Разрешаю________________
Допускаю________________
Оценка за урок: _____________
План-конспект
урока математики
в 4 «А» классе
Любарец Анастасии Сергеевны
21.11.2019г.
дата
Консультация учителя________________
Консультация методиста ______________
Тема: «Решение задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме».
Цель: Познакомить с задачами на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме;
Задачи:
Образовательные: познакомить обучающихся с решение задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме, совершенствовать вычислительные навыки (устные, письменные).
Развивающие: способствовать развитию пространственного воображения, математической речи, развитие познавательных способностей, развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждение других.
Воспитательные: воспитывать культуру поведения, уважительное отношение друг к другу при работе в паре, группе; воспитывать аккуратность, бережливость, трудолюбие, самостоятельность.
Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, создание положительного эмоционального микроклимата, проведение физминуток.
Планируемые результаты:
Личностные: развивать мотивацию к учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий; рефлексивная самооценка, уметь анализировать свои действия и управлять ими; навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками..
Метапредметные:
Формирование познавательных УУД: овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построить рассуждения, овладеть способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
Формирование регулятивных УУД: : принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления, уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата; уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.
Формирование коммуникативных УУД: уметь слушать собеседника и вести диалог, уметь признать важность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать точку зрения; использование речевых средств и средств информационных и коммуникативных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
Предметные: использовать приобретенные математические знания для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений; овладеть навыками логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, изменения, прикидки результата и его оценки, записи и выполнение алгоритмов, уметь выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать задачи на уменьшение и увеличение числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме; анализировать и интерпретировать данные, приобретать начальный опыт применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Формы работы: фронтальная, работа в парах, работа в группах.
Тип урока: открытие новых знаний
Основные образовательные ресурсы: учебник, тетрадь, раздаточный материал (карточки с заданиями, чистые листы бумаги), наглядное пособие (плакат)
План-конспект урока
УМК «Школа России» Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В.
Математика: Учебник 4 класс, 1 часть, стр. 68-69
Организационно-деятельностный компонент:
Дата: 21.11.2019г.
Время: 13:45-14:25
Место: МАОУ СОШ № 6
Класс: 4«А»
Ход урока:
I. Организационный этап.
1) Приветствие.
У: - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Сергеевна, и сегодня урок математики у вас проведу я.
2) Проверка готовности к уроку.
У: Посмотрите наличие всего необходимого для урока на парте: учебник, тетрадь, пенал.
3) Мотивация учебной деятельности учащихся.
Раздаётся стук в дверь, почтальон вносит письмо.
У.:- Ребята, посмотрите, нам написал письмо Иван-царевич.
Один из учеников читает письмо:
«Ребятки вы милые, я самый несчастный царевич на свете. Мою любимую заколдовал злой Кощей. Наши картины висели рядом. Мы каждый день смотрели друг на друга, разговаривали. А теперь передо мной висят какие-то цифры. От изображения моей Василисушки остались одни бумажки с цифрами. Я ходил за советом ко многим волшебникам и чародеям, но никто мне не смог помочь. Лишь один старец сказал: «Иди Иванушка, в школу, в 4 «А» класс. Там учатся очень умные и сообразительные ребята. Они тебе помогут Василису расколдовать. А ещё старец сказал, что это не просто цифры на картине, а ответы к примерам и задачам»
У.:- Ребята, Иван – царевич с этой картины обратился к вам за помощью.
Все правильные ответы записаны на картине. Вычислив и получив правильные ответы, мы будем расколдовывать каждый фрагмент картины.
У.:- Открываем тетради и записываем сегодняшнее число.
У.:- Какое сегодня число?
О.:- 21
У.:- Дайте характеристику этого числа
О.:- Двузначное, нечетное, в нём 2 десятка и 1 единица.
II. Актуализация знаний.
1)Устный счёт.
У.: Урок мы начнём с устного счета.
Решите цепочки.
Ответ: 410,10, 510, 51
У.:- Посмотрим, есть ли среди кусочков картины число 51? Итак, первый фрагмент картины мы с вами расколдовали.
Ответ: 900,30, 150, 75, 215
У.:- Есть ли среди кусочков картины число 215? Второй фрагмент картины мы с вами расколдовали.
2)Математический диктант.
Я читаю задания, а вы в тетрадях записываете только ответы.
а) Уменьши число 600 на 300;
б) Увеличьте число 400 на 460;
в) Найдите сумму чисел 560 и 240;
г) Найдите разность чисел 270 и 90;
д) Выразите в км 27000м;
е) Выразите в минутах 7 часов;
ж) Найдите P и S квадрата со стороной 8 см.
Обучающиеся меняются тетрадями и производят взаимопроверку.
У.:- Проверим, какие ответы у нас получились: 300, 860, 800, 180, 27 км, 420 мин, 32 см, 64 см2. (ответы с обратной стороны доски).
У.:- Найдите самое большое число.
О.:- 860
У.:- Посмотрим, есть ли среди кусочков картины число 860? Итак, третий фрагмент картины мы с вами расколдовали.
III. Открытие новой темы. Постановка цели и задач урока.
У.:- Для того, чтобы узнать, о чём мы будем говорить на уроке, предлагаю вам выполнить упражнение.
У.:- Послушайте задачу: «Начертите два отрезка. Первый – 10см, он длиннее второго на 4 см. Найди длину второго отрезка»
У.:- Ребята, длина первого отрезка нам известна?
О.:- 10 см, мы можем начертить
У.:- А что ещё сказано про длину первого отрезка?
О.:- Он длиннее первого на 4 см. Если первый больше, то второй … меньше.
У.:- А раз второй меньше, каким действием мы находим длину второго отрезка?
О.:- Действием вычитания.
У.:- Как узнать длину второго отрезка?
О.:- 10-4
У.:- А кто может сделать краткую запись условия?
О.:- Один ученик выходит к доске.
отр. – 10см, на 4см
отр. - ?см
Решение
10 – 4 = 6 (см)
Ответ: 6 см длина второго отрезка.
У.:- Эта задача относится к теме нашего урока. Такие задачи называются – задачи в косвенной форме. Так как про длину второго отрезка не говорится прямо: длиннее он или короче первого.
У.: Молодцы, мы выполнили третье задание. Посмотрите на «заколдованную» картину. Есть ли число 6 на одном из фрагментов картины?
У.: Итак, 4 фрагмент картины расколдовали.
У.: А теперь подумайте и попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего урока.
Д.: Задачи в косвенной форме
У.: Какую цель поставим перед собой?
Д.: Цель: познакомиться с задачами в косвенной форме;
У.: С помощью слов-помощников «узнаем», «познакомимся» и «научимся» поставьте задачи нашего урока.
Д.: Познакомимся с задачами в косвенной форме. Узнаем, как решать задачи в косвенной форме. Научимся решать задачи в косвенной форме.
IV. Первичное усвоение новых знаний.
1)Работа в паре.
Первое исследование.
У.:- Возьмите лист и фломастеры, нарисуйте круги и квадраты так, чтобы кругов было 5, и их было на 2 больше, чем квадратов. (Один ученик выполняет на обратной стороне доски).
У.:- Сравните с образцом на доске, и оцените себя. Если есть ошибки, исправьте.
У.:- Сколько вы нарисовали квадратов?
О.:- 3 квадрата.
У.:- Как узнали?
О.:- Действием вычитания.
У.:- Почему вы вычитали, если в задаче сказано «на 2 больше»?
О.:- Если кругов было на 2 больше, то квадратов на 2 меньше.
Вывод: можно решить задачу вычитанием, если задано отношение «это больше».
У.:- Есть ли число 3 на одном из фрагментов картины?
О.:- Пятый фрагмент картины мы с вами расколдовали.
Второе исследование.
У.:- Нарисуйте прямоугольники и треугольники так, чтоб треугольников было 6 и их было бы на 2 меньше, чем прямоугольников. (Один ученик выполняет у доски)
У.:- Сравните с образцом на доске, и оцените себя. Если есть ошибки, исправьте.
У.:- Сколько вы нарисовали прямоугольников?
О.:- 8 квадратов
У.:- Как узнали?
О.:- Если треугольников меньше на 2, то прямоугольников больше на 2.
У.:- Шестой фрагмент картины мы с вами расколдовали.
Вывод о задачах в косвенной форме:
Если сказано больше, то выполняем ….(вычитание)
Если сказано меньше, то выполняем ….(сложение)
V. Первичная проверка понимания.
1) Работа по учебнику.
№ 319 (с. 68).
У.:- Прочитайте задание.
О.:- Сравни задачи. Объясни, большее или меньшее число нужно найти в каждой из них.
У.:- Прочитайте задачу 1. И решите ее устно.
О.:- В нашем доме 9 этажей, а в соседнем на 3 этажа больше. Сколько этажей в соседнем доме?
Решение: 9 + 3=12 (эт.).
Ответ: в соседнем доме 12 этажей.
В данной задаче нужно было найти большее число.
У.:- Прочитайте вторую задачу.
О.:- В соседнем доме 12 этажей. В нём на 3 этажа больше, чем в нашем. Сколько этажей в нашем доме?
У.:- Ребята, задачи первая и вторая одинаковые? В чем различие?
О.:- Вторая задача сформулирована в косвенной форме.
Если в первом больше, то во втором – меньше.
О.:- Один из учеников записывает краткое условие задачи.
д. – 12 эт., на 3 эт.
д. - ? эт.
Решение
12 – 3 = 9 (эт.)
Ответ: во втором доме 9 этажей.
У.:- Есть ли такой ответ на нашей картине?
Седьмой фрагмент картины мы с вами расколдовали.
VI. Физминутка.
А пока нам нужно немного разомнутся.
Упражнение для мобилизации внимания.
И.п. - стоя, руки вдоль туловища.
1 - правую руку на пояс,
2 - левую руку на пояс,
3 - правую руку на плечо,
4 - левую руку на плечо,
5 - правую руку вверх,
6 - левую руку вверх,
7 - 8 - хлопки руками над головой,
9 - опустить левую руку на плечо,
10 - правую руку на плечо,
11 - левую руку на пояс,
12 - правую руку на пояс,
13 - 14 - хлопки руками по бедрам.
Повторить 4 - 6 раз.
Темп - 1 раз медленный, 2 - 3 раза - средний, 4 - 5 - быстрый, 6 - медленный.
У.: - Мы немного отдохнули, теперь можно снова приняться за работу.
VII. Первичное закрепление.
1)Работа по учебнику.
№320 (с. 68).
У.:- Прочитайте задачи.
1) Брату 17 лет. Он младше сестры на 3 года. сколько лет сестре?
2) Папе 35 лет. Он старше мамы на 3 года. Сколько лет маме?
У.:- Каким действием решается задача 1?
О.:- Сложением. Брат младше сестры на 3 года, значит, сестра старше на 3 года.
У.:- Каким действием решается задача 2?
О.:- Вычитанием. Папа старше мамы на 3 года, значит, мама младше на 3 года
У.: Решите задачи: вариант 1 — задача 1, вариант 2 — задача 2.
17+3=20
35-3=32
Взаимопроверка.
У.:- Есть ли такие ответы на нашей картине?
Восьмой и девятый фрагмент картины мы с вами расколдовали.
2) Работа в группах.
У.:- Мы продолжаем расколдовывать Василису. Чем нас больше, тем мы сильнее перед лицом зла, поэтому предлагаю поработать в группах.
1 группа: Вам предложена задача в прямой форме, вам надо изменить условие задачи так, чтобы она была сформулирована в косвенной форме. И решить вами составленную задачу.
Задача: В школьную библиотеку привезли триста пятьдесят учебников русского языка, учебников математики на сорок штук больше. Сколько учебников математики привезли в школьную библиотеку?
Задача, сформулированная в косвенной форме: В школьную библиотеку привезли триста пятьдесят учебников русского языка, это на 40 штук меньше, чем учебников математики. Сколько учебников математики привезли в школьную библиотеку?
2 группа: Из предложенных задач выберите задачу в косвенной форме и решите ее, предварительно составив краткую запись.
Задача №1 В первых классах учатся девяносто два ученика, а во вторых классах на шестнадцать учеников больше. Сколько учеников во вторых классах?
Задача №2 В школьную библиотеку привезли триста пятьдесят учебников русского языка, это на сорок штук меньше, чем учебников математики. Сколько учебников математики привезли в школьную библиотеку?
Задача №3 В сборнике сказок триста пятьдесят страниц, а в сборнике стихов на сорок страниц меньше. Сколько страниц в сборнике стихов?
3 группа: Пользуясь математическим текстом, составьте вопрос к задаче в косвенной форме, сделайте краткую запись и решите её.
Математический текст: В школьную библиотеку привезли триста пятьдесят учебников русского языка, учебников математики на сорок штук больше.
Алгоритм составления задач в косвенной форме.
1. Прочитать задачу.
2. Выделить ключевые слова.
3. Составить схему, краткую запись или рисунок к задаче.
4.Сделать вывод: большее или меньшее число надо найти.
5. Выбрать действие.
6. Решить задачу.
7. Записать ответ
Проверка: Капитан каждой группы читает задание и решение.
У.:- Что интересного заметили?
О.:- Мы все решали одинаковую задачу
У.:- Какой ответ у вас получился?
О.:- 390
У.:- Ребята, вы молодцы. Посмотрите, мы сняли заклятье с картины.
У.:- Иван – царевич и Василиса говорят нам огромное спасибо.
VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
У.:- А сейчас откройте дневники и запишите домашнее задание. Стр. 68 упр. 324.
IX. Итог урока.
У.: - Ребята, какая тема нашего сегодняшнего урока?
О.: - Задачи в косвенной форме.
У.: - Вспомните наши «слова-помощники», с которыми мы работали в начале урока, подведем итог нашего урока.
О.: - Познакомились с задачами в косвенной форме; узнали, как решать задачи в косвенной форме; научились решать задачи в косвенной форме.
У.:- Какое задание вам понравилось?
О.:- Ответы детей.
У.: - Сейчас я предлагаю каждому оценить своё участие в уроке. У вас на столах лежат листочки. Переверните их. Подчеркните, тот вариант ответа, который больше подходит.
1 | На уроке я работал | активно / пассивно |
2 | Своей работой на уроке я | доволен / не доволен |
3 | Урок для меня показался | коротким / длинным |
4 | За урок я | не устал / устал |
5 | Мое настроение | стало лучше / стало хуже |
6 | Материал урока мне был | понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным |
У.: - Мне понравилось, как вы сегодня работали на уроке. Вы были очень активными, внимательными. А на этом наш урок подошёл к концу. Готовьтесь к следующему уроку.