СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект учебного занятия для 5-го класса по предмету "Искусство (отечественная и мировая художественная культура)", тема: "Традиции и события в кругу семьи"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План-конспект учебного занятия для 5-го класса по предмету "Искусство (отечественная и мировая художественная культура)", тема: "Традиции и события в кругу семьи"»

Урок в 5 классе


Тема: Традиции и события в кругу семьи

Цели урока: актуализация знаний о живописи, графике, архитектуре, музыке, литературе как видах искусства, некоторых их жанрах, формирование культуры восприятия живописных, графических, архитектурных, музыкальных, литературных произведений искусства, посвященных семейным традициям и событиям, формирование умений высказывать собственные суждения об этих произведениях, развитие ассоциативно-образного мышления, воспитание чувства уважения к своим родителям, близким, к семейным традициям и ценностям.

Тип урока: вводный

Оборудование: учебное пособие, фотографии, репродукции произведений искусства, диски с музыкальными произведениями, компьютер, телевизор.

Эпиграф к уроку:

«Настоящую семью связывают не узы крови, но узы уважения и радости…»

Ричард Бах

Ход урока:
І. Организационный момент.

ІІ. 1. Сообщение темы. Целеполагание совместно с учащимися.

Жизнь каждой семьи полна разных событий. Одни из них важны только для ее членов. О других знают друзья, родственники. И в зависимости от обстоятельств поздравляют, утешают, приходят на помощь.

Сегодня мы познакомимся с некоторыми традициями и событиями в кругу семьи, отображенными в произведениях искусства. Первые шаги малыша, традиции семьи известного немецкого композитора И.С. Баха, страшная трагедия в семье минского дворянина Эдварда Войниловича…

Учащиеся формулируют цели

2. Мотивация учебной деятельности.

Эпиграфом нашего урока станут слова Ричарда Баха «Настоящую семью связывают не узы крови, но узы уважения и радости…» А один из героев мультипликационного фильма «Домовенок Кузя» сказал, что «Счастье – это когда все дома…». И с этим трудно не согласится. Потому что семья – одна из главных ценностей в жизни человека. Мастера искусства помогают нам это понять, почувствовать, дают возможность полюбоваться счастливыми семьями и посочувствовать тем, у кого что-то не ладится.

ІІІ. Актуализация опорных знаний.

Давайте вспомним, что такое живопись, графика, архитектура, музыка, литература…

ЖИВОПИСЬ – вид изобразительного искусства, произведения которого создаются на плоскости посредством цветных материалов.

ГРАФИКА – искусство изображения предметов контурными линиями и ш9трихами.

АРХИТЕКТУРА – искусство строить, проектировать здания и сооружения.

МУЗЫКА – вид искусства, отражающий действительность в звуковых художественных образах.

ЛИТЕРАТУРА – вид искусства, искусство слова, совокупность художественных произведений (поэзия, проза, драма).

Давайте вспомним жанры этих видов искусства (портрет, культовая архитектура, соната, сказка)?

ПОРТРЕТ – жанр живописи, целью которого является отображение реального человека (существовавшего в прошлом или существующего в настоящем).

РИСУНОК – изображение на плоскости, созданное средствами графики.

КУЛЬТОВАЯ АРХИТЕКТУРА – храмовая и религиозная, занимается проектированием и строительством мест богослужений.

СОНАТА – жанр музыки, музыкальное произведение, состоящее из трех и четырех частей различного темпа и характера.

СКАЗКА – жанр фольклора, прозаическое или народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях с участием волшебных, фантастических сил.

IV. Этап усвоения новых знаний.

Одним из важнейших событий в жизни семьи становится рождение ребенка. Родные, друзья поздравляют родителей. А вот первый шаг малыша – праздник только для родителей.

Рисунок французского художника Жана Франсуа Милле «Первые шаги» – одна из самых светлых работ мастера. Посмотрите, как выразительны жесты всех, кого мы видим в этой простой и трогательной сцене.

Голландский художник Винсент Ван Гог создал живописное полотно по рисунку Милле. Сюжет не просто наполнился цветом, а зазвучал иначе: свежее, звонче, веселее. Как видите, значение имеет не только вид искусства: один художник создал графическое произведение, а другой – живописное. Важна творческая индивидуальность автора – его восприятие мира и людей, его стремление передать зрителю свое душевное состояние.

Древнеримский рельеф со сценами жизни мальчика, которого звали Корнелий Статий, позволяет нам проследить несколько этапов его жизни. В первой сцене мать кормит младенца, а отец задумчиво наблюдает за этим. В следующем эпизоде малыш сидит на руках у отца и тянется ручкой к его бороде. В центральной части рельефа мы видим, как мальчик запряг козлика в игрушечную колесницу и управляет этим сложным видом «транспорта». В последней сцене подросший Корнелий отвечает отцу выученный урок. Такие моменты надолго остаются в памяти любящих членов семьи.


Физкультминутка. Гимнастика для глаз.

Внимание живописцев привлекали самые разные события семейной жизни. На картине французского художника Огюста Ренуара «Девушка за фортепиано» две девушки разучивают новую пьесу для фортепиано.

На одноименной картине советского художника Федора Павловича Решетникова мальчик-суворовец докладывает дедушке: «Прибыл на каникулы!».

Бывают в жизни людей и тяжелые дни… Так, в семье минского дворянина Эдварда Войниловича случилась страшная трагедия: безвременно ушли из жизни сын и дочка. Безутешные родители решили в память о них построить храм. Сейчас храм в честь Святых Симеона и Елены – так звали детей Э. Войниловича – находится в самом центре города Минска. За яркий цвет его часто называют Красным костелом.

Семья известного немецкого композитора Иоганна Себастьяна Баха также имела свои традиции.


Портрет неизвестного художника. Бах в молодости





Э.Г. Хауссман. И.С. Бах

Вся семья любила семейное музицирование. Отец исполнял партию клавесина или альта, сыновья играли на разных инструментах. Душой оркестра была жена Баха – Анна Магдалена. Она была хорошей матерью. Так же Анна Магдалена помогала мужу – переписывала ноты, исполняла вокальные партии.

Эдвард Розенталь. "Иоганн Себастьян Бах с семьей"

Задание: Как вы думаете, какая музыка звучит на этой картине?

Прослушайте музыкальные произведения И.С. Баха "Шутка"
в двух вариантах, Соната № 1 си минор. 

(прослушивают)

Задание: Сравните инструменты, которые изображены на картине, со звучащими инструментами в прослушанных только что музыкальных произведениях.

Во многих произведениях искусства показано, как преданно относятся друг к другу братья и сестры. Как важны в трудную минуту любовь и поддержка родных людей! Тема самопожертвования человека во имя своих родных получила воплощение в одном из лучших произведений датского писателя Ханса Кристиана Андерсена «Дикие лебеди». Любовь и мужество Элизы – главной героини сказки – спасли жизнь одиннадцати ее братьев. Этот сюжет вдохновил многих деятелей искусства на создание новых оригинальных произведений.

V. Этап закрепления нового материала.

Задание: Соотнесите рассмотренные и прослушанные вами произведения искусства с видами и жанрами искусства (работа в парах):

Жан Франсуа Милле, «Первые шаги» - …

Винсент Ван Гог, «Первые шаги» - …

Древнеримский рельеф, сцены жизни мальчика Корнелия Статия - …

Огюст Ренуар, «Девушка за фортепиано» - …

Ф.П. Решетников, «Прибыл на каникулы!» - …

Красный костел в Минске - …

Неизвестный художник, «Бах в молодости» - …

Э.Г. Хауссман, «И.С. Бах» - …

Эдвард Розенталь, "Иоганн Себастьян Бах с семьей" - …

Произведения И.С. Баха "Шутка" в двух вариантах, Соната № 1 си минор - …

VI. Подведение итогов урока.

В каждой семье происходят и радостные, и грустные события. Каждое из них может стать темой художественного произведения.

VII. Рефлексия.

Сегодня я узнал(а), что…

Я понял(а), что…

Я научился(лась)…

Что для вас на уроке было самым трудным?

Что для вас было самым неожиданным, интересным?