СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект по математике. Тема: Решение задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПМ 04. ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений и др.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект по математике. Тема: Решение задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме»



Разрешаю________________


Допускаю________________


Оценка за урок: _____________










План-конспект

урока математики

в 4 «А» классе

Любарец Анастасии Сергеевны

21.11.2019г.

дата

















Консультация учителя________________


Консультация методиста ______________




Тема: «Решение задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме».

Цель: Познакомить с задачами на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме;

Задачи:

Образовательные: познакомить обучающихся с решение задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме, совершенствовать вычислительные навыки (устные, письменные).

Развивающие: способствовать развитию пространственного воображения, математической речи, развитие познавательных способностей, развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждение других.

Воспитательные: воспитывать культуру поведения, уважительное отношение друг к другу при работе в паре, группе; воспитывать аккуратность, бережливость, трудолюбие, самостоятельность.

Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, создание положительного эмоционального микроклимата, проведение физминуток.

Планируемые результаты:

Личностные: развивать мотивацию к учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий; рефлексивная самооценка, уметь анализировать свои действия и управлять ими; навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками..

Метапредметные:

Формирование познавательных УУД: овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построить рассуждения, овладеть способами выполнения заданий творческого и поискового характера.

Формирование регулятивных УУД: : принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления, уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата; уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

Формирование коммуникативных УУД: уметь слушать собеседника и вести диалог, уметь признать важность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать точку зрения; использование речевых средств и средств информационных и коммуникативных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

Предметные: использовать приобретенные математические знания для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений; овладеть навыками логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, изменения, прикидки результата и его оценки, записи и выполнение алгоритмов, уметь выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать задачи на уменьшение и увеличение числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме; анализировать и интерпретировать данные, приобретать начальный опыт применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

Формы работы: фронтальная, работа в парах, работа в группах.

Тип урока: открытие новых знаний

Основные образовательные ресурсы: учебник, тетрадь, раздаточный материал (карточки с заданиями, чистые листы бумаги), наглядное пособие (плакат)





















План-конспект урока

УМК «Школа России» Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В.

Математика: Учебник 4 класс, 1 часть, стр. 68-69


Организационно-деятельностный компонент:


Дата: 21.11.2019г.

Время: 13:45-14:25

Место: МАОУ СОШ № 6

Класс: 4«А»


Ход урока:

I. Организационный этап.

1) Приветствие.

У: - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Сергеевна, и сегодня урок математики у вас проведу я.

2) Проверка готовности к уроку.

У: Посмотрите наличие всего необходимого для урока на парте: учебник, тетрадь, пенал.

3) Мотивация учебной деятельности учащихся.

Раздаётся стук в дверь, почтальон вносит письмо.

У.:- Ребята, посмотрите, нам написал письмо Иван-царевич.

Один из учеников читает письмо:

«Ребятки вы милые, я самый несчастный царевич на свете. Мою любимую заколдовал злой Кощей. Наши картины висели рядом. Мы каждый день смотрели друг на друга, разговаривали. А теперь передо мной висят какие-то цифры. От изображения моей Василисушки остались одни бумажки с цифрами. Я ходил за советом ко многим волшебникам и чародеям, но никто мне не смог помочь. Лишь один старец сказал: «Иди Иванушка, в школу, в 4 «А» класс. Там учатся очень умные и сообразительные ребята. Они тебе помогут Василису расколдовать. А ещё старец сказал, что это не просто цифры на картине, а ответы к примерам и задачам»

У.:- Ребята, Иван – царевич с этой картины обратился к вам за помощью.

Все правильные ответы записаны на картине. Вычислив и получив правильные ответы, мы будем расколдовывать каждый фрагмент картины.

У.:- Открываем тетради и записываем сегодняшнее число.

У.:- Какое сегодня число?

О.:- 21

У.:- Дайте характеристику этого числа

О.:- Двузначное, нечетное, в нём 2 десятка и 1 единица.

II. Актуализация знаний.


1)Устный счёт.

У.: Урок мы начнём с устного счета.

Решите цепочки.

Ответ: 410,10, 510, 51

У.:- Посмотрим, есть ли среди кусочков картины число 51? Итак, первый фрагмент картины мы с вами расколдовали.

Ответ: 900,30, 150, 75, 215

У.:- Есть ли среди кусочков картины число 215? Второй фрагмент картины мы с вами расколдовали.


2)Математический диктант.

Я читаю задания, а вы в тетрадях записываете только ответы.

а) Уменьши число 600 на 300;

б) Увеличьте число 400 на 460;

в) Найдите сумму чисел 560 и 240;

г) Найдите разность чисел 270 и 90;

д) Выразите в км 27000м;

е) Выразите в минутах 7 часов;

ж) Найдите P и S квадрата со стороной 8 см.

Обучающиеся меняются тетрадями и производят взаимопроверку.

У.:- Проверим, какие ответы у нас получились: 300, 860, 800, 180, 27 км, 420 мин, 32 см, 64 см2. (ответы с обратной стороны доски).

У.:- Найдите самое большое число.

О.:- 860

У.:- Посмотрим, есть ли среди кусочков картины число 860? Итак, третий фрагмент картины мы с вами расколдовали.

III. Открытие новой темы. Постановка цели и задач урока.

У.:- Для того, чтобы узнать, о чём мы будем говорить на уроке, предлагаю вам выполнить упражнение.

У.:- Послушайте задачу: «Начертите два отрезка. Первый – 10см, он длиннее второго на 4 см. Найди длину второго отрезка»

У.:- Ребята, длина первого отрезка нам известна?

О.:- 10 см, мы можем начертить

У.:- А что ещё сказано про длину первого отрезка?

О.:- Он длиннее первого на 4 см. Если первый больше, то второй … меньше.

У.:- А раз второй меньше, каким действием мы находим длину второго отрезка?

О.:- Действием вычитания.

У.:- Как узнать длину второго отрезка?

О.:- 10-4

У.:- А кто может сделать краткую запись условия?

О.:- Один ученик выходит к доске.

отр. – 10см, на 4см

отр. - ?см

Решение

10 – 4 = 6 (см)

Ответ: 6 см длина второго отрезка.

У.:- Эта задача относится к теме нашего урока. Такие задачи называются – задачи в косвенной форме. Так как про длину второго отрезка не говорится прямо: длиннее он или короче первого.

У.: Молодцы, мы выполнили третье задание. Посмотрите на «заколдованную» картину. Есть ли число 6 на одном из фрагментов картины?

У.: Итак, 4 фрагмент картины расколдовали.

У.: А теперь подумайте и попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего урока.

Д.: Задачи в косвенной форме

У.: Какую цель поставим перед собой?

Д.: Цель: познакомиться с задачами в косвенной форме;

У.: С помощью слов-помощников «узнаем», «познакомимся» и «научимся» поставьте задачи нашего урока.

Д.: Познакомимся с задачами в косвенной форме. Узнаем, как решать задачи в косвенной форме. Научимся решать задачи в косвенной форме.

IV. Первичное усвоение новых знаний.

1)Работа в паре.

Первое исследование.

У.:- Возьмите лист и фломастеры, нарисуйте круги и квадраты так, чтобы кругов было 5, и их было на 2 больше, чем квадратов. (Один ученик выполняет на обратной стороне доски).

У.:- Сравните с образцом на доске, и оцените себя. Если есть ошибки, исправьте.

У.:- Сколько вы нарисовали квадратов?

О.:- 3 квадрата.

У.:- Как узнали?

О.:- Действием вычитания.

У.:- Почему вы вычитали, если в задаче сказано «на 2 больше»?

О.:- Если кругов было на 2 больше, то квадратов на 2 меньше.

Вывод: можно решить задачу вычитанием, если задано отношение «это больше».

У.:- Есть ли число 3 на одном из фрагментов картины?

О.:- Пятый фрагмент картины мы с вами расколдовали.

Второе исследование.

У.:- Нарисуйте прямоугольники и треугольники так, чтоб треугольников было 6 и их было бы на 2 меньше, чем прямоугольников. (Один ученик выполняет у доски)

У.:- Сравните с образцом на доске, и оцените себя. Если есть ошибки, исправьте.

У.:- Сколько вы нарисовали прямоугольников?

О.:- 8 квадратов

У.:- Как узнали?

О.:- Если треугольников меньше на 2, то прямоугольников больше на 2.

У.:- Шестой фрагмент картины мы с вами расколдовали.

Вывод о задачах в косвенной форме:

Если сказано больше, то выполняем ….(вычитание)

Если сказано меньше, то выполняем ….(сложение)

V. Первичная проверка понимания.

1) Работа по учебнику.

№ 319 (с. 68).

У.:- Прочитайте задание.

О.:- Сравни задачи. Объясни, большее или меньшее число нужно найти в каждой из них.

У.:- Прочитайте задачу 1. И решите ее устно.

О.:- В нашем доме 9 этажей, а в соседнем на 3 этажа больше. Сколько этажей в соседнем доме?

Решение: 9 + 3=12 (эт.). 

Ответ: в соседнем доме 12 этажей.

В данной задаче нужно было найти большее число.

У.:- Прочитайте вторую задачу.

О.:- В соседнем доме 12 этажей. В нём на 3 этажа больше, чем в нашем. Сколько этажей в нашем доме?

У.:- Ребята, задачи первая и вторая одинаковые? В чем различие?

О.:- Вторая задача сформулирована в косвенной форме.

Если в первом больше, то во втором – меньше.

О.:- Один из учеников записывает краткое условие задачи.

 д. – 12 эт., на 3 эт.

 д. - ? эт.

Решение

12 – 3 = 9 (эт.)

Ответ: во втором доме 9 этажей.

У.:- Есть ли такой ответ на нашей картине?

Седьмой фрагмент картины мы с вами расколдовали.

VI. Физминутка.

А пока нам нужно немного разомнутся.

Упражнение для мобилизации внимания.

И.п. - стоя, руки вдоль туловища.

1 - правую руку на пояс,

2 - левую руку на пояс,

3 - правую руку на плечо,

4 - левую руку на плечо,

5 - правую руку вверх,

6 - левую руку вверх,

7 - 8 - хлопки руками над головой,

9 - опустить левую руку на плечо,

10 - правую руку на плечо,

11 - левую руку на пояс,

12 - правую руку на пояс,

13 - 14 - хлопки руками по бедрам.

Повторить 4 - 6 раз.

Темп - 1 раз медленный, 2 - 3 раза - средний, 4 - 5 - быстрый, 6 - медленный.

У.: - Мы немного отдохнули, теперь можно снова приняться за работу.





VII. Первичное закрепление.

1)Работа по учебнику.

320 (с. 68).

У.:- Прочитайте задачи.

1) Брату 17 лет. Он младше сестры на 3 года. сколько лет сестре?

2) Папе 35 лет. Он старше мамы на 3 года. Сколько лет маме?

У.:- Каким действием решается задача 1?

О.:- Сложением. Брат младше сестры на 3 года, значит, сестра старше на 3 года.

У.:- Каким действием решается задача 2?

О.:- Вычитанием. Папа старше мамы на 3 года, значит, мама младше на 3 года

У.: Решите задачи: вариант 1 — задача 1, вариант 2 — задача 2. 

17+3=20

35-3=32

Взаимопроверка.

У.:- Есть ли такие ответы на нашей картине?

Восьмой и девятый фрагмент картины мы с вами расколдовали.

2) Работа в группах.

У.:- Мы продолжаем расколдовывать Василису. Чем нас больше, тем мы сильнее перед лицом зла, поэтому предлагаю поработать в группах.

1 группа: Вам предложена задача в прямой форме, вам надо изменить условие задачи так, чтобы она была сформулирована в косвенной форме. И решить вами составленную задачу.

Задача: В школьную библиотеку привезли триста пятьдесят учебников русского языка, учебников математики на сорок штук больше. Сколько учебников математики привезли в школьную библиотеку?

Задача, сформулированная в косвенной форме: В школьную библиотеку привезли триста пятьдесят учебников русского языка, это на 40 штук меньше, чем учебников математики. Сколько учебников математики привезли в школьную библиотеку?

2 группа: Из предложенных задач выберите задачу в косвенной форме и решите ее, предварительно составив краткую запись.

Задача №1 В первых классах учатся девяносто два ученика, а во вторых классах на шестнадцать учеников больше. Сколько учеников во вторых классах?

Задача №2 В школьную библиотеку привезли триста пятьдесят учебников русского языка, это на сорок штук меньше, чем учебников математики. Сколько учебников математики привезли в школьную библиотеку?

Задача №3 В сборнике сказок триста пятьдесят страниц, а в сборнике стихов на сорок страниц меньше. Сколько страниц в сборнике стихов?

3 группа: Пользуясь математическим текстом, составьте вопрос к задаче в косвенной форме, сделайте краткую запись и решите её.

Математический текст: В школьную библиотеку привезли триста пятьдесят учебников русского языка, учебников математики на сорок штук больше.

Алгоритм составления задач в косвенной форме.

1. Прочитать задачу.

2. Выделить ключевые слова.

3. Составить схему, краткую запись или рисунок к задаче.

4.Сделать вывод: большее или меньшее число надо найти.

5. Выбрать действие.

6. Решить задачу.

7. Записать ответ



Проверка: Капитан каждой группы читает задание и решение.

У.:- Что интересного заметили?

О.:- Мы все решали одинаковую задачу

У.:- Какой ответ у вас получился?

О.:- 390

У.:- Ребята, вы молодцы. Посмотрите, мы сняли заклятье с картины.

 У.:- Иван – царевич и Василиса говорят нам огромное спасибо.

VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

У.:- А сейчас откройте дневники и запишите домашнее задание. Стр. 68 упр. 324.

IX. Итог урока.

У.: - Ребята, какая тема нашего сегодняшнего урока?

О.: - Задачи в косвенной форме.

У.: - Вспомните наши «слова-помощники», с которыми мы работали в начале урока, подведем итог нашего урока.

О.: - Познакомились с задачами в косвенной форме; узнали, как решать задачи в косвенной форме; научились решать задачи в косвенной форме.

У.:- Какое задание вам понравилось?

О.:- Ответы детей.

У.: - Сейчас я предлагаю каждому оценить своё участие в уроке. У вас на столах лежат листочки. Переверните их. Подчеркните, тот вариант ответа, который больше подходит.

1

На уроке я работал

активно / пассивно

2

Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

3

Урок для меня показался

коротким / длинным

4

За урок я

не устал / устал

5

Мое настроение

стало лучше / стало хуже

6

Материал урока мне был

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

У.: - Мне понравилось, как вы сегодня работали на уроке. Вы были очень активными, внимательными. А на этом наш урок подошёл к концу. Готовьтесь к следующему уроку.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!