СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект по теме "Природоохранные территории"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект по теме "Природоохранные территории РБ"

Просмотр содержимого документа
«План-конспект по теме "Природоохранные территории"»

План-конспект урока по теме «Природоохранные территории», 9 класс

Цель: познакомить учащихся с сетью природоохранных территорий; сформировать понятия «ООПТ», «заповедник», «национальный парк», «заказник», «памятник природы»; рассмотреть перспективы развития сети природоохранных объектов на территории Беларуси.

Задачи:

Образовательная: формировать представление о типах природоохранных территорий и объектов на примере ООПТ Беларуси.

Развивающая: формировать умение характеризовать природоохранные территории и объяснять перспективы расширения сети природоохранных объектов, взаимосвязи природных компонентов.

Воспитательная: формировать чувства гордости за природные особенности государства; экологическое мышление, грамотное поведение на особо охраняемых территориях.

Оборудование урока: учебник, атлас «География Беларуси», контурная карта презентация Power-point, рабочие листы.

Ход урока

  1. Организационный момент

Приветствие учащихся, проверка присутствующих на уроке.

Я попрошу присесть тех, кто пришел на урок географии…

1.Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос по теме

1.Геоэкологические проблемы – это…(Противоречие, возникающее при нарушении равновесия в системе «живой организм-окружающая среда»).

2.Перечислите основные геоэкологические проблемы Республики Беларусь регионального характера – (Загрязнение радионуклидами после аварии на Чернобыльской АЭС, деградация осушенных земель Полесья, Солигорский горнопромышленный район) .

3.Перечислите основные геоэкологические проблемы Республики Беларусь локального характера – (Загрязнение атмосферного воздуха, загрязнение вод, деградация почв, бытовые отходы и их утилизация).

4.Предложите пути решения геоэкологических проблем – (Современные фильтры для очистки воды и воздуха, агротехника возделывания сельскохозяйственных культур, раздельный сбор мусора и его вторичное использование и т.д.).



2.Логический переход к восприятию новой темы

Как вы помните по территории Беларуси распространены разнообразные ландшафты.

Сегодня мы рассмотрим один из антропогенных ландшафтов.

А какой это ландшафт вы узнаете, если разгадаете ребус. (природа,охрана=природоохранный)

3.Организация восприятия (изучения) нового материала

Сегодня тема нашего урока «Природоохранные территории».

Для изучения материала у каждого на парте лежат рабочие листы, которые будем заполнять в течение урока (приложение 1).

Сеть природоохранных территорий.

Природоохранные территории создаются для сохранения ландшафтов. К ним относятся заповедники, национальные парки, заказники, памятники природы.

Вместе они образуют сеть особо охраняемых природных территорий республиканского и местного значения.

От всей площади страны на ООПТ приходится 8,7 % территории. Ежегодно площадь ООПТ увеличивается. Всего насчитывается 1285 объектов ООПТ.

ООПТ размещаются по территории страны крайне неравномерно (на слайде диаграмма). Охарактеризуйте размещение. (наибольшая площадь Брестская область, наименьшая – Могилевская).

Сегодня мы с вами совершим виртуальное путешествие по природоохранным территориям нашей страны. Мы рассмотрим по одному примеру каждой территории.

Но для начала нам нужно дать определение терминам.

Физкультминутка.

Обратимся к учебнику стр. 93-94. Сформулируем понятия.

Заповедник – это особо охраняемая природная территория, которая создана с целью охраны природных комплексов и все виды хозяйственной деятельности на ее территории.

Национальный парк – особо охраняемая природная территория, которая создана с целью сохранения уникальных природных комплексов, где ограничена хозяйственная деятельность.

Заказник – это особо охраняемая природная территория, которая создана с целью сохранения уникальных природных комплексов, как всех вместе, так и по отдельности.

Памятник природы – это особо охраняемая природная территория, на которой расположен редкий или достопримечательный объект живой и неживой природы.

Заранее подготовленные учащиеся рассказывают про одну из природоохранных территорий, все остальные слушают и заполняют таблицу в рабочих листах.

1 ряд должен услышать географическое положение;

2 ряд год основания и площадь;

3 ряд причина основания.

Ученые утверждают, что оопт должны на территории государства составлять не менее 10 %, поэтому чтобы достигнуть этой цифры ежегодно открывают новые природоохранные территории.

4. Работа по осмыслению и закреплению нового материала

На рабочих листах у вас есть задание, в котором нужно заполнить пропуски (3 минутки на выполнение)

В контурной карте на стр. 14, задание 1 нанести и подписать заказники и национальные парки Республики Беларусь, используя атлас «География Беларуси».

Подведение итогов по уроку

5. Подробный инструктаж по домашнему заданию

Параграф 17, дополнительно:

Подготовить презентацию либо краткое видео про рекреационные ресурсы РБ:

1. Мирский замково-парковый комплекс

2. Брестская крепость-герой

3. Курорт «Нарочь»

4. Музей старинных народных ремёсел «Дудутки»

6. Обобщение и выводы по уроку в соответствии с поставленной целью

С чем мы сегодня познакомились на уроке? Что узнали нового? Достигли ли цели урока?

7. Рефлексия

В конце урока каждый на доску прикрепляет стикеры «класс», если урок понравился «пальчик вверх», если было сложно и непонятно «пальчик вниз».







Приложение 1

§17 Природоохранные территории

  1. Дополните схему

  1. Дайте определение понятиям:

Заповедник – это __________________________________________________________________________________________________________________________________________

Национальный парк – это __________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заказник– это __________________________________________________________________________________________________________________________________________

Памятник природы – это __________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Заполните таблицу по природоохранным территориям РБ

Название ООПТ

Географическое положение

Год создания

Площадь

Причина основания













































Закрепление

Заполните пропуски:

Территория Беларуси характеризуется _____________ разнообразием ландшафтов. Все ООПТ бывают _________________ и ____________ значения.

На территории Беларуси насчитывается 1___________, 4 ________________. На ООПТ приходится _____% территории. Природоохранные территории размещены _________________. Наибольшую площадь занимают в _________________ области. Наибольшая площадь среди всех природоохранных территорий приходится на ________________. На территории Беларуси ________ вводятся новые природоохранные территории.