Разрешаю________________
Допускаю________________
Оценка за урок: _____________
План-конспект
урока русского языка
в 3 «А» классе
Любарец Анастасии Сергеевны
06.12.2019г.
дата
Консультация учителя________________
Консультация методиста ______________
Конспект урока русского языка
УМК «Школа России», 2 класс
(Учебник «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий стр. 117 – 118)
Организационно-деятельностный компонент:
Дата: 06.12.2019г.
Время: 13:45-14:25
Место: МАОУ СОШ № 6
Класс: 3«А»
Целевой компонент урока:
Тема: «Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне».
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель урока: осознание и осмысление блока новой учебной информации о правописании слов с непроизносимым согласным звуком в корне, формирование морфемных и орфографических понятий и умений, формирование орфографической и пунктуационной грамотности обучающихся.
Задачи:
Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности по ознакомлению с правописанием непроизносимых согласных звуков в корне слова; способствовать формированию умения подбирать проверочное слово для обозначения буквой непроизносимого согласного звука в корне; применять эти знания в практических заданиях и упражнениях.
Развивающие: способствовать развитию у обучающихся связной речи; мыслительных операций; среднесрочной и долгосрочной памяти; произвольного внимания; способствовать развитию умения определять и формулировать тему и цель на уроке; способствовать формированию волевых усилий; формировать орфографической и пунктуационной грамотности, умение анализировать, обобщать, делать выводы; проговаривать последовательность действий, работать по коллективно составленному плану, оценивать правильность выполнения действия, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей
Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать нравственные ценности: воспитание трудолюбия, усидчивости, аккуратности, самостоятельности, настойчивости, потребность самосовершенствования; воспитывать отношение к самому себе (порядочность, честность, скромность); бережное отношение к человеческому труду (ответственность, дисциплинированность). Положительное отношение к процессу познания, заинтересованность в приобретении и расширении знаний по русскому языку.
Планируемые результаты:
Предметные: умение правильно подбирать проверочное слово для обозначения буквой непроизносимого согласного звука в корне ; находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки; умение ориентироваться в рабочей тетради, находить нужную строку, писать строчные и заглавные буквы; выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения; умение использовать правила орфографии и пунктуации в письменной речи; умение использовать раннее приобретенные знания; умение строить логическую цепь рассуждения; умение самостоятельно выделять и формулировать; умение применять орфографические правила, осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры
Личностные: проявлять интерес к изучению русского языка, понимать и принимать правила коммуникации; понимать важность общения как значимой составляющей жизни общества; понимать богатство и разнообразие языковых средств для выражения мыслей и чувств, воспринимать русский язык как одну из основных национально – культурных ценностей российского народа; осознавать значимость в русском языке правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне; развитие мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действии; развитие мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действии
Метапредметные:
Регулятивные УУД: умение формулировать цель урока на основе соотнесения того, что уже известно с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; вносить коррективы в действия после их завершения на основе их оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать свои предложения по корректировке своих действий и действий одноклассников; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; определение общей цели и путей ее достижения
Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать речь других, отвечать на вопросы, вступать в диалог, задавать вопросы одноклассникам, оформлять свои мысли в устной и письменной форме; следовать инструкциям, алгоритму, высказывать и аргументировать свою точку зрения; адекватно реагировать на замечания учителя.
Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний; извлекать информацию, представленную в разных формах, находить закономерности используя ранее приобретенные знания; выстраивать логическую цепочку рассуждений; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Образовательные ресурсы: Русский язык: 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: УМК «Школа России» часть 1, В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. П.К., раздаточный материал (карточки)
Организация пространства: фронтальная работа, работа в парах .
Содержательный компонент урока:
Ход урока:
I. Организация начала урока.
1) Приветствие.
У: - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Сергеевна, и сегодня урок русского языка у вас проведу я.
2) Проверка готовности к уроку.
У: Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, пенал.
3) Мотивация к обучению и познанию.
У: - На доске вы видите карточки со словами: учеба, к, победам, труд, и, ведут . Соберите пословицу из них. Какая пословица у вас получилась?
О: - Учеба и труд к победам ведут.
У: - Как вы понимаете эту пословицу?
О.:- Если много трудиться и учиться , то тогда добьёшься своей цели .
У: - Отлично. Именно это и станет нашим девизом на сегодняшний урок.
II. Актуализация умений и знаний.
1.Минутка чистописания.
У: - Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа.
У: - Для начала нужно узнать, что вы будете прописывать сегодня, посмотрите внимательно на табличку. Найдите буквосочетания в табличке.
СТЛ С Е Р Д Ц Е С Т В С О Л Н Ц Е С Т Н М Е С Т Н О С Т Ь Р Д Ц З Д Р А В С Т В У Й Т Е Л Н Ц
В С Т В
У: - Какие буквосочетания встретились?
О: - «стл»,«ств», «стн», «рдц», «лнц», «вств».
У: - Верно. Запишите каждое буквосочетание по два раза.
О.:- Записывают.
2.Словарно – орфографическая работа.
У: - Обращаемся к табличке. В ней спрятались слова. Найдите их.
О: - Сердце, солнце, местность, здравствуйте
У.:- Прочитайте про себя слова и скажите, чем написание отличается от произношения? Что происходит с буквами?
О.:- Буква пишется, а звук не произносится
У.:- Произнесём слово « сердце».
О.:- Произносят слово
У.:- Что вы заметили?
О.:- Буква «д» пишется, а звук не слышится
У: - Произнесём слово «солнце»
О.:- Произносят слово
У.:- Что заметили?
О.:- Буква «л» пишется, а звук не слышится
У.:- Произнесём слово «местность»
О.:- Произносят слово
У.:- Что заметили?
О.:- Буква «т» пишется, а звук не произносится
У.:- Произнесём слово «здравствуйте»
О.:- Буква «в» пишется, а звук не произносится
У.:- Как можно назвать одним словом согласные, которые не издают звука?
О.:- Непроизносимые
У.:- А теперь скажите, в какой части слова стоят эти непроизносимые согласные?
О.:- В корне слова
III. Открытие новой темы. Целеполагание.
У.: Попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего урока.
О.: Правописание слов с непроверяемым согласным звуком в корне слова
У.: Правильно, молодцы
У.: - Прежде, чем мы продолжим, попробуйте определить задачи урока, используя «слова-помощники», которые вы видите на доске.
познакомимся |
узнаем |
будем учиться |
О.: - Познакомимся с правописанием непроизносимых согласных звуков в корне слова, узнаем, как подбирать проверочные слова для обозначения буквой непроизносимого согласного звука; будем учиться писать слова с непроизносимыми согласными звуками в корне слова.
У.:- Ребята , а что нужно для того, чтобы написать слова с непроизносимым согласным звуком правильно?
О.:- Подобрать проверочные слова
У.:- Подберём проверочные слова к слову «сердце», чтобы согласный звук было четко слышно
О.:- Сердце- сердечко, сердечный;
У.:- Чтобы услышать слово сердечный, сердечко, что после согласного звука «д» появляется?
О.:- Гласный звук
У.:- Подберём проверочные слова к слову «солнце», чтобы согласный звук было четко слышно
О.:- Солнышко, солнечный
У.:- Появляется здесь гласный звук?
О.:- Нет
У.:- Подберём проверочные слова к слову «местность», чтобы согласный звук было четко слышно
О.:- Место, местечко
У.:- Появляется гласный звук?
О.:- Да
У.:- Подберём проверочные слова к слову «здравствуйте», чтобы согласный звук было четко слышно
О.:- Здравие
У.:- Появляется гласный звук?
О.:- Да
У.:- Ребята, как же проверить непроизносимый согласный звук в корне слова?
О.:- Нужно подобрать проверочное слово, чтобы после букв, которых нам нужно проверить, стоял гласный звук.
У.:- Какие согласные могут быть непроизносимыми?
О.:- ДЛТВ
У.:- Когда в слове появляются непроизносимые согласные?
О.:- Когда есть сочетание трех и более согласных, то один из них не произносится, иначе слово было бы выговорить очень сложно
У.:- Вернемся к минутке чистописания. Теперь можете сказать, почему именно эти буквосочетания были предложены для работы?
О.:- В них идут подряд 3 согласных, а мы теперь знаем, что именно в них любят прятаться непроизносимые согласные
IV. Первичное усвоение новых знаний.
1.Работа с учебником.
1) Работа со словарными словами.
У.:- Откройте учебника на стр.118 и запишите словарные слова «чувство» и
« лестница» и обозначьте орфограммы.
О.: Записывают слова и обозначают орфограммы.
У.:- 1 вариант - составьте предложение со словом «чувство», а 2 вариант- составьте предложение со словом «лестница».
О.:- Составляют предложение и по желанию читают вслух.
У.:- Запомните написание этих слов.
У.: - Переходим к упражнению №225.
Алгоритм выполнения упражнения
Откройте ученик на странице 118, упражнение 225.
Прочитайте задание.
Как вы поняли задание?
Выполните задание устно.
Выполните задание в тетради письменно, самостоятельно.
Проверьте, как вы справились с заданием (анализ).
Оценка учителя.
У.: - Как вы поняли первое задание?
О.:- Нужно сравнить произношение и написание каждой пары однокоренных слов. Найти , в каких словах есть непроизносимый согласный и в какой значимой части находится. (Отвечают)
У.:- Как вы поняли второе задание?
О.: - Ответить на вопрос « Какое слово будет проверочным для каждого слова непроизносимым согласным звуком?» (Отвечают)
У.: - Запишите слова, выделите в слове корень. Подчеркните букву, обозначающую непроизносимый согласный звук в проверяемом слове, и эту же букву в проверочном слове.
О.: -. Записывают
У.: - Проверьте правильность работы с доской.
О.: - Проверяют правильность выполненного задания.
У вас на столах лежит лестница успеха. Оцените свою работу.
В процессе всего урока вы будете ставить «+» на лестнице успеха. И только от вашего старания, внимания, аккуратности зависит, какую оценку в конце урока вы получите.
V. Физминутка.
У.: Молодцы, вы хорошо справились с заданием.
Упражнение для мобилизации внимания.
И.п. - стоя, руки вдоль туловища.
1 - правую руку на пояс,
2 - левую руку на пояс,
3 - правую руку на плечо,
4 - левую руку на плечо,
5 - правую руку вверх,
6 - левую руку вверх,
7 - 8 - хлопки руками над головой,
9 - опустить левую руку на плечо,
10 - правую руку на плечо,
11 - левую руку на пояс,
12 - правую руку на пояс,
13 - 14 - хлопки руками по бедрам.
Повторить 4 - 6 раз.
Темп - 1 раз медленный, 2 - 3 раза - средний, 4 - 5 - быстрый, 6 - медленный.
У.: - Мы немного отдохнули, теперь можно снова приняться за работу.
VI. Первичная проверка понимания.
1. Работа с учебником.
У.: - Переходим к упражнению №146.
Алгоритм выполнения упражнения
1.Откройте ученик на странице 118, упражнение 226.
2.Прочитайте задание.
3.Как вы поняли задание?
4.Выполните задание устно.
5.Выполните задание в тетради письменно, самостоятельно.
6.Проверьте, как вы справились с заданием (анализ).
7.Оценка учителя.
У.:- Как вы поняли задание?
О.: - Нужно подобрать к каждому слову однокоренное слово с непроизносимым согласным звуком в корне. Записать пары слов.
О.:- Один ученик выполняет у доски, остальные в тетрадях самостоятельно
У.: - Проверьте правильность работы с доской.
О.: - Проверяют правильность выполненного задания.
У.:- Оцените себя, как вы справились с этим заданием.
VII. Первичное закрепление
1.Работа в парах
У.:- Соедините стрелками в карточке проверяемые слова с проверочными , запиши проверяемые слова, вставляя пропущенные буквы.
Н
апрас.ный звёзды
в
кус.ный радость
радосТный напрасен
звёзДный вкусы
(Детям на выполнение работы дается 2 минуты, затем задание проверяется)
У.:- Оцените свою работу с помощью лестницы успеха.
VIII. Итог урока. Рефлексия.
У.: - Ребята, какая тема нашего сегодняшнего урока?
О.: - Тема урока «Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне»
У.:- Ребята , а что нужно для того, чтобы правильно обозначить буквой непроизносимый согласный звук в корне слова?
О.:- Нужно подобрать такое однокоренное слово, в котором этот согласный произносится отчётливо.
У.: - Молодцы! Вспомните наши «слова-помощники», с которыми мы работали в начале урока, давайте подведем итог нашего занятия.
познакомились |
узнали |
научились |
О.: - Познакомились с правописанием непроизносимых согласных звуков в корне слова ; узнали, как подбирать проверочные слова для обозначения буквой непроизносимого согласного звука; учились писать слова с непроизносимыми согласными звуками в корне слова.
У.: - Мне очень понравилось, как вы сегодня работали на уроке. Вы были очень активными, внимательными.
У: - Спасибо за урок! Урок окончен. До свидания