Тема урока «Последствия извержения вулканов. Защита населения».
Тип урока – урок изучения нового материала.
Цели:
1. Образовательная - ознакомиться с последствиями извержения вулканов и основными мероприятиями по защите населения от последствий вулканической активности.
2. Развивающая – развивать качества личности безопасного типа поведения, способность к деятельности в условиях извержения вулкана.
3. Воспитательная – формировать чувство ответственности, организованность и инициативность в условиях ЧС.
Задачи:
1. Изучить продукты вулканического извержения.
2. Изучить правила защиты безопасного поведения.
Оборудование: тетрадь, книга, компьютер, дидактический материал.
Ход урока
Организация класса.
Здравствуйте. Проверка списочного состава класса, готовности учащихся к уроку.
Проверка домашнего задания.
Что такое вулкан? (коническая гора, из которой вырывается раскаленное вещество – магма)
Что представляет собой извержение вулкана? Как устроен вулкан?
Какие бывают вулканы? (действующие, дремлющие, потухшие)
Где встречаются вулканы? (находятся в зонах интенсивной тектонической деятельности в литосфере Земли)
Читаю эпиграф на доске
Поток страстей вулканом извергаясь,
Сжигает все, что встретит на пути.
Остывшим камнем к сердцу прислоняясь,
С которого ни выйти, ни войти.
Сообщение темы и цели урока.
- Учитель: О чем сегодня мы с вами будем говорить на уроке? (дети называют тему урока)
- Что должны вы сегодня узнать на уроке?
- Какая цель нашего урока?
Записываем число и тему урока.
Работа с учебником на стр.51
Работа над новым материалом.
Учитель: Наиболее опасными явлениями для человека и окружающей среды при извержении вулканов являются образующиеся при этом продукты извержений вулканов. Вулканы могут извергать: (лавовые потоки, вулканические грязевые потоки, твердые вулканические продукты, палящую вулканическую тучу, вулканические газы).
Они бывают: жидкие, твёрдые и газообразные.
Записываю на доске, а дети в тетрадь, по ходу урока заполним таблицу.
жидкие | твёрдые | газообразные |
Лава, Базальтовые лавы | Вулканические бомбы | Палящая туча |
Вулканические грязевые потоки | Вулканический пепел | Вулканические газы |
Задание
Учитель: Каждому ряду даю задание Вам нужно:
1 ряд - Выпишите основные виды жидкого вулканического продукта, дав им краткую характеристику (Лава – это изливающаяся при извержении вулкана магма, которая потеряла часть содержащихся в ней газов и водяных паров; базальтовые лавы сохраняют текучесть, остывая до температуры 700 0С. Скорость движения базальтовых лав составляет до 40-50 км/ч; вулканические грязевые потоки, огромные массы воды, грязи, камней и льда сметают всё на своём пути). Стр. 51-52
2 ряд - Выпишите основные виды твёрдого вулканического продукта, дав им краткую характеристику (вулканические бомбы – это обломки породы длиной более 7 см.; вулканические частицы размером менее 2 мм называются пеплом). Стр. 52-53
3 ряд - Выпишите основные виды газообразного вулканического продукта, дав им краткую характеристику (палящая туча, тяжёлая раскалённая туча толкала перед собой плотный сгусток горячего воздуха через несколько секунд после начала извержения вулкана; вулканические газы преобладает водяной пар (95-98%) второе место после водяного пара занимает (углекислый газ CO2), далее следуют газы, содержащие серу, хлористый водород (HCl). Стр. 54-55
- Прослушивание ответа 1 ряда (записали в таблицу);
- Прослушивание ответа 2 ряда (записали в таблицу);
- Прослушивание ответа 3 ряда (записали в таблицу).
Физминутка
Учитель: Садись ребята, продолжаем работать
Слайд № 11,12
Учитель: Мощное извержение вулкана Ключевская Сопка на Камчатке в сентябре 1994 г. подняло массы пепла на высоту 10-20 км, что затруднило полёты самолётов в тех районах.
Новый всплеск активности вулкана был зарегистрирован в 2003 г
Сейчас просмотрите видеоролик (https://youtu.be/SAlZqnfvplk)
Учитель: Какой вид вулканического продукта мы наблюдали?
Для обеспечения защиты населения от последствий извержения вулканов организуется постоянное наблюдение за предвестниками этого явления.
В районах активного вулканизма созданы специальные станции и пункты, в которых ведётся непрерывное наблюдение за дремлющими вулканами.
Предвестниками извержения являются вулканические землетрясения, которые связаны с пульсацией магмы, продвигающейся вверх по подводящему каналу. Специальные приборы регистрируют изменения наклона земной поверхности вблизи вулканов.
Учитель: Ребята посмотрите на доску, давайте запишем алгоритм действий при извержении вулкана.
Прослушать информацию
Отключить воду, газ, свет
Взять документы
Закрыть окна
Эвакуироваться
V. Закрепление урока
Рефлексия: игра «Да – нет»
Нужно будет быстро сказать ответ «да» или «нет». Что могут извергать вулканы:
Прошлогоднюю листву
Лавовые потоки
Вулканические грязевые потоки
Твердые вулканические продукты
Руины древних зданий
Палящую вулканическую тучу
Тополиный пух
Вулканические газы
VI. Итог урока:
- Какую опасность представляю вулканические грязевые потоки? (они сметают все на своем пути)
- Из каких элементов состоят вулканические газы? (95% водяного пара и углекислого газа, серы и других газов)
- Назовите продукты вулканического извержения? (лавовые потоки, вулканические грязевые потоки, твердые вулканические продукты, вулканические газы, палящая вулканическая туча).
VII. Домашнее задание: § 2.5 читать; изготовить памятку на тему «Защита населения». Сообщение «Кармадонское ущелье».
Выставление оценок