СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План конспект по литературе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План конспект по литературе»




ООО «ИНФОУРОК»





План-конспект урока

по литературе

в 6 классе

на тему «Нравственная проблематика рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского»











Разработал: Игонина Ирина Юрьевна

ФИО
















Дальнее Константиново,2020

Результаты стажировки

1. Результаты посещения уроков– оформление одного посещенного урока в виде технологической карты.

Урок литературы в 6 классе «Нравственная проблематика рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского»

Технологическая карта посещения урока


В основу данного инструмента положен метод «опорных вопросов». Данный инструмент задает определенную логику анализа урока, соответственно в первой колонке обозначены вопросы, ответы на которые с нашей точки зрения позволят продвинуться в понимании технологии проектирования уроков, ориентированных на реализацию системно – деятельностного подхода.

Технологическая карта включает колонки:

- опорные вопросы,

- комментарии (предполагается, что педагоги, посетившие учебное занятие фиксируют в данной колонке свои мысли-ответы на поставленные вопросы) – анализ с позиции внешнего наблюдателя,

- примечания (здесь записываются ответы - комментарии учителя, проводящего учебное занятие) – анализ с позиции разработчика.



  1. Мотивационно – ориентировочный этап

Опорный вопрос к этапу урока

Общая характеристика этапа

Каково назначение данного этапа учебного занятия?

Основная задача данного этапа - создание проблемной ситуации, противоречия между имеющимся учащимся опытом в виде ЗУНов, моделей поведения, эмоционально – ценностных отношений и недостаточностью данного опыта для эффективных действий в предлагаемой новой ситуации. Здесь возникает учебно-познавательный мотив, направляющий мыслительную деятельность обучающихся и происходит ориентировка в системе действий.

Опорные вопросы к структуре и содержанию

мотивационно – ориентировочного этапа

Комментарии


Примечания

Какие приемы использовал учитель для актуализации опыта учащихся (решения предметных задач, осуществления учебной деятельности, жизненного опыта)?

Создание проблемной ситуации с помощью вопросов «Что такое добро?» «Кто для вас является добрым человеком?» «Как вы понимаете эпиграф к рассказу»


Учащиеся приводят примеры из жизни, из собственного опыта, готовятся к дальнейшей работе

Как учитель фиксировал успешность практического

действия учащихся на освоенном предметном материале?

Словесная оценка (нравственно-эстетическая)


Оценка осуществлялась с точки зрения способности учащихся ясно выражать свои мысли, устанавливать причинно-следственные связи, строить речевое высказывание.

Каким образом учитель создал конструктивный конфликт «знания – не знания», «умения – неумения»,

«понимания – не понимания» в уже знакомом учащимся предметном материале?

Были прослушаны два мини доклада, заранее подготовленные «сильными» учащимися, затем на интерактивной доске дети размещали фразы в 2 колонки

Данная работа способствует развитию у учащихся умения критического оценивания, развития регулятивных УУД (ориентирование в ситуации, целеполагание)

Кем и каким образом было зафиксировано учебное

затруднение, представляющее главный вопрос урока?

Зафиксировано на доске, учащиеся сформулировали главный вопрос с помощью учителя


Способствует развитию познавательных УУД (формулирование идеи, установление причинно-следственных связей)

  1. Операционно - исполнительский этап

Опорный вопрос к этапу урока

Общая характеристика этапа

Каково назначение данного этапа?

Операционно –исполнительский этап представляет собой решение поставленной на предыдущем этапе учебной проблемы, реализуется в форме совместно – распределенной учебной деятельности, предполагающей разные формы учебного сотрудничества и учебной коммуникации

Опорные вопросы к структуре и содержанию

операционно-исполнительского этапа

Комментарии


Примечания

В какой форме была сформулирована цель учебного занятия (прогностическая модель ожидаемого результата; гипотеза, предположение и др.)?

Прогностическая модель ожидаемого результата.



Организация коммуникативного взаимодействия на основе анализа прозаического произведения

Была ли построена и кем ориентировочная основа

предстоящей учебной деятельности?

Была подобрана система задач, требующих выполнения действий, организован процесс усвоения материала с помощью обратной и то есть возможность коррекции действий. При этом любой ученик мог с первого раза безошибочно выполнить любое задание, для которого у него имеется соответствующая ориентировочная основа.

Нужно не просто «дать наводящие вопросы» или «подсказки», а задавать вопросы на прояснение компонентов ориентировочной основы деятельности. Хорошая ориентировка является мощной мотивацией учения, так как становиться ясно что, для чего и как делать

Насколько адекватно выполняемым учебным действиям использовались на учебном занятии различные формы работы – фронтальной, парной, групповой, комбинированной и каким образом осуществлялся их выбор?

Была организована практическая работа в группах по карточкам (задания по эпизодам произведения)

Была поставлена задача показать какие проблемы поднимает автор, попытаться вызвать у учеников отклик на эти проблемы в ходе коллективного диалога.

Поддерживались ли на учебном занятии ученические догадки, гипотезы и как осуществлялась их фиксация?

Да. За верные ответы, догадки, гипотезы учащимся раздавались разноцветные смайлики. Учащиеся внутри групп сами оценивали свою работу– выбирали смайлик определенного цвета. После ответа – члены других групп и учитель так же давали отличительные знаки.

На данном этапе учащиеся учатся взаимодействовать со сверстниками, так же тренируется способность к самоконтролю и самооценке.

Соблюдалось ли в ходе данного этапа оптимальное соотношение коллективных форм учебной работы и индивидуальной деятельности?

Соблюдалось.

Считаю, что соотношение коллективных форм учебной деятельности было оптимальным.

Выдерживалась ли в ходе учебного занятия логика, заданная в ориентировочной основе учебной деятельности?

Логика, заданная в ориентировочной основе учебной деятельности выдержана.

Логика была выдержана.

  1. Рефлексивно - оценочный этап

Опорный вопрос к этапу урока

Общая характеристика этапа

Каково назначение данного этапа?

Рефлексивно - оценочный этап обеспечивает осознание учащимися результата урока (во всех его аспектах: предметном, метапредметном и личностном), оценку степени участия каждого в решении основной задачи урока и прогноз дальнейшего движения в учебном материале

Опорные вопросы к структуре и содержанию

рефлексивно - оценочного этапа

Комментарии


Примечания

Каким образом на учебном занятии осуществлялось выявление уровня осознания каждым учащимся степени освоенности содержания учебного материала?

Учащимся была предложена «Галерея портретов» - из цитат произведения нужно определить персонажа. Учителем задавались вопросы:

Какую лексику использует автор при характеристике героев?, Почему описание мальчика и учительницы расположено в соседних абзацах?, Что это за прием?

Какие нравственные проблемы поднял автор? и т.д.

Учащиеся работают с характеристиками главных героев, объясняют прием антитезы.

Учащиеся оценивают усваиваемое содержание,

Каким образом на учебном занятии осуществлялось выявление понимания учащимися смысла изученного на учебном занятии и понимания каждым степени своих личностных приращений?

Составление плана в группах «Правила жизни» (с позиции нравственности, доброты и т.д.).

Заполняют карточки с выбором ответа.

Развитие личностных УУД Карточки помогают учителю скорректировать свою работу в дальнейшем.

Каков характер домашнего задания и как осуществлялось включение учащихся в определение домашнего задания и выявление способов его выполнения?

Домашнее задание разноуровневое. Учащиеся сами выбирали уровень:

Репродуктивный, творческий или проектный.


Учащиеся имеют возможность выбрать д/з по своим способностям, т.к. в классе много учащихся со сниженной мотивацией учебной деятельности.







2. Результаты самостоятельной разработки уроков представляются в форме визитных карточек.

Структура визитной карточки 1:

Класс - 6 класс

Тема - В.Г.Распутин «Уроки французского»

Главный вопрос урока – «Отражение трудностей военного времени в рассказе»

Цель и задачи урока: способствовать формированию представления о В. Г. Распутине как современном русском писателе; познакомить с фактами из биографии писателя, с героями рассказа «Уроки французского», судьба которых зависела от трудностей послевоенного времени.

Методы и формы обучения: индивидуальная (выразительное чтение, практическая работа, рассказ).

Рефлексия: заполнение таблицы. Подчеркни нужное в правой части таблицы:



1. На уроке я работал

активно / пассивно

2. Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

3. Урок для меня показался

коротким / длинным

4. За урок я

не устал / устал

5. Мое настроение

стало лучше / стало хуже

6. Материал урока мне был

понятен / не понятен,

полезен / бесполезен



Домашнее задание

Структура визитной карточки 2:

Класс - 6 класс

Тема - В.Г.Распутин «Уроки французского»

Главный вопрос урока – «Душевная щедрость учительницы в рассказе «Уроки французского»

Цели и задачи урока:

-показать на примере рассказа, какое значение имеет душевная доброта, щедрость, отметить роль учительницы в жизни мальчика, показать ее душевную чуткость, раскрыть смысл названия рассказа; обучать навыкам характеристики литературного героя.

-формировать навыки анализа текста произведения; учить кратко излагать текст; развивать навыки работы с текстом.

-воспитание любви и уважения к учителям.

Форма урока: урок – размышление. Методы: словесный – слово учителя; репродуктивный – пересказ прочитанного, беседа по рассказу; частично – поисковый (нахождение эпизодов); практический (чтение текста).

План урока:

Оргмомент: мотивация учащихся к уроку (сообщение цели и темы урока).

Первичная проверка и обобщение знаний (установление осознанности усвоения учащимися нового материала).

Основная часть (анализ и осмысление изученного).

Закрепление (обобщение и систематизация изученного).

Итоги урока (анализ, оценка знаний).

Рефлексия деятельности

Цель: оценить результаты собственной деятельности.

-Назовите нравственные проблемы в рассказе, которые поднимает автор.

-Объясните следующие фразы:

«И больше я её никогда не видел» и «Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они »

-Забыл Распутин учителя?

-А вы всегда помните своих учителей?

Домашнее задание

3. Разработка стартовой / итоговой проверочной работы - представляется в форме текста работы со спецификацией


Шаблон спецификации

1. Назначение стартовой диагностической проверочной работы

Стартовая работа по литературе проводится в начале учебного года с целью определения уровня готовности обучающихся к усвоению программы 6 класса. Работа охватывает содержание, включенное в основные учебно-методические комплекты по литературе для 5 класса.

2. Структура стартовой работы

Стартовая работа содержит 14 заданий. Из них 11 базового и 3 повышенного уровня сложности. 11 заданий с выбором ответа (ВО), 2 задания на поиск соответствий (ВС), 1 задание с кратким ответом.

Данная стартовая работа состоит из четырех частей:

Часть 1 (задания 1-5) содержит задания общего характера, не связанные с конкретным анализом того или иного текста.

Часть 2 (задания 6-8) содержит задания к фрагменту текста из фольклорного произведения.

Часть 3 (задания 9-11) нацелена на работу с целостным поэтическим текстом.

Часть 4 (задания 12-14) направлена на работу с фрагментом прозаического текста.

3. Время выполнения работы

На выполнение всей работы отводится 40 минут (не более 1 урока).

4. Условия проведения стартовой работы, включая дополнительные материалы и оборудование строгое соблюдение инструкции по проведению стартовой работы. Дополнительные материалы и оборудование не предусмотрены

5. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом: задания с выбором ответа оцениваются в 1 балл, остальные задания оцениваются в 2 балла. Максимальный первичный балл за выполнение всей работы – 17 баллов.

6. Распределение заданий стартовой работы по содержанию и проверяемым умениям


Таблица 1

Распределение заданий работы по темам (разделам) курса литературы


Разделы (темы) курса литературы


Число выполняемых заданий


Общие вопросы

4

Биография писателей

1

Народная сказка

3

Поэзия XIX-XX вв.

3

Проза XIX-XX вв.

3

Итого:

14





Таблица 2

Распределение заданий работы по планируемым результатам



Планируемые результаты обучения

(предметные, «выпускник научится»)

Число выполняемых заданий


Узнавать значимые художественные тексты, определять их авторство

2

Воспроизводить теоретико-литературную и историко-литературную

информацию из учебника

1

Определять идею изученных произведений

1

Различать жанры русской литературы (в пределах изученного)

1

Выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой

основе определять жанровую разновидность сказки, отличать

литературную сказку от фольклорной

2

Пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская

значимых композиционных элементов, используя в своей речи

характерные для народных сказок художественные приёмы

1

Интерпретировать средства художественной выразительности

(эпитет, метафора, олицетворение)

2

Определять пафос произведения (в пределах изученного:

героический, комический, трагический)

1

Выявлять и интерпретировать авторскую позицию изученных

произведений, определяя своё к ней отношение, и на этой основе

формировать собственные ценностные ориентации

1

Выделять элементы композиции и сюжета

2

ИТОГО:

14


  1. Рекомендации по оцениванию работы

Таблица 3

Рекомендации по выставлению оценки за выполнение работы базового уровня


Максимальный балл

Оценка


«5»

«4»

«3»

«2»

17

15-17

12-14

9-11

Менее 9 баллов





Приложение 1

План стартовой работы по литературе для учащихся 6 классов


Контролируемый

элемент содержания (КЭС)

Планируемый результат обучения (ПРО)

Тип задания

Примерное время на выполнение задания, мин.

Макс. балл за задание

1

Знание основных авторов и их произведений

Узнавать значимые художественные тексты, определять их авторство

ВО

2

1

2

Знание основных авторов и их произведений

Узнавать значимые художественные тексты, определять их авторство

ВС

6

2

3

Знание и понимание биографических сведений о писателях

Воспроизводить теоретико-литературную и историко-литературную информацию из учебника

ВО

2

1

4

Знание основных авторов и их произведений

Определять идею изученных произведений

ВС

6

2

5

Знание основных авторов и их произведений

Различать жанры русской литературы

ВО

2

1

6

Язык и композиция сказок. Значение присказок, сказочных зачинов и сказочных концовок. Образ рассказчиков в сказках.

Выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной

КО

6

2

7

Язык и композиция сказок. Значение присказок, сказочных зачинов и сказочных концовок. Образ рассказчиков в сказках.

Пересказывать сказки, чётко выделяя

сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные

для народных сказок художественные приёмы

ВО

2

1

8

Язык и композиция сказок. Значение присказок, сказочных зачинов и сказочных концовок. Образ рассказчиков в сказках.

Выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной

ВО

2

1

9

Художественные особенности лирики как рода

искусства.

Художественные средства: метафора, олицетворение, эпитет, сравнение.

Находить в анализируемом тексте

средства художественной выразительности (метафора, олицетворение,

эпитет, сравнение), интерпретировать их

ВО

2

1

10

Особенности художественного мира лирического произведения.

Понятие о лирическом герое.

Морфологический строй художественного текста.

Определять пафос произведения

(в пределах изученного: героический, комический, трагический)

ВО

2

1

11

Художественные особенности лирики как рода

искусства.

Художественные средства: метафора, олицетворение, эпитет, сравнение.

Находить в анализируемом тексте

средства художественной выразительности (метафора, олицетворение,

эпитет, сравнение), интерпретировать их

ВО

2

1

12

Сюжет и композиция произведения, их особенности. Литературный конфликт.

Понятие о стихотворной сказке.

Прозаическая и стихотворная речь.

Выявлять и интерпретировать авторскую позицию изученных произведений, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать

собственные ценностные ориентации

ВО

2

1

13

Сюжет и композиция произведения, их особенности. Литературный конфликт.

Понятие о стихотворной сказке.

Прозаическая и стихотворная речь.

Дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию

ВО

2

1