Конспект урока русского языка в 1классе
по программе «Школа России»
Подготовила учитель начальных классов МКОУ СОШ №1 Сулейманова Э.М.
Тема: «Правописание буквосочетаний жи - ши».
Цель: формирование умения правильно обозначать на письме сочетания с шипящими звуками жи, ши.
Задачи:
- оптимальное развитие орфографической зоркости у учащихся;
- развивать коммуникативные навыки, речь школьников посредством обогащения словарного запаса;
- воспитывать ответственность за культуру поведения при работе на уроке и интерес к урокам русского языка.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, учебник «Русский язык 1 класс» В. П. Канакина, веер с буквами, картинка «ежи», карточки с предложениями.
Планируемые результаты:
Личностные - проводит самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные - умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действий.
Познавательные:умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; анализ объектов с целью выделения признаков.
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Ход урока.
I Организационный момент
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда. .
Мы начнём урок, друзья.
II Актуализация знаний. Минутка чистописания
Учитель: - Ребята, отгадайте загадки, чтобы узнать какие буквы будем прописывать на минутке чистописания.
Эта буква широка
И похожа на жука.
И при этом точно жук
Издает жужжащий звук. (Ж)
Ах, табуретка хороша!
Перевернул и буква… (Ша)
- Дайте характеристику звуков букв ж, ш.
Ученики: - [ж]- согласный, звонкий, твёрдый, шипящий, [ш ]-согласный, глухой, твёрдый, шипящий, парный.
Учитель: - Пропишите одну строку с буквой Жж,вторую с буквой Шш.
III Целеполагание
Учитель: - Прочитайте предложение. Каких букв не хватает в словах?
У Паш. был рыж.й кот и маш.на.
Учитель: - Можно поставить «и», а можно и «ы». Сегодня на уроке нам предстоит решить эту проблему. Сформулируйте цель нашего урока.
Ученики: - Правописание жи, ши в словах.
IV. Изучение нового материала.
Учитель: - Дети, чтобы узнать какую всё-таки букву нужно вставить в слова, нам необходимо познакомиться с правилом в учебнике на стр. 116.
Ученики: - ЖИ и ШИ пиши с буквой и.
Учитель: - Вставьте в слова пропущенные буквы устно… В данных словах орфограмма не проверяема, а запоминаема, а слово «машина» является словарным. Запишите это предложение и подчеркните орфограмму жи, ши.
V. Закрепление пройденного материала
1) Работа с презентацией.
Учитель: - Ребята, давайте закрепим новое правило (на экране слова ,дети поднимают веер с пропущенной буквой )
верш.на, ландыш., камыш., ж.тели
нож., чертеж., крыш., еж.
луж., ж.знь, приш.вает ,карандаш.
ж.раф ,ж.лет, ш.шка, кувш.н
Учитель: - Молодцы! Зашуршали камыши:
“Только с И пишите ШИ!”
Им ответили ежи:
“Только с И пишите ЖИ!”
2 )Работа с учебником.
Учитель: - А к нам на урок пришли ежи с заданием из учебника стр. 118 упр. 6. Прочитайте задание и выполните его письменно в тетрадях, комментируя по очереди.
Ёж – ежи, ёрш – ерши, нож – ножи, чертёж – чертежи, камыш – камыши, стриж – стрижи, ковш – ковши.
Учитель: - Чем отличаются слова в паре? (ед. ч. и мн. ч.) Ежи предлагают немного отдохнуть.
Физминутка
Дети демонстрируют действия
Ёжик топал по тропинке
И грибочек нёс на спинке.
Ёжик топал не спеша,
Тихо листьями шурша.
А навстречу скачет зайка,
Длинноухий попрыгайка.
В огороде чьём-то ловко
Раздобыл косой морковку.
3 )Работа с карточками.
Учитель: - Отдохнули и сразу за работу, которую приготовили нам ежи. У каждого из вас на столе карточка, в которой напечатаны предложения с ошибками. Исправьте ошибки в словах, где они есть. После сверим с доской.
Наши машынки стоят в гараже.
У Серёжи и Алёши стрижы.
Чижык живёт на даче.
Стрижы – птицы, а ерши – рыбы.
У Дашы и Маши душистые ландышы.
Учитель: - Итак, кто справился без одной ошибки, молодцы! Ребята, допустившие ошибки, повторят правило, над которым мы работаем на уроке.
Ученики: - Жи и ши, жи и ши
С буквой и всегда пиши:
Мыши, ёжики, ужи,
Лыжи, лужи, камыши,
Чижи, ужи, ежи, стрижи –
Запомни слоги жи и ши.
VI .Самостоятельная работа в тетради.
Учитель: - Ребята, осталось выполнить последнее задание ежей, но оно сложное, так как работать нужно самостоятельно выполнить задание ,которое на карточке
Спиши слова, вставь пропущенные буквы.
Туч_ , пруж_ на, щ__ ка, ж__знь, ч_йник, уж_н, кувш_ н, ч_ ткий, щ_вель, дач_, беж_т, щебеч_т, ч_чело, ж_ раф, нач_ло.
Учитель: - Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга…Поднимите руку, кто правильно написал все слова. Умницы!
VII. Подведение итогов
- Какую тему изучали на уроке?
- Как будем писать буквосочетания жи и ши в словах?
VIII Рефлексия.
У: - С каким настроением заканчиваем урок?Дети ,а сейчас все подойдите к нашему дереву успеха . Урок окончен. Ежи благодарят вас за внимание.
Литература.
- учебник «Русский язык 1 кл.» В. П. Канакина;
- поурочные разработки по русскому языку О. Н. Крылова;
- презентацию Фокиной Л. П. «Правописание буквосочетаний жи, ши»;
- методические рекомендации «Начальная школа 2015-2016 год» Бойкина М. В.