СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект по чтению

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект к уроку по чтению 4 класс

Просмотр содержимого документа
«План-конспект по чтению»

КОСПЕКТ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Тема: «Д. Кедрин «Бабье лето», Н. Рубцов «Лебедушка»»

Цель деятельности учителя: расширять представления учащихся о творчестве поэтов: Д. Кедрина и Н. Рубцова ; ознакомить со стихотворениями «Бабье лето» и «Сентябрь»; формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, ассоциативное мышление; развивать поэтический слух детей; накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности; воспитывать художественный вкус.

Планируемые результаты:

Предметные:

- познакомиться с биографией Д. Кедрина и Н. Рубцова

- познакомиться со стихотворениями «Бабье лето» и «Сентябрь»

Личностные:

- развивать творческое и воссоздающее воображение.

Оборудование: учебник «Школа России» 4кл. 2ч., презентация.

Тип урока: открытие нового знания

Этап урока Методы и приёмы

Хроно-метраж

Содержание урока

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный метод: приветствие класса; организация работы с загадкой

1 мин.

- Здравствуйте, ребята.

- Улыбнулись друг другу, и продолжаем урок с хорошим настроением..

- Угадайте загадку 

Жёлтые листья падают с веток

Птицы летят и прощаются с летом

Всё холоднее становятся ночи

За знойным летом следует …

(осень)

– Какие чувства и какое настроение вызывает у вас это время года?

- Почему возникают именно такие чувства и такое настроение? - Сегодня мы будем говорить о осени и познакомимся с новыми стихотворениями.

-Приветствовать учителя.



-Читать, анализировать




-Отвечать на вопросы

Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками

II. Актуализация знаний и мотивация

Практический метод: работа с заголовком

2 мин.

- Откройте ваши учебники на стр. 117-118.

-Прочитайте заголовок.

- Как вы его понимаете? Что такое «бабье лето»? (В сентябре выпадают  прекрасные дни, которые длятся с 14 –по 21 сентября) Солнце припекает, небо чистое, ясное, кажется, лето заблудилось, много паутины. Такое явление называется  «бабье лето». Тёплый и сухой период в середине осени. Температура воздуха достигает 25 – 27 С)

- Кроме того, бабьим летом называют тонкую, легкую паутину, летающую по полям и в лесах, предвещающую сухую осень. Эта паутина ассоциируется с едва заметными седыми прядями волос у женщин, а время теплых и погожих дней - с ее возрастом, который предшествует пожилому и характеризуется относительным расцветом.

- Работать с учебниками



-Объяснять понимание заголовка.






Р.: принимают и сохраняют учебную задачу.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; стро­ят речевые высказывания.

III.Постановка учебной задачи

Словесный метод: беседа

Аудиальный метод: прослушивание стихотворения


2 мин.

- Сегодня мы познакомимся со стихотворением Дмитрия Борисовича Кедрина «Бабье лето»

- Давайте сначала прослушаем данное стихотворение в аудиозаписи.




- Слушать








Р.: осмысляют учебный материал;

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; стро­ят речевые высказывания.

IV. Открытие нового знания

Словесный метод: анализ стихотворения

Словесный метод: беседа по прослушанному стихотворению













Словесный метод: подбор синонимов









Словесный метод: подбор антонимов

















Практический метод: поиск эпитетов









Словесный метод: беседа

















Словесный метод: знакомство с новым стихотворением и новым автором

Словесный метод: беседа по прослушанному стихотворению

























Практический метод6работа с приёмами олицетворения







Словесный метод: словарная работа

5 мин.

- Ваши впечатления от стихотворения.

- Что представляли, когда слушали стихотворение? (Солнце ярко светит. Листья шуршат под ногами. Лёгкая паутинка летит. Птицы прощаются и кружат)

- Если бы вам нужно было бы нарисовать иллюстрацию к этому стихотворению, какие краски вы использовали бы? (Мы использовали бы жёлтые, зелёные, оранжевые, красные цвета)

- Если бы вам надо было бы написать музыку к этому стихотворению, то какую музыку выбрали бы? (Мы выбрали бы тихую, печальную, спокойную, грустную мелодию)

-Поставим перед собой  задачу, чтобы  лучше проникнуть в тайны художественного слова, понять мысли и чувства поэта  давайте выясним значения слов, которые вы не знаете, и объясним смысл непонятных выражений.

- Что такое синонимы? (Слова , различные по звучанию, но одинаковые по лексическому значению)

- Подберите синонимы к словам:

 зябкий (мёрзлый, закоченевший, ледяной, промёрзший, застывший, студёный);

быстрый (стремительный, ходкий, моментальный, мгновенный, молниеносный, проворный);

Что такое антонимы? (слова , противоположные по лексическому значению)

- Подберите антонимы к словам:

зябкий (горячий, жаркий, знойный, тёплый);

поздний (ранний).

- Объясните значение слов:

щёлка- маленькая щель, отверстие

слаже- слаще, приятнее, лучше

пряжа- нити , полученные прядением.

заслоня- закрыв, сделав невидимым , недоступным

- Что такое эпитет? (образно – выразительное средство, художественное определение, слово или словосочетание, определяющее лицо, действие или предмет с позиции автора. Отличается от простого определения художественной выразительностью.)

- Прочитайте стихотворение. Назовите эпитеты, вместе  со словами, к которым они относятся.

(Бабье лето, прощальное тепло, позднее солнце,  зябкого денька, паутинок лёгких, дождик быстрый, , зимней тьмы)

- Как поэт говорит о паутинках? Почему? (Паутинки белого цвета. Блестят на солнце. Похожи на серебро)

- Как поэту удаётся показать, что осень скоро уступит место зиме? Найдите подтверждение в стихотворении. («Дни прощального тепла» «Паутинкам серебристым. Жить осталось два - три дня»)

- Посмотрите на  строфы этого стихотворения.

- Сколько строк входит в каждую строфу?

- Как называется такая строфа? (Строфа ,в которую входит четыре строки называется четверостишьем)

Вспомним , что такое рифма? (Рифма – это звуковое совпадение, связывающее окончания или несколько строк.)


-Сегодня мы также познакомимся со стихотворением Н. Рубцова «Сентябрь»

-Давайте прослушаем это стихотворение.

- Ваши впечатления от стихотворения.

- Что представляли, когда слушали стихотворение? (покой, реку, багряную рощу, множество ягод, лай, ветер и грусть)


- Какую картину вы бы нарисовали к этому стихотворению?

- А какую мелодию вы бы написали?

В стихотворении мы слышим и радостные, торжественные ноты в начале стихотворения:

Слава тебе, поднебесный
Радостный краткий покой!

Радуюсь громкому лаю,
Листьям, корове, грачу...

- И спокойные, даже немного  грустные нотки в конце:

В бездне таится небесной
Ветер и грусть октября...

- Стихотворение написано, как бы  на одном дыхании 16-строчьем. Три предложения восклицательных, автор хочет передать нам своё немного взволнованное настроение от прихода осени, которой он восхищается и грустью от приближающейся зимы.

- Николай Рубцов в своём стихотворении использовал приёмы олицетворения.

-Кто может их назвать? (наделение неодушевленных предметов живыми качествами:  «..блеск…играет», «..праздник…нагрянул..», «…ветер и грусть…говоря..»)

- Для того, чтобы нам лучше узнать стихотворение, что бы должны сделать? (выяснить значение непонятных слов)

БАГРЯНЫЙ- насыщенно красный.

СЕНИ - нежилая часть дома, соединяющая жилое помещение с крыльцом или разделяющая две половины дома (в деревенских избах и небольших городских домах).

ЗЛАТОГРИВЫЙ- золотой гривой; с гривой золотистого цвета.

- Золото – это цвет осени.  В стихотворении использованы повторы нескольких строк, что позволяет глубже почувствовать настроение автора.

- Яркие и  образные  определения помогают нам услышать всю музыкальность стихотворения Николая Рубцова.

- На стихи поэта написано более 130 музыкальных произведений: песен, баллад, романсов

-Работать с учебником

-Отвечать на вопросы















-Отвечать на вопросы



-Подбирать синонимы к словам







-Подбирать антонимы к словам























-Самостоятельно читать

-Искать эпитеты





- Отвечать на вопросы

















-Слушать и анализировать стихотворение

-Высказывать своё мнение.

-отвечать на вопросы

























-Поиск приёмов олицетворения

-Называть найденные приёмы







-Поиск значения слов в толковом словаре





-Слушать

Р.: контроль, коррекция выводов

П.: осуществляют по учебнику поиск необходимой информации; дополняют и расширяют знания.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.









Р.: контроль, коррекция выводов

П.: осуществляют по словарю поиск необходимой информации; дополняют и расширяют знания.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.























Р.: контроль, коррекция выводов

П.: осуществляют по строчкам стихотворения поиск необходимой информации

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.















Р.: контроль, коррекция выводов

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.





























Р.: контроль, коррекция выводов

П.: осуществляют по толковому словарю поиск необходимых слов; дополняют и расширяют знания.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

V.Включение в систему знаний

Словесный метод: обобщение урока










5 мин.

-Какие стихотворения, мы сегодня изучили?

-Чем эти стихотворения похожи?

- Что больше всего вам запомнилось из строчек стихотворений?

-Назовите авторов написавших эти стихотворения.


- Отвечать на вопросы

-Подводить итог урока












Р.: осмысляют учебный материал;

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; стро­ят речевые высказывания.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

VI. Рефлексия деятельности (по продукту)

Словесный метод: подведение итогов, объяснение домашнего задания

1 мин.

- Скоро прозвенит звонок и закончится урок.

-Оцените свою работу на уроке.

-Запишите домашнее задание: на выбор подготовить выразительное чтение одного из стихотворений

- Записывать домашнее задание

Л: самооценка;

П.: рефлексия способов и условий действий.





Тема: С.А. Есенин «Лебёдушка»

Тип урока: изучение нового материала

Цель: Раскрыть в детях такие качества, как сострадание и милосердие через содержание литературных образов стихотворения «Лебедушка» С.Есенина.

Задачи:

Обучающие: Продолжить знакомство с произведениями великого русского поэта С. Есенина; работать над навыком выразительного чтения стихотворения, учить видеть художественные особенности поэтического слова, близкого к устному народному творчеству;

Развивающие: Развивать речь учащихся, внимание, творческое воображение, используя прием словесного рисования; развивать эмоциональное восприятие окружающего мира;

Воспитательные: Воспитывать интерес к предмету, культуру общения, любовь к природе, чуткое и бережное отношение ко всему живому.

УУД:

ЛИЧОСТНЫЕ: развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания.

ПРЕДМЕТНЫЕ: Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания и составление текстов в устной и письменной формах; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждения.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

Познавательные УУД: формировать умение анализировать, синтезировать. Оценивать прочитанное с целью подготовки к анализу стихотворения, к выразительному чтению.

Коммуникативные УУД: формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно- речевой ситуацией, строить монологическое доказательное высказывание.

Регулятивные УУД : формировать способность принимать учебную цель и задачу, планировать ее реализацию.

Оборудование урока:

- мультимедийные презентации:

1) краткая биография С.Есенина,

2) видеоряд к стихотворению;

- портрет композитора П.И.Чайковского;

- музыкальный фрагмент произведения П.И.Чайковского «Танец маленьких лебедей»; тесты, листы самооценки.

Ход урока

1.Организационный момент.

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела,

Так скорей, друзья, за дело!

- Ребята, сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Повернитесь и поздоровайтесь с ними.

- Садитесь.

2.Постановка учебной задачи.

- Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством удивительного поэта

Он так любил, что мы забыть не в силах

Тоску поэта, радость и печаль,

Ведь главная любовь его - Россия -

Земля добра и голубая даль.

И в дом его со ставнями резными

По-прежнему мы входим не дыша.

Сергей Есенин - то не просто имя, -

России стихотворная душа…

-Почему с этих строк я начинаю наш урок? Кому они посвящены?

Правильно, Сергею Есенину!



Слайд № 2 ( фото С.А.Есенина).

3. Рассказ о Есенине (Презентация «Биография С.Есенина»)

Слайд № 3

- С.А.Есенин родился в Рязанской губернии, в селе Константиново 21 сентября 1895 года. Это было тихое, чистое, утопающее в садах село. Раздольные красивые заливные луга.

Родители Есенина были бедные крестьяне.

Когда мальчику исполнилось 2 года, они отдали его на воспитание в зажиточную семью деда по матери. Среди мальчишек он всегда был большим драчуном и ходил всегда в царапинах. Целые дни проводил на природе. Любил поля, луга своего родного села, радовался и белой березке, и душистой черемухе, любил цветы, животных.

В зимние вечера любил слушать бабушкины сказки, народные песни.

Хотелось ему и самому сочинять. Свои первые стихи он сочинил в 9 лет. Школу окончил с Похвальной грамотой. Родители хотели, чтобы он был учителем, но Есенин не хотел и уехал в Москву, когда ему исполнилось 17 лет. Первые стихи появились в 19 лет. А в 21 год вышла первая книга его стихов.

Основная тема творчества Есенина – тема Родины. Родина для него – это его деревня, мир большой природы, мир разнообразных и глубоких человеческих переживаний, чувств. В этом мире живет своей самостоятельной жизнью каждая росинка, каждый стебелек. Они грустят и радуются, засыпают и пробуждаются, надеются и верят. Все – и деревья, и растения, цветы и птицы, земля и небо – живет в этом мире одухотворенной таинственной жизнью.

Проверка д/з:

-К сегодняшнему уроку я просила вас вспомнить известные  вам строки стихотворений С.Есенина. Давайте же ненадолго окунемся в мир поэзии! (Дети читают стихи).

Слайд № 4

Черемуха

Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.

Белая береза

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.


-Ребята, мы собрали с вами чудный букет из Есенинских строк.

-Ребята, сколько света, добра и радости в стихах Есенина! Но очень часто бывает, что доброе, чистое, нежное вынуждено бороться со злом, насилием, жестокостью . Вечная тема добра и зла волновала многих людей .Не оставила она равнодушным и С. Есенина, человека чуткого, легко ранимого.


4. Подготовка к восприятию стихотворения.

-Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением С. Есенина «Лебедушка»

Слайд № 5 (книга с названием) Откройте учебники ____________

Предположите, о ком будет идти речь? Что знаете об этих птицах?

Сообщение детей (проверка Д/З)

Лебедь - величавая и грациозная птица. Стая летящих лебедей - это редкое по красоте зрелище. Люди издавна почитали этих птиц как символ чистоты и благородства. В Англии ещё шестьсот с лишним лет назад лебедь-шипун был объявлен королевской птицей. Сейчас английской королеве принадлежит около 20 тысяч лебедей.

Лебеди летают со скоростью 60-80 км/час. Бывали случаи, когда самолеты сталкивались с лебедями и вынуждены были совершать посадку из-за повреждений. Лебеди очень агрессивные и задиристые птицы. Они не терпят на своей территории никого, кроме своего брачного партнера и птенцов. На всех остальных лебедь набрасывается, как на заклятых врагов. Именно поэтому на одном пруду всегда живёт только одна пара. Так они живут всю жизнь в течение 30-40 лет, если их никто не потревожит.

В древности лебедям приписывали голос необыкновенной красоты. По поверью, они в час смерти поют чудесную песню, полную тоски и отчаянья. Но, к сожалению, лебеди не поют. Они шипят, трубят, а когда ухаживают за птенцами, лают по-собачьи. Кроме белых лебедей, существуют ещё чёрные лебеди в Австралии и черношейные в Южной Америке.

- Послушайте стихотворение С.Есенина «Лебёдушка», а представленные картины помогут вам ярче представить историю, написанную поэтом.

5. Чтение стихотворения (аудиозапись) с сопровождением презентации к стихотворению.

Слайд № 6

- Какое настроение, чувства вызвало у вас это стихотворение?(Чувство грусти, печали).

-Ребята, а на сколько частей вы бы разделили это произведение и какие это части?

1.Описание природы.

2. Прогулка Лебедушки с лебежатами.

3. Появление орла.

4. Смерть Лебедушки.

- Кто главные герои стихотворения? (лебёдушка, лебежатушки, орел).

6. Физминутка:

Руки подняли и помахали                                       В сторону руки, плавно помашем -

Это деревья в лесу.                                                   Это к нам птицы летят.

Вниз опустили  и увидали -                                     Как они сядут, тоже покажем:

Ветер сбивает росу.                                                  Крылья сложили назад.

7. Самостоятельное чтение стихотворения вслух учащимися по цепочке

Слайд №7

- А теперь попробуем выразительно почитать это стихотворение. Проведем для начала речевую разминку:

Скажи погромче слово гром, 
Грохочет слово, словно гром.

Скажи потише “шесть мышат”,
И сразу мыши зашуршат.

-Какой литературный жанр напоминает произведение? (Русскую народную песню, сказку).

-Если произведение похоже на народную песню, как надо его читать? (Мелодично, с оттенками нежности).

Будем читать стихотворение и наблюдать за картинами, которые рисует поэт Сергей Есенин с помощью слов. Попробуем увидеть краски, услышать звуки природы.

1 часть     Прочитаем 1,2,3 строфы – ТИХО, НЕЖНО

 Какие картины природы рисует поэт? (подымалась красна зорюшка, загорались сосны ярким пламенем, роса жемчужная, озеро серебряное, камыши перешептывались). У автора здесь – природа живая, наступает прекрасное раннее утро.

2 часть  Прочитаем с 4 по 11 строфы.  (картинка лебедя) ТИХО

Как  гуляла лебедушка со своими детками? С чем сравнивается лебедь?


Понаблюдаем за особенностью поэтического слова. Объясним значение таких словосочетаний:

Слайд № 8

гладь зеркальная     -     водная поверхность прозрачная, как в зеркале

- тихая заводь            -      небольшой залив в реке с замедленным течением

- молчаливый затон   -    длинный нетронутый залив реки

- трава шелковая        -  нежная  

- тихозвонные ручейки  - спокойно протекающие        

- росинки серебристые  - роса прозрачная, под серебро

- цветы лазоревые       -  светло-синий тон

- волны пряные            - издающие запах      

3 часть  Прочитаем 12,13,14 строфы - ГРОМКО

      Как автор показывает, что лебедь была хорошей матерью?

Подберите синонимы к слову дозорила (охраняла).

4 часть  Прочитайте отрывок, где появился молодой орел   (15-21 строфы) -ТРАГИЧНО

- С чем автор его сравнивает? (Со стрелой, чёрной тучей). Почему?

- Найдите и прочитайте, как орёл высматривал добычу.

Замените слово «доблестный» синонимом (отважный, храбрый, воинственный)

      Найдите отрывок,   где автор описывает внешность орла. (картинка орла)

      Орел – хищная птица семейства ястребиных. Питается грызунами и птицами.

5 часть  Найдите и прочитайте то место, где лебедь заметила врага (22-27 строфы)- ТРЕВОЖНО

Как она себя вела? (23 строфа) Как защищала своих детей?

Какой момент считаете самым тревожным? (24-25 строфы) Самым трагическим?

Строфа – 28 ТИХО, СПОКОЙНО

 Какое чувство раскрылось в поступке Лебедушки?

Чувство любви, самоотверженности, самопожертвования.

Лебедь не пожалела своей жизни, чтобы спасти детей

- Как вы думаете, чему учит это стихотворение? (Стихотворение учит любить природу, все живое, учит любить Родину, видеть красоту родной природы, учит сопереживать, сострадать.)

Главная мысль - Лебедь погибает, но не погибает добро, трепетная глубокая нежность, не погибает любовь матери к свои детям.

Лебедушка восхищает своей смелостью, преданностью своим детям. Она восхищает  тем, что своей жизнью пожертвовала ради спасения жизни своих детей.

Все осталось в природе, только нет лебедушки. Но глубокая нежность, любовь матери к своим детям не погибла.


8. Работа в группах над содержанием текста.

- Сейчас поработаем в парах. Я приготовила задание. Вам надо ответить на вопросы по содержанию текста. (Раздать карточки)

Задание

  1. Какую картину рисует поэт в начале стихотворения?

А) картину заката,

Б) картину рассвета,

В) картину жаркого летнего полдня,

Г) картину ясной летней ночи.


  1. Зачем лебёдушка стала звать лебежатушек на луг?

А) спрятаться,

Б) пощипать траву душистую,

В) поиграть в игру весёлую,

Г) быть подальше от опасности.


  1. Какая «туча чёрная» надвигалась на лебёдушку с лебежатушками?

А) змея,

Б) коршун,

В) сокол,

Г) орёл.

4.Как лебёдушка заметила опасность?

А) услышала крик,

Б) услышала приближающийся шум,

В) увидела отражение крыльев орла в воде,

Г) случайно посмотрела в нужную сторону.

5.Чем закончилось стихотворение?

А) лебёдушка и лебежатушки спаслись,

Б) лебёдушка погибла, а лебежатушки спаслись,

В) лебёдушка и все лебежатушки спаслись,

Г) лебёдушка и почти все лебежатушки спаслись, спасся только один лебежонок.

1-б, 2-б, 3-г, 4-в, 5-б

Взаимопроверка выполненных заданий в группах ( ответы на доске)

9. Поэтический мир есенинской поэзии насыщен художественными приемами: эпитетами, сравнениями, олицетворениями

Найдите и отметьте в стихотворении олицетворения, эпитеты, сравнения

Слайд №9

Эпи́тет — определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения, выражается преимущественно именем прилагательным.

Сравнение – это сопоставление изображаемого предмета или явления с другим предметом по общему для них признаку. 

Олицетворение – наделение неодушевлённых предметов свойствами живых существ.

Дети зачитывают олицетворения.

- зорюшка рассыпала лучи, сосны наряжали, камыши шепталися, перешёптывались лилии, цветы улыбались.

Дети зачитывают сравнения

Лебедушка, словно зоренька; росинки, словно жемчуг; орел, как точка черная; орел, как стрела; перья, словно брызги.

Дети зачитывают эпитеты

Покрывала златотканые, озеро серебряное, белоснежная лебёдушка, колечки изумрудные и др.

10. Слушание отрывка из музыкального произведения П.И.Чайковского

Нет лебедушки, но она подарила жизнь своим детям. Но лебедушка возвращается к нам в музыкальных произведениях.

Слайд № 10

Так, русский композитор П. И. Чайковский написал музыку к балету «Лебединое озеро», послушайте отрывок и составьте синквейн, который поможет нам представить характер героини.

Слайд № 11 ( синквейн)


1. Лебёдушка

2. Нежная. Заботливая. Красивая. Белоснежная.

3. Заботилась. Дозорила. Спасла.

4. Она любит детей до смерти. В опасности думает о детях.

5. Мать. Святая.

Слайд № 12

11. Игра «Если бы я был волшебником…»

- Не хочется заканчивать урок на грустной нотке. Давайте представим, если бы вы были волшебниками, что бы вы изменили в этой истории?

(Дети высказывают свои версии.)

-А мне хотелось бы закончить урок словами из стихотворения:

Друзья, учитесь верности у Лебедей!
Любите так, 
Как любят эти птицы!
Ведь если взять вселенную, 
Ни с чем...
Любовь такая не сравнится.
Они не люди, 
Но какая стать,
Какая нежность, 
Преданность друг другу.
Их чувство невозможно передать,
Оно подобно истинному чуду!

- Если урок научил вас быть хоть чуточку добрее, значит, вместе с поэзией Есенина вы прониклись в мир милосердия, сострадания.

- Всех благодарю за работу на уроке.

Выставление оценок за работу на уроке. Заполните, пожалуйста, карточку самооценки

14. Домашнее задание.

1.Выучить наизусть понравившийся отрывок, нарисовать к нему иллюстрацию.