Примерный план показательного занятия
Тема : «Формирование музыкальной культуры и развитие музыкально-ритмических способностей в учебно-тренировочной группе 2-го года обучения на отделении спортивной гимнастики».
Цель : Посредством музыкального сопровождения организовать внимание детей и воспитать у них чувство ритма, музыкальность выполнения, передавать характер музыкального произведения пластикой движений. Музыка помогает решать и другие задачи эстетического воспитания, чувства красоты движения, культуры поведения, художественный вкус.
Задачи : Твёрдый регламентированный порядок занятий дисциплинирует занимающихся, приучает их внимательно относиться к процессу музыкально – ритмического воспитания. Воспитывает эстетику восприятия музыкального сопровождения, чувство ритма и такта. Приучает спортсменов понимать соответствие между характером музыки и характером движения. Выполнение учащимися групповых упражнений под музыку требует единых усилий, сознательности и активности, творческого отношения к делу, способствует формированию коллективистских качеств личности.
Вводная часть урока
• Вход учащихся в хореографический зал. Учащиеся выстраиваются в две линии в шахматном порядке. Музыкальное сопровождение марш, муз. р-р 4/4.
• Поклон педагогу и концертмейстеру. Музыкальное сопровождение вальс, муз. р-р ¾.
• Обозначение темы и цели урока.
Неотъемлемой частью тренировок являются уроки по хореографии. Хореографическая разминка проводится с музыкальным сопровождением. Функции аккомпаниатора – пианиста очень многогранны. Посредством музыкального сопровождения музыкант помогает тренеру организовать внимание занимающихся и воспитывает у них чувство ритма, музыкальность выполнения, передавать характер музыкального произведения пластикой движений, взглядом и поворотом головы. Музыкальное сопровождение должно быть выразительным, характерным для каждого вида упражнения, где ясно прослушивается музыкальная фраза, укладывающееся количество тактов, соответствующее продолжительности упражнение. Давая определенный темп, метр и ритмический рисунок, музыка выявляет и подчеркивает характерные особенности движения, помогает выполнению и одновременно приучает спортсменок понимать соответствие между характером музыки и характер движений. Соблюдение ритмического рисунка в соединении с творческой фантазией концертмейстера повышают качество урока. Определенный метр, темп, рисунок выявляют и подчеркивают технический характер движения. Мелодия, разнообразно гармонизированная, создает эмоциональную окраску движений, подчиняет движения музыке и обеспечивает музыкальную насыщенность уроку. Все комбинации урока должны строиться с учетом музыкальной фразы (тактовой квадратности), начинаться и заканчиваться вместе с нею. Музыкальные фразы могут быть малые и большие: четыре такта, восемь, шестнадцать, и т.д. В повседневном тренировочном процессе концертмейстер творчески участвует в построении урока и музыкальном воспитании гимнасток, умело подбирая музыкальную литературу в тех случаях, когда задание тренера-преподавателя требует готовой музыкальной формы. Импровизационная музыка должна строго подчиняться рисунку заданной тренером-преподавателем комбинации, иметь определенный ритмический рисунок, соответствующий характеру движений.
Подготовительная часть . В подготовительной части под музыку выполняются разновидности ходьбы и бега, общеразвивающие и танцевальные упражнения, прыжки в зависимости от возрастной группы учащихся . Музыка помогает сосредоточить внимание учащихся, устанавливает единый темп и ритм движений, вырабатывает выразительность, четкость, законченность упражнений, создает бодрое, приподнятое настроение.
• Повторение музыкальной грамоты. Учащиеся отвечают на вопросы:
- какие музыкальные жанры вы знаете?
- с какими музыкальными примерами (жанрами) мы познакомились очень близко?
- какой характер у марша, польки, вальса?
- какой музыкальный размер у марша?
- что такое музыкальный такт?
- сколько долей в одном музыкальном такте марша?
- какая по счету сильная доля?
Характер музыкального сопровождения
Подбирая музыкальное сопровождение , необходимо учитывать не только метро- ритм, но и общий характер выбираемой музыки.
№ | Основная часть урока . Экзерсис у опоры . Упражнение | Музыкальное сопровождение |
1. | demi plie grand plie | деми плие гранд плие | 3/4 – вальс . 4/4 – адажио. В этом упражнении движения плавного характера. Значит, в избранном музыкальном произведении должны быть части плавного, спокойного характера, например: Ф. Шуберт «Вальс»;И. Дунаевский «Вальс»; |
2. | battement tendu | батман тандю | 2/4- полька,4/4 - марш .В этих упражнениях чаще всего используют польки или мазурки энергичного характера, соответствующие амплитуде движений. Например: А. Гурилев «Полька-мазурка», И. Штраус «Весенние голоса»; |
3. | battement jete | батман жете |
4. | rond de jamb par terre | ронд де жамб пар терр | 3/4- вальс,4/4 – адажио. Для этого упражнения желательно подбирать музыку, позволяющую выполнять плавные движения с большой амплитудой.(См.приложение №1) |
5. | battement fondu | батман фондю | 2/4- полька 4/4 - адажио 2/4- полька. Для этих упражнений необходимо подбирать очень динамичные музыкальные произведения, исполняемые в живом темпе, с четким ритмом.(см.приложение №4) 4/4 - марш |
6. | battement frapper | батман фраппе |
7. | rond de jamb en l′air | ронд де жамб ан леер | 3/4- вальс 4/4 – адажио(см.приложение №3) |
8. 9. | developpe adajio temps lie | девелопе адажио тан лие | 3/4- вальс,4/4 – адажио. Для выполнения этих упражнений подбирается музыка, соответствующая характеру, темпу выполнения этого упражнения . Выполняют под плавную, лирическую мелодию. Плавные, мягкие, широкие движения выполняют под музыку размером ¾ - вальс, блюз и др. (см.приложение №2) |
10. | grand battement | гранд батман | 2/4- полька,4/4 – марш. Для этого упражнения необходимо подбирать музыкальные произведения, исполняемые в бодром темпе, с четким ритмом.(см.приложение №5.1) |
11. | Экзерсис на середине . Temps lie | (тан лие , маленькое адажио ) с подготовкой к пируэту. |
4/4 адажио |
12. | adagio | (адажио медленная часть) | 4/4 –адажио 3/4-вальс |
13. | Allegro
Заключительная часть . Пор де бра | (быстрая часть ) исполнение различных прыжков
Упражнения для рук , наклоны и растяжки . | 2/4,4/4-аллегро.Частые и небольшие прыжки успешно поддерживаются музыкой типа польки , а затянутые широкие или высокие –музыкой типа гавота .(см.приложение №5.2)
3/4,4/4. Для выполнения этого упражнения рекомендуется использовать плавную ,медленную музыку соответствущю темпу исполнения данного упражнения . |
• Поклон педагогу и концертмейстеру. Музыкальное сопровождение вальс, муз. р-р ¾.
• выход из танцевального зала под музыкальное сопровождение (марш).
Приложение 1.


Приложение 2.

Приложение 3.


Приложение 4.

Приложение 5 (1,2)


