Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования «Дом детского творчества»
г. Курчатова Курской области
План-конспект открытого занятия
педагога дополнительного образования
Бондаревой Елены Владимировны.
25.11.2024г.
Ул. Садовая 9А, Кабинет №12
Тема: Рисуем ковёр в курских мотивах. Авторское исполнение.
Тип занятия по дидактической цели: практическое занятие по изучению материала
Форма занятия по коммуникативному взаимодействию: виртуальная экскурсия
Цель занятия:
- знакомство с традицией курского ковроткачества: его содержанием, элементами, композицией и цветосочетанием, учиться создавать эскиз ковра с курскими мотивами.
- формирование понимания важности народных промыслов как связи между прошлым и будущим;
- воспитание интереса с своему народу.
Задачи:
- обучающая: познакомить детей с историей возникновения Курского ковроткачества, его традициями; создать творческий продукт
- развивающая: развивать познавательную активность, творческие способности детей через приобщение их к изучению народных промыслов и традиций Курского края
- воспитательная: воспитывать уважение к труду мастеров, чувство гордости за свой родной край
Оборудование: экран, ноутбук, мультимедийная презентация «Ярмарка ремёсел», видеорепортаж «Ковёр как искусство»
Тонированная чёрная бумага, гуашь, кисти, схемы последовательного рисования цветов, Курские ковры (при наличии), наглядные образцы из коллекции курских ковров Всероссийского музея декоративного искусства.
Формы организации учебно-познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, групповая практическая работа.
Методы обучения: словесный, объяснительно-иллюстративный, наглядный, практический, воспитательный (убеждение), поощрение, стимулирование, мотивация.
Ход занятия
1.Орг.момент
-Здравствуйте, ребята и гости!
Педагог:
Все расселись по местам.
Никому не тесно?
По секрету скажу вам:
«Будет интересно
2.Актуализация ранее полученных знаний и умений.
-Дети, в какой области мы с вами живём?( в Курской области)
- Наша Курская земля – это земля мастеров. Народные мастера создавали полезные и красивые вещи.
Курский народ всегда был богат на таланты. Простому крестьянину не были доступны роскошные материалы – он творил из подручных (дерево, глина, лен, железо). Все это становилось предметом творчества.
Вы уже знаете какими народными промыслами славится наш курский край.(Ответы детей: Кожлянский промысел, Гончарный промысел с.Дроняево,Ткачество Саморядово)
Руки мастеров превращали бытовые вещи в произведения искусства. Из глины лепили посуду, игрушки, из овечьей шерсти вязали платки, из льняной пряжи ткали рушники. Все делалось руками. И это похоже на волшебство!
- Ребята, попробуйте угадать, о чем сегодня пойдет речь?
Слайд 2
(демонстрация отрывка из мультимедийной презентации «Ярмарка ремёсел» )
Разгадывание ребуса: слово-отгадка Ковроткачество
3.Сообщение темы
Педагог:
-Да, вы правы.
- Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие, в котором вы узнаете об одном из древнейших ремесел нашего курского края - ковроткачестве.
-А на чём мы будем путешествовать? Догадайтесь!
На полу он тихонько лежит
И тепло моих ног сторожит.
Но отправиться может в полёт
Разноцветный
Ответ детей: Ковёр-самолёт
-Верно! Молодцы!
Слайд 3
-Сядем с вами на ковёр
В сказках он летает ,
И отправимся в полёт в те места , что знаем
- Закройте глаза и мы мысленно перенесёмся в старинную Курскую губернию, так называлась наша область раньше. Изготовление ковров было традиционным занятием курских жителей и передавалось из поколения в поколение.
Слай 4
Главным центром Курского ковроткачества считается город Суджа. Именно здесь в XVII веке на простых ручных станках(кроснах) начали ткать ковровые изделия для дома: дорожки , покрывала на сундуки, попоны(одеяло для лошадей)использовали ковры в обрядах. Это ремесло стало набирать популярность. Ковры ткали в основном женщины и девушки.
Слайд 5
Торговали коврами на Коренской ярмарке, которая проходила в Кореннной пустыни каждый год. Особенно много ковров вывозилось в Москву, Нижний Новгород, Казань и другие российские города, а также за рубеж
Слайд 6
Курские ковры были разнообразными. Некоторые представлены сегодня здесь у нас, обратите внимание, им много лет. Каждый ковер имел своё предназначение, они отличались по рисунку. Если изделие предназначалось для саней, то на нем изображался крупный геометрический узор. Если ковер должен был украшать сундук, значит, рисунок содержал мелкие цветовые орнаменты.
Слайд 7
Мотив шерстяного курского ковра сложился более 150 лет назад - это крупный объемный цветочный узор в центре
Слайд 8
из ярких красных и розовых роз, маков, тюльпанов, пионов с вплетением мелких листьев, а также незабудок, колокольчиков и ромашек. Края ковра обрамляли гирлянды из таких же цветов и листьев.
Слайд 9
Фон обычно был черный или тёмно –синий, иногда- бледных пастельных оттенков.
Слайд 10
Насыщенные, яркие цвета использовались при создании курских ковров: красный цвет символизирует силу, желтый – солнце, синий – небо, чистоту, черный – богатство, плодородие земли.
После XVIII века такие ковры стали называть традиционно курскими.
Слайд 9.8 показать
Раздать детям для рассматривания наглядные образцы из коллекции уникальных курских ковров Всероссийского музея декоративного искусства.
Слайд 11
-С вами мы опять в полёте
На ковре, на самолёте
Он по небу быстро мчится,
Что же с нами приключится?
Сядем мы вот в этом месте-будет очень интересно!
- А наш ковёр-самолёт нас перенёс в старинный г.Суджа нашего времени, где есть колледж искусств им. Надежды Васильевны Плевицкой, в котором студентов обучают искусству ковроткачества.
Слайд 12
(Показ видео « Ковёр как искусство»)
-Сейчас мы посмотрели видео и я не могу не сказать, что к сожалению в настоящий момент всё наше приграничье, в том числе и Суджанский район и г. Суджа находятся в зоне боевых действий и судьба всего, что осталось там неизвестна .Но, когда я готовилась к этому занятию, я узнала, что колледж искусств выехав из опасной зоны продолжает свою работу в г. Курске, преподаватели продолжают работать и обучать студентов на базе драмтеатра,где выделили им просторные помещения и оборудование. И готовят выпускников по ковроткачеству. Поэтому будем верить, что этому промыслу жить!
Слайд 13
-Ребята, вы узнали,что на создание одного маленького ковра требуется много времени. Человек рисует набросок узора, эскиз на листе бумаги. Потом рисунок раскрашивается, наносится на миллиметровую бумагу и поступает к мастеру, который точно по рисунку ткет ковер.
-Дети, наш ковёр самолёт доставил нас на станцию
«Динамическая пауза.»
Быстро встали, улыбнулись,
Выше-выше потянулись,
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь.
Рук ладонями коснитесь.
Сели-встали, сели-встали.
Вы, надеюсь , не устали.
Физзарядка будет впрок
Продолжаем наш полёт.
-Ребята, мы сегодня работаем с экраном, поэтому нашим глазам тоже нужно отдохнуть. Давайте выполним гимнастику для глаз.
(Зажмурить глаза, а потом открыть (5 раз), сделать круговые движения глазами: налево-вверх-направо-вниз и т.д., повторить несколько раз, посмотреть за окно)
-С вами мы опять в полёте
На ковре, на самолёте
Он по небу быстро мчится,
Что же с нами приключится?
-Что нас ждёт?
4. Творческая практическая деятельность.
-А сейчас представьте себя в роли мастеров – художников.
На прошлом занятии мы провели подготовительную работу по рисованию цветочного орнамента. Я раздам вам схемы последовательного рисования цветов, можете ими воспользоваться.
Мы с вами попробуем нарисовать ковёр в Курских мотивах. Давайте ещё раз их перечислим .( Крупный объемный цветочный узор в центре из ярких красных и розовых роз, маков, тюльпанов, пионов с вплетением мелких листьев, а также незабудок, колокольчиков и ромашек. Края ковра обрамляли гирлянды из таких же цветов и листьев. Фон обычно был черный или тёмно –синий)
-Какие основные цвета будут присутствовать на вашем ковре?
- Скажите, каким цветом мы будем выполнять цветы? (красным или желтым по черному или синему фону).
Да, и это не случайно. Ведь красный цвет символизирует силу, желтый – солнце, синий – небо, чистоту, черный – богатство, плодородие нашей Курской земли.
Во время практической работы учитель делает целевые обходы, осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы.
-В конце занятия сделаем выставку ваших работ.
Дети выполняют практическую работу под музыку Оркестра русских народных инструментов Русская народная песня «Пряха»(минус)
В конце занятия сделаем выставку ваших работ.
-Ребята, вы закончили практическую часть, а на этом и завершается наше волшебное путешествие на ковре-самолёте и настало время вернуться и сделать выставку эскизов ваших ковров.
Делаем выставку работ.
5.Рефлексия
У меня в руках волшебная корзинка. Как можете заметить, пока что она пустая. Предлагаю вам наполнить её своими впечатлениями. Положите красный цветок (например), если у вас на занятии все получалось и вы были счастливы. Возьмите синий цветок, если во время работы вы испытывали затруднения, но не сдавались. А белый цветок пусть положат те, кому одного занятия не хватило, и кому обязательно хочется узнать еще много нового о своей малой Родине. (Обучающиеся по очереди кладут выбранные цветы.)
- Педагог: теперь в нашей волшебной корзинке появились белые, синие и красные цветы.
Вам ничего не напоминают эти цвета?
Верно, наш флаг ! А это значит, что корзина наполнилась нашим общим русским духом и его не сломить!
Домашнее задание: узнать у своих бабушек, есть ли в вашей семье старинные ковры. Подготовить и принести фото этих ковров.
Список литературы
Андреева Е. Д. «Живая культура Российской провинции» М., 1999г.
Цветкова Н. Н. «Искусство ручного ткачества» г. Москва 2014 г.
Цветкова Н.Н. Искусство текстиля XXI в.: Направления развития. // Общество. Среда. Развитие. СПб.: Астерион, 2011 г.
Цветкова Н.Н.Семантические аспекты ручного ткачества России (конец XIX – начало XX в.) // Вестник РГГУ, 2012. № 11 (91).
Яковлева Е. Г. «Курский цветочный ковер» М., 1959г.