МБОУ «Железногорская СОШ №2» г. Железногорск-Илимский Иркутской области
План – конспект родительского собрания по теме:
«Новые методы и технологии в обучении младших школьников».
Подготовила : учитель начальных классов
Орлова Лариса Владимировна
Цель:
Познакомить родителей 1 класса с новыми методами и технологиями образования , которые применяются в обучении младших школьников ( в соответствии ФГОС).
Задачи:
- повысить компетентность родителей первоклассников в вопросах современного обучения;
-познакомить родителей с современными методами и технологиями;
-развивать интерес родителей к учебному процессу;
-подготовить родителей к сотрудничеству со школой в использовании современных инновационных технологий.
Ход собрания:
Здравствуйте, уважаемые родители! Рада видеть вас сегодня на нашем родительском собрании. Хочу ознакомить Вас с темой нашего родительского собрания. Тема звучит так: «Новые методы и технологии в обучении младших школьников».
Почему мы сегодня обсуждаем эту тему? Дело в том, что в современном мире обучение не стоит на месте, оно постоянно развивается. Сегодня школа нацелена на достижение нового, современного качества образования, на решение жизненно важных задач и проблем. Нам нужны люди знающие, мыслящие, коммуникабельные, активные. Именно такие люди способны развиваться сами и развивать то, что находится рядом.
В соответствии ФГОС в учебный процесс включены активные методы обучения. Что это такое ?Активные методы обучения – это методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Они строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы.
Что обеспечит нам введение таких методов? Активные методы обеспечивают многоуровневую и разностороннюю коммуникацию всех участников образовательного процесса, поэтому применение их необходимо в современном образовательном процессе.
Какие инновационные методы и формы работы может использовать учитель для того, чтобы обеспечить познавательный интерес и мотивацию к обучению:
-игровые формы;
-групповую, парную или индивидуальную работу;
-самостоятельную деятельность учащихся;
-проблемное обучение;
-постановку вопросов, активизирующих диалог;
-проектную деятельность;
-метод дискуссии;
-ИКТ.
Хотелось бы рассказать, какие активные методы обучения мы используем в нашем 1 классе. Использование этих методов действительно позволяет эффективно решать конкретные задачи. Для психологического настроя на начало урока, мы применяем различные игры : «Поздоровайся локтями», «Поздоровайся глазами», «Добро в ладошках». «Встреча» и др. Они эффективно и динамично помогают начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе.
Сейчас я предлагаю вам попробовать поиграть, необычно поздороваться локтями друг с другом. Для этого встаньте в круг. Рассчитайтесь на первый-второй-третий и сделайте следующее:
• «номер первый» складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны;
• «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;
• «номер третий» нагибается вперед, кладет ладони на колени и выставляет локти в стороны.
На выполнение этого задания вам дается только три минуты. За это время вы должны поздороваться как можно с большим числом родителей, просто назвав свое имя, и коснувшись друг друга локтями. (Выполнение задания с родителями).
Через пять минут родители собираются в три группы так, чтобы вместе оказались соответственно первые, вторые и третьи номера. После этого они приветствуют друг друга внутри своей группы.
Наша игра закончена! Расскажите, пожалуйста, о своих впечатлениях (слушаем высказывания родителей).
Психологический настрой – кинезиология- УПРАЖНЕНИЕ, которое проводится в начале каждого урока с использованием простой питьевой воды– это коррекция организма с помощью воды. Дело в том, что, когда любой человек волнуется, он усиленно думает о чем-то неприятном или находимся в подавленном, депрессивном состоянии, вообще от любого нервного возбуждения наша кровь как бы электризуется. В ней повышается количество электролитов, что в принципе для организма не естественно и через некоторое время может привести к заболеванию всей системы. Как мы знаем, ЛЮБАЯ ПРОБЛЕМА ЛУЧШЕ РЕШАЕТСЯ В СПОКОЙНОМ ПОЗИТИВНОМ СОСТОЯНИИ. Поэтому первое, что мы сделаем – это вернем организм в состояние покоя и гармонии и это помогает настроиться на урок. Для этого перед началом урока все дети пьют чистую питьевую воду, затем выполняют комплекс уже разученных ранее упражнений. Комплекс включает несколько этапов.
Думаю, что вы вполне убедились в эффективности данного метода.
Для быстрой и веселой проверки домашнего задания часто мы используем метод «Ромашка», где каждый отрывной лепесток содержит определенный вопрос.
Для повышения мотивации к обучению и осознания того, что книга-это источник знаний, применяется метод «Ищем клад». Этот метод обучает детей находить нужную и полезную информации на страницах учебника (термины, понятия, правила).
Поверьте, современных методов обучения очень много и каждый преследует какую-то весьма важную и значимую цель.
Можно с уверенностью сказать, что активные методы обучения обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах: формирование положительной учебной мотивации;
- повышение познавательной активности учащихся;
-активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс;
- стимулирование самостоятельной деятельности;
-развитие познавательных процессов - речи, памяти, мышления;
-эффективное усвоение большого объема учебной информации;
-развитие творческих способностей и нестандартности мышления;
-развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося;
-раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося и определение условий для их проявления и развития;
-развитие навыков самостоятельного умственного труда;
-развитие универсальных навыков.
А теперь давайте выясним, что же такое педагогические технологии?
Педагогические технологии – совокупность методов, средств, приёмов, используемых в общении и для достижения положительного результата обучения.
В условиях реализации требований ФГОС НОО наиболее актуальными становятся технологии:
-Интегрированного обучения
-Проектная технология
-Здоровьесберегающие технологии
-Технология активных методов обучения
-Технология опережающего обучения
Постараюсь кратко рассказать Вам о каждой из них.
Технология интегрированного обучения подразумевает использование различных видов работы в течение урока, поддержание внимания учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков (однообразие и монотонность быстро утомляет детей).
Проектная технология. Данная технология предполагает развитие умения практически применять полученные знания по формуле: замысел-реализация-продукт.
Овладевая технологией проекта, ученик учится творчески мыслить, прогнозировать возможные варианты решения стоящих перед ним задач. Проектные технологии широко применяются учителем не только в урочной, но и в внеурочной деятельности.
(показываю варианты творческих проектов моих выпускников)
Здоровьесберегаюшие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
К здоровьесберегающим технологиям относятся:
- соблюдение санитарно - гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота), правила техники безопасности;
- рациональная плотность урока должна составлять не менее 60 % и не более 75-80%;
- смена видов деятельности;
- обучение с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися (аудиовизуальный, кинестетический и т.д.);
- место и длительность применения ТСО;
- построение урока с учетом работоспособности учащихся;
- индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;
- благоприятный психологический климат, ситуации успеха и эмоциональные разрядки;
- проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках;
- целенаправленная рефлексия в течение всего урока и в его итоговой части.
Применение здоровьесберегающих технологий помогает сохранению и укрепление здоровья школьников, предупреждение переутомления учащихся на уроках, улучшение психологического климата, приобщение родителей к работе по укреплению здоровья школьников, повышение концентрации внимания, снижение показателей заболеваемости детей, уровня тревожности.
(показываю варианты физминуток - физминутку для глаз, физминутку для ног, электронную физминутку, а также видеофрагмент с нашего урока)
Технология активных методов обучения — это упорядоченная система активных методов обучения, обеспечивающая активность и разнообразие мыслительной, практической деятельности обучающихся на протяжении всего образовательного мероприятия.
Технология опережающего обучения - технология, при которой краткие основы темы даются преподавателем до того, как начнется изучение её по программе. Краткие основы могут даваться как тезисы при рассмотрении смежной тематики, так и представлять собой ненавязчивые упоминания, примеры, ассоциации.
(знакомлю родителей с дополнительной литературой, которую можно использовать для опережающего обучения детей)
Информационные и коммуникационные технологии
С помощью ИКТ дети узнают новые способы сбора информации и учатся пользоваться ими, расширяется их кругозор, повышается мотивация учения.
Нам с вами нужно научить ребенка выбирать нужную и полезную информацию в огромном потоке.
И так подводим итоги:
Сегодня я старалась показать и доказать Вам, что школа стремительно меняется, пытается «шагать в ногу со временем». Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. Поэтому важно не только дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умением учиться.
Уважаемые родители! Наше собрание подошло к концу, надеюсь, что информация, полученная сегодня, была для вас полезной и мы будем успешно сотрудничать. У нас общее дело – воспитание личности. Спасибо за понимание!