СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План -конспект педагогической мастерской «Три-со»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План -конспект педагогической мастерской «Три-со»»

Конкурс классных руководителей

общеобразовательных организаций Санкт-Петербурга

Номинация «Мастер»

основная школа










ПЛАН -КОНСПЕКТ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ

«ТРИ-СО»



Возрастная группа – 9 класс







Составила:

Бакаева Елена Александровна

классный руководитель 9 А класса

ГБОУ Петергофской гимназии

императора Александра II







Санкт-Петербург

2020

Пояснительная записка

Актуальность. В последнее время весь мир говорит о практике осознанности. Практика осознанности оказывает огромное воздействие на наше здоровье, благополучие и счастье. Осознанность помогает наблюдать за собой, но без критики, а с сочувствием. Событийность рассматривается как особое свойство со-организованности ценностно- значимых человеческих отношений. Человек - это не только «бытие в мире», но и, главным образом, «бытие с другими». В этом контексте соучастие, как сочувствие, сопереживание есть важный этап в развитии личности.

Цель: создать условия для привлечения внимания подростков к проблеме осознанного общения и поведения, восприятия событий, готовности к самоанализу и продуктивному контакту с другими людьми.

Задачи:

- способствовать развитию коммуникативных и аналитических способностей подростков; активизации собственного творческого самовыражения;

- формировать толерантное отношение к другим, умение слышать и слушать друг друга;

- побуждать подростков к осознанному проживанию жизни, оценке себя, других и ситуаций.

Форма проведения: ролевая игра

Виды деятельности: познавательно-игровая

Направление воспитательной работы: духовно-нравственное и социальное

Методы: словесно-практические

Приёмы: постановка учебной задачи с «цепочкой признаков», закодированное послание, смена социальной роли.

Целевая аудитория: 9 класс (16 человек)

Оборудование: экран, проектор, презентация, карандаши (по числу участников)

Раздаточный материал: конверты (по числу участников) с заданиями (Приложение 1,2, 3)

Использованная литература:

  1. Белова Н. И., Орлова О.В. Технология педагогических мастерских: вхождение в ценности. – М, 2019

  2. Психологические проблемы российских подростков (под ред. Регуш Л.А.) – СПб, ЭЛВИ-ПРИНТ, 2017

Ход проведения мастерской

  1. Организационная минутка.

(Входя в класс, дети рассаживаются в 2 круга. Внутренний и внешний. Выбор места определяется самими участниками)

Классный руководитель. Всем добрый день!.. Мне бы очень хотелось, чтобы сегодняшняя встреча стала настоящим СОБЫТИЕМ, а потому, прошу вас эти 30 минут прожить ОСОЗНАННО и ВМЕСТЕ, слушая и слыша друг друга, сопереживая друг другу. Вы все сейчас станете СОУЧАСТНИКАМИ одной истории, которая вполне могла бы произойти с любым из вас.

2. Интерактивная беседа.

Древнегреческий философ Сократ сказал одному молчаливому молодому человеку: "Заговори, чтобы я увидел тебя". Я бы ещё добавила «чтобы я услышал тебя».
Чтобы составить о человеке какое-либо впечатление, обязательно нужно послушать, как он говорит. Разговаривая, мы не только делимся знаниями и информацией о чем-либо, но и сами открываемся собеседнику. Речь – отражение нашего внутреннего мира. Речь - наша визитная карточка. По тому, как человек говорит, можно судить, с кем имеешь дело…Слушая, можно понять, что волнует человека: стоит ли радоваться с ним, переживать или протянуть ему руку помощи.

Посмотрите на экран. Что объединяет эти слова? (событие, соучастие, осознанность, сопереживание)

(ответы детей)

Событие, как форма организации нашей с вами жизни (каждого по отдельности или всех вместе). Оно имеет разную эмоциональную окраску в зависимости от содержания и смысла и вызывать разные чувства… Мы каждый день становимся свидетелями и соучастниками разных событий. Не удивляйтесь! Именно Соучастниками, в хорошем смысле этого слова (хотя мы знаем и другой смысл использования этого слова… и используется он чаще в юридической сфере). Участвуя, мы взаимодействуем с другими (каждый по – своему, в меру своей оСОзнанности) и, как итог: можем обрести друзей, единомышленников, оппонентов, врагов, помочь жить человеку дальше или вообще уйти в сторону и сохранять нейтралитет.

Каждый день мы учимся жить. И Жизнь преподносит нам уроки. Какой же жизненный урок вам предстоит получить сегодня? Вы готовы? Я предлагаю сыграть вам в игру, которая называется «Остров»



3.Ролевая игра «Остров».

Я прошу всех закрыть глаза, постараться расслабиться и перенестись в новую реальность… Шум моря…. Крики чаек… вы на острове. Откройте глаза. Я приглашаю вас в игровое пространство, где каждому уготована особая роль.

Инструкция. Представим себе, что вы все – жители острова. Вы вместе. Ваша жизнь состоит из каждодневных забот и наполнена разными событиями… И вот однажды, когда остров погрузился в ночную тишину, все вдруг отчётливо услышали тихий плач… Жители встревожились, но утром с удивлением обнаружили, что все в хорошем расположении духа: никто не грустил и не был печален…. Очень странно: но ведь кому-то ночью было плохо и, возможно, требовалась помощь… Это вам и предстоит сейчас выяснить. Получается, что каждый будет вести своё маленькое расследование. Итак…

Ребята, сидящие во внешнем круге – жители острова, а те, кто во внутреннем – члены команды, каждый из которой мог быть тем героем, кто тихо плакал ночью и кому требуется помощь и поддержка.

1 задание. Каждый вскрывает конверт и достаёт свой бейджик и прикрепляет его к одежде.

2 задание. Сидящие во внутреннем круге, достаём из конверта карточку №1. Читаем про себя (!) текст своей роли и «вживаемся» в роль. Убираем карточку в конверт. Ваша задача до конца игры сохранить в тайне себя, не раскрывая другим.

3 задание. Сидящие во внутреннем круге, достаём из конверта карточки № 2 и № 3. Сейчас вам предоставляется удобный случай пообщаться с остальными участниками и определить, кто кем является. В карточке №2 содержатся фразы, которые вы должны произнести своему собеседнику в том порядке, в котором они написаны. Затем Вы слушаете фразы, которые вам зачитает ваш собеседник со своей карточки.

После того, как вы прослушали фразы партнера и произнесли свои - в карточку №3 необходимо записать предполагаемую роль вашего собеседника (если вы уверены, что смогли ее распознать) и определить есть ли проблема у вашего собеседника, которая его волнует. Вносить записи в карточку №3 нужно в соответствии с номером того участника, с которым вы будете работать в паре. Потом вы пересаживаетесь к другому собеседнику. И снова отработать задание по схеме, ранее использованной вами. Т.е. читаем предложения с карточки №2 и слушаем нового партнера. Снова пытаемся угадать, кто перед вами на основании услышанных фраз. Догадку фиксируем в таблице №3. И снова перемещаемся к следующему партнеру. Таким образом, каждый из вас сможет встретиться со всеми участниками круга и заполнить таблицу №3.

Можно встречаться с участниками несколько раз в случае, если требуется уточнить догадку. И для этого вам нужно прослушать фразы из его карточки №2 еще раз.

Остальные жители острова, вы должны наблюдать за беседой и фиксировать свои наблюдения в карточке №3. Запрещается задавать друг другу наводящие или прямые вопросы и разговаривать с партнером за рамками роли. Используем ТОЛЬКО тексты карточки №2.

По окончании выполнения этого задания у всех должна быть заполнена карточка №3. Всем всё понятно? У вас есть 6 минут.

НАЧАЛИ! (классный руководитель следит за временем и подаёт сигнал )….

Стоп, время вышло! Вы уже догадались, кто живёт на острове?... Это животные.

У кого не получилось заполнить карточку №3? Что помешало?

Давайте представимся. Каждый участник внутреннего круга встает и называет себя. Например, «Рад представиться! Я – волк!»

У кого из зверей, по мнению жителей острова, могли быть проблемы? (ответы детей)

А как думают наши основные герои? (ответы детей)

Получается, что у каждого героя, так или иначе могла быть какая-то проблема.

Жители острова, вы готовы помочь своим собратьям? Предложите свою помощь! Какой бы она могла быть? (предложения детей)

Что ж, посмотрите, как засветились радостью глаза наших героев. Возьмёмся все за руки и поблагодарим друг друга за участие. (дети берутся за руки)

Вы очень хорошо справились с заданиями и своими ролями.

Вы возвращаетесь в реальную жизнь и выходите из своей игровой роли. Сделать это можно следующим образом (классный руководитель показывает): подойти к участнику, изобразить снятие с него костюма со словами «Ты больше не…. Ты - …. (имя участника)»

4. Заключение. Классный руководитель: Я вернусь к началу нашей беседы… У вас сегодня была возможность стать оСОзнанным СОучастником События. От ваших действий во многом зависел и результат: жизнь на острове.

Подумайте: разве в реальной жизни не так? Попробуйте сейчас провести аналогию с реальной жизнью. (ответы детей)

Как часто бывает, что мы слушаем и не слышим друг друга, делаем многое, не осознавая реальности происходящего, не задумываясь о последствиях своих действий, недооцениваем тех, кто рядом и почему-то виним их в своих просчётах, не видим, не слышим боли другого, не умеем или разучились сопереживать ближнему, не осознаём ценности жизни своей и близких.

Взаимодействуя с другими, мы учимся жить… Кто живёт осознанно, совершает меньше ошибок! Пусть ваша жизнь будет полна событий, каждый миг которых вы будете проживать осознанно, с открытым сердцем и добрыми помыслами.

5. Рефлексия.

Спасибо Вам за то, что стали Событием в моей жизни. И хотелось бы узнать ваше мнение о сегодняшней встрече. (Классный руководитель раздаёт листочки с вопросами и вариантами ответов; дети отвечают)

Всего доброго!



Приложение 1

Конверт 1

Задание № 1

Пингвин. Ведёт себя тихо, скромно и незаметно. Боится скандалов. Друзей не завёл, но и врагов нет. Птица он редкая и необычная. Пытается убедить окружающих в том, что он никому не мешает, что ему можно доверять.

Задание № 2

1. А вдруг я не справлюсь с возложенной на меня миссией….и потеряю наследника.

2.Яйцо – великая драгоценность!

3.Один человек назвал меня глупым… жирным… и решил, что я прячу своё тело в утёсах. Обидно!

4.Говорят, что вместе выжить легче. Согласен. У нас без группы поддержки – смерть.

5.Мне идёт фрак?

6. Я плаваю лучше, чем летаю.


Конверт 2

Задание № 1

Верблюд-«пенсионер». Осторожен, подозрителен и замкнут. За свою жизнь успел накопить опыт проживания в зоопарке. Живёт скромно. Вдовец. Ему в голову приходят мысли, что все ждут его смерти, хотят стереть память о нём.

С окружающими он подозрителен и недоверчив.

Задание № 2

1.На здоровье не жалуюсь, на окружающих – плюю.

2.Я внешне не красавец. Зато вынослив и могу выжить в пустыне.

3. Этим миром правят сильные руки и острая сталь — не верь тому, кто скажет тебе другое…

4.Когда ко мне обращаются, я научился делать вид, что не слышу.

5.С чужих рук не ем, чтоб отраву не принять!

6.С кем приходится общаться? Неудачники, выскочки и мошенники. Они повсюду.







Конверт 3

Задание № 1

Зебра. Страдает от толпы сородичей и недостатка внимания. Рутина и однообразие жизни её измучили. Нет возможности выйти на мировые просторы и покорить всех своей красотой. Только это может изменить её жизнь и открыть новые горизонты.

Основной посыл в общении с окружающими – безысходность, обида на жизнь, надежда на будущее.

Задание № 2

1.Африка мне часто снится.

2.Удивительно, что меня видят только в чёрно-белом цвете. Я и в других могла бы быть привлекательной.

3.Я устала жить в стаде, где всех чешут под одну гребёнку. Хотя мой гребень, попробуй, расчеши!

4.На мне такой скверный костюм в полоску. Сейчас в таких даже не хоронят.

5.Я умею спать стоя, хотя иногда копыта болят.

6.Мои сородичи, хоть и краше лошадей, но совсем не хотят работать над имиджем.


Конверт 4

Задание № 1

Слон. На вид большой, сытый, спокойный и надёжный. Походка уверенная, семимильная. Часто грустит о крыльях. Живёт незаметно-заметно. Иногда резвится сам себе устраивая душ. Без вредных привычек и врагов. У него глубоко в душе сидит обида, которая тщательно скрывается.

Задание № 2

1.Я – герой басни, которого не приметили.

2.Я написал стихи о своей мечте. Сейчас расскажу. Слушай!

Ах, это чудесно! Свободно, легко,
Не зная забот и печали,
Ушами взмахнуть - и взлететь высоко…

3.Боюсь мышей и мелких лающих собак.

4.Диета – это не моё.

5.В песне я розовый.

6.Мой нос - семерым нос!



Конверт 5

Задание № 1

Мартышка. Как хочется простора, а кругом полным - полно сородичей. Все кричат, носятся по веткам, кусаются, отнимают друг у друга пищу, дерутся. Радость доставляет только жених – молодой самец и шанс изменить жизнь. Мечтает сбежать подальше и больше не возвращаться.

Задание № 2

1.Люблю смотреться в зеркало. Правда, я умная и красивая?!

2.Хочешь угощу тебя бананами?

3. Мой девиз: жизнь хороша и жить – хорошо! А я так люблю все прекрасное, легкое, веселое, вкусное! Вот так и лежала бы все дни на солнышке и наслаждалась!

4.Людей не люблю. Хоть мы с ними, говорят, дальние родственники.

5.Я сама не была в Космосе, но вот мои сородичи летали.

6.Говорят у меня склероз. Вы не видели мои очки?


Конверт 6

Задание № 1

Лев. В прошлом – свободный и активный самец в прайде. Ныне – ленивый и растолстевший красавец. Попал на остров случайно. Любит показываться публике. Понимает,что красив и породист. Беспринципный, наглый хам. Ищет повод порычать.

Ищет повод самоутвердиться и развлечься.

Задание № 2

1.Из вас получится отличный бифштекс, милочка!

2. Нарцисс! Ммм, обожаю нарциссы!

3.Вот вам моё глубочайшее презрение.

4.Дорога Королю!

5. Моя территория – мои правила!

6.Я – самый-самый, а вы все – твари дрожащие!

Приложение 2

Карточка № 3. Таблица ролей и проблемы


Номер участника

Роль

Проблема


1





2





3





4





5





6




Приложение 3

Рефлексия

Пожалуйста, ответь на вопросы!

  1. Было ли тебе комфортно на сегодняшнем занятии?

Да Нет

  1. Было ли тебе интересно на занятии?

Да Нет

  1. Было ли сегодняшнее занятие полезно для тебя?

Да Нет







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!