СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПЛАН-КОНСПЕКТ ПО ЛИТЕРАТУРЕ. 5 КЛАСС. Истоки басенного жанра. Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Может быть использован учителями литературы

Просмотр содержимого документа
«ПЛАН-КОНСПЕКТ ПО ЛИТЕРАТУРЕ. 5 КЛАСС. Истоки басенного жанра. Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века»


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Литература

5 класс


Тема: « Истоки басенного жанра. Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века»



 Тип урока: изучение нового материала.


Цель: расширить представление о басне как об одном из старейших жанров литературы; дать представление о возникновении и развитии басенного жанра, познакомить детей с именами известных баснописцев; развивать познавательные интересы учащихся, навыки выразительного чтения.

Задачи урока:

Предметные: изучение основных фактов из жизни и творчества баснописцев; развитие навыков правильного, беглого и выразительного чтения вслух.

Метапредметные: оценивание правильности выполнения учебных и иных задач.

Личностные: воспитывать неравнодушное отношение к проблемам, затронутым в произведениях баснописцев.


Методы: объяснительно-иллюстративный (презентация, слово учителя): проблемного изложения (метод эйдетики); частично-поисковый (работа с текстом, работа с таблицей).

УМК (учебно-методический комплект): Учебник для 5 класса. Литература. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. – М.: Просвещение, 2013.


Средства обучения: презентация, проектор и ноутбук, доска, мел, распечатанные тексты басен Эзопа и Лафонтена.





  1. Организационный момент.

  1. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Слово учителя

- На сегодняшнем уроке мы будем говорить о басне. Об истоках этого жанра. Узнаем, много ли было на свете баснописцев, и постараемся запомнить их имена.( Слайд1)

3. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

Вашим домашним заданием было прочитать статью учебника о родах и жанрах литературы на стр.49.

- Как вы поняли, что такое жанр и род литературы?

- Вспомните, произведения каких жанров вы читали?

- К каким родам литературы они относятся?

(По итогам проверки домашнего задания составляем таблицу в тетрадях)

Роды и жанры литературы
      

Роды литературы

Жанры

Эпос

Рассказы, повести, романы

Лирика

Стихотворения, поэмы

Драма

Пьеса-сказка, драма

 

Пояснения учителя по ходу записи:


Роды и виды литературы – это способы образного восприятия действительности , большие группы литературно-художественных произведений.

Эпические произведения повествуют о событиях, происходящих с героями произведения, их взаимодействии с другими героями.

Лирические произведения передают чувства, мысли, переживания человека.

Драматические произведения изображают действия, в которых участвуют герои. Предназначены для постановки на сцене.


  1. Этап осознания и восприятия нового материала.

1) Работа с литературоведческими терминами (запись в тетради)

Басня – это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл. (Слайд 2)

- Басня высмеивает человеческие пороки. Действующими лицами обычно являются животные, растения, предметы.

Аллегория – иносказательное изображение предмета или явления для того, чтобы наглядно показать его черты (волк – злой человек, лиса – хитрый человек - продолжить ряд…)(Слайд3)

- В басне обязательно есть мораль.

Мораль – это начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом.(Слайд4)

2) Баснописцы.

- Какой баснописец знаком вам с раннего детства? (И.А. Крылов)

- Но история басни началась не с Крылова. Басня - очень древний жанр. Один из самых известных баснописцев Эзоп.


Сообщение уч-ся об Эзопе

Он жил в 6 в до н.э. в Древней Греции. Был рабом и имел непривлекательную внешность (горбун), но обладал необычайно острым умом. Он сочинил много басен, которые потом были переработаны другими баснописцами.

Существует выражение «эзопов язык» - это иносказательная, образная, аллегорическая речь. (Слайд5)Связано это выражение с именем Эзопа.

      Подготовленные ученики читают басни Эзопа .


ВОРОН И ЛИСИЦА

      Ворон унес кусок мяса и уселся на дереве. Лисица увидела, и захотелось ей заполучить это мясо. Стала она перед вороном и принялась его расхваливать: уж и велик он, и красив, и мог бы получше других стать царем над птицами, да и стал бы, конечно, будь у него еще и голос. Ворону и захотелось показать ей, что есть у него еще и голос: выпустил он мясо и закаркал громким голосом. А лисица подбежала, ухватила мясо и говорит: «Эх, ворон, кабы у тебя еще и ум был в голове, — ничего бы тебе больше не требовалось, чтобы царствовать». Басня уместна против человека неразумного.

ЛИСИЦА И ВИНОГРАД

      Голодная лисица увидела виноградную лозу со свисающими гроздьями и хотела до них добраться, да не смогла; и, уходя прочь, сказала сама себе: «Они еще зеленые!»
      Так и у людей, иные не могут добиться успеха по причине того, что сил нет, а винят в этом обстоятельства.

ВОЛЫ И ОСЬ

      Волы тянули телегу, а ось скрипела; обернулись они и сказали ей: «Эх ты! Мы везем всю тяжесть, а ты стонешь?»
      Так и некоторые люди: другие трудятся, а они притворяются измученными.

ЛИСИЦА И СОБАКИ

      Лисица пристала к стаду овец, ухватила одного из ягнят-сосунков и сделала вид, что ласкает его. «Что ты делаешь?» — спросила ее собака. «Нянчу его и играю с ним», — отвечала лисица. Тогда собака сказала: «А коли так, отпусти-ка ягненка, не то я приласкаю тебя по-собачьему!»
      Басня относится к человеку легкомысленному, глупому и вороватому.


- В 18 веке при дворе Людовика 14 жил писатель Жан де Лафонтен.

Подготовленный ученик(сообщение о Лафонтене)

Он понял, что басни, которые писал Эзоп 23 столетия назад, продолжают оставаться важными для людей, и тоже стал сочинять и перерабатывать басни. Басни Лафонтена написаны уже стихами.


Подготовленный ученик читает басню Лафонтена «Лисица и виноград».

Лис-гасконец, а быть может, лис-нормандец

(Разное говорят),
Умирая с голоду, вдруг увидел над беседкой
Виноград, такой зримо зрелый,
В румяной кожице!
Наш любезник был бы рад им полакомиться,
Да не мог до него дотянуться
И сказал: "Он зелен -
Пусть им кормится всякий сброд!"
Что ж, не лучше ли так, чем праздно сетовать?


- В России писатели 18 - 19 веков тоже писали басни: Михаил Васильевич Ломоносов, А.П.Сумароков, В.И.Майков, И.И.Дмитриев. Некоторые современные писатели тоже используют этот жанр в своем творчестве. Но самым известным баснописцем, конечно же был и остается Крылов. (Показ портретов писателей) (Слайд6)



3).Работа с текстами басен.

Ребята, а что общего во всех баснях? (Ответы учащихся).

Какова мораль?


5. Подведение итогов урока.

- Что такое басня?

- Что такое мораль?

- С именами каких баснописцев мы познакомились на сегодняшнем уроке?

- Ребята, а вы хотели бы попробовать себя в роли баснописцев? Если бы вам сейчас предложили написать басню, какие человеческие пороки вы бы в ней отразили? Каких героев выбрали?

6. Рефлексия.

Составьте синквейн на тему «Басня как жанр».

Басня.

Интересная, смешная.

Учит, высмеивает, осуждает.

Имеет много общего со сказкой

7. Домашнее задание. Попробуйте дома самостоятельно написать свою басню, в ней необходимо отразить человеческие пороки. (Или стр. 79 вопрос № 7)

Использованные источники

https://vsebasni.ru/ezop/

Учебник для 5 класса. Литература. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. – М.: Просвещение, 2013.