План-конспект учебного занятия преподавателя ГБПОУ АО «Архангельский государственный многопрофильный колледж»
Авериной Светланы Николаевны
по дисциплине ОУД02 «Литература».
Тема учебного занятия: «А.И. Куприн. Художественный мир писателя»
Вид учебного занятия: комбинированный урок.
Задачи учебного занятия:
Образовательные:
- расширить и углубить представления студентов о А.И. Куприне – мастере художественного слова;
- учить самостоятельно анализировать и интерпретировать художественное произведение, выявлять авторскую позицию, аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному произведению;
Развивающие:
- развивать интерес к творчеству А. И. Куприна;
- развивать память, внимание, творческое воображение, наблюдательность;
- способствовать развитию самостоятельности студентов;
Воспитательные:
-вызвать чувство восхищения чистой, возвышенной любовью, помочь соизмерить прочитанное с миром собственной души, задуматься о себе.
Оборудование:
1. И.А. Куприн. Повесть «Олеся», рассказ «Гранатовый браслет».
2. Раздаточный материал с заданием для практической работы.
3. Тетради по литературе, ручки.
Информационные источники:
1. Волкова, Е.У. «Да святится имя твоё…»: Тема любви в творчестве Куприна / Е.У.Волкова // Литература в школе. – 2000. - № 1. – С.71-76.
2. Демкин, С. Последняя любовь писателя Куприна М.: Советский писатель, 1985. – 34 с.
3. Киселев, Б. Рассказы о Куприне / Б. Киселев. – М.: Советский писатель, 1964. – 203 с.
4. Литература: учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования: в 2 ч. Ч. 2./ Под. ред. Г.А. Обернихиной. – М.: Академия, 2012. – 400 с.
5. Сайкин, О. Куприн – поэт / О. Сайкин // Москва. – 1970. - № 9. – С. 136-139.
6. Частотный словарь рассказов А.И. Куприна / Авторы – сост. А.О. Гребенников, Н.А. Данилова; Под ред. Г.Я. Мартыненко. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. – 552 с.
Оформление пространства учебного занятия: традиционное.
Ход занятия:
Этапы, методы занятия | Содержание занятия | Время |
1.Орг. момент | Здравствуйте, уважаемые студенты, садитесь. Мы начинаем наше учебное занятия. Для работы нам сегодня потребуются тетради, ручки и книги, которые лежат у вас на партах. | 1 |
2. Актуализация изученного материала | Когда мы изучали творчество Ивана Бунина, то рассуждали о вечной любви. Вспомним рассказ «Тёмные аллеи». О чём он? | 2 |
3. Сообщение темы и задач учебного занятия | На сегодняшнем занятии мы тоже затронем тему любви, окунувшись в прекрасный мир писателя Куприна. Наша задача – проанализировать два произведения автора «Олеся» и «Гранатовый браслет», которые вы прочитали дома. Повесть «Олеся» мы будем обсуждать совместно на первом уроке, а рассказ «Гранатовый браслет» вы постараетесь проанализировать самостоятельно, сделав практическую работу. Это будет уже на втором уроке. | 1 |
4. Работа по теме учебного занятия. Слово учителя. Выразительное чтение учителя. Сообщение студента. Анализ художественного текста | Итак, откройте тетради и запишите тему занятия: «А.И. Куприн. Художественный мир писателя». О любви самого писателя (см.Приложение 1). История создания повести «Олеся». Тема произведения? Назовите имена влюблённых героев? (Олеся и Иван Тимофеевич) Как вы думаете, что означает имя Олеся? (лесная, таинственная) Что таинственного было в этой девушке? (умела гадать, колдовать) Давайте с помощью текста вспомним, что могла делать эта лесная колдунья? (чтение главы 5). Вы сказали, что девушка могла гадать. Что она нагадала Ивану Тимофеевичу? (чтение гл.4) (любовь трефовой дамы) Сбылось то, о чём гадала девушка? Кто была эта трефовая дама? Давайте прочитаем главу 11 и посмотрим, как автор описывает очаровательную сказку этой любви. Выпишем в тетрадь обращения, которые используют влюблённые, как они называют друг друга? (милый, родненький, дорогая, милая,голубчик, солнышко моё, Ванечка, девочка моя славная) Можно сказать, что Олеся готова на всё ради Ивана Тимофеевича? (Да, она даже идёт в церковь). Чем закончился этот поход? (гл.12). (избили местные жители) Почему Олеся с бабушкой ушли из своей избушки? Какая память осталась Ивану Тимофеевичу об этой сказочной любви? (красные бусы) | 37 |
5. Закрепление полученных знаний. Письменный опрос. | Тема произведения «Олеся»? Идея произведения? Какую роль играет пейзаж в повести «Олеся»? Понравилось вам это произведение? Хотели бы вы испытать такое же взаимное, крепкое, прекрасное чувство? | 4 |
6.Самостоятельная работа. Выполнение практической работы. | Практическое занятие № 29. (см. Приложение 2) | 40 |
7. Подведение итогов. | Вы хотели бы что-то ещё почитать из произведений Куприна? Заинтересовал он вас? Чем именно? | 3 |
8. Формулировка домашнего задания | Подготовиться к п/з № 30. Символизм как литературное течение. Определение символизма, представителей (групповое задание). Подготовить сообщения (индивидуальное задание): Западный символизм. Русский символизм. | 2 |
Приложение 1.
«Тысячу раз может любить человек, но только один раз он любит»...
Александр Иванович Куприн
Первый раз Саша влюбился в восемь лет - в Машеньку Мухину, партнершу по танцам в сиротском доме. Любовь его была столь очевидна, что мальчик был выпорот воспитателями.
Шло время. Александр продолжал влюбляться в каждую хорошенькую партнершу по вальсу. Случалось, вечером он мчался на бал в институт благородных девиц, где его ждала «избранница сердца», а через неделю на катке объяснялся в любви уже другой девИце.
В 1890 году Куприн завершил обучение и был выпущен в жизнь в звании подпоручика. Новоиспеченного офицера направили в 46-й Днепровский полк, квартировавший в захолустных городках Подольской губернии. Скуку гарнизонной жизни ему скрашивали «милые прелестницы». Однажды на полковом балу он, не раздумывая, прыгнул из окна второго этажа, потому что одна из местных красавиц пообещала за это поцелуй. Затем на смену мимолетным увлечениям приходит серьезное чувство. Куприн влюбляется в семнадцатилетнюю сироту, которая живет у мужа своей сестры, капитана их же полка. Опекун узнал о романе и поставил условие: он разрешит Куприну жениться на девушке, если тот поступит в академию генерального штаба.
Во имя любви Александр Иванович готов на все. Он забросил свои литературные опыты и сел за учебники и уставы. Вступительные экзамены сдал на «отлично». Но из-за женщины, хотя и другой, в академию не поступил. По пути в Петербург Куприн встретил в Киеве однокашников по кадетскому корпусу: на радостях они отправились в ресторан-поплавок. Там Александр Иванович не смог спокойно видеть, как подвыпивший полицейский назойливо и грубо пристает к одной из дам. Не тратя лишних слов, Куприн скинул нахала в реку. Этот благородный поступок дорого обошелся ему: в Петербург пришел приказ командующего Киевским военным округом, запрещающий подпоручику Куприну поступать в академию. Так была потеряна надежда жениться на той, кого он безумно любил. И Куприн вышел в отставку, поселился в Киеве. Он сотрудничал во многих тамошних газетах - писал рассказы, очерки, стихи и даже фельетоны. Ездил по всей Украине, бывал в Москве, наведывался в Петербург, заводил знакомства в литературных кругах.
Когда в ноябре 1901 года Александр Иванович приехал в столицу, писатель Иван Бунин решил представить своего провинциального друга издательнице журнала «Мир Божий» Александре Аркадьевне Давыдовой, вдове директора Петербургской консерватории. Однако, когда они пришли к ней на квартиру, оказалось, что хозяйка нездорова. Поэтому выйти к литераторам она поручила своей двадцатилетней дочери Мусе, слушательнице весьма популярных тогда Бестужевских курсов. Муся была очень хорошенькой: черноглазая, с пышной высокой прической...
Удивительное ли совпадение или божье предначертание, но и Муся, она же Мария Карловна, тоже была сиротой, которую младенцем подкинули к дверям приемных родителей. Выросла она среди знаменитостей, была общительна и остроумна. Увидев ее, Куприн вдруг так оробел, что попытался спрятаться за спину Бунина.
- Разрешите рекомендовать вам жениха - талантливый беллетрист, недурен собой! Александр Иванович, повернитесь к свету, - балагурил Бунин, давая ему время оправиться от смущения. - Ну, как вам он?
- Ничего...
- Пойдете за него замуж?
- Как маменька прикажут, - засмеялась Муся.
Гости быстро откланялись, получив приглашение прийти на следующий день.
На этот раз их приняла сама хозяйка. Пригласила отобедать. Накрахмаленные салфетки, хрусталь, дорогие вина свидетельствовали, что гостям на самом деле очень рады. Двум горничным помогала девушка Лиза с лебединой шеей. Оказалось, она тоже осиротевшая родственница писателя Мамина-Сибиряка, отданная в богатый дом на воспитание. Куприн, в парадном синем костюме и желтом галстуке с цветочками, не сводил глаз с Муси, в которую сразу же по уши влюбился, и не обратил на Лизу никакого внимания. Между тем обе они сыграют решающую роль в его жизни.
Через три месяца Муся стала женой Куприна, уверенная, что он станет великим писателем. Александр Иванович испытывал к ней не просто любовь, а безумную страсть, которую Муся умело использовала. Когда у него застопорилась работа над повестью «Поединок», Муся указала на дверь: «Пока «Поединок» не будет закончен, я тебе не жена».
Куприн покорно подчинился. Снял комнату и, написав очередную главу, спешил к своей семейной квартире, поднимался по лестнице, просовывал рукопись в приоткрытую на цепочку дверь. Потом садился на ступеньки и терпеливо ждал, когда Муся прочитает и впустит его.
В мае 1905 года «Поединок» наконец-то был издан. К Куприну пришла не только всероссийская, но и мировая слава. То, чего очень хотела Муся, свершилось.
Но, несмотря на всепоглощающую любовь к жене, Александр Иванович был далеко не идеальным мужем. То он пьянствовал . Про него даже сочинили такой стишок: «Если истина в вине, сколько истин в Куприне».
Не удивительно, что Марии Карловне это отнюдь не нравилось. Более того, она все больше охладевала к мужу. Зато Лиза, которую Куприн изредка встречал в доме Мамина-Сибиряка, безмолвно любила его. Так получилось, что он два года не видел девушку, между тем в ее жизни произошло много событий. Она попала в железнодорожную катастрофу и лишь чудом осталась жива. Когда началась Русско-японская война, отправилась медсестрой на фронт, работала в полевом госпитале, была награждена медалями.
Когда Куприну рассказали об этом, он проникся теплым чувством к родственной душе, не переносившей, как и он, несправедливости. «Достанется же кому-то такое счастье», - как-то со вздохом сказал Александр Иванович Мамину-Сибиряку, глядя на неузнаваемо похорошевшую Лизу. А тут у Куприных заболела дифтеритом маленькая дочка, которую мать передоверила няньке. Лиза бросилась спасать ее и круглые сутки просиживала у кроватки. Девочка поправилась, а Мария Карловна, обрадованная тем, что малышка привязалась к Лизе, предложила подружке на лето поехать с ними в имение друга Александра Ивановича, пригласившего писателя вместе с семьей.
Там, каждый день общаясь с Лизой, Куприн влюбился в нее. Однажды лунным вечером в парке возле пруда он не смог больше сдерживаться, привлек ее к себе и прошептал: «Я больше всего на свете, больше семьи, себя, всех моих писаний люблю вас».
«Что вы, что вы!» - Не дослушав, Лиза вырвалась и убежала. А утром, никому ничего не сказав, уехала в Петербург. Разрушить семью, лишить дочь отца было для нее немыслимо. Втайне от близких она устроилась в инфекционное отделение больницы на окраине города. Там ее разыскал друг Александра Ивановича - Батюшков. «Спасите Куприна от пьянства, от сброда и скандалов! Он губит себя, а издатели грабят его», - умолял Батюшков.
И Лиза стала спасать любимого человека. Спасала тридцать один год! После развода Куприн купил в кредит пятикомнатный дом в пригородной Гатчине и зажил в нем с любимой Лизанькой. Когда ему исполнилось шестьдесят, через двадцать два года после женитьбы, Александр Иванович написал Лизаньке такие слова: «Нет никого лучше тебя, ни зверя, ни птицы, никакого человека!»
После рождения дочери, названной Ксенией, Куприн начал всерьез бороться с тягой к «зеленому змию». Говорил, что лучше будет переплавлять все многообразие жизни в реалистическую литературу. Писал рассказы, повести, романы, пьесы, которые печатались не только в России, но и за границей.
Жизнь в эмиграции стала для писателя тяжелым испытанием. «Дела мои бамбук. Денег у меня ни гроша», - писал он одному из своих друзей. Все повседневные заботы и хлопоты взяла на себя Лизанька. Она выбивалась из сил, стараясь оградить любимого мужа от безысходной нищеты: вела переговоры с издателями, находила кредиторов, расплачивалась по долгам, делала заклады, пыталась открыть переплетную мастерскую... Все лежало на ней. И за эту преданность Куприн еще больше любил свою Лизаньку.
Александр Иванович умер 25 августа 1938 года на руках у верной жены, до последней минуты старавшейся ободряюще улыбаться дорогому мужу. Жить без него Лиза не смогла и зимой 1942 года, отказавшись покинуть блокадный Ленинград, покончила с собой.
Сергей ДЕМКИН.
Приложение 2
Практическая работа «Художественный мир
И. Куприна».
Цель – познакомиться с самыми значительными произведениями доэмиграционного периода (1905-1917 г.г) И. Куприна («Поединок» и «Гранатовый браслет»), самостоятельно проанализировать художественное произведение «Гранатовый браслет».
Оборудование:
-Литература: учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования: в 2 ч. Ч. 2./ Под. ред. Г.А. Обернихиной. – М.: Академия, 2012. – С.49-51.
-Текст повести И. Куприна «Гранатовый браслет»
Задания:
1) Познакомьтесь со статьей в учебнике Г.А. Обернихиной «Творчество А.И. Куприна в ХХ веке» (с. 49) и развёрнуто ответьте на следующие вопросы:
А) В каком году была написана повесть «Поединок»?
Б) Какая тема заявлена в этом произведении?
В) Почему автор выбрал именно такое название для своего произведения?
2) Проанализируйте повесть «Гранатовый браслет», ответив на следующие вопросы:
А) Что Вы узнали о княгине Вере Николаевне (ее заботах, привычках, привязанностях, близких людях) в главах 1 и 2.
Б) Какие подарки получила Вера Николаевна? Какие чувства и ассоциации вызвали у неё эти знаки внимания?
В) Какой подарок «выбивался» из «общего ряда»? Почему? Что его отличало?
Г) Как отреагировали на подарок Желткова княгиня Вера и её близкие? Почему?
Д) Кто из героев произведения ведёт споры о сильной, бескорыстной любви?
Е) Перечитайте последнее письмо Желткова, адресованное Вере Николаевне. Что Вы можете сказать о его любви к княгине? Выпишите эпитеты, которые характеризуют любовь Желткова?
Ж) Что поняла княгиня Вера, когда положила «большую красную розу» под шею мёртвого Желткова?
3) Напишите небольшой текст-рекламу, который можно поместить на обложку книги И. Куприна с произведениями «Олеся» и «Гранатовый браслет».
ПОМНИТЕ, что свои ответы необходимо сопровождать доказательствами из текста (цитатами)