СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект по развитию речи. Тема: «Публицистический стиль. Газетно-публицистический стиль»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПМ 04. ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений и др.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект по развитию речи. Тема: «Публицистический стиль. Газетно-публицистический стиль»»

Разрешаю________________


Допускаю________________


Оценка за урок: ___________














План-конспект

урока русского языка

в 4 «А» классе

1 марта 2019 года


















Консультация методиста________________


Консультация учителя__________________


Конспект урока русского языка
УМК: «Школа
XXI века», 4 класс

(Методическое пособие «Школа развития речи» Т.Н. Соколова стр. 62-67)

Организационно-деятельностный компонент:

Дата: 01.03.2019г.

Время: 9:10-9:55

Место: МАОУ СОШ № 5

Класс: 4«А»

Целевой компонент урока:

Тема урока: «Публицистический стиль. Газетно-публицистический стиль».

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока: создание благоприятных условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации о публицистическом и газетно- публицистическом стиле, формирования стилистических понятий и умений, орфографической и пунктуационной грамотности обучающихся.

Задачи:

Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности по формированию знаний и умений обучающихся о публицистическом и газетно-публицистическом стилях, формированию умения применять эти знания в практических упражнениях.

Развивающие: способствовать развитию речи; умения применять ранее полученные знания, развитию мышления, памяти, воображения, орфографической и пунктуационной грамотности; развитию умения определять публицистический и газетно-публицистический стиль; расширению кругозора обучающихся.

Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету, формирование положительной мотивации к учебной деятельности; интерес к русскому языку, бережное отношение к родному языку, слову; формировать жизненно необходимые качества: усидчивость, аккуратность, самостоятельность, работоспособность, внимательность, честность, волю, уважения к другим, способности к сотрудничеству, ответственность за продукты собственной деятельности.

Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами.

Планируемые результаты:

Личностные: умение ценить и принимать следующие базовые ценности: совместный труд, терпение, уважение к мнению одноклассников; умение актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы, осознать ценность совместной работы, проявлять интерес к русскому языку, этические чувства: доброжелательность, уважение; осознавать богатство русского языка, его величие и многогранность;

Метапредметные:

Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение ориентироваться в учебнике, определять понятия и умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; извлекать информацию, представленную в разных формах, находить закономерности используя ранее приобретенные знания; умение строить логическую цепочку рассуждений, умение выдвигать гипотезы и обосновывать их, осуществлять анализ, синтез, сравнение, устанавливать причинно- следственные связи, владеть общим приемом решения орфографических задач.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение выполнять учебные действия в сотрудничестве с учителем и другими обучающимися: ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности; умение самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале; осуществлять самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умение слушать и понимать других, вступать в диалог; следовать инструкциям, отвечать на вопросы; умение адекватно реагировать на замечания учителя, участвовать в диалоге при обсуждении изучаемого материала, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; работа в парах.

Предметные: умение определять публицистический и газетно-публицистический стиль;, осознанно выстраивать речевое высказывание в устной форме и оформлять его письменно, соблюдать нормы речевого этикета и правила устного общения; выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения; умение использовать правила орфографии и пунктуации в письменной речи.

Организация пространства: фронтальная, групповая, работа в паре.

Основные образовательные ресурсы: Методическое пособие «Школа развития речи» 4 класс Т.Н. Соколова, рабочая тетрадь «Школа развития речи» 4 класс, 2 часть Т.Н. Соколова.

Содержательный компонент урока:


I. Организация начала урока.

1. Приветствие.

У: - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Сергеевна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Я рада  видеть вас, и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Садитесь.

2. Проверка готовности к уроку.

У: - Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, пенал.

3. Мотивация к обучению и познанию. Эмоциональный настрой на учебную работу.

У: - На доске вы видите карточки со словами: откладывай, дело, не, безделье, откладывай, но. Соберите пословицу из них. Какая пословица у вас получилась?

О: - Откладывай безделье, но не откладывай дело.

У: - Как вы понимаете эту пословицу?

О.:- Пословица про важность труда и работы. О том, что нельзя откладывать дела на потом. Лучше отложи на потом безделье, но дело сделай.

У: - Отлично. Именно это и станет нашим девизом на сегодняшний урок.

II. Актуализация умений и знаний.

1.Минутка чистописания

У: - Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа.

У: - Для начала нужно узнать, какую букву вы будете прописывать сегодня.

Посмотрите на данную запись, если вы правильно сформулируете и выполните задание к данной записи, то узнаете, какую букву мы будем писать на минутке чистописания.

Большой – маленький

Сухой - ?

Война - ?

Глубокий - ?

Старый -?

О: - К словам левого столбика надо подобрать слова, противоположные по смыслу и начинающиеся на букву «м»

Большой – маленький

Сухой - мокрый

Война - мир

Глубокий - мелкий

Старый - молодой

Значит сегодня мы будем писать букву «м»

У: - Верно. Запишите маленькую букву «м» до конца строки. 

2.Стилистическая разминка.

У.:- Послушайте четверостишие.

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы.

Шелестят зелёные сережки,

И горят серебряные росы.

С.А.Есенин

У.:- Определите стиль текста.

О.:- Художественный.

У.:- Какие стили речи вы знаете?

Стили речи

Разговорный

Официально-деловой Художественный Научный

У: А сейчас проведём небольшую стилистическую разминку. Ответы запишите в рабочей тетради:

1.Задача речи высказывания этого стиля – общение.

2. Особенности этого стиля – точность, официальность, стандартность формы.

3. В текстах этого стиля очень часто встречаются эпитеты, метафоры, олицетворение.

4. Определите стиль речи текста:

Развивая мысль, автор текста движется, переходя от одной части темы к другой. Часть общей темы называется микротемой. Микротема обычно раскрывается в нескольких предложениях. Эти предложения объединяются в абзац.

5. Определите стиль речи текста:

Зима на исходе. Сонно жмурится солнце в лесу, сонно ресницами игл щурится лес. Снег на дорогах чернеет, и в полдень на них маслянисто блещут лужи. Пахнет снегом и берёзовыми почками.

У: Для проверки поменяйтесь тетрадями со своим соседом по парте.

Проверка:

1.Разговорный

2.Официально-деловой

3.Художественный

4. Научный

5. Художественный.

У.:- Молодцы!





III. Открытие новой темы. Целеполагание.

У.: -Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, вам необходимо поработать в группах.

В конвертах вырезки из букв, из них нужно составить тему урока

1 группа- публицистический стиль

2 группа- газетно-публицистический стиль

У.:- Ребята, сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.

О.:- «Публицистический стиль. Газетно-публицистический стиль»

У: - Прежде, чем мы продолжим, попробуйте определить задачи урока, используя «слова-помощники»,которые вы можете увидеть на доске.

Познакомимся..

Узнаем..

Будем учиться..



О.:- Познакомимся с публицистическим и газетно-публицистическим стилем, узнаем об особенностях публицистического и газетно-публицистического стиля., будем учиться определять публицистический и газетно-публицистический стиль в тексте, выполнять различные задания.

У: - Верно!

IV. Открытие новых умений, знаний



У.:- Сегодня мы познакомимся еще с одной разновидностью книжного стиля- публицистическим. Подумайте, от какого слова произошло название этого стиля?

О: - Публика- люди, общество.

У: - А сейчас давайте прочитаем о публицистическом стиле. (раздача карточек)

О: - (Пара ученик читают вслух)

У.: - Чем публицистический стиль отличается от других языковых стилей?

О: - Особым проявлением в нём функции языка.

У: - Основными жанрами публицистического стиля являются…

О: - Выступления на политические темы, обзоры, статьи и т.д.

У.: - Какие 2 функции соединяются в публицистическом стиле?

О.:- Информация и убеждения.

У.:- Молодцы

V. Физминутка

Закройте глаза и «напишите» носом названия трёх любых городов.

Открытие новых умений знаний (продолжение)

У: - На уроке мы также познакомимся с одной из форм применения публицистического стиля. Узнайте, о чем речь?

Лист бумаги по утрам

На квартиру носят нам.

На одном таком листе

Много разных новостей.

Что это?

О.:- Газета

У: - Верно!

Каждый день в мире выходит огромное количество периодических изданий, которые называются ГАЗЕТА. Хотите узнать, почему газету назвали газетой? Прочитаем статью И.Широковой.

О: - По цепочке читаю текст, вслух по абзацу.

У.:- Как вы думаете, почему на протяжении веков существует этот вид изданий, почему со времён Древнего Китая не исчезает интерес людей к газетам?

О: - Газеты информируют людей о происходящих событиях.

У.:- Газета призвана информировать читателей обо всех событиях, происходящих в окружающем мире, выражать и формировать общественное мнение, воспитывать людей. В газетном стиле выделяют следующие публицистические жанры: корреспонденция, репортаж, интервью, очерк, статья. Весь материал газеты разделён на разделы- рубрики. (на доске карточки с жанрами)

У.: Дайте определения публицистическим жанрам.

О.:- Корреспонденция – очень распространенный газетный жанр. В ней сообщается о каких-то конкретных событиях.

Репортаж – сообщение о событии, очевидцем которого является сам корреспондент.

 Интервью – беседа журналиста с одним или несколькими лицами, по каким – либо актуальным вопросам.

 Статья - публицистическое сочинение небольшого размера.

 Очерк – краткое описание каких-либо жизненных фактов, или изложение какого-либо вопроса.



VI. Закрепление открытых умений, знаний.

Работа в паре

У.:- Приступим к заданию №2,

Вы познакомились с жанрами, а теперь попробуем в практической деятельности определить жанр по предложенным текстам.

Задание: Прочитайте два текста. Они взяты из «Лесной газеты» В. Бианки. Определите, какой из этих текстов является корреспонденцией, а какой- репортажем.

Новорожденные.

Сегодня ночью дежурные свинарки приняли новорожденных. Все малютки полненькие, здоровые, визгливые. Счастливые молодые матери каждый раз нетерпеливо ждут, когда им принесут покормить их розовых, курносеньких младенцев с хвостиками.

Новости сообщила Н. Павлова

Ответ: корреспонденция



Пропуск на праздник.

Мы поджидаем наших пернатых друзей. Совет дружины поручил каждому школьнику сделать скворечню.

И все у нас занялись этим делом. У нас есть столярная мастерская. Тот, кто еще не умеет делать скворечники, научаться в мастерской.

В своём школьном дворе мы повесим много домиков для птиц. Пусть живут у нас и охраняют яблони, груши и вишни от вредных гусениц и жуков. Когда школа будет праздновать День птиц, каждый школьник принесёт на сбор скворечню. Так мы условились. Скворечня – это будет наш пропуск на праздник.

Лескоры Володя Новый, Женя Корягин

Ответ: репортаж

У.:- Молодцы, вы справились с заданием!









VII. Итог урока. Рефлексия.

У: С чем мы познакомились на сегодняшнем уроке?

О.:- С публицистическим и газетно-публицистическим стилями.

У.:- Что узнали нового?

О.:- Ответы детей.

У: - Ребята, наш урок подходит к концу. Посмотрите на карточки, что лежат у вас на столах и закончите данные предложения.



Урок был …

Я на уроке …

Сегодня я …

интересный и познавательный


работал

понял материал

скучный

отдыхал


узнал больше, чем знал

бесполезный

помогал другим


не понял материал



VIII. Домашнее задание.

У.:- Выбери тему и напиши небольшую корреспонденцию, репортаж или статью.

У: - Спасибо за урок! Урок окончен. До свидания