Разрешаю:__________
Допускаю:__________
Оценка за урок:__________
План-конспект
урока русского языка
проведенного в 3 «А» классе
12.04.2018г.
Консультация методиста:________
Консультация учителя:__________
План-конспект урока русского языка в 3 классе.
Тема: «Письменное изложение текста по зрительному восприятию, по коллективно составленному плану».
Цель урока: создание благоприятных условий для развития связной речи обучающихся посредством написания изложения по зрительному восприятию, по коллективно составленному плану.
Задачи:
Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельность в процессе формирования умения работать с текстом, определять тип текста, его основную мысль, передавать последовательно содержание повествовательного текста по коллективно составленному плану, учитывать связи между частями, обогащать словарный запас.
Развивающие: способствовать развитию связной речи, орфографической зоркости; развитию памяти, мышления, произвольного внимания, любознательности, расширению кругозора.
Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать культуру учебного труда, бережное отношения и любви к природе.
Здоровье сберегающие: чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, создание положительного эмоционального микроклимата (позитивного психического и эмоционального микроклимата), проведение физминуток.
Планируемые результаты:
Личностные: воспитание бережного отношения к природе и всему живому на земле; формирование мотивации к творческому труду, умения понимать эмоции автора, получать информацию о нем посредством анализа текста.
Метапредметные:
Формирование познавательных УУД:
Формирование регулятивных УУД: умение выполнять учебные действия: ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности; способствовать формированию самостоятельности, самооценки, осуществление пошагового контроля по ходу выполнения заданий под руководством учителя;
Формирование коммуникативных УУД: умение формулировать собственное мнение; развитие умения допускать возможность существования различных точек зрения; умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Предметные: развитие выразительности, обогащение словаря обучающихся; развитию умения анализировать текст, делить его на части, озаглавливать части, т.е составлять план, точно употреблять слова в речи (выяснить лексическое значение слов, заменять одни слова другими, подбирать синонимы); учить различать типы текстов: описание, повествование, рассуждение; учить размышлять, высказывать свои суждения в устной и письменной форме; продолжать работу над развитием орфографической и пунктуационной грамотности.
Оборудование: учебная презентация.
Оформление доски:
| Двенадцатое апреля. Изложение Рассказ художника. План: 1. Необычные друзья. 2. Поход к реке. 3. Страх зайца. 4. Веселье зайца. 5. Вместе хорошо. | Деревне, деревянном, натуры, сьедят, травке, надоедало, приглашал. |
Ход урока.
I. Организационный этап
1. Приветствие.
У.: Здравствуйте ребята! Меня зовут Лидия Михайловна, и урок русского языка сегодня у вас проведу я. Садитесь.
2. Проверка готовности к уроку
У.: Проверьте, все ли необходимые предметы лежат на партах: тетрадь, листочек-черновик, пенал. Если все готово, сядьте правильно, выпрямите спины, руки положите на парту правильно. Молодцы.
3. Эмоциональный настрой
У.: Наш урок мне хотелось бы начать стихотворением
Улыбнись! Даже если на сердце темно
И мешают в дороге ошибки,
Посмотри, заглянул теплый день к нам в окно,
Разве это не стоит улыбки?
У.: Улыбнитесь друг другу. Я надеюсь, что сегодня вы будете внимательно меня слушать и активно работать на уроке.
II. Актуализация знаний.
У.: Ребята, а вы знаете, что такое устное изложение?
О.: (Ответы учеников)
У.: Изложение-это устный рассказ, в котором необходимо по памяти изложить текст.
III. Открытие темы урока. Целеполагание
У.: Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, вам надо расшифровать код. (Слайд1)
У,: Кто догадался?
У.: Сегодня на уроке мы будем писать подробное изложение.
У.: Подробное изложение – это письменный пересказ прочитанного текста во всех деталях.
У.: Чтобы узнать, о ком мы будем писать изложение, я предлагаю вам отгадать загадку. Если вы догадались, о чем идет речь, ни в коем случае не выкрикивайте ответ. Поднимите руку, если вы готовы ответить. (Слайд 2)
У меня есть карандаш,
Разноцветная гуашь,
Акварель, палитра, кисть
И бумаги плотный лист,
А еще – мольберт-треножник,
Потому что я …
О.: Художник
IV. Открытие умений, знаний
1. Знакомство с текстом.
У.: Чтобы узнать, о ком мы будем писать изложение.
У.: Что вы видите?
У.: Есть ли у письменного изложения название?
О.: Нет
У.: Автор это рассказа – Константин Коровин, известный русский художник (Слайд 1)
У.: Сейчас мы прочитаем и узнаем про кого будем писать изложение. Если вы догадались, о чем идет речь, ни в коем случает не выкрикивайте ответ. Поднимите руку, если вы готовы ответить.
У.: Кто догадывается, кто по профессии хозяин барана, зайца и пса Феба?
О.: Художник.
У.: Ребята, а вы знаете кто такой художник?
О.: (Ответы детей.)
У.: Художник- это творческая профессия, берущая своё начало из глубины веков. (Слайд 2)
У.: Кокой это текст по типу высказывания? Почему?
О.: Повествование.
У: Давайте теперь найдем незнакомые вам слова в тексте.
У: Что обозначает выражение «писать с натуры»? Как вы думаете?
О.: (Ответы детей.)
У: Слово натура имеет несколько значений. (Слайд 3)
1. Прирожденный характер человека.
2. Свойство чего либо.
3. Природный образец для рисования.
У: Какое значение нам подходит для данного текста?
О: В выражении «писать с натуры» слово использовано в значении – природный образец для рисования.
У: Прочитайте еще раз текст про себя.
2. Беседа, краткий анализ содержания.
У: Вы прочитали текст, теперь ответьте на вопросы.
У.: К какому типу речи вы бы отнесли этот текст?
О.: Тип речи текста - повествование.
У.: Почему?
О.: В тексте рассказывается том, что произошло, что случилось, т.е. повествует.
У.: Кто из трех животных верно служит своему хозяину?
О.: Собака Феб.
У.: Кто воспринимает хозяина как защитника? Докажите свой ответ строками из текста.
О.: Заяц.
У.: В каких предложениях в начале и в конце текста выражена основная мысль?
О.: 1 абзац последнее предложение – Они так ко мне привыкли, что не отходили от меня. Последнее предложение в тексте - Слово «гулять» знали Феб, заяц и баран. Они любили гулять со мною и гуляли со мной повсюду.
3. Повторное чтение текста по частям, составление плана.
У.: Сейчас прочитаем текст еще раз. Ваша задача будет придумать такое название для этого текста, которое соответствует его теме.
О.: Художник и его питомцы
У.: Теперь Придумайте такое название для этого текста, которое выражает его основную мысль.
О.: Необычная дружба.
У.: Прочитайте текст по цепочке, заменяя слова «я», « у меня» на «художник», «у художника».
У.: Например: первое предложение будет звучать так: У художника в деревне, в его деревянном доме у большого леса жили с ним домашний баран, заяц и пёс.
У.: О чём говориться в тексте?
У.: Теперь давайте подумаем, как можно озаглавить текст?
О.: Рассказ художника.
4. Составление плана.
У.: Откройте тетради, запишите число, изложение, и название изложения «Рассказ художника».
У.: Сейчас мы с вами составим план. Читаем первую часть. О чем говориться в части? Выделим главную мысль в части. Озаглавим часть.
У.: Читаем вторую часть. О чем говориться в части? Выделим главную мысль в части. Озаглавим часть.
У.: Читаем третью часть. О чем говориться в части? Выделим главную мысль в части. Озаглавим часть.
У.: Читаем четвертую часть. О чем говориться в части? Выделим главную мысль в части. Озаглавим часть.
у.: Читаем пятую часть. О чем говориться в части? Выделим главную мысль в части. Озаглавим часть.
План:
1. Необычные друзья.
2. Поход к реке.
3. Страх зайца.
4. Веселье зайца.
5. Вместе хорошо.
5. Орфографическая подготовка.
У: На доске написаны слова, правописание которых вы должны запомнить. Они вам помогут в написании изложения. (Слайд 4)
У.: Прочитает эти слова…
О.: Деревне, деревянном, натуры, сьедят, травке, надоедало, приглашал.
У.: На слайде изображены слова. Вам надо вставить пропущенные буквы и объяснить написание слов. (Слайд5)
V.Физминутка
Гимнастика для глаз.
У.: Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторять 4 - 5 раз.
Гимнастика для снятия утомления с плечевого пояса и рук.
У.: 2. И.п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1 - 2 - свести локти вперед, голову наклонить вперед. 3 - 4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6 - 8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.
У.: Присаживаются девочки. Теперь мальчики.
6. Предварительный устный пересказ
У.: Мы озаглавили текст, Попробуйте пересказать его.
О.: (Несколько учеников пересказывают текст).
7 . Устный пересказ.
У.: Попробуем пересказать ещё раз, пользуясь своим планом.
8. Анализ, совершенствования пересказа.
У.: Какие детали текста были упущены? Чем можно дополнить пересказ?
VI. Cамостоятельное написание текста.
У.: Теперь откройте тетради, запишите число, изложение и название изложения. Вы можете пользоваться своими планами. Сосредоточьтесь,
работайте в тишине и не мешайте другим. Приступайте к написанию изложения.
У.: Не забывайте, как правильно сидеть при письме: спина прямая, тетрадь повернута уголком, локти лежат на парте. Молодцы.
VII. Самопроверка.
У.: Если вы закончили, тихонько проверьте свои изложения, вдруг вы пропустили ошибку.
У.: Если уверены, что ошибок нет, сядьте правильно.
VIII. Итог урока. Рефлексия.
У.: Ребята, какой вид работы вы выполняли на уроке?
О.: Сегодня на уроке мы писали изложение.
У.: Как называется изложение, которое мы писали?
О.: Изложение, которое мы писали называется «Рассказ художника».
У.: Какие трудности испытывали при написании изложения?
О.: (Ответы учеников)
У.: Ребята, у вас на партах лежат листы самооценки. Подпишите фамилию, имя. Вам надо продолжить предложения, оценив свою работу на уроке.
1. На уроке я работал…
2. Я испытывал(а) затруднение в ….
3. Урок для меня показался…
4. Моё настроение…
У.: Спасибо! Урок окончен.
IX. Домашнее задание.