СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект по русскому языку. Тема: «Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПМ 04. ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений и др.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект по русскому языку. Тема: «Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне»»

Разрешаю________________


Допускаю________________


Оценка за урок: _____________











План-конспект

урока русского языка

в 3 «А» классе

Любарец Анастасии Сергеевны

06.12.2019г.

дата

















Консультация учителя________________


Консультация методиста ______________

Конспект урока русского языка

УМК «Школа России», 2 класс

(Учебник «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий стр. 117 – 118)

Организационно-деятельностный компонент:


Дата: 06.12.2019г.

Время: 13:45-14:25

Место: МАОУ СОШ № 6

Класс: 3«А»


Целевой компонент урока:


Тема: «Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне».

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель урока: осознание и осмысление блока новой учебной информации о правописании слов с непроизносимым согласным звуком в корне, формирование морфемных и орфографических понятий и умений, формирование орфографической и пунктуационной грамотности обучающихся.

Задачи:

Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности по ознакомлению с правописанием непроизносимых согласных звуков в корне слова; способствовать формированию умения подбирать проверочное слово для обозначения буквой непроизносимого согласного звука в корне; применять эти знания в практических заданиях и упражнениях.

Развивающие: способствовать развитию у обучающихся связной речи; мыслительных операций; среднесрочной и долгосрочной памяти; произвольного внимания; способствовать развитию умения определять и формулировать тему и цель на уроке; способствовать формированию волевых усилий; формировать орфографической и пунктуационной грамотности, умение анализировать, обобщать, делать выводы; проговаривать последовательность действий, работать по коллективно составленному плану, оценивать правильность выполнения действия, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать нравственные ценности: воспитание трудолюбия, усидчивости, аккуратности, самостоятельности, настойчивости, потребность самосовершенствования; воспитывать отношение к самому себе (порядочность, честность, скромность); бережное отношение к человеческому труду (ответственность, дисциплинированность). Положительное отношение к процессу познания, заинтересованность в приобретении и расширении знаний по русскому языку.

Планируемые результаты:

Предметные: умение правильно подбирать проверочное слово для обозначения буквой непроизносимого согласного звука в корне ; находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки; умение ориентироваться в рабочей тетради, находить нужную строку, писать строчные и заглавные буквы; выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения; умение использовать правила орфографии и пунктуации в письменной речи; умение использовать раннее приобретенные знания; умение строить логическую цепь рассуждения; умение самостоятельно выделять и формулировать; умение применять орфографические правила, осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры

Личностные: проявлять интерес к изучению русского языка, понимать и принимать правила коммуникации; понимать важность общения как значимой составляющей жизни общества; понимать богатство и разнообразие языковых средств для выражения мыслей и чувств, воспринимать русский язык как одну из основных национально – культурных ценностей российского народа; осознавать значимость в русском языке правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне; развитие мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действии; развитие мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действии

Метапредметные: 

Регулятивные УУД: умение формулировать цель урока на основе соотнесения того, что уже известно с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; вносить коррективы в действия после их завершения на основе их оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать свои предложения по корректировке своих действий и действий одноклассников; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; определение общей цели и путей ее достижения

Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать речь других, отвечать на вопросы, вступать в диалог, задавать вопросы одноклассникам, оформлять свои мысли в устной и письменной форме; следовать инструкциям, алгоритму, высказывать и аргументировать свою точку зрения; адекватно реагировать на замечания учителя.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний; извлекать информацию, представленную в разных формах, находить закономерности используя ранее приобретенные знания; выстраивать логическую цепочку рассуждений; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Образовательные ресурсы: Русский язык: 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: УМК «Школа России» часть 1, В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. П.К., раздаточный материал (карточки)

Организация пространства: фронтальная работа, работа в парах .




Содержательный компонент урока:

Ход урока:

I. Организация начала урока.

1) Приветствие.

У: - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Сергеевна, и сегодня урок русского языка у вас проведу я.

2) Проверка готовности к уроку.

У: Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, пенал.

3) Мотивация к обучению и познанию.

У: - На доске вы видите карточки со словами: учеба, к, победам, труд, и, ведут . Соберите пословицу из них. Какая пословица у вас получилась?

О: - Учеба и труд к победам ведут.

У: - Как вы понимаете эту пословицу?

О.:- Если много трудиться и учиться , то тогда добьёшься своей цели .  

У: - Отлично. Именно это и станет нашим девизом на сегодняшний урок.

II. Актуализация умений и знаний.

1.Минутка чистописания.

У: - Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа.

У: - Для начала нужно узнать, что вы будете прописывать сегодня, посмотрите внимательно на табличку. Найдите буквосочетания в табличке.

СТЛ С Е Р Д Ц Е С Т В С О Л Н Ц Е С Т Н М Е С Т Н О С Т Ь Р Д Ц З Д Р А В С Т В У Й Т Е Л Н Ц

В С Т В

У: - Какие буквосочетания встретились?

О: - «стл»,«ств», «стн», «рдц», «лнц», «вств».

У: - Верно. Запишите каждое буквосочетание по два раза.

О.:- Записывают.

2.Словарно – орфографическая работа.

У: - Обращаемся к табличке. В ней спрятались слова. Найдите их.

О: - Сердце, солнце, местность, здравствуйте

У.:- Прочитайте про себя слова и скажите, чем написание отличается от произношения? Что происходит с буквами?

О.:- Буква пишется, а звук не произносится

У.:- Произнесём слово « сердце».

О.:- Произносят слово

У.:- Что вы заметили?

О.:- Буква «д» пишется, а звук не слышится

У: - Произнесём слово «солнце»

О.:- Произносят слово

У.:- Что заметили?

О.:- Буква «л» пишется, а звук не слышится

У.:- Произнесём слово «местность»

О.:- Произносят слово

У.:- Что заметили?

О.:- Буква «т» пишется, а звук не произносится

У.:- Произнесём слово «здравствуйте»

О.:- Буква «в» пишется, а звук не произносится

У.:- Как можно назвать одним словом согласные, которые не издают звука?

О.:- Непроизносимые

У.:- А теперь скажите, в какой части слова стоят эти непроизносимые согласные?

О.:- В корне слова

III. Открытие новой темы. Целеполагание.

У.: Попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего урока.

О.: Правописание слов с непроверяемым согласным звуком в корне слова

У.: Правильно, молодцы

У.: - Прежде, чем мы продолжим, попробуйте определить задачи урока, используя «слова-помощники», которые вы видите на доске.

познакомимся

узнаем

будем учиться





О.: - Познакомимся с правописанием непроизносимых согласных звуков в корне слова, узнаем, как подбирать проверочные слова для обозначения буквой непроизносимого согласного звука; будем учиться писать слова с непроизносимыми согласными звуками в корне слова.

У.:- Ребята , а что нужно для того, чтобы написать слова с непроизносимым согласным звуком правильно?

О.:- Подобрать проверочные слова

У.:- Подберём проверочные слова к слову «сердце», чтобы согласный звук было четко слышно

О.:- Сердце- сердечко, сердечный;

У.:- Чтобы услышать слово сердечный, сердечко, что после согласного звука «д» появляется?

О.:- Гласный звук

У.:- Подберём проверочные слова к слову «солнце», чтобы согласный звук было четко слышно

О.:- Солнышко, солнечный

У.:- Появляется здесь гласный звук?

О.:- Нет

У.:- Подберём проверочные слова к слову «местность», чтобы согласный звук было четко слышно

О.:- Место, местечко

У.:- Появляется гласный звук?

О.:- Да

У.:- Подберём проверочные слова к слову «здравствуйте», чтобы согласный звук было четко слышно

О.:- Здравие

У.:- Появляется гласный звук?

О.:- Да

У.:- Ребята, как же проверить непроизносимый согласный звук в корне слова?

О.:- Нужно подобрать проверочное слово, чтобы после букв, которых нам нужно проверить, стоял гласный звук.

У.:- Какие согласные могут быть непроизносимыми?

О.:- ДЛТВ

У.:- Когда в слове появляются непроизносимые согласные?

О.:- Когда есть сочетание трех и более согласных, то один из них не произносится, иначе слово было бы выговорить очень сложно

У.:- Вернемся к минутке чистописания. Теперь можете сказать, почему именно эти буквосочетания были предложены для работы?

О.:- В них идут подряд 3 согласных, а мы теперь знаем, что именно в них любят прятаться непроизносимые согласные

IV. Первичное усвоение новых знаний.

1.Работа с учебником.

1) Работа со словарными словами.

У.:- Откройте учебника на стр.118 и запишите словарные слова «чувство» и

« лестница» и обозначьте орфограммы.

О.: Записывают слова и обозначают орфограммы.

У.:- 1 вариант - составьте предложение со словом «чувство», а 2 вариант- составьте предложение со словом «лестница».

О.:- Составляют предложение и по желанию читают вслух.

У.:- Запомните написание этих слов.

У.: - Переходим к упражнению №225.

Алгоритм выполнения упражнения

  1. Откройте ученик на странице 118, упражнение 225.

  2. Прочитайте задание.

  3. Как вы поняли задание?

  4. Выполните задание устно.

  5. Выполните задание в тетради письменно, самостоятельно.

  6. Проверьте, как вы справились с заданием (анализ).

  7. Оценка учителя.

У.: - Как вы поняли первое задание?

О.:- Нужно сравнить произношение и написание каждой пары однокоренных слов. Найти , в каких словах есть непроизносимый согласный и в какой значимой части находится. (Отвечают)

У.:- Как вы поняли второе задание?

О.: - Ответить на вопрос « Какое слово будет проверочным для каждого слова непроизносимым согласным звуком?» (Отвечают)

У.: - Запишите слова, выделите в слове корень. Подчеркните букву, обозначающую непроизносимый согласный звук в проверяемом слове, и эту же букву в проверочном слове.

О.: -. Записывают

У.: - Проверьте правильность работы с доской.

О.: - Проверяют правильность выполненного задания.

У вас на столах лежит лестница успеха. Оцените свою работу.

В процессе всего урока вы будете ставить «+» на лестнице успеха. И только от вашего старания, внимания, аккуратности зависит, какую оценку в конце урока вы получите.

V. Физминутка.

У.: Молодцы, вы хорошо справились с заданием.

Упражнение для мобилизации внимания.

И.п. - стоя, руки вдоль туловища.

1 - правую руку на пояс,

2 - левую руку на пояс,

3 - правую руку на плечо,

4 - левую руку на плечо,

5 - правую руку вверх,

6 - левую руку вверх,

7 - 8 - хлопки руками над головой,

9 - опустить левую руку на плечо,

10 - правую руку на плечо,

11 - левую руку на пояс,

12 - правую руку на пояс,

13 - 14 - хлопки руками по бедрам.

Повторить 4 - 6 раз.

Темп - 1 раз медленный, 2 - 3 раза - средний, 4 - 5 - быстрый, 6 - медленный.

У.: - Мы немного отдохнули, теперь можно снова приняться за работу.

VI. Первичная проверка понимания.

1. Работа с учебником.

У.: - Переходим к упражнению №146.

Алгоритм выполнения упражнения

1.Откройте ученик на странице 118, упражнение 226.

2.Прочитайте задание.

3.Как вы поняли задание?

4.Выполните задание устно.

5.Выполните задание в тетради письменно, самостоятельно.

6.Проверьте, как вы справились с заданием (анализ).

7.Оценка учителя.

У.:- Как вы поняли задание?

О.: - Нужно подобрать к каждому слову однокоренное слово с непроизносимым согласным звуком в корне. Записать пары слов.

О.:- Один ученик выполняет у доски, остальные в тетрадях самостоятельно

У.: - Проверьте правильность работы с доской.

О.: - Проверяют правильность выполненного задания.

У.:- Оцените себя, как вы справились с этим заданием.


VII. Первичное закрепление

1.Работа в парах

 У.:- Соедините стрелками в карточке проверяемые слова с проверочными , запиши проверяемые слова, вставляя пропущенные буквы.

Н апрас.ный звёзды

в кус.ный радость

радосТный напрасен

звёзДный вкусы



(Детям на выполнение работы дается 2 минуты, затем задание проверяется)

У.:- Оцените свою работу с помощью лестницы успеха.


VIII. Итог урока. Рефлексия.

У.: - Ребята, какая тема нашего сегодняшнего урока?

О.: - Тема урока «Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне»

У.:- Ребята , а что нужно для того, чтобы правильно обозначить буквой непроизносимый согласный звук в корне слова?

О.:- Нужно подобрать такое однокоренное слово, в котором этот согласный произносится отчётливо.

У.: - Молодцы! Вспомните наши «слова-помощники», с которыми мы работали в начале урока, давайте подведем итог нашего занятия.

познакомились

узнали

научились





О.: - Познакомились с правописанием непроизносимых согласных звуков в корне слова ; узнали, как подбирать проверочные слова для обозначения буквой непроизносимого согласного звука; учились писать слова с непроизносимыми согласными звуками в корне слова.

У.: - Мне очень понравилось, как вы сегодня работали на уроке. Вы были очень активными, внимательными.

У: - Спасибо за урок! Урок окончен. До свидания