ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
«Произведение Михаила Зощенко «Не надо врать»»
Организационный момент
Сегодня мы изучим произведение «Не надо врать». У вас есть маршрутный лист (смотрите в приложение 1). Каждый из частей нашего урока вы будите ставить отметку. «+», если вы справились; «+-», если были затруднения; а «-» если не справились.
Изучение нового
Первый этап нашего урока- «ваше мнение». Посмотрите на картинки, на название рассказа. Как вы думаете, о чём будет рассказ? Сейчас я сказал именно «рассказ». Как вы думаете, что такое рассказ.
РАСКАЗ- небольшое литературное произведение повествовательного характера, в котором рассказывается об одном, но главном событии героя.
Что мы будем читать узнали, и жанр произведения тоже, но главное это кто его написал- «Автор»
Детские и юношеские годы. Родился от 28 июля (9 августа) 1894 года в Питере. Биография Зощенко для детей начальных классов рассказывает, что его родители были дворянами, а мать до замужества играла в театре. Кроме того, она писала детские рассказы.
Тем не менее обеспеченной семья не была – отец зарабатывал на жизнь своим талантом художника, но выходило немного – сына выучили в гимназии, которую он окончил в 1913 году, а вот на университет уже не хватило – он был отчислен за неуплату. Зощенко начал зарабатывать довольно рано, посвящая летние каникулы работе контролера на железной дороге.
Началась война и молодого человека призвали в армию. Воевать ему особенно не хотелось, но четыре боевые награды он все равно получил и даже вернулся на фронт после того, как его списали в запас.
А потом была революция 1917 года и возможность уехать из Архангельска, где он служил комендантом почтамта, во Францию. Зощенко от нее отказался.
Краткая биография Зощенко указывает, что за свою юность писатель сменил около 15 профессий, служил в Красной армии и к 1919 году стал телефонистом.
Литературная деятельность. Писать он начал еще восьмилетним мальчиком – сначала это были стихотворения, потом рассказы. Уже в 13 лет он стал автором рассказа “Пальто” – первого из многих, написанных под впечатлением от неурядиц в семье и сложного детства.
Уже много позже, работая телефонистом, он одновременно посещает литературную студию Корнея Чуковского, который уже тогда писал для детей – сегодня его произведения изучают в 3-4 классе. Чуковский высоко ценил юмористические рассказы молодого автора, но личная встреча удивила его: Зощенко оказался очень печальным человеком.
В студии Михаил Михайлович познакомился с Вениамином Кавериным и другими писателями, которые стали костяком “Серапионовых братьев”. Эта литературная группа выступала за то, чтобы творчество было свободно от политики.
Зощенко Михаил Михайлович стал популярным очень быстро – его книги издаются и переиздаются (за двадцать пять лет, с 1922 года, количество переизданий достигло сотни), а фразы становятся крылатыми. Зенит славы пришелся на 20-е годы, когда его творчеством увлекся сам Максим Горький.
В тридцатые годы ситуация несколько меняется – после поездки на Беломорканал он пишет мрачную “Историю одной жизни”, еще до этого его “Письма к писателю” вызвали волну возмущения, а одну из пьес сняли с репертуара. Постепенно он погружается в депрессию.
В этот период писатель увлекся психиатрией. Он написал “Возращенную молодость” и “Голубую книгу”, но если у психологов, особенно зарубежных, они вызвали живой интерес, то в среде писателей – снова критику.
После этого Зощенко пишет, в основном, детские рассказы, а по окончании войны – сценарии к фильмам и спектаклям. Но гонения на писателя продолжаются, его произведения критикует сам Иосиф Сталин. Постепенно писатель угасает – и в 1958 году его не стало.
Личная жизнь. Писатель был женат. Его жена, Вера Кербиц-Кербицкая поддерживала Зощенко после смерти матери и подарила единственного сына Валерия.
Но интересным фактом из жизни Зощенко является то, что он был неверным супругом. В его жизни была еще одна любовь – Лидия Чалова, которую Зощенко продолжал любить даже после расставания.
Однако в самые сложные годы его жизни, особенно последние, Михаила Зощенко продолжала поддерживать именно законная супруга, которую впоследствии похоронили рядом с писателем.
Итак, а сейчас предлагаю пройти тест (приложение 2). Поставьте отметку.
Дети читают произведение
Закрепление материала
Сейчас мы заполним «Лист читателя» (приложение 3).
Дата чтения | |
Автор | Михаил Зощенко |
Название | Не надо врать |
Главные герои | Минька, Леля, Отец |
Сюжет | Минька только пошел в школу. Он был младше других детей, поэтому его обижали мальчишки. Из-за этого однажды он не услышал домашнее задание. Оказалось, что дома нужно было выучить стихотворение. Как назло, на другом уроке учитель спросил Миньку. Тот, конечно, не знал, а признаться постеснялся. Ему стали подсказывать одноклассники… Но он не очень хорошо их слышал и перевирал все слова в стихотворении. Все над ним смеялись. И ещё учитель поставил ему двойку. И это была первая двойка в жизни Миньки. Мальчик даже е совсем понимал, что это значит. Вот он и спросил у сестры. Та сказала, что это очень плохо… И что ему не видать подарка на день рождения, который у него совсем скоро. Лёля предложила, как «знающая» жизнь, заклеить страницы в дневнике. Мол, её подруга так делала – и ничего. Минька возмутился обману! Но Лёля уговаривала его, ведь они после дня рождения сразу расклеят страницы. В итоге, Минька не решился на обман. Но он так переживал, что забыл дневник в парке на скамейке. В школе его ругали за то, что он потерял дневник. Завели новый для нерадивого ученика, снова поставили туда двойку. Когда Минька её увидел, то так разозлился, что бросил дневник в классе за шкаф. И вот вечером к ним пришла гостья. Женщина принесла дневник, который нашла в парке. Конечно, папа увидел двойку, понял, почему дневник забыт. Тут Минька всё рассказал, например, про второй дневник за шкафом. И чуть позже пришёл к ним его учитель с вестью о том, что они нашли дневник, что сын их обманщик. Но папа достойно отвечал, что всё уже знает… Минька пообещал себе никогда не врать. И сдержал слово. |
Вывод | Рассказ учит простой честности, хотя сохранять её порой непросто. |
Моё мнение | |
Приложение 1
Маршрутный лист
Каждый из частей нашего урока вы будите ставить отметку. «+», если вы справились; «+-», если были затруднения; а «-» если не справились.
1 | Ваше мнение | |
2 | Биография автора | |
3 | Викторина | |
4 | Читаем текст | |
5 | Тест | |
Приложение 3
Дата чтения | |
Автор | Михаил Зощенко |
Название | Не надо врать |
Главные герои | |
Сюжет | |
Вывод | |
Моё мнение | |
1. В каком году родился Михаил Зощенко? 2. В каком году будущий писатель закончил гимназию? 3. Со скольки лет он начал писать? с восьми с тринадцати с пятнадцати с двадцати трех 4. Когда он написал первый рассказ "Пальто"? в восемь в тринадцать в пятнадцать в двадцать три 5. Как звали писателя, чью литературную студию посещал Зощенко? Вениамин Каверин Максим Горький Корней Чуковский Иван Бунин | 8. Как называлась первая книга Зощенко, не принятая критиками? "Возвращенная молодость" "Голубая книга" "История одной жизни" "Письма к писателю" 9. Как звали жену Зощенко? Лидия Чалова Вера Кербиц-Кербицкая Белла Ахмадулина Ирина Муравьева 10. Как звали возлюбленную Зощенко? Лидия Чалова Вера Кербиц-Кербицкая Белла Ахмадулина Ирина Муравьева Следующий вопросОтветить 11. В каком году писатель умер? |
приложение 2