I. Организационный момент Слайд № 1 – 3 Сообщение темы и задач урока. Учитель: Здравствуйте. Сегодня урок посвящен обобщению имеющихся знаний по теме «Геометрическая оптика» и применение знаний к решению задач, отвечающих тематике ЕГЭ по физике. Я попрошу от вас внимания, внимания и еще раз внимания. Готовы? Прекрасно! Тогда давайте приступим к работе. II. Актуализация опорных знаний Слайд № 4 – 9 Учащиеся класса отвечают на вопросы к слайдам по цепочке: слайд № 4 – «Назовите известные вам формулы»; слайд № 5 – «К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго»; слайд № 6 – «Ответьте не выполняя построения»; слайд № 7 – «Решите задачу»; слайд № 8, 9 – «Решите задачу, не выполняя построения». III. Применение теоретических знаний к решению задач У вас на парте лежат тексты задач, которые нам предстоит сегодня решить. Задачи № 1, 2 и 5 мы решаем вместе. Задачи № 3 и 4 решаете по вариантам в бланках и осуществляете взаимопроверку. В задаче № 1 рассматривается линза, которая не является тонкой, как в таком случае мы должны решать задачу? (ответы учащихся) В помощь учащимся на интерактивной доске проецируется заготовка к задаче № 1. Решение задачи № 1. Дано: R = 0,4 м h = 0,5R n =1,41 | Р ешение: 1. 2. По закону преломления: и получаем 3. Искомое расстояние x = OO1 + O1O2. Окончательно получаем: . Ответ: 1 метр | x - ? | В помощь учащимся на интерактивной доске проецируется заготовка к задаче № 2. Решение задачи № 2 Дано: L = 16 см F1 = 8 см F2 = 5 см h = 8 см d1 = 40 см | Решение: 1. Пользуясь формулой тонкой линзы , получаем . 2. Для второй линзы и применяя формулу тонкой линзы , находим . 3. Подставляя известные значения, получаем: f2 = 30 см. 4. Для нахождения высоты изображения, воспользуемся формулой линейного увеличения: , окончательно: H = 10 см. Ответ: f2 = 30 см и H = 10 см | f2 - ? H - ? | Решение задачи № 3 Дано: d1 = 4,25 м H1 = 2 мм d2 = 0.75 м H2 = 12 мм | Решение: 1. Пользуясь формулами тонкой линзы и линейного увеличения , получаем выражение для высоты предмета h: . 2. Т.к. высота предмета остается неизменной, то и окончательно для оптической силы объектива получаем: D = 20 дптр Ответ: 20 дптр | D - ? | Сейчас вы приступаете к выполнению заданий № 4 и 5 в приготовленных бланках, на это вам отводится 10 минут. Не забудьте поставить отметку за проверенную работу. Ответы к заданию № 4 4.1 – 1) 4.2 – 1) Решение задач № 5 5.1 Дано: Г1 = 5 Г2 = 3 | Решение: 1. Пользуясь формулами тонкой линзы и линейного увеличения , получаем: (1) 2. По условию и учитывая (1), получаем: 3. Окончательно получаем: F = 15 см Ответ: 15 см. | F - ? | 5.2 Дано: F = 20 см Г1 = 5 Г2 = 3 | Решение: 1. Пользуясь формулами тонкой линзы и линейного увеличения , получаем: (1) 2. По условию и учитывая (1), получаем: 3. Окончательно получаем: =40 см. Ответ: 40 см. | | Мы разобрали задания, которые не только соответствуют содержанию ЕГЭ, но и имеют практическую направленность. Но мы не назвали практическое применение законов геометрической оптики. IV. Защита проектов учащимися: V. Рефлексия: Урок подходит к завершению. В той атмосфере и обстановке, в которой мы сегодня работали, каждый из вас чувствовал себя по-разному. И сейчас мне бы хотелось, чтобы вы оценили, насколько внутренне комфортно ощущал себя на этом уроке, каждый из вас, все вместе как класс, и понравилось ли вам то дело, которым мы с вами сегодня занимались. Для этого, пожалуйста, продолжите следующие фразы: Я сегодня на уроке открыл для себя … Я удовлетворён своей работой, потому что… Мне хотелось бы порекомендовать… VI. Подведение итогов и домашнее задание: Сегодня мы очень хорошо поработали. И закончить урок мне хотелось бы закончить словами Ч. Айтматова «Могучее оружие человека в любых ситуациях - его разум. В бесконечном познании мира, преобразовании и приспособлении бытия к бесконечным потребностям человека разум всесилен и неистощим. Думаю, что творческие ресурсы разума могут быть приравнены к лишь энергетическим ресурсам Солнца». Спасибо за урок. |