План-конспект урока
5 класс
Тема урока:Способы исследования природы.
Цели урока: 1. Образовательная:
Сформировать понятия наблюдения, описание, измерение и опыт(эксперимент);
2. Развивающая:
Выработать умения различать способы исследования природы;
3. Воспитательная:
Показать значения исследования природы данными способами.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: учебник, тетрадь, иллюстрации.
Ход урока
I. Организационный момент
Захожу в класс. Говорю: «Здравствуйте! Садитесь». Отмечаю отсутствующих и заполняю журнал. Говорю: запишите домашнее задание.
II. Проверка знаний и умений
Тест:
1 Вариант | 2 Вариант |
I Дать определения следующим понятиям Атом. Неорганические вещества. | I Дать определения следующим понятиям Молекула. Органические вещества. |
II Выбрать правильный вариант ответа 1. Какое из веществ является газообразным? А Азот; В Фосфор; Б Сера; Г Железо | II Выбрать правильный вариант ответа 1. Какое из веществ является жидким? А Фосфор; В Ртуть; Б Графит; Г Золото. |
2. Сколько всего атомов существует в природе? А Около 10 В Более 200; Б Более 100 Г Более 300. | 2. Сколько всего молекул существует в природе? А Десятки; В Тысячи; Б Сотни; Г Миллионы. |
3. Какой газ образуется при полном сгорании органического вещества? А Угарный газ; В Кислород; Б Углекислый газ; Г Азот. | 3. Какой газ образуется при не полном сгорании органического вещества? А Угарный газ; В Углекислый газ; Б Кислород; Г Азот. |
4. Какого агрегатного состояния вещества в природе не существует? А Твердое; В Газообразное; Б Жидкое; Г Аморфное | 4. При какой температуре алмаз превратится в жидкость? А 20000С; В 30000С; Б 25000С; Г 35000С |
5. Из скольких атомов состоит молекулакислорода? А Из одного; В Из трех; Б Из двух; Г Из четырех | 5Какое тело не имеет постоянной формы? А Жидкое; В Газообразное; Б Твердое; Г нет правильного ответа. |
III. Изучение нового материала
Говорю «А сейчас приступаем к изучению новой темы».
Тема урока: «Способы исследования природы»
План урока: 1.Наблюдение;
2.Описание;
3.Измерение;
4.Опыт (эксперимент).
1. Наблюдение
Учитель: «Запишите способы познания мира
Наблюдение Описание Измерения Опыт
Вопрос: «Как вы думаете, для чего проводятся наблюдения?»
Ответ учеников: «например, наблюдая за пожарами после грозы, человек научился использовать огонь для обогрева жилища и т.д.»
Учитель: «Правильно. Запишите Наблюдения за явлениями – самый первый и простой способ познания мира.
Первый пункт нашего плана мы рассмотрели. Есть ли у вас вопросы?»
Ответ учеников: «Нам все понятно».
2 Описание
Учитель: «Описать объект – значит найти признаки, которые отличают одно тело от других. Достаточно краткого описания, чтобы выделить важные свойства объектов».
Вопрос: «Какие 2 заповедника были созданы первыми в Беларуси?»
Второй пункт нашего плана мы рассмотрели. Есть ли у вас вопросы?»
Ответ учеников: «Нам все понятно».
3. Измерение
Учитель: «Это важный этап исследования».
Вопрос: «Как вы думаете почему?»
Ответ учеников: «Т.к. благодаря этому способу можно установить количественные характеристики объектов».
Вопрос: «какими приборами измеряют температуру, массу?»
Ответ учеников: «температуру термометрам, массу –весами».
Третий пункт нашего плана мы рассмотрели. Есть ли у вас вопросы?»
Ответ учеников: «Нам все понятно».
4.Опыт (эксперимент).
Учитель: «Для получения достоверного знания о телах ученые специально воздействуют на них, т. е проводят опыт. Проводим опыт со льдом».
Четвертый пункт нашего плана мы рассмотрели. Есть ли у вас вопросы?»
Ответ учеников: «Нам все понятно».
IV. Закрепление знаний и умений
Вопрос: «Перечислите способы исследования природы?».
Ответ: «Наблюдение, описание, измерение, опыт (эксперимент)».
V. Домашнее задание
Говорю: «Домашнее задание: учить параграф 4, учить конспект.
Выставляю оценки за работу на уроке.
Урок окончен. До свидания!»