План-конспект подгруппового логопедического занятия
« Звуки [с]-[сь], буква С. Определение наличия или отсутствия звука в слове. Определение позиции звука в слове. Зима».
Цели:
Коррекционно-образовательные: совершенствовать умение детей определять место звука с - с' в слове (начало, середина, конец), называть его акустические признаки; упражнять в подборе слов с заданным звуком, родственных слов к слову «снег»; упражнять в составлении предложений по опорным картинкам.
Коррекционно-развивающие: развивать целостное восприятие, внимание, память, логическое мышление, мимическую и мелкую моторику.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать усидчивость, интерес к занятиям.
Оборудование: Картина «Мальчик и снеговик», снеговик, звуковые символы, пособие «Домик», мяч, картинки (сосулька, санки, сук, сучок, совок, стая, нос, снег, синица), снежинки.
Ход занятия
1. Орг. момент
(Логопед здоровается с детьми, дети садятся на свои места. Психогимнастика).
Логопед: Какое сейчас время года?
Дети: Сейчас время года зима.
Логопед: Покажите, что вы замерзли и съежились, отогрелись и расслабились. Изобразите, как дети лепят снеговика: ставят снежные комы друг на друга, им тяжело.
(Дети повторяют за логопедом движения).
2. Сообщение темы занятия.
Логопед: Вы узнаете, какие звуки мы будем изучать, если отгадаете загадки. Эти звуки есть в отгадках.
Сели детки на карниз
И растут все время в низ.
Дети: Сосульки.
Логопед: Какой звук дважды повторяется в этом слове?
Дети: Дважды повторился звук С.
Логопед: Скатерть бела,
Весь свет одела.
Дети: Снег
Логопед: Какой первый звук в слове снег?
Дети: Звук с'.
3. Основная часть
Характеристика звуков с- с', по артикуляционным и акустическим признакам.
Логопед: Давайте сейчас произнесем звук С хором, понаблюдаем в зеркале артикуляцию этого звука.
Логопед: Какое положение занимают губы?
Дети: Улыбаются.
Логопед: Что мы можем сказать о зубах?
Дети: Сближены, но не смыкаются.
Логопед: Где находится кончик языка?
Дети: Упирается в нижние зубки.
Логопед: Какой звук С?
Дети: Звук С согласный.
Логопед: Почему?
Дети: Звук С встречает преграду.
Логопед: Приложите руку к горлышку и скажите, оно вибрирует?
Дети: Нет.
Логопед: Значит звук С, какой?
Дети: Глухой.
Логопед: Давайте теперь вместе расскажем, какой звук С?
Дети: Согласный, глухой, твердый, обозначаем его синим цветом.
Логопед: Теперь произнесите звук С'.
Дети: Согласный, глухой, мягкий, обозначаем его зеленым цветом.
Игра «Веселый мячик»
Логопед: Я вам буду сейчас бросать мячик и называть звуки, а вы должны вернуть мне мячик и назвать слоги: с - а (са), с - о (со), с – у (су), и – с (си), у – с (ус).
Игра «Эхо»
Логопед: А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Эхо». Я буду называть слоги с твердыми согласными, а вы их «возвратите» с мягкими: са ... (ся), су ... (сю), сы ... (си), со ... (сё).
Логопед: Посмотри какая на доске появилась интересная картина, посмотрите кого мы на ней видим.
Логопед: Давайте придумаем имя мальчику со звуком с?
(Логопед помогает детям подбирать слова со звуком с- с').
Дети: Саша, Слава.
Логопед: А теперь со звуком с'.
Дети: Сима, Семен, Максим, Сеня, Вася.
Логопед: А есть ли на картинке птицы, в названиях которых слышатся звуки с- с'?
Дети: Снегири, синицы.
Образование относительных прилагательных.
Логопед: Давайте сейчас расскажем, что мы заем о зиме:
-Если на улице идет снег, то погода какая? (Снежная)
- Если сильный мороз, то погода какая? (Морозная)
- Если на улице скользко, то погода какая? (Скользкая)
- Если на улице ветер, то день какой (Ветреный)
Определение позиции звука с. Выкладывание цветового символа звука в нужное окошко звукового домика.
Логопед: Посмотрите на доску, там у нас появились картинки (Сосулька, санки, сук, сучок, совок, стая, нос, снег, синица), назовите слова со звуком с. Давайте с вами найдем место звука в с в этих слова, и закроем символом нужное окошко.
Физминутка
Логопед читает стихотворение, а дети сопровождают чтение имитацией движений в соответствии с текстом.
Выпал беленький снежок, Снег, снег, белый снег
Соберемся мы в кружок. Кружит, падает на всех.
Снег, снег, белый снег Мы из снега ком слепили,
Засыпает он нас всех. Потом куклу смастерили.
Мы на саночки садимся Снег, снег, белый снег,
И под гору быстро мчимся. Кукла вышла лучше всех.
Снег, снег, белый снег, Дети к вечеру устали,
Мчимся мы быстрее всех. Все в кроватках задремали.
Дети все на лыжи встали, Снег, снег, белый снег.
Друг за другом побежали Спят ребятки крепче всех.
Логопед: У слова «снег» есть много слов-родственников. Мы будем с вами называть слова, похожие на слово «снег» и собирать «снежинки к снеговику».
Игра снежинки отнеси к снеговику.
- Какую бабу слепили из снега? (снежную)
- Как езе можно назвать снежную бабу? (снеговик)
- Каким станет лес если его занесет снегом? (заснеженным)
- Как называется цветок, который первым появился появляется из-под снега? (подснежник)
- Когда идет сильный снег, как мы его называем? (снегопад)
- Назови птицу с красной грудкой? (снегирь)
- Что дети лепят из снега (снежки)
Логопед: Посмотрите как много появилось снежинок у снеговика.
Игра «Аукцион»
Логопед: Придумайте предложения со словами которые у нас получились (снег, снегирь, снеговик), за каждое придуманное предложение буду давать фишки. У кого больше фишек тот и выиграл.
4. Итог занятия.
Логопед: С какими звуками мы сегодня познакомились?
Дети: Со звуками с, с’.
Логопед: Вам понравилось наше занятие? Что больше всего вам понравилось? (ответы).
Логопед: Все вы сегодня старались, научились выделять звуки с и с’, придумали много слов и предложений с этими звуками.