СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект по русском языку 2 класс "Собственные и нарицательные имена существительные"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План-конспект по русском языку 2 класс "Собственные и нарицательные имена существительные"»


Разрешаю ____________________


Допускаю________________


Оценка за урок: _____________















План-конспект

урока русского языка,

проведенного в 2 «Б» классе

обучающейся Метежнёвой Дарьи Андреевны

(Ф.И.О.)

24.02.2021 г.

дата











Консультация учителя________________



Консультация методиста______________


Конспект урока русского языка

УМК: «Школа России», 2 класс

(Учебник «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий стр.51-55)

Организационно-деятельностный компонент:

Дата: 24.02.2021 г.

Время: 9:25-10:05

Место: МАОУ СОШ №3 г.Черняховска.

Класс: 2 «б»

Целевой компонент урока:

Тема урока: «Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных»

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока: организация деятельности обучающихся по изучению и первичному закреплению знаний о собственных и нарицательных именах существительных.

Задачи:

Образовательные: способствовать усвоению и первичному закреплению знаний о собственных и нарицательных именах существительных, формированию умения применять эти знания в практических упражнениях; способствовать формированию умению формулировать определение собственных и нарицательных именах существительных, различать имена собственные и нарицательные; способствовать закреплению орфографического навыка использования заглавной буквы в именах собственных.

Развивающие: способствовать развитию умения применять ранее полученные знания, развитию наглядно-образного мышления, оперативной памяти, произвольного внимания; развитию умения определять собственные и нарицательные имена существительные; выделять главное, сравнивать, обобщать, формулировать выводы.

Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету, формировать положительную мотивацию к учебной деятельности, интерес к русскому языку, бережное отношение к родному языку; формировать жизненно необходимые качества: усидчивость, аккуратность, самостоятельность, работоспособность, внимательность, честность, волю, уважение к другим, способность к сотрудничеству, ответственность за продукты собственной деятельности.

Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами.

Планируемые результаты:

Личностные: умение ценить и принимать следующие базовые ценности: совместный труд, терпение, уважение к мнению одноклассников; умение актуализировать личностный смысл к изучению темы, осознавать ценность совместной работы, ответственность за продукты собственной деятельности, проявлять интерес к русскому языку, этические чувства: доброжелательность, уважение; осознавать богатство русского языка, его величие и многогранность.

Метапредметные:

Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение ориентироваться в учебнике, определять понятия и умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; извлекать информацию, представленную в разных формах, находить закономерности используя ранее приобретенные знания; умение строить логическую цепочку рассуждений, умение выдвигать гипотезы и обосновывать их, осуществлять анализ, синтез, сравнение, устанавливать причинно-следственные связи, владеть общим приемом решения орфографических задач.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение выполнять учебные действия в сотрудничестве с учителем и другими обучающимися: ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности; умение самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале; осуществлять самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умение слушать и понимать других, вступать в диалог; следовать инструкциям, отвечать на вопросы; умение адекватно реагировать на замечания учителя, участвовать в диалоге при обсуждении изучаемого материала, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; работа в парах; осознанно выстраивать речевое высказывание в устной форме и оформлять его письменно, соблюдать нормы речевого этикета и правила устного общения; выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения.

Предметные: умение формулировать определение собственных и нарицательных именах существительных, различать имена собственные и нарицательные; способствовать закреплению орфографического навыка использования заглавной буквы в именах собственных; умение использовать правила орфографии и пунктуации в письменной речи.

Организация пространства: фронтальная, парная, индивидуальная.

Основные образовательные ресурсы: компьютер, раздаточный материал, учебник «Русский язык» 2 класс, часть 2, В.П. Канакина

















Содержательный компонент урока:


I. Организация начала урока.

1. Приветствие.

У: - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Дарья Андреевна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Представьте себе зимний морозный день на лесной полянке. Мороз щиплет вас за щечки. У вас замерзли носик и ушки. Потрите их. Вам стало тепло и весело. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Передайте ваше тепло и радость окружающим. Я желаю вам сохранить это тепло и радость на протяжении всего урока. Садитесь!

2. Проверка готовности к уроку.

У: - Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, ручка и простой карандаш.

3. Мотивация к обучению и познанию. Эмоциональный настрой на учебную работу.

У: - На доске вы видите разбросанные части предложений, из которых надо собрать фразу русского писателя Максима Горького. Какая фраза у вас получилась?

О: - Всегда — учиться, все — знать! Чем больше узнаешь, тем сильнее станешь.

У: - Как вы понимаете эту пословицу?

О: - Нужно всегда стремиться к получению новых знаний. Зная многое, ты становишься сильнее.

У: - Отлично. Именно это и станет нашим девизом на сегодняшний урок.

Чем больше узнаешь,

тем сильнее станешь.



все — знать!



Всегда — учиться,




II. Актуализация умений и знаний.

1.Проверка домашнего задания (если это необходимо, если учитель сказал)

2.Минутка чистописания

У: - Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа.

У: - Посмотрите на ребусы. Угадайте, что там зашифровано. Пропишите слог, на который начинаются эти слова. Охарактеризуйте звук, на который начинаются эти слова.



______________________________________

3. Словарно – орфографическая работа

У: - Посмотрите на доску. На ней написаны слова, но их часть скрыта под кляксой, вам нужно отгадать слова.

тарелка, товарищ, щавель, метель, морковь, народ, сапог, месяц, картина, фамилия

арЕлка, товАрищ, щавЕль, метЕль, моркОвь, нарОд, сапОг, мЕсяц, картИна, фамИлия)

У: - Что вы можете сказать об этих словах?

О: - Они словарные.

У: - А с каким из этих слов мы встречаемся впервые?

О: - Со словом «фамилия»

У: - Именно так. Чтобы узнать, как оно пишется откройте страницу откройте страницу 55.

У: - Запишите эти слова себе в тетрадь, поставьте ударение, выделите орфограмму.

Проверка выполненного задания, анализ деятельности обучающихся на данном этапе.

Критерии оценки

«5» -без ошибок.

«4» - 1-2 ошибки.

«3» - 3-4 ошибки.

III. Открытие новой темы. Целеполагание.

У: - Перед вами карточки с задание. Вы должны сопоставить названия к изображениям. Как вы думаете, почему одни существительные пишутся с большой буквы, а другие с маленькой?

Имена, отчества, фамилии людей


кошка Мурка

Клички животных


река Лена

Названия городов, сёл, деревень


звезда Солнце

Названия рек, морей, озер

Александр Сергеевич Пушкин

Названия звезд, планет


город Москва

О: - Слова, начинающиеся с большой буквы, называют такие предметы, которые единичны, неповторимы. А существительные с маленькой буквы называют неединичные предметы.

У: - Правильно. Названия, имена, клички всегда пишутся с большой буквы, так как они индивидуальные, собственные для какого-нибудь предмета. А остальные существительные нарицают явление, предмет и пишутся с маленькой буквы. Как вы думаете, о каких существительных мы сегодня будем говорить?

О: - Собственные и нарицательные слова.

У: - Верно! Но, прежде чем мы продолжим, попробуйте определить задачи сегодняшнего урока, используя «слова – помощники», которые вы видите на доске: познакомимся, узнаем, будем учиться.

О: - Познакомимся с собственными и нарицательными именами существительными; узнаем что такое собственные и нарицательные имена существительные; будем учиться различать собственные имена существительные от нарицательных.

IV. Открытие новых умений, знаний.

Работа с учебником

У: - Откройте учебник на странице 52 и прочитайте определение. Как вы поняли это определение? Назовите свои примеры собственных имен существительных.

О: - Россия, Толстой, Волка, Бобик.

У.: - А теперь откройте учебник на странице 53 и прочитайте определение нарицательных имен существительных. Как вы поняли это определение? Назовите свои примеры нарицательных имен существительных.

О: - Город, озёра, дом, люди.

У: - Откройте учебник на странице 52 и прочитайте упражнение 89.

Алгоритм выполнения упражнений по русскому языку

  1. Откройте учебник на странице 52, упражнение 89.

  2. Прочитайте задание (обучающиеся читают задание).

  3. Как вы поняли задание?

  4. Выполните задание устно.

  5. Выполните задание в тетради письменно самостоятельно (выполнение упражнения обучающимися).

  6. Проверьте, как вы справились с заданием (самопроверка, взаимопроверка, самоанализ, анализ, проверка учителем).

  7. Оценка учителя (отметочная или безотметочная), комментирование.

У: - Прочитайте задание упражнение. Как вы его поняли?

О: - Нужно подобрать к одному из слов из упр. 88 собственное имя существительное: имя одного из родителей или родственников. Записать по образцу. Подчеркнуть заглавную букву в собственных именах существительных. Составить предложение с любыми существительными.

У: - Например, берем первое слово из упражнения 88, это слово «мама» и подбираем к нему собственное имя существительное. Например - «Мама Алёна». Какую букву я подчеркну? Букву на которое начинается собственное имя существительное, то есть «А». Выполняем упражнение самостоятельно. А один ученик у доски. Подчеркните в своем предложении существительное.

Проверка выполненного задания, анализ деятельности обучающихся на данном этапе.

Критерии оценки

«5» -без ошибок.

«4» - 1-2 ошибки.

«3» - 3-4 ошибки.


V. Физминутка

Для снятия утомления с плечевого пояса и рук
1. И.п. - о.с. 1 - поднять плечи. 2 - опустить плечи. Повторить 6 - 8 раз, затем пауза 2 - 3 с, расслабить мышцы плечевого пояса. Темп медленный.


2. И.п. - руки согнуты перед грудью. 1 - 2 - два пружинящих рывка назад согнутыми руками. 3 - 4 - то же прямыми руками. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.


3. И.п. - стойка ноги врозь. 1 - 4 - четыре последовательных круга руками назад. 5 - 8 - то же вперед. Руки не напрягать, туловище не поворачивать. Повторить 4 - 6 раз. Закончить расслаблением. Темп средний.



У: - Продолжаем нашу работу. Следующее упражнение 90 на странице 53. Прочитайте задание. Что нужно сделать?

О: - Списать, вставляя пропущенные буквы и расположить слова в алфавитном порядке.

У: - Правильно, а какие слова лишние в каждой строке?

О: - В первой строчке лишнее слово - Чуковский, потому что это имя собственное, остальные - нарицательные. Во второй строчке лишнее слово - Ольга, потому что это имя собственное, остальные - нарицательные. В третьей строчке лишнее слово - товарищ, потому что это одушевлённое существительное, остальные - неодушевлённые.

У: - Выполните упражнение и обменяйтесь тетрадями для взаимопроверки.

Критерии оценки

«5» -без ошибок.

«4» - 1-2 ошибки.

«3» - 3-4 ошибки.


VI. Закрепление открытых умений, знаний.

У: - Ребята, мой друг составил письмо своим родным. Но дело в том, что он ничего не знает о собственных и нарицательных именах существительных. Наша задача исправить это письмо.

Здравствуй, дорогая Мама. Сегодня я познакомился с Продавцом магазина «огонёк». Его зовут фёдор михайлович. Он много знает о Черепахах. Поэтому дома у него есть аквариум с Черепахой по имени наташа. Я очень рад, что у меня появился новый Друг. Передавай привет Бабушке маше и Папе.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Критерии оценки

«5» -без ошибок.

«4» - 1-2 ошибки.

«3» - 3-4 ошибки.


VII. Итог урока.

У: Попробуйте определить, как мы решили задачи сегодняшнего урока, используя «слова – помощники», которые вы видите на доске: познакомились, узнали, учились.

У: - Заполните анкету:

  1. сегодня я узнал...



  1. было трудно…



  1. я понял, что…


  1. я научился…



  1. было интересно узнать, что…



  1. мне захотелось…



У: - Спасибо за урок! Урок окончен. До свидания!

VIII. Инструктаж о выполнении домашнего задания

Страница 53 упражнение 91.























Имена, отчества, фамилии людей


кошка Мурка

Клички животных


река Лена

Названия городов, сёл, деревень


звезда Солнце

Названия рек, морей, озер

Александр Сергеевич Пушкин

Названия звезд, планет


город Москва



Таблица для баллов

1 задание


2 задание


3 задание


4 задание


Всего баллов:____________

Итоговая оценка за урок:____________













______________________________________

тарелка, товарищ, щавель, метель, морковь, народ, сапог, месяц, картина, фамилия



Здравствуй, дорогая Мама. Сегодня я познакомился с Продавцом магазина «огонёк». Его зовут фёдор михайлович. Он много знает о Черепахах. Поэтому дома у него есть аквариум с Черепахой по имени наташа. Я очень рад, что у меня появился новый Друг. Передавай привет Бабушке маше и Папе.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________











  1. сегодня я узнал...



  1. было трудно…



  1. я понял, что…


  1. я научился…



  1. было интересно узнать, что…



  1. мне захотелось…




  1. сегодня я узнал...



  1. было трудно…



  1. я понял, что…


  1. я научился…



  1. было интересно узнать, что…



  1. мне захотелось…




  1. сегодня я узнал...



  1. было трудно…



  1. я понял, что…


  1. я научился…



  1. было интересно узнать, что…



  1. мне захотелось…