СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект родительского собрания " Как стать хорошими родителями"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кто как не учитель поможет родителям воспитывать своих детей? Ведь первые жизненные уроки ребёнок получает в семье. Его первые учителя и воспитатели – отец и мать. В.А. Сухомлинский говорил: "Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям общее человечекое счастье" Предлагаю Вашему вниманию план-конспект родительского собрания "Как стать хорошими родителями"

Просмотр содержимого документа
«План-конспект родительского собрания " Как стать хорошими родителями"»

План-конспект родительского собрания


Тема: Как стать хорошими родителями


Цель: Помочь родителям в выборе методов и средств воспитания              собственных детей


Задачи:

  1. создать в семье здоровый быт – залог успешного воспитания детей в семье;

  2. повторить /ознакомиться с правами и обязанностями родителей по воспитанию детей в соответствии с действующим законодательством РФ;

  3. способствовать формированию культуры общения родителей и детей;

  4. тренировать коммуникативные умения родителей.


Форма проведения: очная/круглый стол


Подготовительная работа к собранию:

  1. Раздать для заполнения анкеты (см. Приложение)

  2. Разместить в группе информацию по теме: Здоровый быт - залог успешного воспитания детей в семье

  3. Подготовить/распечатать цветные памятки: «Детей учит то, что их окружает, 10 заповедей для родителей»


План проведения:


  1. На доске:


  1. Работа с Анкетой; жизнь ребенка вне школы (Анкету сдают учителю)

  2. Здоровый быт – залог успешного воспитания детей в семье; обсуждение информации, размещенной в группе

Ответы на вопросы родителей

  1. Права и обязанности родителей в соответствии с действующим законодательством РФ


Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Обсуждение и разъяснение норм действующего законодательства


  1. Выполнение Теста. Обсуждение вопроса: Каким должен стать мой ребенок, когда вырастет? Что для этого надо?


  1. Выдача Памятки: «Детей учит то, что их окружает, 10 заповедей для родителей»

  2. Завершение собрания словами В.А. Сухомлинского


На доске:







Приложения к родительскому собранию:

  1. Анкета


Ф.И. ребенка____________________________________________________

1. Ф.И.О родителей.

Мама:_________________________________________________________________

  1. Возраст____________________________________________________________

  2. Образование______________________________________________________

  3. Место работы, телефон_____________________________________________

Папа____________________________________________________________

  1. Возраст_____________________________________________________________

  2. Образование_________________________________________________________

  3. Место работы, телефон________________________________________________


  1. Квартирные условия_____________________________________________________


___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



  1. Кто проживает в квартире________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Близкое окружение ребенка (с кем из родственников общается ежедневно (1 раз в неделю)________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие обязанности имеет дома?___________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Есть ли дома детские книжки (детская библиотека?)__________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Есть ли дома игрушки, место для их хранения? ______________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Есть ли у ребенка своя комната (отдельная)?_________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Имеет ли ребенок постоянное место для выполнения домашних заданий? (какое)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Есть ли дома компьютер, ноутбук, телефон с Интернетом? Чем ребенок из перечисленного может пользоваться ?______________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Чем ваш ребенок любит заниматься в свободное время?_______________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие игры предпочитает?________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие виды спортивных развлечений больше любит?__________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. С кем чаще играет (с мальчиками или девочками)?____________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Как ведет себя в детском коллективе? (активен,   пассивен, застенчив.)

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Кто в семье непосредственно занимается воспитанием  ребенка? ________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Знаете ли вы друзей своего ребенка и их родителей?___________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Приходят ли к вам в гости приятели ребенка? _______________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие методы воспитания вы предпочитаете?   (уговоры, разъяснения, строгие требования, наказания, поощрения, дружеские контакты и т.д.)__________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Что вас затрудняет в воспитании ребенка? __________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие с вашей точки зрения, индивидуальные особенности ребенка следует учесть

_____________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


27 Какую помощь Вы хотели бы, чтобы Вам или Вашему ребенку оказали_________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



  1. Информация, размещенная в группе


Здоровый быт - залог успешного

воспитания детей в семье

Первые жизненные уроки ребёнок получает в семье. Его первые учителя и воспитатели – отец и мать. Для ребёнка общие семейные повседневные радости и огорчения, успехи и неудачи – это источник, рождающий доброту и чуткость, заботливое отношение к людям. Семья даёт ребёнку первые представления о добре и зле, о нормах нравственности. Именно в семье складываются жизненные планы и идеалы человека. Поэтому важно, чтобы быт в семье был здоровым.

Сущность воспитания детей состоит в правильной организации семейной жизни. Истинная сущность воспитательной работы заключается вовсе не в разговорах родителей с ребенком наедине, не в прямом их воздействии на ребенка, а в организации семьи, личной и общественной жизни и в организации жизни ребенка.

Организация жизни в семье, быт семьи – понятие очень широкое. Наиболее важные, стороны быта: семейные взаимоотношения, вред религиозных суеверий и предрассудков, культура домашней обстановки, бюджет семьи.

Здоровый быт – это, прежде всего, правильные взаимоотношения между членами семьи. Семейные отношения оказывают очень большое влияние на поведение ребенка. Особенно на детей влияют взаимоотношения между родителями.

Основой семьи является отношение к женщине как к товарищу, другу, матери детей. Это отношение должно быть построено на искренней любви и глубоком уважении родителей друг к другу.

Естественным для семьи являются отношения бережной заботы, атмосфера крепкой дружбы, взаимной чуткости и внимательности, что имеет важное значение в воспитании детей. Дружная, здоровая семья закладывает в ребенке основу правильных отношений к людям, воспитывает лучшие качества человеческой личности. Но это не означает, что между супругами или взрослыми членами семьи никогда не бывает противоречий. Они случаются периодически в любой семье, но при этом всегда следует придерживаться одного правила: никогда не ссориться в присутствии детей.

Ребёнок, наблюдая отношения отца и матери в повседневной жизни, усваивает определённый тип отношений мужчины и женщины. Отношения родителей - это одна из основных моделей будущих супружеских отношений детей. Если отец груб с матерью, у сына может сформироваться психологическая установка, что быть мужчиной – значит держать себя грубо. Дочь в такой семье привыкает думать, что замужество в сущности своей, что-то очень тягостное, связывающее женщину по рукам и ногам, лишающее её свободы и чувства собственного достоинства. Такие отношения чаще всего приводят к распаду семьи. А расторжение брака, как и семейная война больше всего отражается на детях. Но  реакция ребёнка на распад брака может быть самой различной. На эту реакцию могут оказать влияние возраст ребёнка, его характер, обстоятельства семейной жизни и отношения ребёнка с родителями. В некоторых случаях уход из семьи одного из родителей воспринимается ребёнком как трагедия. В других случаях он реагирует на это сравнительно спокойно.

     Следует подчеркнуть, что для детей опасен не развод, а ненормальные отношения, складывающиеся в семье. 

     Успешное воспитание ребёнка возможно лишь, в такой семье, где господствуют дружба, любовь и уважение между членами семьи, где ребёнку прививаются лучшие качества.

       Действительно, наше настроение, отношение к людям во многом зависит от той атмосферы, что царила в семье. Счастливое детство может быть только у тех детей, которые живут в счастливых семьях.

Что еще немаловажно, родители должны иметь авторитет в глазах ребенка, иначе, воспитание без этого невозможно. Основой родительского авторитета является гражданское лицо родителей, их жизнь, работа, поведение, чувство ответственности за свою семью перед обществом. Личный пример родителей – это основа нравственного воспитания в семье. Интересы и привычки родителей, их поведение и взаимоотношения оказывают непосредственное воздействие на ребенка.

     Ребёнок в раннем возрасте стремится подражать окружающим людям, в частности, своим родителям. Поэтому своим поведением родители должны показывать детям положительные примеры для подражания. Нередко причиной возникновения отрицательных черт в характере детей является недостойное поведение самих родителей.  Дети обращаются к родителям с различными вопросами, и когда в лице родителей они видят ближайших советчиков и друзей, то укрепляется авторитет родителей.

     Стоит помнить, что здоровье ребенка, его будущая успешность как личности  связаны с его психологическим здоровьем. Поэтому дети должны расти в условиях благоприятного климата в семье, где царят доброжелательные взаимоотношения между всеми членами семьи. А правильное отношение родителей к детям заключается в умении сочетать ласку, мягкость и нежность со строгой последовательной требовательностью.  

Здоровый быт в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает решительное влияние на развитие и воспитание детей. Его создают члены каждой семьи, и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным.

       В семье закладывается основа характера человека, предопределяется его отношение к труду, моральным и культурным ценностям, формируется его психическое здоровье. Только здоровый семейный быт способен обеспечить ребенку психологический комфорт. Взаимоотношения между родителями и детьми всегда тесно связаны с социально – психологическим здоровьем детей.

     Таким образом, под бытом семьи мы понимаем взаимоотношения ее членов, от которого зависит выполнение важнейшей функции семьи – воспитание детей, обеспечение их психологического комфорта и эмоциональная поддержка друг друга.

     Поэтому от характера семейного быта, психологического климата внутрисемейных отношений, от верно выбранного стиля воспитания, от проявления безусловной разумной любви родителей к своим детям, зависит уравновешенное психическое состояние ребенка, его эмоциональное здоровье, его отношение к жизни.


Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей

1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.

Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

Право на воспитание ребенка есть личное неотъемлемое право каждого родителя. Утратить это право можно лишь в случаях, предусмотренных законом: при лишении родительских прав и усыновлении ребенка. Право на воспитание заключается в предоставлении родителям возможности лично воспитывать своих детей. При этом родители свободны в выборе способов и методов воспитания, согласующихся с развивающимися способностями ребенка (п. 2 ст. 14 Конвенции ООН о правах ребенка).

Право родителей на воспитание детей обеспечивается исполнением родителями обязанностей по их воспитанию. В круг этих обязанностей входит забота о здоровье, физическом, психическом и нравственном развитии ребенка. Таковы в самом общем виде наиболее важные обязанности родителей, составляющие как бы две группы. Одна имеет прямое отношение к физическому развитию ребенка, которое во многом зависит от его питания, среды обитания и пр. Вторая касается психического, духовного, нравственного развития несовершеннолетнего и предполагает существование более сложных по своей природе средств и методов формирования ребенка как личности. В настоящее время все более очевидной становится роль родителей в исполнении обязанностей подобного рода. Именно от этого во многом зависит духовный мир ребенка, его готовность к межличностному общению, стремление к знаниям, способность властвовать над своим умом и чувствами. Выполнение родительских обязанностей не только способствует реализации родительских прав, но и служит образцом желаемого, одобряемого поведения - его моделью.

Обладающие родительскими правами лица несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Эта ответственность является общей и обязательной для обоих родителей, где бы они ни находились и определяет особое значение ответственности родителей в обеспечении прав и интересов своих детей. Одновременно оказывается воздействие на формирование чувства ответственности за ребенка, его воспитание, от полноты которого в значительной степени зависит качество семейного воспитания.

Предполагается существование ответственности, как нравственного порядка, так и предусмотренной различными отраслями законодательства (административного, гражданского, семейного, уголовного и др.). В первом случае ответственность влечет за собой моральное осуждение, во втором - дополнительное обременение или даже наказание в установленном законом порядке. Под дополнительным обременением понимаются неблагоприятные для нарушителя прав последствия, выходящие за рамки принудительного исполнения обязанностей. Типичной ответственностью за ненадлежащее семейное воспитание детей является лишение родительских прав.

2. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования.

Родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения детьми основного общего образования.

Закон "Об образовании" рассматривает образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. Этот процесс обеспечивает не только государство, но и родители. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования, т.е. образования в объеме 9 классов общеобразовательной школы. В повседневной жизни выполнение этой обязанности родителями заключается в обеспечении того, чтобы их ребенок учился. Он может совмещать свою учебу с работой, творческой, предпринимательской, коммерческой деятельностью, но какой бы ни была семейная ситуация, уровень материальной обеспеченности семьи, состояние здоровья родителей, ребенок должен получить необходимое образование. Уклонение от выполнения этой обязанности служит основанием для лишения родительских прав, отстранения опекуна (попечителя).

От родителей также зависит, какое дополнительное образование и где получат их дети. Свое право выбора родители осуществляют с учетом мнения ребенка. При этом неважно, сколько ему лет. Для детей младшего возраста может иметь значение привязанность к друзьям, с которыми он хотел бы учиться, его способности, склонности. Дети более старшего возраста действуют осознанно и реалистично, сообразуя свой выбор со своей будущей профессиональной ориентацией. На выбор родителем и его ребенком вида образовательного учреждения, формы обучения оказывает воздействие и состояние здоровья ребенка, степень материальной обеспеченности семьи, семейные традиции, профессия родителей и т.п. В любом случае учет мнения ребенка означает уважительное к нему отношение. Однако родители вправе не посчитаться с точкой зрения несовершеннолетнего, если она противоречит его интересам или ее невозможно реализовать по объективным причинам.



  1. Тест


Тест  «Я- родитель, я- приятель?!»

1.Вы смотрите по телевизору фильм, но ваш ребенок требует переключить на другую программу: там выступают рок-музыканты. Как вы поступите?

        а. Выполните просьбу и смотрите передачу вместе;

          б. Просите подождать, так как фильм скоро закончится;

        в. Не обращаете внимания на просьбу ребенка;

г. злитесь на ребенка за то, что он обратился с такой просьбой.

2.Вы видите в своих детях:

        а. Людей, равных себе; б. Людей, копирующих вас в молодости; в. Маленьких взрослых;

        г. Благодарных слушателей.

3.Какую прическу вы предпочитаете?

        а.. Которая больше всего вам подходит;         б.  Которая отвечает последней моде;

        в. Которая копирует чью-то прическу;         г. Которая копирует стиль ребенка.

4. Немного о возрасте родителей.

        а. Знают ли дети ваш возраст;

        б. Вы подчеркиваете возрастную черту между собой и детьми;

        в. Вы не обращаете внимания на разницу в возрасте между собой и

              детьми;

        г. Постоянно требуете признания от детей понимания того, что вы

             старше.

5.Какого стиля в одежде вы придерживаетесь?

        а. Стараетесь  не отставать в одежде от молодежного стиля;

        б. Стараетесь одеваться так, как советует ваш ребенок;

        в. Стараетесь одевать ту одежду, которая вам подходит;

        г. Следуете своему пониманию стиля.

6. Представьте, что ваш сын- подросток  вдел в ухо серьгу или дочь сделала  

   пирсинг. Как вы поступите?

        а. Посчитаете это личным делом ребенка;         б. Станете подшучивать над его (ее) поступком;

        в. Признаете, что это стильно;         г. Сделаете то же самое.

7. Если музыка звучит в доме на полную громкость:

        а. Вы затыкаете уши ватой;         б. Уменьшаете громкость;

        в. Миритесь с увлечением своего ребенка;         г. Включаете еще громче.

8. Если вы спорите со своим ребенком то:

        а. Стараетесь ему не возражать;         б. Признаете его правоту;

        в. Спорите до полной победы;         г. Уходите от спора.

9.Ваш ребенок празднует день рождения.

        а. Вы вместе с ним за одним столом;         б. Оставляете ребят одних;

        в. Обслуживаете  детей за столом;         г. Уходите из дома.

10.Ребенок идет на дискотеку:

        а. Вы идете вместе с ним;         б. Вы не разрешаете ему идти;

        в. Вы  выясняете, с кем идет ваш ребенок;         г. Вы ограничиваете его во времени.

11. В общении со своими детьми вы:

        а. Откровенны;         б. Закрыты;

        в. Сдержанны;         г. Открыты.

12. В отношениях со своими детьми вы:

        а. Ведете себя как приятель;         б. Как строгий судья;

        в.  Как друг;         г. Как родитель.



  1. Памятка для родителей