Дата 22.11.2021 год
План-конспект урока по технологии.
Учитель Терещенко А.А.
Тема урока: Выпиливание лобзиком. Выпиливание лобзиком модель самолёта
Цели урока:
Обучающие: Повторить технологию раскройки фанеры. Закрепить навыки работы ручным лобзиком.
Воспитательные: Привить чувство технической красоты и эстетики на основе демонстрации различных типов лобзиков.
Развивающая: Развить чувство бережного отношения к инструменту.
Инструменты и оборудование: ручной лобзик, плоскогубцы.
Тип урока: 1. Комбинированный урок.
2. Урок закрепления и освоения практических навыков.
Ход урока:
Урок первый.
1.Организационный момент.
2.Повторение устройства ручного лобзика. Фронтальный опрос.
3. Объяснение нового материала.
А). Достоинства и недостатки ручного лобзика.
Основным достоинством ручного лобзика является возможность выпиливания как небольших так и очень маленьких отверстий сложной формы а также возможность поворота пилки на месте под любым углом. Кроме этого в ручной лобзик можно вставлять сверх тонкие пилки и даже специальные нити для получения сверхтонкого шва менее 0.1мм.
К недостаткам можно отнести ограничение доступа к месту распила установленное длиной рамки. Неудобство работы с материалами толще 7мм.
Б). Достоинства и недостатки ручного электролобзика.
Главным достоинством этого инструмента является высокая скорость пиления а также возможность работы с материалом большой толщины до 50мм. Кроме того этим инструментом можно резать не только дерево, оргалит, доски но даже металлы.
Недостатком является большая ширина (3-7мм) и толщина (1мм)пилки что делает поворот её на месте практически невозможным. Кроме того этим инструментом нельзя распилить маленькие детали.
В).Знакомство с модельным электролобзиком.
Модельный электролобзик представляет собой уменьшенную копию обычного электролобзика. Лишённой направляющего ролика.В отличии от обычного электролобзика он снабжён достаточно тонкой и узкой пилкой делающей тонкий шов. Таким инструментом можно делать сложные отверстия даже в изогнутых поверхностях (например в уже собранном рыцарском щите второго уровня).Но к сожалению у этого инструмента довольно низкий ресурс эксплуатации и высокая стоимость как самого инструмента так и пилок.
Г). Знакомство со стационарным электролобзиком.
Стационарный электролобзик представляет из себя уже не ручной электроинструмент а целый малогабаритный станок который снабжён узкой и тонкой пилкой,такой же как и у модельного электролобзика. Им быстро и достаточно точно можно выпилить очень небольшую деталь криволинейной формы, только вот отверстия вырезать им неудобно , ведь для этого пилку понадобится снять .Вдеть в отверстие. И снова поставить обратно. Кроме того этот станок снабжён штангой, чем-то напоминающей рамку простого лобзика, что сильно ограничивает возможность работы с большими деталями.
Д).Виды пилок.
1.Обычная пилка для ручного лобзика.
2.Круглая пилка для ручного лобзика.
3.Сверх-тонкая пилка для ручного лобзика.
4.Пилка с крупным зубом для фанеры и досок.
5.Пилка с мелким зубом для металлов.
6.Специальные пилки.
4.Проверка тетрадей.
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОЙ РАБОТЫ ПРИ ВЫПИЛИВАНИИ ЛОБЗИКОМ.
1.Надежно прикреплять выпиловочный столик к крышке верстака.
2.Правильно и надежно закреплять пилку в лобзике.
3.Во время работы не наклоняться низко над изделием.
4.Во время выпиливания нельзя держать левую руку близко к полотну пилки.
5.При выпиливании не делать рывков лобзиком и не допускать изгибов пилки.
5. Практическая работа (выпиливание по кривой линии, выпиливание кругов, внутренних отверстий).
Форма работы – индивидуальная.
6.Показ видеоролика о работе столярной мастерской (5 мин.) (по возможности).
7.Подведение итогов урока.
Урок второй.
1. Технологический этап
2. Выпиливание лобзиком модель самолёта.
Технологический этап.
1. Разработка конструкции и технологии изготовления изделия
Технологический этап начинается с разработки технической документации (чертежей деталей и изделия в целом)
Практически:
Анализ рисунка показал , что данная модель будет состоять из следующих деталей – фюзеляж, крылья, хвостовое оперение, шасси и колеса.
2.Продолжение работы над проектом: доделка, покраска, установка деталей и т.д.
Уборка учащимися рабочих мест
Подведение итогов урока.
Выставление оценок в журнал и в дневники.
Домашнее задание: Прочитать параграф №16 ответить на вопросы.
№ | класс | Ученики | 26 | 26 |
1 | 5а | Баранов Кирилл Евгеньевич | | 5 |
2 | 5а | Мухаметшин Руслан Рустамович | | 5 |
3 | 5а | Семёнов Александр Викторович | | 5 |
4 | 5а | Хайруллин Айзат Рамисович | н | н |
5 | 5а | Хаялиев Рамазан Радисович | | 5 |
6 | 5а | Шигапов Адель Рафаэлевич | | 5 |
7 | 5б | Абдулхаев Ильмир Алмазович | | 5 |
8 | 5б | Абзалов Нурсултан Ильшатович | | 5 |
9 | 5б | Адиятуллин Адель Фанилевич | н | н |
10 | 5б | Гарифуллин Ильназ Ирекович | | 4 |
11 | 5б | Гарифуллин Ильнур Ирекович | | 5 |
12 | 5б | Гибадуллин Руслан Альбертович | | 5 |
13 | 5б | Гисматуллин Алмаз Фаритович | | 5 |
14 | 5б | Мифтахутдинов Ильгиз Фаритович | | 5 |
15 | 5б | Мовсесян Руслан Анатольевич | | 5 |
16 | 5б | Мухтаров Рамиль Фаритович | | 4 |
17 | 5б | Садиков Салават Илдусович | | 5 |
18 | 5б | Хуснутдинов Адель Алмазович | | 5 |
19 | 5б | Шайхнуров Булат Алмазович | н | н |
План урока по технологии 5 класс
Модуль: Технология обработки древесины .Элементы машиноведения.
Тема урока: Выпиливание лобзиком .Изготовление декоративной лопаточки по шаблону.
Задачи урока : 1.Познакомиться с одним из видов декоративно-прикладного творчества- техникой выпиливания лобзиком . 2. Научиться выполнять несложные работы в данной технике .
Цели урока:
* Ознакомить учащихся с первоначальными навыками работы с лобзиком.
* Дать возможность учащимся самостоятельно определить, в какой последовательности выпиливается заготовка по внутренним контурам.
* Способствовать развитию двигательной сферы ( овладение моторикой мелких мышц при разметке и выпиливании,)
* Развивать двигательную сноровку, соразмерность движений при работе.
* Развивать у школьников любознательность и умение анализировать.
* Применять полученные знания на практике.
* Совершенствовать экологическое воспитание учащихся.
* Прививать активную жизненную позицию.
* Воспитывать инициативу и самостоятельность.
* Воспитывать аккуратность, бережное отношение к инструменту и экономному расходованию материала.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: Словесный, наглядный, практический.
Методическое оснащение урока:
Материально-техническая база:
для учителя: проектор, ноутбук, мультимедийная презентация «Выпиливание лобзиком», образцы выпиленных изделий, план-конспект урока.
для учеников: лобзик, пилки, заготовка из фанеры, выпиловочный столик, тетрадь, учебник, наждачная бумага, напильники разного сечения.
Дидактическое обеспечение:
- Фильм « Выпиливание лобзиком»
- Слайды « Работа с лобзиком», «Заготовки для поделок» «Инструменты». «Материалы для выпиливания.» « Правила техники безопасности» . « Посадка ученика.»
ПЛАН УРОКА
1.Организационный момент 1 мин.
2.Мотивация 4-5 мин.
3.Изучение нового материала 10-12 мин.
4.Обобщение и закрепление материала 8- 10 мин.
5.Рефлексия 40-45 мин.
6.Итог урока 2-3 мин.
7.Домашнее задание 1-2 мин.
8 Уборка рабочего места 2 мин.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент .
приветствие, название темы.
2. Мотивация
Настройка учащихся к учебной деятельности и на получение новых знаний.
Создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебный процесс.
Проверка выполнения домашнего задания: установление правильности и осознанности выполнения всеми учащимися домашнего задания; устранение в ходе проверки обнаруженных пробелов в знаниях; выяснение степени усвоения заданного на дом материала; использование различных форм контроля.
Актуализация знаний учащихся.
Ребята! В качестве домашнего задания, вам были заданы параграфы по темам: «Древесина – природный ,конструкционный материал» , « Виды пиломатериалов» , «Разметка заготовок из древесины».
Вспомним, какие породы древесины вы знаете, какими свойствами они обладают?
1. Какие из перечисленных пород древесины относятся к мягким, а какие к твердым породам:
– клён;
– осина;
– сосна;
– дуб;
–
ель;
– берёза;
– липа;
– лиственница;
– ольха.
Какие древесные материалы вы знаете? Предполагаемый ответ :ДСП -древесностружечные плиты, ДВП - древесноволокнистые плиты ,шпон, фанера.
Что такое фанера и область ее применения? Преимущества и недостатки.Предполагаемый ответ: Фанера- древесный материал, полученный путем склеивания трех и более тонких листов шпона. Для получения фанеры используют древесину березы, ольхи, бука, сосны. Фанеру широко применяют при производстве мебели, а также в судостроении и авиастроении. Фанера прочнее древесины, почти не рассыхается и не растрескивается , хорошо гнется и обрабатывается .Недостатком фанеры является то, что она боится сырости. Под действием воды и влаги фанера расслаивается.
Давайте вспомним ,что такое разметка и разметочный материал?
Ответы на вопросы по форме «Да», «Нет» написать на доске, ответы вписывать по ходу опроса.
№
Вопрос
Ответ Да/Нет
1
Разметкой называют нанесение линий контура будущего изделия на бумаге.
2
Контурные линии показывают границы обработки заготовки
3
Рейсмус имеет выдвижные ножки без острия.
4
Шаблон - образец повторяющий форму детали.
5
С помощью малки можно проводить линии под любым углом.
6
Припуск- избыточный слой заготовки ,подлежащий удалению при последующей обработке режущим инструментом.
Молодцы, хорошо справились с заданием. Теперь перейдем к новой теме «Выпиливание лобзиком»
3. Изучение нового материала
Учитель: Что заставляет людей, большую часть времени отдающих основной работе, заниматься выпиливанием? Заниматься творчеством человека побуждает желание самовыразиться, желание запечатлеть в своих творениях отношение к окружающему миру. Несмотря на кажущуюся простоту выпиливания, сделать самую простую вещь непросто. Но в любом случае человек делает вещь, украшающую быт, а главное, делает это с удовольствием и желанием. Многие посетители антикварных магазинов, музеев с интересом и удовольствием рассматривают предметы убранства, старинную мебель. Людям нравятся изделия, удобные для повседневной жизни и радующие своим внешним видом. Все чаще в отделке современной мебели встречаются элементы ручной работы. Очень многие желают иметь мебель, предметы домашнего обихода, существующие в единственном экземпляре.
Презентация «Выпиливание лобзиком»
4.-Обобщение и закрепление материала.
Сегодня на уроке мы с вами познакомились с одним из видов декоративно -прикладного творчества- выпиливанием лобзиком.
Как вы уже поняли ,выпиливание лобзиком- од ин из распространенных видов художественно- прикладной обработки древесины. Он заключается в том., что изделиям из тонкой древесины или фанеры с помощью ручного лобзика придают необходимые криволинейные формы ( выпиливают).
Прежде чем приступить к выполнению практической части, хочу напомнить вам, о правилах безопасности на уроках. Только внимательное отношение и соблюдение безопасных условий труда дают положительные результаты (Показ слайдов).
Из просмотренного видеоматериала давайте вспомним следующее:
1.Из каких частей состоит лобзика 2.В чём сходство лобзика и ножовки? 3.Как проверить правильность установки пилки в рамку?
.
5. Рефлексия (самоконтроль) 40 - 45 мин.
Объяснение практической работы.
Ребята, сегодня на уроке мы с вами будим выполнять практическую работу «Изготовление декоративной лопаточки».
- Учитель показывает образец.
На столе у вас лежат технологические карты, по которым вы будете работать и шаблоны.
Технологическая карта.
№ п\ п
Последовательность операций
Инструменты и приспособления
1
2
3
4
5..
Перенесите на заготовку из фанеры контур заготовки «Лопаточка»
Рассмотрите разметку ,определите места поворота пилки
Подготовьте выпиловочный столик и закрепите пилку в рамке лобзика
Выпилите контур изделия.
Зачистите изделие надфилями и шлифовальной шкуркой.
Шаблон ,простой карандаш
Заготовка фанеры с нанесенным на нее контуром
Лобзик ,пилки ,плоскогубцы ,выпиловочный столик
Лобзик ,пилки ,плоскогубцы ,выпиловочный столик
Надфили, напильники, шлифовальная шкурка.
Изучив технологическую карту и выполнив нанесение контура будущего изделия на заготовку вам необходимо приступить к выполнению практической части задания.
Практическая работа.
Целевые обходы учителем рабочих мест с целью проверки: -Организации рабочих мест учащихся.
-Соответствия рабочей позы учащихся требованиям охраны труда.
-Соблюдение темпа работы.
6. Подведение итогов урока.
- Какая тема урока у нас сегодня была?
- Какую цель мы ставили на урок? Достигли мы с вами этой цели?
- Давайте вместе подведем итог урока.
- Какие ошибки были допущены?
- Выбираем лучшие и худшие работы, обсуждаем и выставляем оценки.
7.- Домашнее задание: &17 Выжигание по дереву. Повторить породы древесины. Принести приборы для выжигания.
8. -Уборка учащимися рабочих мест.
Приложение 2.
БЕЗОПАСНЫЕ УСЛОВИЯ ТРУДА
До начала работы
1.Надеть спецодежду, проверить, чтобы у нее не было свисающих концов.
Рукава надо застегнуть или закатать выше локтя.
2. Проверить столярный верстак, который должен быть прочным и устойчивым. Тиски должны быть исправны, прочно закреплены на верстаке, ходовой винт должен вращаться в гайке легко.
3. Подготовить рабочее место, освободить нужную для работы площадь,
удалив все посторонние предметы. Обеспечить достаточную освещенность.
Заготовить и разложить в соответствующем порядке требуемые для работы инструменты, приспособления и материалы.
4.Проверить исправность инструмента, правильность заправки.
Во время работы
1.Прочно зажать в тисках выпиловочный столик. Во время установки или снятия соблюдать осторожность, так как при падении деталь может нанести травму.
2. Опилки с верстака или обрабатываемой поверхности детали удалять только щеткой.
3. Соблюдать принятый темп работы и ритм в работе, чередовать работу с отдыхом, так как переутомление приводит к ошибкам.
4. Постоянно поддерживать чистоту и порядок на рабочем месте.
По окончании работы
1. Очистить инструмент от стружки.
2. Очистить от стружки тиски и столешницу верстака.
3. Убрать с верстака неиспользованные материалы и заготовки, а также обработанные изделия.
4.Сдать рабочее место дежурному по учебной мастерской.
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОЙ РАБОТЫ ПРИ ВЫПИЛИВАНИИ ЛОБЗИКОМ.
Надежно прикреплять выпиловочный столик к крышке верстака.
Правильно и надежно закреплять пилку в лобзике.
Во время работы не наклоняться низко над изделием.
Во время выпиливания нельзя держать левую руку близко к полотну пилки.
При выпиливании не делать рывков лобзиком и не допускать изгибов пилки.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО МЕСТА.
Рабочим местом называется определенный участок производственной площади, участка мастерской закрепленным за каждым учащимся, предназначенный для выполнения определенной работы и оснащенный в соответствии с характером этой работы оборудованием, приспособлениями, инструментами и материалами.
Организация рабочего места является важнейшим звеном организации труда. Правильный выбор и размещение оборудования, инструмента и материалов на рабочем месте создают наиболее благоприятные условия.
САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ТРУДА.
Одним из важных вопросов организации труда является обеспечение санитарно-гигиенических условий труда :воздушная среда ,освещение, личная гигиена. Воздушная среда: воздух, его температура и влажность имеют важное значение для создания здоровых условий труда. Для помещений с незначительным избытком теплоты рекомендуются следующие температуры воздуха :при выполнении легких работ- + 18 + 20 С, средне тяжести- + 16 + 18С, тяжелых- + 14 + 16 С.
Освещение -рабочее место должно иметь достаточную освещенность, быть постоянным в течение рабочего времени равномерно распределенным по яркости, не оказывать слепящего действия.
Личная гигиена - меры сохранения здоровья человека, предупреждение и устранение условий, вредно влияют на здоровье.
Критерии оценок выполненных упражнений.
Тема: «Выпиливание лобзиком».
№ п/п
Правильность приёмов и способов работы
Организация труда и рабочего места, безопасные условия труда
«5»
Безошибочное, уверенное и вполне самостоятельное выполнение всех приемов: нанесения контура, выпиливании и обработка
Правильная и качественная организация труда и рабочего места .Соблюдение правил БУТ.
«4»
Правильное, самостоятельное выполнение основных
приемов выпиливания и обработки краев и незначительные ошибки в нанесении контура заготовки.
Соблюдение правил организации труда и рабочего места. Соблюдение правил БУТ при наличии единичных нарушений: нерациональное расположение инструмента.
«3»
Выполнение приемов нанесения контура заготовки и выпиливания с единичными нарушениями разметка произведена без припуска на обработку
Недочеты в организации рабочего места: нарушения в организации и безопасности труда, исправляемые после указания учителя, небрежная уборка рабочего места.
«2»
Грубые ошибки в приемах выпиливания и обработки или неумение выполнять упражнения.
Существенные недочеты в организации труда и рабочего места, беспорядок на рабочем месте, нарушение правил БУТ.
Текущий инструктаж.
Учитель знакомит детей с правилами безопасности труда.
Работать лобзиком с надежно закрепленными и исправными ручками.
Надежно крепить выпиловочный столик к верстаку.
Надежно закреплять пилку в рамке лобзика.
Не делать резких движений лобзиком при выпиливании, не наклоняться низко над заготовкой.
Не сдувай опилки, по окончании работы применяй щетку-сметку.