СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по всеобщей истории, на котором дети  учатся анализировть исторические документы, работать с картой.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока»

Тема: Военные походы фараонов

Цель урока: подведение учащихся к пониманию причин и последствий военных походов фараонов Древнего Египта.

Задачи урока

Образовательные задачи:

- изучить причины, характер и последствия военных походов фараонов Древнего Египта, изучить состав египетского войска;

Развивающие задачи:

- продолжить формирование умений работать с исторической картой; формирование навыков работы с иллюстрациями;

Воспитательные задачи:

- развивать интерес к урокам истории Древнего мира, к прошлому человечества, формировать ответственное отношение к учебному труду

Планируемые результаты:

Метапредметные: развитие речи; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при работе с документом.

Предметные: развитие умений работать с учебником; овладение понятиями; изучить причины, характер и последствия военных походов фараонов Древнего Египта; продолжить формирование умений правильно работать с исторической картой; использовать документы и произведения искусства как исторический источник; продолжить формирование навыков работы с иллюстрациями учебника.

Личностные: воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитать интерес к урокам истории Древнего мира, к прошлому человечества.

Тип урока: ознакомление с новым материалом.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, деятельностный.

Оборудование Компьютер, мультимедиа, доска


ХОД УРОКА

Учитель(повторение пройденного)

– Какую большую тему мы изучаем? (Древний Египет.)

–Что вы уже узнали об этой стране на прошлых уроках?

Итак, сейчас мы с Вами напишем исторический диктант, это задание вам уже знакомо. Скажите, для чего мы пишем исторический диктант? (Чтобы проверить знание терминов)

Исторический диктант

1Шадуф 2Вельможи 3Налоги 4Гробница 5Фараон 6Дельта 7Мемфис 8Государство

9Каналы 10Средиземное море

Учитель:

1. Столица Египта

2. Водоем, в который впадает река Нил

3. Организация власти с войсками, стражниками, чиновниками и т.д.

4. Место впадения реки в море, где река разветвляется на несколько рукавов

5. Знатные люди

6. Правитель Египта

7. Специальные приспособления для поднятия воды

8. Специальные канавы, по которым вода поступает на поля

9. Часть урожая, которую земледельцы отдавали в казну

10.Место захоронения знатных египтян

Правильная цепочка: 7, 10, 8, 6, 2, 5, 1, 9, 3, 4

Далее дети выполняют самостоятельную работу.

делают взаимопроверку, меняясь листками с соседом по парте. После самопроверки и взаимопроверки учитель при помощи рук определяет оценки и листы передать.

-Расскажите что вам известно о Древнем Египте.( работа с картой)

Учитель обращает внимание учащихся на то, что с картой «Древний Египет» они уже знакомы. Ученик работает с картой, учитель фиксирует правильность работы с картой (работают ли учащиеся с легендой карты).

Учитель: (тема и постановка цели) Вы неплохо поработали и показали, что уже знаете о Египте. Но, конечно, многое еще предстоит узнать. Мы познакомились с жизнью вельмож и простых египтян: земледельцев и ремесленников и говорили о том, что фараон считал всех жителей Египта своими подчиненными.

Первая строка нового параграфа гласит: Фараоны своей главной задачей ставили – усиление собственной власти.

А на чем же держится власть? (выясняем).

А что будет если один из компонентов ослабнет? (дети отвечают).


ВЛАСТЬ




СИЛА ДЕНЬГИ АВТОРИТЕТ



А что нужно фараону, чтобы его власть в государстве была сильной?

Нужна СИЛА – боеспособное войско

Нужны ДЕНЬГИ – завоевательные походы, приносящие богатство

Нужен АВТОРИТЕТ – славные победы, религиозные верования (фараон – сын бога)

Вельможи вместе с фараонами участвовали в военных походах.

Вот с какими словами обращался фараон к подчиненным перед походом войска в Азию: «Клянусь любовью отца моего, бога Амона-Ра, мне по душе кратчайший путь. Сам встану впереди воинов. Да сокрушим врага внезапным нападением. И только так мы станем сильными» Обратите внимание на слайд 1, что здесь изображено? Как вы думаете, о чем мы сегодня будем вести речь?


Чтобы нам узнать об этом поподробнее, нужно найти ответы на следующие вопросы…

(план записан на доске, учитель зачитывает вопросы, которые являются пунктами плана).

План:

1.Египетское войско:

- вооружение;

- комплектование;

- виды;

2. Походы египетских фараонов:

- Цели военных походов;

- Направления завоевательных походов;

- Последствия походов Тутмоса III;

- Последствия военных походов для населения завоеванных стран и жителей Древнего Египта.

- Определите цель нашего урока. Цель урока: Рассмотреть в каких направлениях и с какой целью совершались военные походы и выявить их последствия

Учитель: Зачем же правители Египта совершали военные походы?

В книгах можно найти готовый ответ на этот вопрос. Но я предлагаю вам более интересный путь. Слайд 2

Учитель ставит вопрос: Зачем правители Египта совершали военные походы? (цели походов)

В повести писателя ХХ века Ивана Ефремова «На краю Ойкумены» рассказывается о путешествии древних египтян во главе со знатным вельможей Баурджедом вокруг Африки.

После долгих лет странствий путники вернулись на родину. Фараон, по приказу которого Баурджед отправился в путешествие, уже умер.

Задает задание: Прочитайте о встрече вельможи с новым правителем Египта и найдите ответ на поставленные вопросы.

1. О чем были помыслы нового правителя Египта?

- О покорении новых земель

2. Почему правители Египта стремились к захвату новых земель?

- Чтобы взять золото, рабов.


Фараон: Ты совершил неслыханные подвиги, перешел необозримые пространства.

Но ты вернулся с малой добычей, потерял много храбрых воинов и умелых рабов…

Я не порицаю тебя, ты выполнил волю моего божественного брата.
Но мне нужно знать, много ли воинов потребуется, чтобы разбить эти южные страны, хороши ли будут рабы тех племен, много ли драгоценных камней можно взять оттуда для украшения моего храма.

Баурд: Великий Дом, сын Гора, там много разных племен, не объединенных дружбой, и ни одно из них в отдельности не смогло бы противостоять твоему огромному войску…

Но южная земля велика, и людей там, как песка в западной пустыне, – все войско, весь народ Черной Земли растворился бы в ней подобно горсти соли, брошенной в воду. Мы не могли бы удержать завоеванного, ибо наша сила велика, покамест мы все вместе на нашей земле, как муравьи в муравейнике...

Фараон: Ты хочешь сказать, что мне и моему избранному богами народу не подвластны земли жалких негров?!
Вот как ты укреплял величие фараона в далеком мире!

Баурд: Сын Гора, жизнь, здоровье, сила…
я только хотел сказать, что мир так велик...


Цели военных походов фараонов: 1. Расширение владений Египта 2. Захват новых богатств 3.Приобретение рабов

Запоминаем:

2. А что же из себя представляла Египетская армия? Что такое армия?

Слайд 3.Армия – это организованные и обученные вооруженные силы государства.(записать) Слайд 4. Сейчас мы с вами выясним при помощи нашего источника, 1. из кого состояла армия фараона и 2. какое вооружение имела. Стр. 46, пункт 1 Слайд 5 (отвечаем)

Слайд 6Основную часть войска составляли пешие воины. Другим видом войск были боевые колесницы. (если время позволяет, то стр. 47, пункт 2, выяснить преимущества колесницы в бою) Отряды на колесницах могли преодолевать большие расстояния и внезапно нападать на противника.

Физминутка ( зрительная гимнастика)

Слайд7. 3. Завоевательные походы египетских фараонов

Фараон Тутмос III

Больше всех прославился успешными походами в другие страны фараон Тутмос III, который правил в Египте около 1500 г. до н. э.

На стр. 47, карта, Определите по карте, в какие страны совершали походы войска Тутмоса III?

Как проходили военные походы египтян?

Я предлагаю найти ответ на этот вопрос из подлинного древнеегипетского текста – из первоисточника! Это письменное свидетельство было обнаружено в древней гробнице. Слайд 8

Работа с историческим источником.

Учитель раздает текст документа о том, как проходила битва у города Мегиддо, (Из летописи Тутмоса III, высеченной на стенах храма Амона-Ра в Фивах – Хрестоматия по истории Древнего мира. М., 1987. С. 44-45.)

Учитель высвечивая на экране документ дает задание:

Выделите - красным цветом подтверждение, что фараон обладает силой;

- зеленым цветом богатство;

- синим цветом авторитет;

Из летописи Тутмоса III

Его величество отправился на золотой колеснице, украшенный своим боевым оружием… И враги увидели, что его величество одолевает их, и бежали стремглав в Мегиддо с лицами полными страха. Они бросили своих лошадей и свои золотые и серебряные колесницы, и их втаскивали с помощью одежд в этот город… И вот, если бы войско его величества не возымело намерения пограбить имущество врагов, оно бы овладело Мегиддо в этот миг…

Тогда были захвачены их лошади и их золотые и серебряные колесницы… Их ратники лежали, простершись на спине, как рабы, а победоносное войско его величества считало своё достояние… И все войско ликовало, воздавая славу Амону за победу, дарованную им своему сыну в этот день. Они воздали хвалу его величеству, превознося его победы.

(Осада крепости продолжалась 7 месяцев). И вот владетели этой страны приползли на животах, чтобы поклониться мощи его величества, чтобы испросить дыхание для своих носов, потому что велика его сила, потому что велика власть Амона над всеми чужеземными странами… И вот все владетели были приведены пред мощь его величества с их данью: серебром, золотом, лазуритом, бирюзой, зерном и вином, быками и мелким скотом.


5. Извлекаем последовательно из текста информацию.

Какие цели преследовали египтяне?

Цели похода египтян:– завоевание других народов,– захват рабов.

Как проходил поход египтян и чем он закончился? Бедуины оказали сопротивление врагам. Египтяне разгромили местные войска. Завоеватели действовали жестоко по отношению к населению страны. Египет одержал победу.

Посмотрим, что получал Египет от завоеванных территорий? ( если время есть, то стр. 48, п.3, первый абзац) Слайд 9. Запишем в тетрадь

Золото Медь Стада коз, овец, коров Рабы

5. Каково значение военных походов для развития Египта? Давайте подумаем? Что фараон получал от этих завоеваний? (богатства, территории, рабов) К чему это все привело? Каким стал Египет? Слайд 10.

Завоеванные территории Рабы Доходы от торговли Доходы от налогов

Расширение границ государства Военное превосходство Подъем хозяйства

Рост могущества Древнего Египта

Итак, какую цель мы ставили в начале нашего урока: Рассмотреть в каких направлениях и с какой целью совершались военные походы и выявить их значение. Удалось достичь нам цели? Проверим, обратите внимание на слайд 11.

  1. Зачем правители Египта совершали военные походы(Расширение владений Египта 2. Захват новых богатств 3.Приобретение рабов )

  2. Какой была армия египтян(мощной, боеспособной, мобильной)

  3. Чем прославился фараон Тутмос III (он совершал много завоевательных походов и расширил границы гос-ва)

  4. Как проходили военные походы (жестоко, победоносно)

  5. Как военные походы фараонов повлияли на развитие Древнеегипетского государства(возросло могущество Египта)

Рефлексия: Молодцы. Все узнали. А сейчас попробуем оценить свою работу на уроке. Одним из Семи чудес света являются пирамиды Египта. У меня три разных пирамиды - большая, поменьше и маленькая. Слайд12. Если вы все усвоили с урока, работать вам было легко - выбирайте большую пирамиду; если вам было интересно, но возникли трудности - среднюю, ну и если вам на уроке было скучно и трудно - маленькую.

Слайд 13. Открыли дневники. Д.з. п.9, р.т. стр. 21, зад. 28, оценки за работу на уроке будут выставлены в электронный журнал. Спасибо за урок.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!