Конспект урока русского языка УМК: «Школа России», 2 класс
(Учебник «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий стр. 65)
Организационно-деятельностный компонент:
Дата: 2.03.21
Время: 11:20
Место: МАОУ СОШ № 3
Класс: 2 «В»
Целевой компонент урока:
Тема урока: «Числа имён существительных»
Тип урока: комбинированный
Цель урока: организация деятельности обучающихся по повторению и закрепления знаний о числах имён существительных.
Задачи:
Образовательные: способствовать повторению и закреплению знаний о числах имён существительных, формированию умения применять эти знания в практических упражнениях.
Развивающие: способствовать развитию речи, наглядно-образного мышления, оперативной памяти, произвольного внимания; умения применять ранее полученные знания, развитию орфографической и пунктуационной грамотности; развитию умения определять число имён существительных, умение употреблять в речи формы единственного и множественного числа имён существительных; выделять главное, сравнивать, обобщать, формулировать выводы.
Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету, формировать положительную мотивацию к учебной деятельности, интерес к русскому языку, бережное отношение к родному языку, слову, окружающему миру, природе; формировать жизненно необходимые качества: усидчивость, аккуратность, самостоятельность, работоспособность, внимательность, честность, волю, уважение к другим, способность к сотрудничеству, ответственность за продукты собственной деятельности.
Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами.
Планируемые результаты:
Личностные: умение ценить и принимать следующие базовые ценности: совместный труд, терпение, уважение к мнению одноклассников; умение актуализировать личностный смысл к изучению темы, осознавать ценность совместной работы, ответственность за продукты собственной деятельности, проявлять интерес к русскому языку, этические чувства: доброжелательность, уважение; осознавать богатство русского языка, его величие и многогранность;
Метапредметные:
Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение ориентироваться в учебнике, определять понятия и умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; извлекать информацию, представленную в разных формах, находить закономерности используя ранее приобретенные знания; умение строить логическую цепочку рассуждений, умение выдвигать гипотезы и обосновывать их, осуществлять анализ, синтез, сравнение, устанавливать причинно- следственные связи, владеть общим приемом решения орфографических задач.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение выполнять учебные действия в сотрудничестве с учителем и другими обучающимися: ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности; умение самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале; осуществлять самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умение слушать и понимать других, вступать в диалог; следовать инструкциям, отвечать на вопросы; умение адекватно реагировать на замечания учителя, соблюдать нормы речевого этикета и правила устного общения, участвовать в диалоге при обсуждении изучаемого материала, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения; работа в парах.
Предметные: умение определять число имён существительных, употреблять в речи формы единственного и множественного числа имён существительных; осознанно выстраивать речевое высказывание в устной форме и оформлять его письменно; умение использовать правила орфографии и пунктуации в письменной речи.
Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, работа в паре.
Основные образовательные ресурсы: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, учебник «Русский язык» 2 класс, часть 2, В.П. Канакина, карточки.
Содержательный компонент урока:
I. Организация начала урока.
1. Приветствие.
У: - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Надежда Владимировна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Я рада видеть вас, и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Садитесь.
2. Проверка готовности к уроку.
У: - Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, ручка и простой карандаш.
3. Мотивация к обучению и познанию. Эмоциональный настрой на учебную работу.
У: - На доске вы видите разбросанные слова, из которых надо собрать пословицу. Какая пословица у вас получилась?
О: - Грамоте учиться – всегда пригодится.
У: - Как вы понимаете эту пословицу?
О: - Если когда-то в жизни вы окажетесь в сложной ситуации, то будучи грамотным человеком, выпутаетесь из нее гораздо легче и с наименьшими потерями.
У: - Отлично. Именно это и станет нашим девизом на сегодняшний урок.
II. Актуализация умений и знаний.
1. Проверка домашнего задания.
2. Минутка чистописания
У: - Откройте тетради, отступаем две строчки, записываем число, классная работа. На доске вы видите слова, прочитайте их.
О: - Сон, сом, сор, сок.
У: - Молодцы! Уберите из слов гласную.
У: - Что у вас получилось?
О: - Сн, см, ср, ск.
У: - Верно! Сейчас вы пропишите сочетания букв.
3. Словарно – орфографическая работа.
У: - Ребята, посмотрите внимательно на табличку, в ней спрятались слова, найдите их.
П У Р РОССИЯ Р У ГОРОД Й Р Ц Р Х Т УЛИЦА П В ТОПОР Р А Н
(Таблица на доске)
О: - Россия, город, улица, топор.
У: - Верно!
П У Р РОССИЯ Р У ГОРОД Й Р Ц Р Х Т УЛИЦА П В ТОПОР Р А Н
У: - Что вы можете сказать об этих словах? Какие они?
О: - Словарные.
У: - Правильно, подчеркнём и запишем орфограмму в этих словах.
у́лица, го́род, Росси́я, топо́р
У: - Составьте словосочетания с этими словами. (Улица в городе, побывать в России, удар топора)
III. Открытие новой темы. Целеполагание.
У: - Что объединяет эти слова? Какая это часть речи?
О: - Имя существительное.
У: - Верно! Что вы знаете об имени существительном? Что обозначает?
О: - Обозначает предмет.
У: - Какие бывают имена существительные?
О: - Нарицательные и собственные.
У: - В каком числе может употребляться имя существительное?
О: - В единственном и множественном числе.
У: - В каком числе будет существительное, которое обозначает один предмет?
О: - В единственном.
У: - Правильно, а в каком числе будет существительное, которое обозначает несколько предметов?
О: - Во множественном.
У: - Верно! Но, прежде чем мы продолжим, попробуйте определить задачи сегодняшнего урока, используя «слова – помощники», которые вы видите на доске.
Вспомним, что такое имя существительное.
Будем продолжать учиться определять число имён существительных.
IV. Открытие новых умений, знаний.
А) Работа с наглядным материалом (картинками с изображением одного или нескольких предметов)
К
арточка №1.
У: - Назовите предметы, которые изображены на картинках.
О: - Дерево, яблоко, груша.
У: - В каком числе употребляются эти имена существительные?
О: - В единственном.
У: - Запишем эти слова в тетрадь парами. Первое слово - имя существительное, которое обозначает один предмет. Второе слово - имя существительное, которое обозначает несколько предметов. Например, стул – стулья.
Яблоко – яблоки, груша – груши, дерево – деревья.
Б) Работа с карточками в парах.
У: - Запишите слова в два столбика, в левый столбик – имена существительные в форме единственного числа, в правый столбик – имена существительные во множественном числе.
Кукла, мамы, ручка, дядя, грибы, ягоды, окно, парты, зонт, корабли.
Образец
Карточка №2
Единственное число | Множественное число |
Слон | Мыши |
У: - Проверим!
Единственное число | Множественное число |
Слон Кукла Ручка Дядя Окно Зонт | Мыши Мамы Грибы Ягоды Парты Корабли |
В) Работа с учебником
У: - Молодцы! Откройте учебник на странице 65, и прочитайте упр.114. Что нам нужно сделать?
О: - Выписать однокоренные слова, затем синонимы, затем антонимы.
У: - Правильно! Что такое синонимы?
О: - Которые пишутся по-разному, но имеют одинаковое значение.
У: - Верно! Что можете сказать об антонимах?
О: - Противоположные по значению.
У: - Молодцы! Составьте с одним из этих слов предложение и запишите его.
(Берёза получила своё название от цвета коры. У дома растет береза. С наступлением осени погода изменилась. На улице снова началась метель. Доктор лечит больного. В нашем классе всегда мир.)
(Карточка выдается нескольким ученикам для индивидуальной работы)
V. Физминутка
Упражнение для мобилизации внимания:
И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 - левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, 4 - левую руку на плечо, 5 - правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7 - 8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13 - 14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4 - 6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2 - 3 раза - средний, 4 - 5 - быстрый, 6 - медленный.
VI. Закрепление открытых умений, знаний.
Работа в парах.
Карточка №3
У: - Из данных слов выпиши имена существительные:
Сильный, зима, найти, дерево, рисовать, красивый, воробей, река, ручной, решать, подснежник, показаться.
О: - Зима, дерево, воробей, река, подснежник.
Критерии оценивания:
5 б. – «5»
4-3 б. – «4»
Карточка №4
Прочитайте. Измените число каждого существительного.
1. Туфля - туфли, ягода - …, море - …, облако - ….
2. Простыни - простыня, улицы - …, блюдца - …, одеяла - …
Критерии оценивания
6-5 б. – «5»
4-3 б. – «4»
VII. Итог урока. Рефлексия
У: - На листах предлагаю вам обвести свою руку и написать информацию на пальцах, которая находится на доске. (Слайд с презентации)
У: - Спасибо за урок! Урок окончен. До свидания!
VIII. Инструктаж о выполнении домашнего задания.