План-конспект
Тема урока: Дифференциальные уравнения.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: комбинированный.
Цели урока:
- помочь усвоить понятие дифференциальное уравнение;
- помочь овладеть методами решения ДУ;
- отработать навыки решения обыкновенных дифференциальных уравнений первого порядка;
- развить логическое мышление учеников;
- развивать творческие способности студентов:
- побудить интерес к изучаемому предмету.
Задачи урока
Воспитательные: развитие познавательного интереса к предмету, воспитание патриотизма, стимулирование потребности умственного труда.
Дидактические: познакомиться с понятием дифференциального уравнения; научиться решать дифференциальные уравнения с разделяющимися переменными; научиться находить частные решения дифференциальных уравнений.
Развивающиеся: развитие памяти, внимания, умение выдвигать гипотезы, отстаивать свою точку зрения.
Средства обучения:
дидактический материал;
проектор;
презентация.
План урока:
Организационный момент.
Коррекция пройденного материала.
Актуализация знаний.
Объяснение нового материала.
Закрепление изученного материала.
Информация о домашнем задании.
Подведение итогов.
Ход урока:
1.Организационный момент:
Поприветствовать студентов, отметить отсутствующих. Отметить дежурных. Объявить тему урока и его цель.
2.Коррекция пройденного материала: на предыдущем занятии вы выполняли самостоятельную работу. Анализируя ваши работы, были выделены следующие типичные ошибки (показать на доске правильное выполнение). В итоге получены следующие результаты (объявить оценки за самостоятельную работу).
3. Актуализация знаний:
1. Выполнить устно упражнения:
а) найти производную:
(3х)'=… (х3)'=… (6х2)'=… (х+5)'=… (5х-4)'=… (2sinx)'=… (е2х)'=…
б) Указать угловой коэффициент прямой:
У=3х+4
У=6-7х
в) Чему равен угловой коэффициент касательной, проведенной к графику функции в точке х0? (ответ: производной функции при х0)
г) Как обозначается дифференциал функции? Назовите формулу дифференциала функции. (Ответ: dF=F'dx).
д) Назовите процесс обратный дифференцированию? (интегрирование)
е) в чем заключается смысл неопределенного интеграла? (Неопределенный интеграл – это семейство интегральных кривых, каждая из которых получается из одной путем параллельного переноса вдоль оси ОУ)
2. Работа по карточкам у доски:
а) (Ответ: I=2x+lnx+С); б) ; (Ответ: I=ln(x+2)+C);
в) (Ответ: ).
На слайдах показать графики решений данных неопределенных интегралов.
4.Объяснение нового материала:
Мотивация: «Великая книга природы написана на языке дифференциальных уравнений».
Смысл этой аллегории таков: математикам кажется, что законы природы во многих случаях удобно описывать в виде дифференциальных уравнений (ДУ). Сущность этих законов подчас раскрывается в результате решения ДУ.
Немного истории: Теория ДУ возникла в конце XVII века под влиянием потребностей механики и других естественных наук. В самостоятельный раздел математики её выделил прежде всего Леонард Эйлер (1707-1783) - гениальный математик, механик, физик.
Долгие годы Эйлер работал в Петербургской Академии наук. Он оказал решающее влияние на развитие математики в Европе и во всем мире. Французский математик Пьер Лаплас считал Эйлера учителем математиков второй половины XVIII века. Но оценка Лапласа оказалась излишне скромной. История поставила Эйлера во главу математиков всех времен и народов.
В Швейцарии, на родине Эйлера, полное собрание его научных трудов начали издавать в 1909 году, а завершили издание лишь в 1975 году. Список трудов Эйлера содержит 860 наименований.
Леонард Павлович (так его называли в России) был непревзойденным нескучным вычислителем. Неутолимо вычисляя при свеча, он потерял зрение сначала на правый , а затем и на левый глаз. Последние годы он не менее плодотворно работал слепым. На сегодня так и не издана большая часть из его 3000 писем.
В 1971 году Швейцария украсила 10-франкоые ассигнации портретом Л.Эйлера.
Теперь мы переходим к теории.
Определение 1: Дифференциальным уравнением называют уравнение , связывающее независимые переменные, их функцию и производные
( или дифференциалы) этой функции.
Определение 2: Если независимая переменная одна, то уравнение называется обыкновенным; если же независимых переменных две или больше , то уравнение называется в частных производных.
Определение 3: Наивысший порядок производной , входящей в уравнение , называют порядком дифференциального уравнения.
Примеры:
ху'+у=0- обыкновенное диф. уравнение первого прядка.
- обыкновенное диф. уравнение 2-го порядка.
у'''-2у=х - обыкновенное диф. уравнение третьего порядка.
Определение 4: Процесс решения ДУ называется интегрирование.
Определение 5: Решением дифференциального уравнения называется такая дифференцируемая функция, которая обращает это уравнение в тождество.
Определение 6: Общим решением ДУ называется такое решение, в которое входит столько независимых произвольных постоянных, каков порядок уравнения.
Так, общее решение ДУ первого порядка содержит одну произвольную.
Общему решению ДУ соответствует совокупность (семейство) всех интегральных кривых.
Определение 7: Частным решением ДУ называется решение, полученное из общего при различных числовых значениях произвольных постоянных.
Значения произвольных постоянных находятся при определенных начальных значениях аргумента и функции.
График частного решения ДУ называется интегральной кривой.
Определение 8: Задача, в которой требуется найти частное решение ДУ, удовлетворяющее начальному условию у(х0)=у0, называется задачей Коши.
(Огюстен Луи Коши (1789-1857)- французский математик).
В ходе записывания теории разбирается пример: ,
, - общее решение
При х= 2, у=5, тогда 5= , 5= 4+с, получим с= 1, следовательно, - частное решение.
Мы сначала рассмотрим самые простые ДУ – это ДУ с разделяющимися переменными.
Определение 9: ДУ с разделяющимися переменными называется уравнение вида:
Для решения этого уравнения необходимо:
разделить сначала переменные;
проинтегрировать обе части полученного равенства.
Рассмотрим пример:
1)
Общее решение.
2) ,
, ,
,
-общее решение
Найдем частное решение при начальных условиях: при х=2, у=-4.
Получим: -4+1=С2/(-3), тогда С2=9.
Частное решение имеет вид: .
3)
5.Закрепление:
Решить фронтально примеры. Отвечающим около доски задают вопросы по пройденному материалу.
у'=4х3.Найти общее решение. (Ответ: у=х4+С)
(Ответ: )
Найти частные решения ДУ:
, при х= , у=3(ответ: y=tgx+2)
, при х=0, у=1 ( ответ: )
, ,
общее решение.
Найти частное решение ДУ .
общее решение.
тогда у=2sinx-1- частное решение.
Дополнительно:
1. , при х=π, у=0 . Ответ:
2. Ответ: у=х2+4
3. ,х=2,у=-4. ответ:
Задание на дом:
Решить уравнения:1.
2.
3.
4.Задача: Найти кривые , для которых угловые коэффициенты касательных в каждой точке равны 2х-1 . Выделить кривую, проходящую через точку А(1;1). Построить график этой кривой.