СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект учебного занятия на тему: "Вредоносные программы. Антивирусные программы. Безопасность в Интернете (сетевые угрозы, мошенничество)"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ознакомить студентов с основными типами вредоносных программ, принципами работы антивирусного ПО и мерами безопасности в Интернете, а также с основными видами сетевых угроз и мошенничества.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект учебного занятия на тему: "Вредоносные программы. Антивирусные программы. Безопасность в Интернете (сетевые угрозы, мошенничество)"»

Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым «Прудовский аграрный техникум им. Л.П. Симиренко»


УТВЕРЖДАЮ:

Заместитель директора по УПР

_________ Н.В. Ларионова

«___»__________2024 г.

Разработка план-конспект учебного занятия



Учебный предмет ОУП 08. ИНФОРМАТИКА


Тема занятия №32: Вредоносные программы. Антивирусные программы. Безопасность в Интернете (сетевые угрозы, мошенничество).



Разработала:

Преподаватель информатики - Шаповал Е.А.




с. Пруды, 2025


План-конспект учебного занятия

Место провидения: Учебный кабинет.

Группа, профессия: первый курс, 14 гр., «Мастер растениеводства»

Учебный предмет: Информатика.

Тема занятия №32: Вредоносные программы. Антивирусные программы. Безопасность в Интернете (сетевые угрозы, мошенничество).

Преподаватель: Шаповал Е.А.

Тип занятия: комбинированное, формирование новых знаний.

Цели занятия:

  • Методическая: показать эффективность применения компьютерной технологии при изучении темы.

  • Учебная: дать знания о видах компьютерных вирусов, путях их распространения, об антивирусных программах и способах их использования.

  • Развивающая: развивать умение составлять конспект, компьютерную грамотность, познавательную активность обучающихся, коммуникативных навыков.

  • Воспитательная: воспитывать чувство ответственности, самостоятельность при принятии решений, толерантность, эрудицию, согласование.

Технологии:

Компьютерные технологии.

Оснащение и методическое обеспечение учебного занятия:

  • ноутбуки;

  • программное обеспечение: антивирусная программа Eset NOD 32;

  • опорный конспект, карточки с анкетой;

  • учебники, справочники, словари, интернет, телефоны, планшеты;

  • доска, мел.

Методы работы:

    1. Словесный (беседа, изложение материала).

    2. Наглядный (демонстрация учебного материала, опорный конспект).

    3. Самостоятельная работа (работа по созданию презентаций, рисунков, диаграмм).

Интеграция предметов: математика, информатика

Основная литература:

  • Информатика. М.С. Цветкова, И.Ю. Хлобыстова. – 3-е изд. – М.: «Академия», 2025.-416с

Дополнительные источники:

  • Подгорная, И. В. Информатика: практикум: учебное пособие / И. В. Подгорная, А. С. Ибрагим, Р. Г. Тлупова. — Нальчик: КБГУ, 2023. — 72 с.  https://e.lanbook.com/book/378980

  • Лопатин, В. М. Информатика: учебник для СПО / В. М. Лопатин, С. С. Кумков. — 3-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Лань, 2025. — 212 с. https://e.lanbook.com/book/440138

Ход урока.

1. Организационный момент (2 мин).

2. Актуализация полученных знаний (3 мин).

3.Работа в группах. Защита презентаций (25 мин).

4.Анкетирование (2 мин).

5.Обсуждение. Закрепление изученного материала (10 мин).

7. Подведение итогов, выставление оценок (2 мин).

8. Домашнее задание (1 мин).

1. Организационный момент.

Добрый день, коллеги! Здравствуйте, обучающиеся! Мы как всегда рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе. Перед вами на экране цветные математические фигуры: красная, синяя, зеленая. Посмотрите на них внимательно и выберите ту, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас. Красный цвет – вы полны энергии, готовы активно работать. Зеленый цвет – вы спокойны, вам всё равно, что будет происходить на занятии. Синий цвет – вы хотите узнать что-то новое. Спасибо! Надеюсь, что сегодня все будут хорошо работать и к концу занятия у всех будет хорошее настроение! Давайте все подарим друг другу улыбку.

21 век - век информационных технологий. Наряду с вирусами с/х культур, стали появляться компьютерные. Название «вирус» по отношению к компьютерным программам при­шло из биологии, именно по признаку способности к само­размножению (лат "вирус" - яд). Итак, что же такое ВИРУС? Они исключительно малы. Чтобы бороться с врагом, надо знать его в лицо. Поскольку разнообразие компьютерных вирусов слишком велико, то они, как и их биологические прообразы, нуждаются в классификации, чтобы наиболее четко выявить родство и различие между ними. Один из авторитетнейших «вирусологов» страны Евгений Касперский условно классифицировал вирусы по признакам, с которыми мы сегодня познакомимся.

2.Актуализация полученных знаний.

Сегодня на занятии мы проведем конференцию, а пока давайте вспомним, что мы уже узнали о компьютерных вирусах и антивирусах при подготовке к конференции. Давайте ответим на вопросы теста.

Выполнение теста.

1. Как называется сеть из компьютеров, заражённых вирусом, которая может атаковать сайты в Интернете?

Ответ: 

2. Что может быть признаком заражения компьютера вредоносной программой?

замедление работы компьютера

появление новых файлов

рекламные окна

спам

сбои при запуске программ


3. Что могут заразить компьютерные вирусы?

программы

текстовые файлы

веб-страницы

рисунки

видео

4. В каком случае компьютер будет заражен вирусом?

зараженная программа скопирована на диск

зараженная программа запущена

выполнена загрузка с зараженной «флэшки»

в браузере открыта заражённая веб-страница

«флэшка» с зараженным файлом вставлена в порт компьютера


5. Как называются вредоносные программы, которые проникают на компьютер вместе с другими программами?

«троянцы»

компьютерные черви

макровирусы

рекламные программы

загрузочные вирусы

6. Как называется характерная цепочка байт, по которой антивирус ищет конкретный вирус в файле?

Ответ: 


7. Отметьте все правильные утверждения про антивирус-сканер.

запускается вручную пользователем

постоянно находится в памяти

может обнаружить вирусы, которых нет в базе

удаляет известные ему вирусы

может предотвратить заражение компьютера

8. Отметьте все правильные утверждения про антивирус-монитор.

запускается вручную пользователем

постоянно находится в памяти

может обнаружить вирусы, которых нет в базе

замедляет работу компьютера

может предотвратить заражение компьютера


9. Как называется выманивания паролей для доступа на сайты с помощью специально сделанных веб-страниц, которые внешне выглядят так же, как официальные сайты?

Ответ: 

10. Как называется рассылка нежелательных рекламных сообщений по электронной почте?

Ответ: 


11. Пересылка, каких файлов по электронной почте блокируется почтовым сервером?

программы

рисунки

видеофильмы

документы с картинками

звуковые файлы

Критерии оценки теста:

  • 9-11 правильных ответов –«5»

  • 7-8 правильных ответов – «4»

  • 5-6 правильных ответов – «3»

  • меньше 5 – «2»

3. Работа в группах. Защита презентаций.

Обучающиеся создают небольшие презентации (4 -5 слайдов), работая в 5 группах. Защищают свои презентации.

1 группа выполняет презентацию на тему: «Виды антивирусных программ».

2 группа выполняет презентацию на тему: «Источники компьютерных вирусов».

3 группа выполняет презентацию на тему: «Основные типы вирусов».

4 группа выполняет презентацию на тему: «Безопасность в Интернете (сетевые угрозы, мошенничество)».

5 группа выполняет презентацию на тему: Методы борьбы с компьютерными вирусами.

По ходу выполнения работы, а также в ходе дальнейшего обсуждения заполняют лист с опорным конспектом. (См. Приложение 2). Во время работы звучит негромкая музыка – достаточное время для создания презентаций.

4. Анкетирование. (Приложение 3)

В ходе выполнения работы все обучающиеся и гости на занятии заполняют анкету. Анкетирование закрытое. Интересует ответ на вопрос: Какой антивирусной программой вы пользуетесь?

Обработкой результатов анкетирования займется один из обучающихся по желанию.

5.Закрепление изученного материала.

Преподаватель задает вопросы из составленного опорного конспекта обучающимися. (Приложение 2)

6. Подведение итогов, выставление оценок.

7. Домашнее задание:

  1. Выучить опорный конспект.

  2. Провести исследовательскую работу (по желанию):

  • Рейтинг используемых антивирусных программ.

  • Способы обновления антивирусных программ.

  1. Подготовить реферат на одну из тем (по желанию):

1. Антивирусные программы.

2. Виды компьютерных вирусов.

4. Создать буклет-памятку «Правила защиты информации» (по желанию).

Приложение 1


Памятка

«Основные меры по защите компьютера от заражения вирусами»


  • Необходимо оснастить компьютер современными антивирусными программами и постоянно обновлять их версии.

  • При работе в глобальной сети обязательно должна быть установлена программа – фильтр (сторож, монитор).

  • Перед считыванием с флэш-карт информации, следует всегда проверять эти диски на наличие вирусов.

  • При переносе на свой компьютер файлов в архивированном виде необходимо их проверять сразу же после разархивации.

  • Целесообразно делать архивные копии ценной информации на других носителях информации.

  • Не следует оставлять флэшку при включении или перезагрузке ПК, так как это может привести к заражению загрузочными вирусами.

  • Следует иметь ввиду, что невозможно заразиться вирусом, просто подключившись к Internet. Чтобы вирус активизировался, программа, полученная с сервера из сети, должна быть запущена на клиенте.

  • Получив электронное письмо, к которому приложен исполняемый файл, не следует запускать этот файл без предварительной проверки. По электронной почте часто распространяются “троянские кони”.

Приложение 2

Тема: «Вредоносные и антивирусные программы.

Компьютерные вирусы и защита от них»

Опорный конспект


Компьютерный вирус – это _____________________________, небольшая по размерам, которая может записывать свои копии в компьютерные программы.


Укажите источники компьютерных вирусов (заполните пропуски)

Источник вирусов

1.

2. Жесткий диск

3.

4. Диски, флэшка



Заполните таблицу:

Первый вирус появился


Первая антивирусная программа


Вирус


Троян


Черви




Заполните пропуски в таблице по основным типам вирусов:


Тип

Объект заражения

По «среде обитания»











Тип

Наносимый вред

По «степени воздействия»











Компоненты антивирусной программы

Виды антивирусных программ


















Приложение 3

Анкета


Антивирус Касперского



Антивирус Касперского


Dr.Web



Dr.Web


Eset NOD 32



Eset NOD 32


AVG



AVG


Symantec antivirus



Symantec antivirus


AVAST



AVAST


Microsoft Security Essentials



Microsoft Security Essentials


Не помню название


Не помню название