СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект по русскому языку "Правописание «н» и «нн» в суффиксах имён прилагательных". 6 класс.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: формирование умения правильно применять правило правописания «н» и «нн» в суффиксах имён прилагательных.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект по русскому языку "Правописание «н» и «нн» в суффиксах имён прилагательных". 6 класс.»

План-конспект урока по русскому языку.

Ссылка на белорусский учебник https://www.aversev.by/rus/skachat/russkij-yazyk-6

Тема: Правописание «н» и «нн» в суффиксах имён прилагательных.

Цель урока: формирование умения правильно применять правило правописания «н» и «нн» в суффиксах имён прилагательных.

Задачи: 1) образовательные: познакомить с особенностями правописания «н» и «нн» в суффиксах имён прилагательных, сформировать умение правильного употребления «н» и «нн» в суффиксах имён прилагательных, повторить прошлую тему: Правописание «не» с именами прилагательными.

2) развивающие: развивать словарный запас, зрительное внимание, память, устную связную речь.

3) воспитательные: развивать интерес к изучению языка, формировать ценностное отношение к русскому языку, воспитывать нравственные качества личности.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник по русскому языку 6 класса, раздаточный материал, мультимедийная установка.



Ход урока.

  1. Организационный момент.

«Здравствуйте, ребята. Начнём наш урок. Проверьте, пожалуйста, у всех ли есть учебники, тетради и ручки. Проверили? Хорошо сейчас мы отметим отсутствующих и начнём урок.





  1. Объявление темы и целей.

«Ребята, тема нашего сегодняшнего урока – это правописание «н» и «нн» в суффиксах имён прилагательных, и наша задача сегодня – научиться правильно расстанавливать «н» и «нн» в суффиксах имён прилагательных. Начнём».



  1. Опрос.

Ребята, у вас возникли какие-нибудь затруднения с выполнением домашнего задания? Хорошо, Давайте его проверим.




  1. Проверка домашнего задания. «На дом вам было задано на странице 197, упражнение 400». В случае затруднений поясняется упражнение. Вызывать трёх учеников, которые объяснят написание «не» с именами прилагательными и вставят пропущенные буквы.

Способ проверки – выборочная проверка.


Думаю, вы хорошо справились с домашним заданием.


  1. Индивидуальные задания. «Сначала мы должны повторить тему, которую мы рассматривали в прошлый раз. Я раздам карточки. В них вам нужно будет из двух слов образовать имя прилагательное одно путём сложения. Образец дан в карточках. Время для выполнения – 5 минут. Обозначьте соединительные морфемы в образованных вами прилагательных. (Раздать карточки трём ученикам) (Приложение 1).



  1. Фронтальный опрос. Молодцы. Теперь давайте повторим то, что изучили на прошлом уроке. Закройте, пожалуйста, учебники и вспомните то, что вы повторяли дома. Итак:

  • Когда «не» пишется с именами прилагательными слитно? (Если без «не» прилагательное не употребляется, если прилагательное можно заменить синонимом без «не», если прилагательное имеет при себе слова совсем, очень, совершенно, весьма, крайне, чрезвычайно, усиливающие степень качества)

  • Когда «не» пишется с именами прилагательными раздельно? (Если есть противопоставление однородных членов, связанных союзом «а», если «не» входит в сочетания вовсе не, далеко не, нисколько не, отнюдь не, с краткими прилагательными.



«Ну что же, молодцы, ребята, вы справились с этим заданием и хорошо усвоили тему прошлого занятия. Продолжим нашу работу.


  1. Объяснение нового материала.


А) Наблюдение над языковым материалом.

Откройте, пожалуйста, упражнение 401 на странице 197. Давайте внимательно прочитаем задание (Читает учитель). В тексте нам нужно списать слова и обозначить суффиксы имён прилагательных.

Выполняют все ученики в тетрадях. Время для выполнения – 2 минуты, после 2 ученика читают по 5 прилагательных и называют в них суффиксы.

Пчел-ин-ый, рж-ан-ой, боль-н-ой, длин-н-ый, труд-н-ый, вред-н-ый, окон-н-ый, степ-н-ой, голод-н-ый, карман-н-ый.



Б) Чтение правила. Как видите, в выделенных нами суффиксах есть только одна буква «н», но есть имена прилагательные, в суффиксах которых пишется две буквы «н». Подробнее такие имена прилагательные мы рассмотрим в правиле на странице 198.

(Читают 4 ученика).

Ответьте, пожалуйста:



  • В каких именах прилагательных пишется две буквы «н»? (В прилагательных, образованных при помощи суффикса «н» от имён прилагательных, основа которых заканчивается на «н» (Примеры приводит учитель: сон – сонный, картон – картонный); в прилагательных, образованных от имён существительных при помощи суффиксов «онн» и «енн» (песня – песенный, иллюзия – иллюзионный)

  • Какое есть исключение у этого правила? (Слово «ветреный»)

  • В каких именах прилагательных пишется одна буква «н»? (В непроизводных именах прилагательных, в прилагательных, образованных от имён существительных при помощи суффиксов «ин», «ан», «ян»)

  • Какое есть исключение из этого правила? (Слова «стеклянный», «оловянный», «деревянный»).

  • Сколько букв «н» пишется в кратких именах прилагательных? (Столько же, сколько и в полных, от которых они образовались)

  • Сколько букв «н» пишется в краткой форм прилагательных мужского рода? (Всегда одна буква «н»)

Вам необходимо различать суффиксы «ян» и «ен» в однокоренных прилагательных. Звучат они почти одинаково, но значение могут иметь разное и употребляться по значению с разными словами. Обратите внимание на последний абзац правила и на слова в рамке.



  1. Физкультминутка. «Хорошо, дети, давайте на минуту отвлечёмся от учёбы и сделаем физкультминутку. Встаньте и следуйте моим инструкциям:

Мы писали и устали,

Все мы дружно тихо встали,

Ножками потопали: раз, два, три (топают ногами).

Ручками похлопали: раз, два, три (хлопают руками).

Сели, встали, сели, встали,

Чтоб других не задевали.

Мы немножко отдохнем

И опять писать начнем.

Ручки выше, шире плечи (вытягивают  руки вверх),

Раз, два, три дыши ровней (машут руками),

От зарядки станешь крепче,

Станешь крепче и сильней (садятся на место).


Молодцы! Продолжаем урок».



  1. Закрепление материала на теоретическом уровне.



А) (Работа по вариантам) Хорошо, ребята, давайте выполним упражнение 402 на странице 199. Нам нужно от имён существительных образовать имена прилагательные и выделить в них суффиксы. (Выполняется упражнение полностью, к доске выходят три ученика из каждого ряда, они записывают 7 слов из своей группы на доске.).

Б) Дети, в упражнении 403 на странице 199 нам нужно вставить в слова одну или две буквы «н» и обозначить суффиксы (Время для выполнения – 2-3 минуты. Выполняют все ученики, вызвать одного к доске).

Ставить оценки можно сразу после работы у доски.

В) В упражнении 404 на странице 199 нам нужно заменить существительные с предлогом именами прилагательными и записать слова по образцу. (Выполняют все ученики. Вызвать одного ученика к доске, который запишет первые три слова. (Ответы: неновые, невысок, небольшие)



  1. Подведение итогов урока. Ребята, давайте подведём итог того, что же мы сегодня узнали.

  • В каких именах прилагательных пишется две буквы «н»? (В прилагательных, образованных при помощи суффикса «н» от имён прилагательных, основа которых заканчивается на «н» (Примеры приводит учитель: сон – сонный, картон – картонный); в прилагательных, образованных от имён существительных при помощи суффиксов «онн» и «енн» (песня – песенный, иллюзия – иллюзионный)

  • В каких именах прилагательных пишется одна буква «н»? (В непроизводных именах прилагательных, в прилагательных, образованных от имён существительных при помощи суффиксов «ин», «ан», «ян»)



  1. Домашнее задание. (заранее записать на доске). «Ребята, обратите внимание на доску. На ней записано домашнее задание. Откройте учебник на странице 199, упражнение 405. Прочитайте задание. Всё ли вам понятно? Поставьте прилагательные в краткой форме, обозначить в них суффиксы. С двумя из кратких прилагательных составить предложения. Ещё повторите параграф 57.

(Ставятся оценки за домашнее задание, активную работу, по критериям объясняются оценки).

Звенит звонок, вы можете быть свободны. До свидания, ребята.



Приложение 1.



Раскройте скобки, написав «не» с именами прилагательными слитно или раздельно.

Сделайте синтаксический разбор выделенного предложения.



  1. Он был (не)красив и (не)дурен, (не)высок и (не)низок ростом.

  2. Меня тотчас охватила (не)приятная, (не)подвижная сырость.

  3. Луна (не)тускла, (не)бледна, (не)задумчива, (не)туманна, как у нас, а чиста, прозрачная, как хрусталь.

  4. Дни и ночи рыскал (не)сильный, но (не)отвязный ветер.

  5. Теперь перед нами были (не)высокие (не)приступные горы, а (не)большие холмы с (не)приметной, (не)взрачной растительностью.



Ключ: 1) всюду раздельно

2) всюду слитно

3)всюду раздельно

4) всюду слитно

5) раздельно, а дальше всюду слитно.

4



Скачать

© 2018 546 4

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!