СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока литературы по рассказу и.С.Тургенева "Бирюк"

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока»

Но что может быть интересного
в грубом, необразованном человеке?
Как что? – Его душа, ум, сердце, всё
то же, что и в образованном человеке.
В. Г. Белинский




- Добрый день, ребята! Мне приятно с вами познакомиться. Зовут меня Фарида Фаритовна, А вас как? Давайте хором скажем , как вас зовут? Ну вот и познакомились? Мы продолжаем работу над рассказом Ивана Сергеевича Тургенева «Бирюк». Сейчас прозвучит музыка Свиридова «Деревянная Русь». Вы внимательно послушайте ее, и потом мы поделимся впечатлениями, которые оставила эта музыка в душе каждого из нас.



- Итак, какое настроение возникло? Какую картину вы представили?

Ученики:

- Это создало у меня безысходное, тоскливое настроение, как будто душа болит.

- Я представила ветхие крестьянские избы, тощую клячу во дворе;

нищих людей, идущих по дороге.

- У меня возникла картина природы – вокруг высохшая степь. Очень грустно мне стало.

Перекликается ли это с вашим впечатлением о рассказе « Бирюк»?

Ученики:

- Рассказ оставляет в душе тяжелое чувство, как и музыка.

- Нищета, убогость, безысходность крестьянской жизни, переданные в рассказе, звучат и в музыке.

2. Музыка помогла нам настроиться на тему урока. Вдумчиво читая рассказ И.С.Тургенева «Бирюк», вы, ребята, заметили, ключевую фразу: «Я посмотрел кругом, - сердце во мне заныло».

-Почему так сказал автор?

-Что в рассказе помогает нам прочувствовать, увидеть трагичность этого произведения?

( большое место занимают художественные описания природы, внешности человека, обстановки жилища героя.)

-Значит как мы сформулируем тему сегодняшнего урока?Слайд

Цель нашего урока: заглянуть в творческую лабораторию Тургенева с тем, чтобы понять, какую роль играют художественные описания в раскрытии характера героя, проблем произведения. СЛАЙД

-Как мы называем термин, который показывает внешность героя? Описание помещения? Описание природы? (запишем в тетради)

3. Мы поработаем сейчас как литературоведы-исследователи, рассмотрим все художественные описания рассказа «Бирюк» по ходу развития сюжета. Трудную задачу легче решить сообща, поэтому будем работать в группах.



По каждому заданию выступает один представитель от группы (в карточке 3-4 задания).

Этот представитель выражает общее мнение группы.

Итак, работают три группы.

1, группа - с пейзажем;

2-я группа – с интерьером;

3- группа – с портретом;



Задания 1-й группе «Пейзаж»


1. Выразительно прочитать фрагмент текста с описанием начала грозы (« Гроза надвигалась… Дождь полил ручьями»).


2. Какие слова точно и образно передают состояние природы, краски, запахи. звука? (Назови ключевые слова. Какие части преобладают?)


3. Какие чувства вызывает у вас этот пейзаж?

4. Какова роль образа-символа грозы? Как пейзаж связан с развитием действия всего рассказа «Бирюк»?


ОТВЕТЫ УЧЕНИКОВ

-Тургенев – мастер пейзажа. Мы, читая тургеневское описание, будто слышим звуки природы, ощущаем запахи, видим краски. Этот фрагмент текста – описание начала грозы – настраивает нас на то, что впереди гроза, конфликт. У нас возникает чувство ожидания чего-то неприятного.

Роль этого пейзажа в развитии действия в том, что он передает ожидание, напряженность. Из этого эпизода становится ясно, что место действия – лес, герои связаны с лесом.

Уже в начале рассказа намечается параллель между человеком и природы.

В этом эпизоде обилие глаголов – «надвигалась», «поднималась», «неслись», «шевелились», «сменился», «густели», «загудел», «зашлепали» и так далее.

Гроза – движение.

Изменения в природе подчеркивают и усиливают прилагательные, причастия, наречия, (« медленно поднимались», «навстречу неслись», «тревожно шевелились и трепетали», «внезапно сменился», «залитые мраком», «резко застучали»), сложные предложения.

Ученики:

- При свете молнии и звуках дождя мы видим лесника, его избу, мужика. «Тёмно – синее небо», «тяжелые громады туч», «длинные молнии» - это фон, на котором происходит действие рассказа. Можно считать, что пейзаж в рассказе «Бирюк» - это одно из действующих лиц.

- Появление каждого героя связано с молнией, дождем, грозой. «Белая молния озарила лесника с голову до ног…», «..при свете молнии увидал небольшую избушку», «небо продолжало расчищаться…», «дождик начал опять накрапывать и скоро полил ручьями…», «дождик всё не переставал…»

  • Дождик в этом рассказе помогает понять происходящее, особенно конфликт, разворачивающийся между мужиком и лесником, и позицию рассказчика

  • Гроза и дождь показывают не только явления природы, но и внутреннее состояние героев. Гроза – символ конфликта. Пейзаж помогает понять нам характеры героев, проблемы взаимоотношения людей.

ВЫВОДЫ УЧИТЕЛЯ

Пейзаж выполняет разные функции в произведении: он может передавать или оттенять настроение героев, а может выражать отношение автора к происходящему. В этом рассказе пейзаж – говорящий фон. Пейзаж передает отношение автора к происходящему. Конфликт разрешается на фоне дождя. Автор одушевляет, очеловечивает природу. В рассказе «Бирюк» природа плачет – идет дождь.

Этим автор выражает неприятие таких человеческих отношений. Гроза – образ-символ в рассказе. Это не только явление природы. Бирюк – гроза воров, гроза – психологическое состояние мужика, его страх, отчаяние, перешедшее в гнев.

Проблема «Природа – человек» получила здесь свое отражение.



Задания 2-й группе «Интерьер»

1. Художественное рассказывание (описание жилища Бирюка).

2. С каким чувством охотник-рассказчик описывает избу Бирюка?

Как это описание помогает понять характер героя?

3. Какие слова в описании являются ключевыми?

Сделайте вывод, для чего нужно в этом рассказе описание избы?

(Путь от описания жилища (интерьера) к пониманию характера героя.)

Ученики: - Изба лесника была низкой и пустой, закоптелой и убогой.В центре избы висела люлька, рядом стояла крошечная скамейка, в углу лежала груда тряпок, на лавке-ружье. Даже лучина на столе горела печально. Сердце у рассказчика охотника защемило от этой невеселой картины.

- Убожество избы подчёркивают существительные и прилагательные: «изорванный тулуп», «груда тряпок», «два горшка», «лучина», «люлька», «фонарь».

- Интерьер показывает нищету лесника. Благодаря этому описанию мы глубже понимаем характер Бирюка, его угрюмость, замкнутость, одиночество. За свою усердную службу он ничего не имеет. Он служит «не за страх, а за совесть».



Задания 3-й группе «Портрет»

1. Художественное рассказывание (описание внешности главного героя).

2. Что мы узнали о Бирюке благодаря этому портрету? Как портрет помогает понять характер героя?

3. Почему лесник, человек, близкий к природе, тонко чувствующий её, удостоился такого прозвища Бирюк?

4. Что означает «бирюк» (по словарю В.И.Даля)?

5. Как портрет мужика-вора помогает читателю понять его поступок!

6. Для чего в произведении нужен портрет?


Соответствует ли это прозвище правде о леснике?

Что сделало героя нелюдимым и угрюмым?

Ученики:

- Бирюк высокий, физически крепкий мужчина.

Выражения лица его суровое и непривлекательное. Черная борода закрывала наполовину его лицо, глаза сияли смелостью и мужеством.

- Бирюк немногословен. Он честно исполняет свои обязанности по охране леса. Чувство долга превыше всего. Лесник сам нищ, он понимает причину воровства. Чувство совести и сострадания борются в нем. Это наложило отпечаток на его характер.

-По словарю В.И. Даля, «БИРЮК» имеет несколько значений: 1) зверь, волк 2) нелюдимый, угрюмый человек. «Русский народ на прозвища мастер». Наш герой - действительно нелюдимый и замкнутый. Его сделала таким жизнь: положение лесничего, ненависть мужиков, одиночество. Жена его бросила, оставила ему двух детей. Поэтому бирюк и озлобился. Но человек, близкий к природе, любящий и берегущий каждое деревце и кустик, не может быть плохим. И хотя мужик – вор несколько раз в порыве гнева называют его «зверем», Бирюк способен сочувствовать. Конец рассказа для меня неожиданный.

- В душе Бирюка победило сострадание к мужику. Хотя он сам недоволен этим. Характер у этого человека сложный и противоречивый. « Я тоже человек подневольный; с меня взыщут. Вас баловать тоже не приходиться», - так Бирюк объясняет свою позицию.

Ученики:

- Мокрый, в лохмотьях, с длинной растрепанной бородой, с дряной лошаденкой, мужик-вор вызывает у нас жалость. Тургенев показывает его «испитое, морщинистое лицо», «беспокойные глаза». Сначала он был страшно испуган, пытался оправдаться, взывал к жалости Бирюка. «Мужика подёргивало», он «встряхивал головой и дышал неровно», говорил «с унылым отчаянием»: «Отпусти… с голодухи…» -отпусти…,-кричал «жалобно, по-заячьи». Видя, что не пробиться к сердцу Бирюка и не дождаться сочувствия, мужик изменил своё поведение

- Мужик вошёл в гнев, проклиная лесника: «Душегубец ты зверь, погибели на тебя нету». Изменился портрет мужика: «Глаза у него загорелись», «на лице выступила краска», говорит он, «прищурив глаза», «свирепым голосом».

Выражение лица героя, речь и поведение помогают понять характер. Портрет – одно из средств создания образа героя, часть его характеристики. Благодаря портрету мы представляем героев, глубже понимаем авторскую мысль.

Портрет
Молодец, высокого роста, плечист, сложен на славу, могучие мышцы, черная борода, суровое и мужественное лицо, смелые глаза Суровый, мужественный, красивый
- Что во внешности Бирюка нравится Тургеневу? Молодец «высокого роста, плечист и сложен на славу», «могучие мышцы», «суровое и мужественное лицо», «смело глядели глаза», «силён и ловок, как бес», богатырь. Не боится грозы, он сам «гроза» для воров.


ФИЗМИНУТКА.

-Ребята , встаньте, пожалуйста. Немного отдохнем.

А теперь, ребята, встать,

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять.

Наклонитесь вправо, влево.

И берись смелей за дело.



4. Подведем итоги.

Все художественные описания в рассказе тесно взаимосвязаны, переплетены между собой. Они помогают понять смысл произведения.

Сделаем вывод.

Что хотел сказать нам автор? В чем смысл произведения, проведенный через всеединство образов?

Ученики:

  • Тургенев показал, как тяжела крестьянская жизнь, какой отпечаток накладывает на людей крепостное право, на характеры крестьян, их отношения.

  • От описания крестьянского быта Тургенева шёл к показу души и характера русского мужика.

  • Это особенно грустно наблюдать на фоне природы, где царит мир, покой, гармония.

Тургенева волновала судьба Росси, тревожили ее проблемы. Он сочувствует крестьянам и пытается пробудить эти чувства в своих читателях - современниках (а это были дворяне, владельцы крепостных душ).

Обратимся к цитате – « Я посмотрел кругом, - сердце во мне заныло».

Кому принадлежат эти слова и когда они сказаны?

Эта фраза образно выражает идею рассказа. Это впечатление от убогого жилища Бирюка можно рассматривать как впечатление от крепостной России вообще.







. Анализ текста. Характеристика персонажа
- Каково настоящее имя Бирюка? Имя – Фома Кузьмич, но все называют его Бирюком.
- Что обозначает прозвище - Бирюк? Бирюк- это прозвище (одинокий и угрюмый человек). Бирюком называют ВОЛКА.
- Кто прозвал лесника Бирюком? Лесника так прозвали мужики.
- Откуда его прозвище известно барину – Тургеневу? (Стр. 242. «от моего Ермолая и от других я часто слышал рассказы о леснике Бирюке…»).
- Какой вывод можно сделать? Ни с кем не общается, угрюм, его не любят, он одинок, его считают волком, зверем, можно пожалеть героя.


Отношение Бирюка к работе
Мастер своего дела, вязанки хвороста не даст утащить, никому спуску не дает, господский хлеб даром не ест Очень строгий, жестокий,
добросовестный работник
• Как объясняет Бирюк Тургеневу свое отношение к работе? Очень добросовестный, неподкупный.

- Почему мужикам-крестьянам приходится воровать в лесу? Он пытался объяснить Бирюку причину того, почему он пришел в лес воровать: «с голодухи, разорены, с голодухи, детки пищат, нужда».

Отношение к Бирюку мужиков – крестьян (в том числе и вора)
Сжить хотят со свету, да не дается. Его мужик-вор называет кровопийцей, душегубцем, зверем (3 раза) Его ненавидят, хотят убить, сочувствуем ему
• Почему мужики ненавидят Бирюка? Именно потому, что он ответственно и честно выполняет свою работу, не позволяет воровать, с ним крестьяне и не общаются. За строгость, честность и даже жёсткость его не любят, считают волком, зверем. «Уж не раз добрые люди его сжить со свету собирались».
- Как называет Бирюка пойманный им мужик-вор? Его мужик-вор называет кровопийцей, душегубцем, зверем (3 раза).

Отношение самого Бирюка к мужику-вору Поймал его во время преступления, связал кушаком и хочет наказать, но все же отпускает, выталкивает из избы Жестокий, но жалеет,
понимает беду мужика и отпускает, берет вину на себя
- Понимает ли Бирюк, почему мужик пришел воровать лес? Несмотря на то, что Фома и сам находится в таком же положении, он отвечает мужику, что все равно нельзя воровать.

- Жалеет ли вора Бирюк или нет? Жестокий, но жалеет,
- Кого накажут за срубленное дерево? Бирюк говорит в разговоре с мужиком: «Я тоже человек подневольный, с меня взыщут».

- Почему Бирюк отпускает вора? Легко ли ему принять такое решение? Легко ли беречь барский лес? Фома и сам так же бедно живет, как мужик, он понимает крестьянина, сочувствует ему, Фома умеет сострадать, сопереживать, он добрый. Прощает мужику жестокие оскорбления: «кровопийца, душегубец, зверь». Нет, Бирюк не кровопийца, он не злой Понимает беду мужика и отпускает, берет вину на себя.

Быт Бирюка, его семейное положение. Жена сбежала, живет с двумя детьми: девочка 12-ти лет, грудной ребенок. Изба низкая, пустая, бедность, нет хлеба и чая жена не выдержала характера Бирюка. ответственен за своих детей
очень беден, несчастен, автор его жалеет
- Какие чувства испытывает Тургенев, видя, как живет Бирюк? «Изба лесника состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой». «Изодранный тулуп». Кушать нечего. Двое детей. «Я посмотрел кругом,- сердце во мне заныло».
-Счастлив ли Бирюк?
- Почему от него сбежала жена?




III. Итог урока. Реализация воспитательной цели урока.
Цель этапа: подведение итога урока.
1. Беседа
- Один из бывших крепостных Тургенева вспоминал спустя время: «Бабушка и мать говорили мне, что почти все лица, упоминаемые в «Записках охотника», не выдуманные, а списанные с живых людей, даже имена их настоящие: был Ермолай…, был Бирюк, которого в лесу убили свои же крестьяне…»
Все – таки добрый, мужественный, честный Бирюк погиб от рук своих же крестьян. И возникает вопрос: почему такой славный человек, одаренный от природы многими положительными качествами, жил в нищете, в условиях, вызывающих жалость? Бирюка ценил барин, доверял ему свой лес. Почему же Бирюк живет ничуть не лучше, чем остальные крестьяне? Почему погиб из-за того, что честно выполнял свою работу? Кто в этом виноват (или что)?

(ответ: Бирюк говорит: «Я человек подневольный». Насколько подневольный? Такой же подневольный, как и другие крестьяне – он крепостной. А барин, видимо, очень жадный, потому что обдирает своих крестьян до нитки, и они вынуждены воровать, чтобы прокормиться. И даже о Бирюке, которого барин ценит как работника, которому доверяет, он не заботится. И даже взыскивает с него недоимки. Виновато в ужасной жизни людей и в смерти Бирюка крепостное право. Из-за него крестьяне голодали и воровали. Из-за него Бирюк тщательно охранял лес, не позволял воровать крестьянам. Но крепостным очень тяжело жилось, у них не было другого выхода, кроме как воровать, а Бирюк был помехой, поэтому его и убили).

- Крепостное право. В произведении нет прямого протеста против него. И все же рассказ – обвинительный акт крепостному праву (идея произведения). И не только крепостному праву, но и вообще насилию над личностью человека. Когда мы чувствуем, что Тургенев нам об этом говорит?

(ответ: мы чувствуем это в словах крестьянина – вора, когда он в отчаянии выкрикивает обвинения Бирюку, да и образ Бирюка – это протест против крепостного права и насилия над человеком).

- Попробуйте ответить на вопрос, сформулированный в теме урока? Почему несчастен Бирюк и другие крестьяне – герои рассказа?

2. Рефлексия.

- Какие чувства в вас пробудил этот урок?


- Какие знания вы сегодня получили на уроке?
- Чем на уроке вы порадовали учителя, одноклассников?
- Какое у вас настроение от урока?

- Ребята, я благодарю вас за урок и желаю каждому из вас иметь большое и доброе сердце и всегда сохранять человеческое достоинство.
IV. Домашнее задание.
Цель этапа: сообщение и разъяснение содержания домашнего задания.
1.Д/з: Написать сочинение-миниатюру на тему: «Каким я увидел главного героя рассказа?»

2. Составить 10 тестов к рассказу «Бирюк»

3.Внеклассное чтение . «Хорь и Калиныч» (из сборника «Записки охотника»).







































В литературоведении различаются три вида художественных описаний: портрет, пейзаж и интерьер. Портрет, пейзаж и интерьер – виды художественных описаний, поэтому ведущий тип речи в них – описание, т.е. опора на речевые средства, выражающие авторскую оценку. К таким средствам относятся, в первую очередь, прилагательные, причастия, существительные и наречии.

Портрет в литературном произведении – это вид художественного описания, в котором изображается внешний облик персонажа с тех сторон, которые наиболее ярко представляют его в авторском видении. Портрет является одним из важнейших средств характеристики литературного героя.

Интерьер в литературе – художественное описание внутреннего вида помещений. Он играет важную роль в характеристике героя, создании атмосферы, необходимой для воплощения авторского замысла.

Пейзаж – одно из важнейших средств раскрытия авторского замысла. Он помогает понять состояние героя, противопоставить окружающий мир человеческим убеждениям.



В литературоведении различаются три вида художественных описаний: портрет, пейзаж и интерьер. Портрет, пейзаж и интерьер – виды художественных описаний, поэтому ведущий тип речи в них – описание, т.е. опора на речевые средства, выражающие авторскую оценку. К таким средствам относятся, в первую очередь, прилагательные, причастия, существительные и наречии.

Портрет в литературном произведении – это вид художественного описания, в котором изображается внешний облик персонажа с тех сторон, которые наиболее ярко представляют его в авторском видении. Портрет является одним из важнейших средств характеристики литературного героя.

Интерьер в литературе – художественное описание внутреннего вида помещений. Он играет важную роль в характеристике героя, создании атмосферы, необходимой для воплощения авторского замысла.

Пейзаж – одно из важнейших средств раскрытия авторского замысла. Он помогает понять состояние героя, противопоставить окружающий мир человеческим убеждениям.















В литературоведении различаются три вида художественных описаний: портрет, пейзаж и интерьер. Портрет, пейзаж и интерьер – виды художественных описаний, поэтому ведущий тип речи в них – описание, т.е. опора на речевые средства, выражающие авторскую оценку. К таким средствам относятся, в первую очередь, прилагательные, причастия, существительные и наречии.

Портрет в литературном произведении – это вид художественного описания, в котором изображается внешний облик персонажа с тех сторон, которые наиболее ярко представляют его в авторском видении. Портрет является одним из важнейших средств характеристики литературного героя.

Интерьер в литературе – художественное описание внутреннего вида помещений. Он играет важную роль в характеристике героя, создании атмосферы, необходимой для воплощения авторского замысла.

Пейзаж – одно из важнейших средств раскрытия авторского замысла. Он помогает понять состояние героя, противопоставить окружающий мир человеческим убеждениям.



В литературоведении различаются три вида художественных описаний: портрет, пейзаж и интерьер. Портрет, пейзаж и интерьер – виды художественных описаний, поэтому ведущий тип речи в них – описание, т.е. опора на речевые средства, выражающие авторскую оценку. К таким средствам относятся, в первую очередь, прилагательные, причастия, существительные и наречии.

Портрет в литературном произведении – это вид художественного описания, в котором изображается внешний облик персонажа с тех сторон, которые наиболее ярко представляют его в авторском видении. Портрет является одним из важнейших средств характеристики литературного героя.

Интерьер в литературе – художественное описание внутреннего вида помещений. Он играет важную роль в характеристике героя, создании атмосферы, необходимой для воплощения авторского замысла.

Пейзаж – одно из важнейших средств раскрытия авторского замысла. Он помогает понять состояние героя, противопоставить окружающий мир человеческим убеждениям.







8