Объединение: «Волшебная кисть»
Дата и время проведения «___» 2018 г.
Педагог: Меркулова О.А
Тема занятия: «Сельский пейзаж (деревенские мотивы).
Тип занятия: формирование и совершенствование новых знаний.
Цель: обучение техники рисования пейзажа, отображение настроения в пейзаже.
Задачи:
образовательные: познакомить учащихся с творчеством И.И. Шишкина, добиваться выразительности образа, закреплять умение рисовать эскиз карандашами разной мягкости, вписывать изображение в лист, умение видеть красоту родной природы, выделять средства выразительности.
развивающие: развивать интерес к изобразительному искусству.
воспитательные: воспитание интереса и любви к изобразительному искусству, эстетический вкус, воспитание любви к родной природе, желание посещать музеи, уважение ко всему живому на земле.
Формы проведения занятия: Методы обучения:
Беседа
Практическое занятие с элементами Объяснительно - иллюстративный
занятия фантазии
Материал:
Репродукции картин И.И. Шишкина «Дебри»; «Сосны, освещенные солнцем»; «Дубы, вечер»; «Полдень. В окрестности Москвы»; «Рожь»; «Лесные дали» «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии»; «Утро в сосновом лесу», музыкальное сопровождение (шум леса, голоса птиц), проектор, моноблок, презентационный ролик к занятию, бумага А3, карандаши простые, ластик, кисти разных размеров, гуашь.
Ход занятия:
I.Организационная часть. А сейчас настало время стать участниками путешествия, в которое приглашает художник, больше всего любивший изобразить на своих полотнах лес. Даже фамилия у него была лесная – Шишкин, а имя и отчество – очень русские и простые Иван Иванович. (Рассказ педагога сопровождается показом виртуальной галереи картин художника).
И. И. Шишкин родился в городе Елабуге. В его родном краю природа была очень красивой. Леса окружали город. Красота лесов и полей с детства полюбилась будущему художнику, и он решил в своих картинах рассказать об этом людям. Так он стал великим художником – пейзажистом. Пришло время и нам познакомится с ним.
II. Объявление темы и цели занятия. Объяснение нового материала.
Выполнение эскиза пейзажа карандашом, определение линии горизонта, композиционное размещение пейзажа на листе.
Рассказ педагога о картинах художника:
1) «Портрет Ивана Ивановича Шишкина» написал Иван Крамской в 1873 г. (слайд 1). Художник-пейзажист действительно собрался в дальний путь. На нём шляпа, защищающая от солнца и дождя, высокие сапоги, в руках длинная палка, помогающая идти сквозь густые заросли и топкие болота. На плече этюдник с красками, а под рукой сложенный большой зонт.
И. И. Шишкин – художник, который исходил пешком сотни километров по лесам и полям России.
2) Перед вами картина «Дебри» (репродукция 2). На картине изображены ели и сосны, спрятавшиеся в непроходимой лесной чащобе. Ели и сосны растут близко друг к другу, в лесу стоит полумрак, даже становится страшно.
3) А сейчас «выбираемся» из дебрей и выходим на опушку леса. Перед
вами картина «Сосны, освещенные солнцем» (репродукция 3). В лесу светло, солнце освещает могучие сосны. Мы слышим пение птиц и продвигаемся вперед, и попадаем не просто в лес, а в настоящую дубраву.
Картина «Дубы, вечер.» (репродукция 4). Деревья приветствуют нас, как огромные великаны.
А сейчас нам предстоит перейти через поле. «Полдень в окрестностях Москвы» (репродукция 5)
III . Основная часть. Практическая работа.
Выполнение пейзажа в цвете, используя ранее изученный художественный приём «градиент». Работа выполняется на мольберте, для работы с цветом закрашивается поверхность фона, подбор цветовой гаммы. Добавление в пейзаж деталей, (кустарников, растений).
Выполнение пейзажа в цвете сопровождается рассказом педагога И. И. Шишкин ничего не сочинял в своих пейзажах, а рисовал, то, что он видел. Но, именно, в картине «Рожь» (репродукция 6). он допустил сознательную ошибку, чтобы сделать пейзаж более выразительным. Чего в «чистом» поле никогда не бывает, а Шишкин рисовал «в полный рост» (могучие деревья никогда не растут в полях, их выкорчёвывают). Если их убрать в поле, к картине будет пусто, скучно. Введя в изображение поля вековые, могучие сосны, пейзаж художника стал, узнаваем, и стал носить русский характер – простор, раздолье с бескрайними полями и вековыми могучими деревьями (воспроизвести вместе с детьми картину «Рожь» показать бескрайние поля)
Картина «Лесные дали» (репродукция 7) вызывает чувство полёта, словно разбегаемся с высокого холма. Летим как птицы над густым, непроходимым лесом, вдалеке видим озеро, окутанное туманом (видим птицу, одиноко стоящую сосну).
«Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии» (репродукция 8). В лесу тихо, но совсем недавно здесь хозяйничал вечер или ураган. Под сосной расположились медведи, жители этого леса – медведи намерены полакомиться мёдом диких пчёл, на сосне, возле которой они сидят, укреплена «мёда полная колода». Сосны в этом лесу особенные…
-А сейчас настала пора сделать «привал» и полюбоваться картиной.
Картина «Утро в сосновом лесу» (репродукция 9) написана И.И. Шишкиным более ста лет назад.
IV. Подведение итогов. Качественная оценка занятия.
Давайте посмотрим на наши работы, у всех Вас получились очень красивые пейзажи. А вам нравятся ваши работы. Какая матрешка вам больше всего понравилась? Расскажи, чем тебе понравилась работа... (Ответы 2-3 детей).
- Молодцы, ребята. Сегодня мы познакомились с творчеством И.И. Шишкина, и, вы очень хорошо справились с этой работой. В конце занятия навести порядок на рабочем месте. Сюрпризный момент: угощение конфетами «Мишка – косолапый», на фантиках которых изображен фрагмент картины «Утро в сосновом бору».
Список литературы:
1. Г. Е. Ветрова. Сказки о художниках. И. И. Шишкин. Белый город, 2001 г.
2. Журнал «Дошкольное воспитание» №11/ 2002г., статья М. Манцевич. «Художник – пейзажист; Путешествие и страны».
3. Знакомство с пейзажами и художниками – пейзажистами.