по теме урока.

Тип урока.

Вводный урок. Урок-созерцание; урок-беседа; объяснение нового материала.

Общение учителя и учащихся по поводу рассматриваемых произведений строится в диалоговой форме.

План урока:

  1. Организационный момент: приветствие, проверка готовности к уроку.

  2. Сообщение темы урока.

  3. Основная часть – знакомство с новым материалом.

  4. Закрепление знаний.

  5. Практическая/Домашняя работа (проверка)

  6. Подведение итогов урока.

Ход урока

  1. Орг. момент.

Приветствие. Готовность к уроку.

  1. Сообщение темы урока. Беседа. (1сл.)

  2. Основная часть.

Дорогие ребята! Сегодня мы начинаем изучать тему: “Изобразительное искусство в семье пластических искусств”. Мир искусства богат и сложен. Мы рассматриваем живописные полотна, в музеях рассматриваем статуи, слушаем музыку, читаем литературу, удивляемся красоте старинных построек, следим за театральным выступлением артистов, смотрим кинофильмы. И это разные, казалось бы, явления называются одним словом - искусство.

(2 сл.)Стоит задуматься, почему в истории человечества не было никогда, да и не могло быть общества без искусства. Во все времена, начиная с первобытных, человек оборудовал себе место для жилья, создавал форму орудий и пешей, украшал себя и предметы, принадлежащие ему, и изображал свои представления об окружающем мире.

Искусство (от старославянского слова искоусъ- опыт, попытка, искать решение) – это художественное творчество в целом, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей. Когда говорят о видах искусства, имеют в виду различные произведения, которые могут быть объединены по какому-то общему для них признаку. Сегодня наша задача познакомится с видами изобразительного искусства.Они имеют различное назначение в жизни людей, а следовательно у них разные художественные средства и возможности.

(3 сл.)Основными видами являются:

  • Живопись (работа, выполненная в цвете, красками, на плоскости)

  • Графика (работа, выполненная линиями, штрихами, на плоскости без красок)

  • Скульптура (работа, выполненная в объёме путём высекания, лепки, отливки)

  • Архитектура (искусство создавать здания, сооружения, комплекс сооружений)

  • Декоративно-прикладное искусство (искусство украшать)

До XIX века тремя главными видами считались:

  • Архитектура (зодчество)

  • Скульптура (высекание)

  • Живопись (писать живо)

Затем появился ещё один вид искусства

  • Графика (рисунок)

Чтобы не запутаться во всем многообразии пространственных искусств, поделим их на три группы.

(4 сл.)1.Конструктивные виды искусства - это архитектура и дизайн, то есть искусства художественной постройки. Они создают и организуют пространственно-предметную среду нашей жизни.Конструктивность, то есть образное построение, присутствует во всех произведениях пространственных искусств.

Архитектура (лат. architectura, от греч. architéktôn — строитель) (зодчество), искусство проектировать и строить здания и другие сооружения (а также их комплексы), создающие материально организованную среду.

(5 сл.)2.Декоративные или декоративно-прикладные виды искусства: их название происходит от слоим -декор» — украшать. Человек с древнейших времён украшает себя, свои постройки и вещи, используй ритмические узоры, различные знаки и символы. Орнамент зародился на заре человечества: он играл роль заклинания, оберега. И сегодня человек отделяет с помощью украшении праздники от будней, значительное от обыденного, нарядное от по вседневного. С помощью украшений мы в нашей жизни показываем, «кто есть кто», свои роли, черты характера, намерении и тем самым организуем наше общение. И во всех этил случаях декоративному искусству необходимы изображения, которые превращаются в орнаменты и знаки.

Декоративность в той или иной мере присутствует в любом произведении пространственною искусства — даже если это картины. Ведь изображение в картине в каком-то смысле есть система знаков, и поверхность картины немного похожа наособым способом организованный орнамент, да и создана она бывает часто для того, чтобы украшать какое-то помещение.

Декоративно-прикладное искусство (лат. Décor–украшать) - создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту, и художественная обработка утилитарных предметов (утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, одежда, украшения, игрушки и т. д.).

(6 сл.)3.Изобразительные виды искусства имеют целью художественное познание и формирование наших образных представлений о мире.

Люди всегда изображают то, что их волнует, что им интересно, то, о чем они думают, к чему стремятся. В изобразительном искусстве они воплощают свои представления о прекрасном, высоком, значительном. В изобразительном искусстве становятся видимыми повседневные переживания людей, они обретают свою художественную плоть. Художник создаёт образы самых разных людей, в которых выражает свои представления о красоте человека, создаёт образ красоты природы. В искусстве оживает прошлое и строится будущее. Образ нашей жизни предстаёт перед нами, и, вглядываясь в него, мы познаём и строим себя.

Живопись, графика, скульптура — основные виды изобразительного искусства.

Скульптура (лат. sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю), ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную, трёхмерную форму и выполняются из твердых или пластических материалов.

Живопись, вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность.

Графика (греч. graphikë, от gráphô — пишу), вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные изображения (гравюра, литография, монотипия и др.), основанные на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями...

Все виды искусства в свою очередь подразделяются на жанры:

(7сл.) Жанр – вид художественных произведений, характеризующийся определёнными темами.

К жанрам изобразительного искусства относятся:

  • Пейзаж – изображение природы.

Бывает:

  1. Морской

  2. Деревенский

  3. Архитектурный

  4. Городской

  5. По временам года

  • Натюрморт – изображение предметов: цветов, дичи, утвари

  • Портрет – изображение человека 

  • Анималистический– изображение животных

  • Бытовой - изображение жизни людей

  • Батальный – изображение военных действий 

  • Сказочно-былинный – изображение сказочных героев 

  • Исторический – изображение исторических событий 

4. Закрепление.

Вот мы и познакомились с видами и жанрами изобразительного искусства. Для закрепления материала ответим на вопросы:

  1. Какие виды изобразительного искусства вы узнали? (Ответ: живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно – прикладное искусство)

  2. Какие виды были одни из первых? (Ответ: живопись, скульптура, архитектура)

  3. Что такое живопись? ( Ответ: работа выполненная в цвете, красками, на плоскости)

  4. Что такое графика? ( Ответ: работа выполненная линиями, штрихами, на плоскости без красок)

  5. Что такое скульптура? ( Ответ работа выполненная в объёме путём высекания, лепки, отливки)

  6. Что такое декоративно-прикладное искусство? ( Ответ: искусство украшать,создавать художественные изделия, имеющие утилитарное и бытовое назначение)

  7. Что такое архитектура? (Ответ: искусство создавать здания, сооружения, комплекс сооружений)

  8. Что такое жанр изобразительного искусства? (Ответ: вид художественных произведений, характеризующийся определёнными темами)

  9. Какие жанры изобразительного искусства вы узнали? (Ответ: пейзаж, натюрморт, портрет, анималистический, бытовой, батальный, сказочно-былинный, исторический)

  10. Какие виды пейзажа бывают? (Морской, деревенский, архитектурный, городской, по временам года)

5. Практическая работа/Домашнее задание (проверка).

Дать понятие (охарактеризовать) один из видов изобразительного искусства.(Первый ряд готовит сообщение о декоративно - прикладном искусстве; второй - о скульптуре; третий – о живописи; четвёртый – о графике; пятый – об архитектуре; шестой – даёт характеристику самому слову «искусство»).

6. Итог урока.