СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект открытого урока в 6 классе На тему «Экология жилища»

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект открытого урока в 6 классе На тему «Экология жилища»

Просмотр содержимого документа
«План-конспект открытого урока в 6 классе На тему «Экология жилища»»

План-конспект открытого урока в 6 классе

На тему

«Экология жилища»


Тема урока                 «Экология жилища»

Цель урока:                   Изучение факторов влияющих на экологию жилища и применяемые меры по созданию безопасной для человека среды обитания.
Задачи урока:
Образовательные

  • изучить влияние основных факторов, оказывающих неблагоприятное воздействие на здоровье;

  • определить источники электромагнитного излучения в квартире и меры защиты от него;

  • усвоить новые понятия и термины;

Развивающие

  • развивать самостоятельность учащихся;

  • способствовать формированию умений и владению;

  • работать в группах для достижения цели;

  • создать условия для включения каждого ученика в активную учебно-познавательную деятельность;

  • уметь осуществлять поиск необходимой информации;

Воспитательные

  • воспитание у школьников экологической культуры и культуры ведения дома;

  • воспитание познавательной активности и стремления детей получать новые знания;

  • формировать умение самостоятельно трудиться, определять пути решения проблемы;

Здоровьесберегающие:

  • создание благоприятного психологического климата и комфортной обстановки;

  • снижение факторов риска и нагрузки на зрение;

  • смена различных видов деятельности;

  • содействие мотивации вести здоровый образ жизни;

Тип урока:                                     Комбинированный
Формы работы учащихся:         Фронтальная, индивидуальная, групповая.
Необходимое
техническое оборудование:       Компьютер, смарт-доска, пакет программ «MS Office», Интернет.
Межпpедметные cвязи:              Биoлoгия, ИЗO, химия, физикa, инфopмaтикa
 
Планируемые результаты:
Личностные результаты:

  • формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, культуpы тpудa и культуры ведения дома;

  • умение организовать свою деятельность при выполнении общих заданий в командной работе;

  • умение выбиpaть нaибoлее paциoнaльную пocледoвaтельнocть дейcтвий;

  • умение формулировать свое мнение и слушать мнение других;

  • развитие навыков ориентирования в непредвиденной ситуации;

  • понимание ответственности за личную безопасность и безопасность окружающих;

Метапредметные результаты:

  • решать учебные и творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах;

  • обобщать факты, обосновывать выводы;

  • находить и применять современные источники информации.

Предметные результаты:

  • усвоение основных определений: экология, окружающая среда, жилище,  загрязнение, электромагнитные излучения;

  • уметь работать в группах для достижения целей, осуществлять рефлексивную деятельность, анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать познавательные объекты, делать выводы.

Регулятивные результаты:

  • уметь прогнозировать возможные варианты решения учебной проблемы;

  • уметь oпpеделять пocледoвaтельнocть дейcтвий;

  • ocущеcтвлять oценку pезультaтa paбoты;

  • рефлексировать.


ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

- приветствие,
- проверка готовности к уроку;
- настрой учащихся на работу;
- актуализация знаний, умений учащихся.
Учитель предлагает распределение по командам: формируется 2 команды по 5-7 человек.    
Вступительное слово учителя:
Выглядите хорошо,  все бодрые, взгляд веселый.
На сегодняшний день очень актуальна тема экологии. Мы часто и совершенно справедливо говорим о неблагополучии окружающей природной среды и считаем, что опасность исходит прежде всего от загрязнённых: воздуха, почвы, воды. Нам часто кажется, что загрязнения окружающей среды представляют опасность лишь на улице, и поэтому на экологию наших квартир мы обращаем мало внимания. И при этом забываем, что люди значительную часть своего времени проводят в помещении.
Квартира - не только укрытие от неблагоприятных условий окружающего мира, но и мощный фактор, воздействующий на человека и в значительной степени определяющий состояние его здоровья.
В жилище человек проводит более 60% своего времени жизни, поэтому очень важно его санитарное состояние и благоустроенность и чем меньше будет факторов, оказывающих неблагоприятное воздействие на наше здоровье, тем лучше. На качество среды в жилище влияют: наружный воздух, продукты неполного сгорания газа, вещества, возникающие в процессе приготовления пищи, вещества, выделяемые мебелью, книгами, одеждой и т.д.; продукты табакокурения, бытовая химия и средства гигиены, комнатные растения, электромагнитное загрязнение.
Поэтому решение проблемы создания здоровой среды обитания для человека в настоящее  время являются очень актуальными.

Задание № 1. (Для команд учащихся).  
Вставьте пропущенные слова в пословицы о доме.

  1. Сообщение новых сведений

Экология (греч. oikos – дом, жилище и logos –наука) – наука о взаимоотношениях живых организмов со средой их обитания
Экологические факторы – это отдельные свойства и элементы окружающей среды, способные оказывать влияние на живые организмы.
Существует 3 группы факторов:
Биотические – Это формы взаимодействия живых организмов друг на друга - микроорганизмы, грибы, растения, насекомые, черви, грызуны, и продукты их жизнедеятельности
Абиотические – Это компоненты и явления неживой природы, прямо или косвенно воздействующие на живые организмы - климатические (температура воздуха, влажность, давление), освещение, акустика, дым, газы
Антропогенные (человеческие) – это формы деятельности человека или общества, которые приводят к изменению среды обитания других живых организмов.
Влияние факторов может быть полезным, вредным и нейтральным.

  1. Физкультминутка

В течение урока вы, ребята, постарайтесь заполнить таблицу № 1: 

№ п/п

Экологический фактор

Влияние на здоровье

Рекомендации по устранению
 или  уменьшению воздействия

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

  1. Микроклимат помещения

Это состояние внутренней среды помещения, оказывающее воздействие на человека, характеризуемое показателями температуры воздуха, влажностью и подвижностью воздуха.
Одна из важных составляющая экологии современного дома - чистота воздуха.
Влияние пыли на здоровье человека. Воздух внутри дома практически всегда более пыльный, чем не улице. Специалисты измерили, что за сутки мы вдыхаем вместе с воздухом в среднем около двух столовых ложек пыли! И чем мельче пыль, тем глубже она проникает в наши лёгкие. Изученная под микроскопом, прошедшая химический анализ и биологические исследования, домашняя пыль оказалась намного опаснее уличной. В пробах такой пыли можно обнаружить шерсть домашних животных, цветочную пыльцу, множество текстильных волокон от белья и одежды. Но самый неприятный компонент пыли - это пылевые клещи. Пылевые клещи - это микроскопические паукообразные, живущие в постельном белье, коврах и мягкой мебели. Продукты жизнедеятельности клещей содержат вещества, которые могут служить причиной возникновения астмы или аллергических приступов у людей с повышенной чувствительностью. Пылевые клещи присутствуют почти в каждом доме, хотя вы их вряд ли увидите, так как они очень малы. Особенно быстро они размножаются в тёплых и влажных местах. Биологический анализ выявил также в образцах пыли опасные для здоровья виды плесневых грибов, их споры и большое разнообразие бактерий.
Освежители воздуха. Они сегодня в большой моде, несмотря на то, что имеют множество недостатков: они огнеопасны, могут содержать формальдегид, раздражающий слизистую глаз и дыхательных путей, при длительном воздействии способствующий возникновению раковых заболеваний.
Как снизить загрязнение воздуха в квартире, доме? Самый простой и традиционный способ – проветривание помещений. При этом нужно учитывать, что воздух за окном тоже загрязнен. Поэтому желательно проветривать помещения ранним утром, когда уличное движение минимально и вечерняя пыль осела, а также после дождя (особенно после сильной грозы).
Более сложные и эффективные способы очистки воздуха связаны с устранением внутриквартирных источников загрязнения:

  • Регулярно проводить влажную уборку.

  • Книги надо чистить пылесосом и держать на застекленных полках и в шкафах.

  • Убрать в застекленные шкафы мелкие предметы, которые собирают пыль.

Следующий фактор, влияющий на микроклимат дома – это растения. Благодаря комнатным растениям в помещении поддерживается постоянная влажность воздуха в пределах 50%, что облегчает наше дыхание. В процессе своей жизнедеятельности растения осуществляют детоксикацию вредных веществ различными способами:
Многие комнатные растения обладают противомикробными свойствами. Это значит, что они снижают общее содержание патогенных клеток в воздухе помещений. Согласно данным исследований, достаточно 5-7 хорошо развитых растений на помещение стандартного размера
(15-25 м2), чтобы значительно снизить количество болезнетворных микроорганизмов, в том числе таких опасных, как стафилококк, стрептококк, а также вирус гриппа.
Комнатные растения:

  • выделяют фитонциды, своего рода антибиотики, убивающие бактерии;

  • выделяют отрицательно заряженные ионы, необходимые для нормального дыхания

  • в процессе фотосинтеза, очищают насыщенный углекислым газом воздух.

  • способствуют звукопоглощению;

  • увлажняют воздух;

  • очищают от вредных примесей и патогенных микроорганизмов;

  • улучшают психоэмоциональное состояние человека

Вывод: в каждом доме должны быть растения, но не надо забывать, что среди растений есть и ядовитые, опасные для человека.

Выполнить Задание № 2. Выбрать правильные варианты ответов и собрать «Ромашку».

Влияние звуков на человека. Человек всегда жил в мире звуков и шума. В природе громкие звуки редки, шум относительно слаб и непродолжителен. Звуки и шумы большой мощности поражают слуховой аппарат и нервные центры, могут вызвать болевые ощущения и шок. Шумы вызывают функциональные расстройства сердечно - сосудистой системы, оказывают вредное влияние на зрительный и вестибулярный анализаторы, снижает рефлекторную деятельность, что часто становится причиной несчастных случаев и травм.
С чем это связано? Как вы думаете?
Что нужно сделать, чтобы снизить уровень шума?

  • Не включайте громко музыкальную технику и звук телевизора;

  • Выберите самую тихую модель бытовой техники

  • Высадите деревья между домом и дорогой

  • Замените тонкие двери более основательными

  • Пользуйтесь дома мягкой обувью

Задание № 3. Выполнить расчеты и заполнить таблицу № 2.

 

  1. Воздействие электромагнитного излучения (ЭМИ) на человека

Это воздействие на людей магнитных полей, которые создаются некоторыми бытовыми электроприборами, и разнообразным электротехническим оборудованием здания.  Ситуация осложняется и тем, что органы чувств человека не воспринимают электромагнитные поля. Электромагнитное поле воздействует практически на все системы человеческого организма. И при длительном нахождении в зоне их воздействия у человека снижается иммунитет, появляются головные боли, он быстро утомляется, у него появляются нервные и психические расстройства. Электромагнитное поле нельзя увидеть, почувствовать.
В качестве профилактических мер:

  • Сократить до минимума время пользования такими приборами, как мобильный телефон, фены, электробритвы, микроволновые печи, телевизор, ПК.

  • Не садиться близко к экрану телевизора или персонального компьютера.

  • Убрать электробудильник и телефонный от изголовья постели, тем более, не класть их под подушку!

  • Все приборы включать только в заземленные розетки.

  • Приобретая очередной бытовой прибор, помнить, что чем меньше его мощность, тем меньше уровень его поля, то есть, вредность.

  • Размещать технику на расстоянии не менее полутора метров от места, где постоянно находитесь: спите, отдыхаете или работаете.

  • По возможности приобретать аппаратуру с автоматическим управлением и не включать всю технику в розетки одновременно.

  • Сократить количество приборов, включенных одновременно или находящихся в «режиме ожидания».

Способы уменьшения негативного воздействия
электромагнитного излучения мобильного телефона

  • Ограничиться только необходимыми звонками и сократить время звонков.

  • Детям разрешать пользоваться телефоном только в экстренных случаях.

  • Использовать беспроводные наушники.

  • Не класть телефон в карман или вешать на ремень во включенном состоянии.

  • При использовании мобильного телефона без наушников дождаться соединения, а потом поднести телефон к уху.

  • Не использовать телефон в закрытых металлических помещениях (лифте) или метро.

  • Не осуществлять звонки при низком уровне связи в одно деление.

Некоторые из имеющихся у вас устройств во время работы образуют низкочастотное электромагнитное поле, которое воздействует на белые кровяные тельца, в результате чего появляется угроза возникновения опухолей, в том числе и злокачественных.
Излучатели электромагнитных полей - компьютеры, микроволновые печи, телевизоры – да и вообще все, что мы включаем в розетку; электропроводка, спутниковые антенны, мобильные телефоны и мн. др.  Провода, лежащие беспорядочно или свернутые колечком, создают большое электромагнитное поле. В любом доме ЭМИ пронизывает все пространство.
Инструктаж по технике безопасности.

  1. Подведение итогов урока:

Просмотр и оценивание выполненных работ. Выставление оценок.
Рефлексия: Какая задача ставилась? Чему мы научились? Какие получили результаты? Где могут пригодиться полученные знания?
Домашнее задание: Оценить экологическую безопасность своей комнаты (квартиры) и записать результаты.