научить в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: «целое уравнение с одной переменной», «корень уравнения», «биквадратное уравнение», «алгоритм решения биквадратного уравнения», «методы решения уравнений».
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в пару со сверстником и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.
-выводят определение биквадратного уравнения, алгоритм решения биквадратного уравнения;
-оценивают результаты своей деятельности на уроке.
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
I. Организационный этап Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Проводит инструктаж по работе с технологической картой. | Учащиеся готовы к началу работы, имеют представление о работе с технологической картой. |
II Вводная беседа. Актуализация знаний. 1. Устный фронтальный опрос: (слайды №1-2). - Чем занимались мы на предыдущих уроках? - Что значит решить уравнение? -Какие уравнения мы решали? - Какие уравнения называются целыми? 2. Устная работа: (слайд 3) 1) Из предложенных уравнений выберите те, которые являются целыми 2)Каким способом можно решить каждое из предложенных уравнений. 8) (х + 4)2- 5(х + 4) = 24 Давайте еще раз проговорим, в чем заключается способ замены переменной и разберем решение уравнения 7 на доске… 3. Решение уравнения на доске методом замены переменной: (х + 4)2- 5(х + 4) = 24 | 1 Обучающиеся отвечают на вопросы устно. 2. Отвечают на вопросы: 2.1 1,2,3,5,6,7,8,9,10, уравнение 4 – не целое. 2.2 1 -метод разложения на множители 2 - метод разложения на множители 3- решение квадратного уравнения 5 - графический метод 6 - метод разложения на множители 7 – метод замены переменной 8,9,10 -------------------------- Один обучающийся решает уравнение с полным комментированием на доске, остальные в тетради. |
Уравнения № 8, 9,10 не можем решить, т.к. не знаем способа решений таких уравнений, у нас недостаточно знаний… Давайте разберем уравнение № 8 На какое уравнение похоже? но у нас 4 степень… давайте выделим квадрат (х2)2 – 5(х2) + 4 = 0 получили двойной квадрат… Недавно мы изучали на информатике двоичную систему счисления, и там очень часто встречалась нам какая «приставка»? т. е. приставка БИ( от латинского bi – дву(х); bis – дважды) – часть сложных слов, указывающих на два признака, две части. Вспомним некоторые слова с приставкой БИ Например: Бинокль-два окуляра, два глаза. Тогда наше «похожее» на квадратное уравнение как можно назвать? - Давайте рассмотрим эти уравнения. Каков их общий вид? - Что представляет собой левая часть уравнения? - Чему могут быть равны коэффициенты? Может ли коэффициент перед х4 быть равен нулю? Почему? - Чему равна правая часть уравнения? - Какие уравнения они вам напоминают? - В чём отличие? - Давайте попробуем вывести определение биквадратного уравнения. Как вы могли бы сформулировать цели урока, тему урока? Это и будут наши цели на урок. Запишите в тетрадь тему урока. | квадратное можно представить 4 как 2*2 БИ, бинарные, «bin» Возможные примеры обучающихся: Бицепс - двуглавая мыщца на руке; Бис – повторное исполнение номера; Биатлон –спортивное состязание, включающее 2 вида: бег на лыжах и стрельба. БИКВАДРАТНЫМ а не должно быть равно нулю. 0 квадратные Уравнение вида , где a,b,c – некоторые числа, причём а ; х – переменная называются биквадратными. Научиться решать биквадратные уравнения. Выработать навык решения биквадратных уравнений…… Решение биквадратных уравнений. |
III. Изучение нового материала 1. Работа над выработкой алгоритма решения биквадратного уравнения (слайд). Попробуем решить уравнение № 3 как мы с вами уже разобрали, что это уравнение можно записать (х2)2 – 5(х2) + 4 = 0 Давайте попробуем его решить и составить алгоритм решения такого вида уравнений. Лист тетради разделите на 2 части – в первой будет решение уравнения, во второй части алгоритм. Кто попробует решить уравнение и составить алгоритм? | заменим х2 Один обучающийся решает у доски с комментированием, на каждом этапе делая вывод (составляет алгоритм). Остальные – в тетради. В итоге: |
|
| Учащиеся выполняют в технологических картах Задание №1. Записывают план решения задания №1. Происходит обсуждение этого плана, его корректировка. |
2. Первичное закрепление нового материала. Решение уравнений на доске Пользуясь алгоритмом решите уравнение № 9 и № 10 из устной работы, вызвавшие затруднения . (2 человека по очереди на доске с полным комментированием) - Проведем анализ решённых уравнений. Биквадратное уравнение – это уравнение 4 степени. Сколько корней может оно иметь? - Примеры, что уравнение имеет 4 корня, 2 корня и не имеет корней нам встретились. Как вы думаете, может ли биквадратное уравнение иметь 1 корень? 3 корня? - Верно, если эти уравнения неполные. Приведите пример биквадратного уравнения, имеющего 1 корень.( - Приведите пример биквадратного уравнения, имеющего 3 корня. - Вернёмся к полному биквадратному уравнению. Решив предложенные уравнения выясните, от чего зависит количество корней биквадратного уравнения. Решение каждого уравнения частично выносится на доску, а именно значение дискриминанта, значение введённой переменной и количество корней, т е Количество корней уравнения | 2 человека по очереди на доске с полным комментированием Ответы об-ся Работа в парах. 1 ряд: Решите уравнения: 2 ряд: Решите уравнение: 3 ряд: Решите уравнение: |
IV.Самоконтроль с самопроверкой по эталону. Задания для самостоятельной работы: Решите уравнение: 1 вариант: 2 вариант: 3 вариант: 6 вариант: Выполните самопроверку(взаимопроверку) по готовому решению. - Поднимите руки те, кто справился с заданием. Молодцы! - Не огорчайтесь те, кто допустил ошибки. Помните, что не ошибается лишь тот, кто ничего не делает! | Обучающиеся решают по вариантам в тетрадях и проверяют по эталону, оценивают свою работу. |
V. Этап оценивания знаний учащихся. Рефлексия. Наш урок подходит к концу. В течение урока вы работали в картах. Оцените себя. Сосчитайте количество правильных ответов («+»). Поставьте себе оценку в соответствие с критериями): Поднимите руку, кто получил «5», «4», «3». Учитель выставляет оценки за работу на уроке самым активным учащимся, комментирует отметки. | Обучающиеся самостоятельно выставляют себе отметки с учетом предоставленных критериев. Обучающиеся поднимают руки с учетом полученных оценок. |
VI. Подведение итогов урока - С каким видом уравнений мы познакомились? - Какой общий вид они имеют? - Каким методом решаются? Перечислите основные этапы этого метода. - Сколько корней может иметь полное биквадратное уравнение? От чего это зависит? | Обучающиеся отвечают на вопросы учителя. |
VII . Информирования учащихся о домашнем задании Задание1:Решите уравнение: 1) 2) 3) 4) Задание 2: Подумайте, как можно решить следующие уравнения. Решите их. | Обучающиеся записывают д\з. |
Технологическая карта учащегося.
Задания, которые нужно выполнить на уроке письменно. | Рекомендации учителя | Ученик ставит в эту колонку знак «+» напротив того задания, которое он выполнял вместе с классом или вместе с соседом по парте. | Ученик ставит в эту колонку «+» напротив того задания, которое он выполнял самостоятельно(быстрее, чем на доске). | Вопросы, которые возникли при выполнении задания или после выполнения задания и которые не удалось выяснить на уроке. |
1.Решить уравнение х4– 5х2 + 4 = 0 Составить алгоритм решения уравнения. | Вспомнить алгоритм решения уравнения методом замены переменной. | | | |
2.Решить уравнение | Применить алгоритм решения уравнения № 1. | | | |
4. Работа в парах. | Применить алгоритм решения уравнения № 1. | | | |
5. Решить уравнение и сравнить с эталоном: | Применить алгоритм решения уравнения № 1. | | | |