Разрешаю________________
Допускаю________________
Оценка за урок: ___________
План-конспект
урока русского языка
в 4 «А» классе
1 марта 2019 года
Консультация методиста________________
Консультация учителя__________________
Конспект урока русского языка
УМК: «Школа XXI века», 4 класс
(Методическое пособие «Школа развития речи» Т.Н. Соколова стр. 62-67)
Организационно-деятельностный компонент:
Дата: 01.03.2019г.
Время: 9:10-9:55
Место: МАОУ СОШ № 5
Класс: 4«А»
Целевой компонент урока:
Тема урока: «Публицистический стиль. Газетно-публицистический стиль».
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель урока: создание благоприятных условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации о публицистическом и газетно- публицистическом стиле, формирования стилистических понятий и умений, орфографической и пунктуационной грамотности обучающихся.
Задачи:
Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности по формированию знаний и умений обучающихся о публицистическом и газетно-публицистическом стилях, формированию умения применять эти знания в практических упражнениях.
Развивающие: способствовать развитию речи; умения применять ранее полученные знания, развитию мышления, памяти, воображения, орфографической и пунктуационной грамотности; развитию умения определять публицистический и газетно-публицистический стиль; расширению кругозора обучающихся.
Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету, формирование положительной мотивации к учебной деятельности; интерес к русскому языку, бережное отношение к родному языку, слову; формировать жизненно необходимые качества: усидчивость, аккуратность, самостоятельность, работоспособность, внимательность, честность, волю, уважения к другим, способности к сотрудничеству, ответственность за продукты собственной деятельности.
Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами.
Планируемые результаты:
Личностные: умение ценить и принимать следующие базовые ценности: совместный труд, терпение, уважение к мнению одноклассников; умение актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы, осознать ценность совместной работы, проявлять интерес к русскому языку, этические чувства: доброжелательность, уважение; осознавать богатство русского языка, его величие и многогранность;
Метапредметные:
Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение ориентироваться в учебнике, определять понятия и умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; извлекать информацию, представленную в разных формах, находить закономерности используя ранее приобретенные знания; умение строить логическую цепочку рассуждений, умение выдвигать гипотезы и обосновывать их, осуществлять анализ, синтез, сравнение, устанавливать причинно- следственные связи, владеть общим приемом решения орфографических задач.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение выполнять учебные действия в сотрудничестве с учителем и другими обучающимися: ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности; умение самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале; осуществлять самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умение слушать и понимать других, вступать в диалог; следовать инструкциям, отвечать на вопросы; умение адекватно реагировать на замечания учителя, участвовать в диалоге при обсуждении изучаемого материала, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; работа в парах.
Предметные: умение определять публицистический и газетно-публицистический стиль;, осознанно выстраивать речевое высказывание в устной форме и оформлять его письменно, соблюдать нормы речевого этикета и правила устного общения; выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения; умение использовать правила орфографии и пунктуации в письменной речи.
Организация пространства: фронтальная, групповая, работа в паре.
Основные образовательные ресурсы: Методическое пособие «Школа развития речи» 4 класс Т.Н. Соколова, рабочая тетрадь «Школа развития речи» 4 класс, 2 часть Т.Н. Соколова.
Содержательный компонент урока:
I. Организация начала урока.
1. Приветствие.
У: - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Сергеевна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Я рада видеть вас, и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Садитесь.
2. Проверка готовности к уроку.
У: - Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, пенал.
3. Мотивация к обучению и познанию. Эмоциональный настрой на учебную работу.
У: - На доске вы видите карточки со словами: откладывай, дело, не, безделье, откладывай, но. Соберите пословицу из них. Какая пословица у вас получилась?
О: - Откладывай безделье, но не откладывай дело.
У: - Как вы понимаете эту пословицу?
О.:- Пословица про важность труда и работы. О том, что нельзя откладывать дела на потом. Лучше отложи на потом безделье, но дело сделай.
У: - Отлично. Именно это и станет нашим девизом на сегодняшний урок.
II. Актуализация умений и знаний.
1.Минутка чистописания
У: - Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа.
У: - Для начала нужно узнать, какую букву вы будете прописывать сегодня.
Посмотрите на данную запись, если вы правильно сформулируете и выполните задание к данной записи, то узнаете, какую букву мы будем писать на минутке чистописания.
Большой – маленький
Сухой - ?
Война - ?
Глубокий - ?
Старый -?
О: - К словам левого столбика надо подобрать слова, противоположные по смыслу и начинающиеся на букву «м»
Большой – маленький
Сухой - мокрый
Война - мир
Глубокий - мелкий
Старый - молодой
Значит сегодня мы будем писать букву «м»
У: - Верно. Запишите маленькую букву «м» до конца строки.
2.Стилистическая разминка.
У.:- Послушайте четверостишие.
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зелёные сережки,
И горят серебряные росы.
С.А.Есенин
У.:- Определите стиль текста.
О.:- Художественный.
У.:- Какие стили речи вы знаете?
Стили речи
Разговорный
Официально-деловой Художественный Научный
У: А сейчас проведём небольшую стилистическую разминку. Ответы запишите в рабочей тетради:
1.Задача речи высказывания этого стиля – общение.
2. Особенности этого стиля – точность, официальность, стандартность формы.
3. В текстах этого стиля очень часто встречаются эпитеты, метафоры, олицетворение.
4. Определите стиль речи текста:
Развивая мысль, автор текста движется, переходя от одной части темы к другой. Часть общей темы называется микротемой. Микротема обычно раскрывается в нескольких предложениях. Эти предложения объединяются в абзац.
5. Определите стиль речи текста:
Зима на исходе. Сонно жмурится солнце в лесу, сонно ресницами игл щурится лес. Снег на дорогах чернеет, и в полдень на них маслянисто блещут лужи. Пахнет снегом и берёзовыми почками.
У: Для проверки поменяйтесь тетрадями со своим соседом по парте.
Проверка:
1.Разговорный
2.Официально-деловой
3.Художественный
4. Научный
5. Художественный.
У.:- Молодцы!
III. Открытие новой темы. Целеполагание.
У.: -Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, вам необходимо поработать в группах.
В конвертах вырезки из букв, из них нужно составить тему урока
1 группа- публицистический стиль
2 группа- газетно-публицистический стиль
У.:- Ребята, сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.
О.:- «Публицистический стиль. Газетно-публицистический стиль»
У: - Прежде, чем мы продолжим, попробуйте определить задачи урока, используя «слова-помощники»,которые вы можете увидеть на доске.
Познакомимся.. |
Узнаем.. |
Будем учиться.. |
О.:- Познакомимся с публицистическим и газетно-публицистическим стилем, узнаем об особенностях публицистического и газетно-публицистического стиля., будем учиться определять публицистический и газетно-публицистический стиль в тексте, выполнять различные задания.
У: - Верно!
IV. Открытие новых умений, знаний
У.:- Сегодня мы познакомимся еще с одной разновидностью книжного стиля- публицистическим. Подумайте, от какого слова произошло название этого стиля?
О: - Публика- люди, общество.
У: - А сейчас давайте прочитаем о публицистическом стиле. (раздача карточек)
О: - (Пара ученик читают вслух)
У.: - Чем публицистический стиль отличается от других языковых стилей?
О: - Особым проявлением в нём функции языка.
У: - Основными жанрами публицистического стиля являются…
О: - Выступления на политические темы, обзоры, статьи и т.д.
У.: - Какие 2 функции соединяются в публицистическом стиле?
О.:- Информация и убеждения.
У.:- Молодцы
V. Физминутка
Закройте глаза и «напишите» носом названия трёх любых городов.
Открытие новых умений знаний (продолжение)
У: - На уроке мы также познакомимся с одной из форм применения публицистического стиля. Узнайте, о чем речь?
Лист бумаги по утрам
На квартиру носят нам.
На одном таком листе
Много разных новостей.
Что это?
О.:- Газета
У: - Верно!
Каждый день в мире выходит огромное количество периодических изданий, которые называются ГАЗЕТА. Хотите узнать, почему газету назвали газетой? Прочитаем статью И.Широковой.
О: - По цепочке читаю текст, вслух по абзацу.
У.:- Как вы думаете, почему на протяжении веков существует этот вид изданий, почему со времён Древнего Китая не исчезает интерес людей к газетам?
О: - Газеты информируют людей о происходящих событиях.
У.:- Газета призвана информировать читателей обо всех событиях, происходящих в окружающем мире, выражать и формировать общественное мнение, воспитывать людей. В газетном стиле выделяют следующие публицистические жанры: корреспонденция, репортаж, интервью, очерк, статья. Весь материал газеты разделён на разделы- рубрики. (на доске карточки с жанрами)
У.: Дайте определения публицистическим жанрам.
О.:- Корреспонденция – очень распространенный газетный жанр. В ней сообщается о каких-то конкретных событиях.
Репортаж – сообщение о событии, очевидцем которого является сам корреспондент.
Интервью – беседа журналиста с одним или несколькими лицами, по каким – либо актуальным вопросам.
Статья - публицистическое сочинение небольшого размера.
Очерк – краткое описание каких-либо жизненных фактов, или изложение какого-либо вопроса.
VI. Закрепление открытых умений, знаний.
Работа в паре
У.:- Приступим к заданию №2,
Вы познакомились с жанрами, а теперь попробуем в практической деятельности определить жанр по предложенным текстам.
Задание: Прочитайте два текста. Они взяты из «Лесной газеты» В. Бианки. Определите, какой из этих текстов является корреспонденцией, а какой- репортажем.
Новорожденные.
Сегодня ночью дежурные свинарки приняли новорожденных. Все малютки полненькие, здоровые, визгливые. Счастливые молодые матери каждый раз нетерпеливо ждут, когда им принесут покормить их розовых, курносеньких младенцев с хвостиками.
Новости сообщила Н. Павлова
Ответ: корреспонденция
Пропуск на праздник.
Мы поджидаем наших пернатых друзей. Совет дружины поручил каждому школьнику сделать скворечню.
И все у нас занялись этим делом. У нас есть столярная мастерская. Тот, кто еще не умеет делать скворечники, научаться в мастерской.
В своём школьном дворе мы повесим много домиков для птиц. Пусть живут у нас и охраняют яблони, груши и вишни от вредных гусениц и жуков. Когда школа будет праздновать День птиц, каждый школьник принесёт на сбор скворечню. Так мы условились. Скворечня – это будет наш пропуск на праздник.
Лескоры Володя Новый, Женя Корягин
Ответ: репортаж
У.:- Молодцы, вы справились с заданием!
VII. Итог урока. Рефлексия.
У: С чем мы познакомились на сегодняшнем уроке?
О.:- С публицистическим и газетно-публицистическим стилями.
У.:- Что узнали нового?
О.:- Ответы детей.
У: - Ребята, наш урок подходит к концу. Посмотрите на карточки, что лежат у вас на столах и закончите данные предложения.
Урок был … | Я на уроке … | Сегодня я … |
интересный и познавательный | работал | понял материал |
скучный | отдыхал | узнал больше, чем знал |
бесполезный | помогал другим | не понял материал |
VIII. Домашнее задание.
У.:- Выбери тему и напиши небольшую корреспонденцию, репортаж или статью.
У: - Спасибо за урок! Урок окончен. До свидания